Введение. - Предмет «Сценическая речь»

- Предмет «Сценическая речь». Его цели и задачи.

- Концентрация внимания. Свобода мышц.

Стр. 81

Дыхание

- Понятие «дыхание в жизни» и «дыхание на сцене».

Нахождение, укрепление и активизация мышц дыхатель­но-голосовой опоры.

Развитие носового дыхания.

Понятие «Вдох» «Добор». Фиксированный выдох. Длинный выдох.

Упражнения, связанные с развитием* и закреплением полученных навыков. Голосоведение

Основное положение речевого аппарата. Воспитание начальных навыков фонации. Работа по нахождению и использованию резонаторов. «Закрытый» звук.

«Вывод» звука.

Развитие слуха. Групповое звучание. Звучание по голосовым регистрам. Расширение диапазона. Упражнения на закрепление полученных навыков. Дикция

Выявление индивидуальных речевых недостатков. Активизация частей речевого аппарата (артикуляция) Установка гласных звуков. (И-Э-А-О-У-Ы, е-я-е-ю) Установка согласных звуков, деление на группы по месту и способу их образования:

П,Б,В,Ф К,Г,Х С,3,Ц Т,ТЬ,Д,ДЬ

М, Н, Л, Р Ч, Ш, Ж, Щ

(Материал рассчитан на два семестра.)

- Интонационные конструкции (вопрос - ответ и др.). Упражнения на закрепление полученных навыков на основе словесного действия.

Орфоэпия(теория и практика)

- Нормы литературного языка. Работа со словарем

Отличие устной и письменной речи Старомосковское и современное произношение Ударение в слове

Стр. 82

Произношение безударных гласных Произношение согласных звуков Произношение отдельных грамматических форм Произношение заимствованных слов Орфоэпический разбор текстов

Первый семестр заканчивается зачетом по сценической речи. На зачете студенты должны продемонстрировать полученные на­выки по всем разделам предмета, пройденным за семестр.

Примерный план зачета

1. Упражнения по дыханию и голосу (общие и индивидуальные)

2. Артикуляционная гимнастика (общая)

3. Дикционная разминка (общая и индивидуальная)

а) Гласные звуки

б) Согласные звуки. «Больные» звуки

4. Пословицы, чистоговорки, этюды, споры (индивидуальные и парные)

5. Русская народная сказка

6. Цитаты

Второй семестр(17 недель)

Дыхание

Продолжение работы над укреплением мышц дыхательно-голосовой опоры

- Дыхание в речи Дыхание в движении

Упражнения, направленные на закрепление полученных навыков Голосоведение

- Нахождение и укрепление голосового центра. Индивидуальное голосоведение

«Посыл» звука Слабый и сильный звук

Стр. 83

Развитие диапазона голоса. Использование трех голосовых регистров

Упражнения, направленные на закрепление полученных навыков

Дикция

Артикуляционная гимнастика

Завершение установки согласных звуков

Дальнейшая работа над исправлением* индивидуальных речевых недостатков на материале скороговорок

Наши рекомендации