Экскурсии _ фОрМа организации обуче-1 ния, которая позволяет проводить наблю­дения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях.

Отличия от урока: проводится вне класса, не имеет строгого разграничения во времени, может проводиться не учителем, состав учащихся может отличаться от состава класса. Класси­фикация экскурсий: по месту в учебном процессе— вводные, те­кущие, обобщающие; по содержанию— предметные, комплекс­ные; по месту проведения— природоведческие, производствен­ные, исторические, культурологические. Экскурсия в дидактиче­ском плане может быть использована на любом этапе: с целью введения в тему и как способ получения новой информации, для закрепления и углубления уже имеющихся знаний. Во время нее могут применяться все методы обучения.

Любая экскурсия должна быть хорошо подготовлена. Учи­тель определяет в соответствии с учебной программой и кален­дарным планом тему, цель, время и место проведения, состав­ляет план проведения, продумывая способы максимального включения в подготовку и обработку результатов всех уча­щихся, если проводит не сам, необходима консультация с ли­цом, которое будет проводить экскурсию, даже если это экс­курсовод: надо четко обозначить возраст детей, круг вопросов, которые следует обязательно осветить по ходу экскурсии, осо­бенности класса и др. Учитель обязан заблаговременно выбрать и осмотреть место и объекты, которые нужно будет посетить и пронаблюдать, заранее продумать послеэкскурси-онную работу. Учащиеся готовят фотоаппараты, видеокаме­ры, тетради, альбомы, карандаши и т. п. Они должны либо на уроке под руководством педагога или по его заданию самосто­ятельно познакомиться с необходимой предварительной ин­формацией. До проведения экскурсии проводится беседа по правилам уличного движения и, если нужно, беседа по техни-

ке безопасности. Учитель должен обращать особое внимание на то, чтобы в ходе экскурсии дети усвоили сущность на­блюдаемых вещей и явлений. По ходу они делают записи, зарисовки, ведут съемку, педагог показывает, дополняет, уточняет, отвечает на вопросы учащихся и ставит вопросы сам.

После экскурсии, либо сразу же на месте, или по возвраще­нии в класс проводится обобщающая беседа с целью выяснения, что и как поняли ученики, что необходимо уточнить, на что еще раз обратить внимание. Как правило, по материалам экскурсии выполняются письменные работы (сочинения, отзывы, описа­ния и т. п.), по собранному и подготовленному наглядному ма­териалу составляются альбомы, оформляются стенды.

Экскурсии могут проводиться с учащимися всех классов почти по всем предметам. В младших классах они имеют боль­шое значение для объяснительного чтения, и прежде всего не­обходимы в курсе природоведения для знакомства с окружаю­щим миром. В средних и старших классах при изучении наук о природе и таких предметов, как география и история, они способствуют расширению кругозора учащихся. Экскурсии особенно содействуют осуществлению политехнического ха­рактера обучения, так как проводятся не только на природе, но и на промышленных и сельскохозяйственных предпри­ятиях, на электростанции.

В начальной школе экскурсия является наиболее действен­ной, так как учащиеся младших классов лучше всего усваива­ют знания тогда, когда им непосредственно показывают вещи и явления. Экскурсии в любой возрастной группе вызывают заинтересованность и положительное отношение участников. В образовательно-развивающем плане она способствует на­коплению школьниками научных, жизненных фактов, обога­щает зрительными образами содержание учебного процесса, обучает умению замечать отдельные факты, подробности, де­тали, их место в общей системе взаимодействующих явлений и способствует развитию наблюдательности, эмпирического мышления, памяти. Экскурсия воспитывает любознатель­ность, внимательность, визуальную культуру, нравственно-эстетическое отношение к действительности.

Наши рекомендации