Экскурсии _ фОрМа организации обуче-1 ния, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях.
Отличия от урока: проводится вне класса, не имеет строгого разграничения во времени, может проводиться не учителем, состав учащихся может отличаться от состава класса. Классификация экскурсий: по месту в учебном процессе— вводные, текущие, обобщающие; по содержанию— предметные, комплексные; по месту проведения— природоведческие, производственные, исторические, культурологические. Экскурсия в дидактическом плане может быть использована на любом этапе: с целью введения в тему и как способ получения новой информации, для закрепления и углубления уже имеющихся знаний. Во время нее могут применяться все методы обучения.
Любая экскурсия должна быть хорошо подготовлена. Учитель определяет в соответствии с учебной программой и календарным планом тему, цель, время и место проведения, составляет план проведения, продумывая способы максимального включения в подготовку и обработку результатов всех учащихся, если проводит не сам, необходима консультация с лицом, которое будет проводить экскурсию, даже если это экскурсовод: надо четко обозначить возраст детей, круг вопросов, которые следует обязательно осветить по ходу экскурсии, особенности класса и др. Учитель обязан заблаговременно выбрать и осмотреть место и объекты, которые нужно будет посетить и пронаблюдать, заранее продумать послеэкскурси-онную работу. Учащиеся готовят фотоаппараты, видеокамеры, тетради, альбомы, карандаши и т. п. Они должны либо на уроке под руководством педагога или по его заданию самостоятельно познакомиться с необходимой предварительной информацией. До проведения экскурсии проводится беседа по правилам уличного движения и, если нужно, беседа по техни-
ке безопасности. Учитель должен обращать особое внимание на то, чтобы в ходе экскурсии дети усвоили сущность наблюдаемых вещей и явлений. По ходу они делают записи, зарисовки, ведут съемку, педагог показывает, дополняет, уточняет, отвечает на вопросы учащихся и ставит вопросы сам.
После экскурсии, либо сразу же на месте, или по возвращении в класс проводится обобщающая беседа с целью выяснения, что и как поняли ученики, что необходимо уточнить, на что еще раз обратить внимание. Как правило, по материалам экскурсии выполняются письменные работы (сочинения, отзывы, описания и т. п.), по собранному и подготовленному наглядному материалу составляются альбомы, оформляются стенды.
Экскурсии могут проводиться с учащимися всех классов почти по всем предметам. В младших классах они имеют большое значение для объяснительного чтения, и прежде всего необходимы в курсе природоведения для знакомства с окружающим миром. В средних и старших классах при изучении наук о природе и таких предметов, как география и история, они способствуют расширению кругозора учащихся. Экскурсии особенно содействуют осуществлению политехнического характера обучения, так как проводятся не только на природе, но и на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, на электростанции.
В начальной школе экскурсия является наиболее действенной, так как учащиеся младших классов лучше всего усваивают знания тогда, когда им непосредственно показывают вещи и явления. Экскурсии в любой возрастной группе вызывают заинтересованность и положительное отношение участников. В образовательно-развивающем плане она способствует накоплению школьниками научных, жизненных фактов, обогащает зрительными образами содержание учебного процесса, обучает умению замечать отдельные факты, подробности, детали, их место в общей системе взаимодействующих явлений и способствует развитию наблюдательности, эмпирического мышления, памяти. Экскурсия воспитывает любознательность, внимательность, визуальную культуру, нравственно-эстетическое отношение к действительности.