Создание коррекционно-развивающей среды занятий
Современная наука и практика убедительно доказали, что максимальной коррекции дефекта можно добиться только в специально созданных условиях, учитывающих возраст ребенка, характер имеющихся нарушений, их сочетание с другими психологическими особенностями и нацеленных на реализацию потенциальных возможностей каждого ребенка. А это означает, что построение коррекционной среды должно соответствовать решению в единстве задач трех направлений:
— коррекционного — исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития;
— развивающего — оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития;
— профилактического — предупреждение вторичных отклонений и нарушений развития.
Под коррекционно-развивающей средой занятий мы подразумеваем совокупность условий, влияющих на коррекционный процесс. Рассмотрим основные из них.
Важным условием полноценного сенсорного воспитания, особенно детей с интеллектуальной недостаточностью, является специально организованная предметно-пространственная развивающая среда: сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия, т. е. создание кабинета для организации коррекционных занятий по развитию сенсорных процессов. Основные требования к предметно-развивающей среде — это оптимальная насыщенность, целостность, многофункциональность, возможность трансформирования.
Опираясь на разработанные в психологической литературе (Л. С. Выготский, Л. А. Венгер, В. Г. Петрова, С. Я. Рубинштейн и др.) подходы к формированию любой психической функции в онтогенезе, мы условно разделили весь используемый дидактический материал для проведения занятий по сенсорному развитию на несколько групп:
— функционально ориентированные игрушкии пособия для развития сенсомоторных функций: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, «почтовые (проблемные) ящики», плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото и др. Интересны и полезны материалы для сенсорного развития, разработанные М. Монтессори, на основе которых созданы различные современные модификации (вкладыши — формы, объекты для сериации, различного вида предметы-головоломки и др.);
— полифункциональные материалы — это объемные набивные модули (сенсорные модули), крупные (напольные) кнопочные конструкторы, полусферы и др.;
— игрушки и пособия для развития общей и мелкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики: шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, кегли, флажки, гимнастические ленты, «сенсорная тропа» для ног, массажный коврик и др.;
— природный материал: коллекции плодов, семян, минералов, тополиный пух, мох, засушенные растения и др., которые не только способствуют овладению познавательными средствами (свойства, качества, конструкция, величина и др.), но и стимулируют развитие координации рук и глаз мелкой моторики ребенка;
— оборудование для занятий, музыкой, ритмикой: магнитофон, видеомагнитофон, набор аудио- и видеокассет, звучащие музыкальные инструменты и др.;
— разнообразный арсенал техники арттерапии: различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, костюмов; предметы оперирования — игрушки, имитирующие реальные предметы; игрушки-маркеры — своеобразные знаки пространства — игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой она происходит (например, кукольная комната);
— иллюстративный и образно-символический материал: схемы-планы пространственного расположения предметов, условные схематические изображения предметов, специально разработанные так называемые наглядные пособия, репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие установлению сходства и различия, классификационных признаков, определению временных последовательностей, пространственных отношений (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок и т. п.);
— наглядно-графические модели: поэлементная схема, технологические (инструкционные) карты, нерасчлененные контурные образцы, чертежи, чертежи-карты и др., подводящие ребенка к скрытым от реального действия, более абстрактным и обобщенным связям между предметами и явлениями окружающего мира, их составляющими;
— нормативно-знаковый материал(наборы цифр и букв, алфавитные таблицы и др.), т. е. материал, который способствует овладению ребенком универсальными человеческими средствами внутренней мыслительной деятельности;
— материалы и принадлежности для изобразительной деятельности: изобразительные материалы для рисования, аппликации, лепки, выполнения графических заданий.
Весь дидактический материал должен отвечать требованиям гигиены, безопасности и эстетики, иметь коррекционно-развивающую направленность.
Проведение коррекционных занятий предполагает наличие в кабинете дидактических игр разного вида.
Дидактические игры(настольно-печатные, с предметами, словесные) имеют обучающий эффект, и в этом их основная ценность. Специально подобранные по разным разделам, они помогают целенаправленно решать задачи сенсорного воспитания детей.
Игра способствует накоплению запаса ярких конкретных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, активизирует познавательную деятельность ребенка. Воспитывается сосредоточенность, внимание, настойчивость, развиваются познавательные способности, происходит овладение языком, коррекция психических функций, социальных отношений. Игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию.
Все дидактические игры, используемые на коррекционных занятиях, условно можно разделить на две подгруппы:
— игры на познание и закрепление свойств окружающих предметов, направленные на развитие тактильных ощущений, зрительного, слухового восприятия, развитие обоняния, вкусовых ощущений;
— игры, направленные на познание себя, своих мышечных ощущений, на кинетическое и кинестетическое развитие, осознание себя в окружающем пространстве (игры динамического и статического характера, связанные с движением и удержанием позы, определением своего местоположения).
Педагог-психолог должен четко представлять, какие материалы, доступные для использования детьми с определенным уровнем подготовленности, нужны для того или иного вида деятельности. Одновременно следует учитывать, что однообразие материала на занятии, использование его в одних и тех же вариантах вызывают угасание интереса, интеллектуальную пассивность.
Педагогически целостная сбалансированная среда должна обеспечивать каждый вид деятельности, организуемый педагогом, и в целом способствовать достижению развивающего эффекта. Рассмотрим для примера некоторые виды деятельности, используемые на коррекционных занятиях.
В процессе изобразительной (продуктивной) деятельностис разными материалами дети знакомятся с разнообразием их фактуры, получают широкие представления о возможностях использования, способах обработки, определяют характерные качества и свойства. Действия с материалами и инструментами (кистью, клеем, ножницами, красками, бумагой, тканью и др.) имеют общеразвивающий эффект, положительно влияют на формирование эстетических чувств и художественного вкуса ребенка, воспитывают такие ценные качества личности, как целенаправленность, волевая регуляция, самостоятельность, инициатива, аккуратность, умение работать в коллективе. Кроме того, они способствуют развитию координации движений обеих рук, действий рук и глаз, выработке точности движений и др.
Систематические занятия конструированиеминтенсивно развивают у детей сенсорные и умственные способности. Формируется умение целенаправленно обследовать предметы, сравнивать их между собой, выделять в них общее и различное, делать умозаключения и обобщения, творчески мыслить. Действуя со строительным материалом, дети знакомятся с отдельными свойствами и характеристиками геометрических тел, учатся устанавливать отношения и связи между деталями и предметами, преобразовывать предметные отношения различными способами (надстраиванием, перестраиванием, комбинированием и др.), овладевают пространственными отношениями и навыками моделирования пространства, чтением графических моделей и простых схем-планов.
В процессе конструирования из крупных модулей осваивается как плоскостное, так и объемное пространство. Кроме того, ребенок ощущает объем, вес составляющих конструкции, делает выводы об их устойчивости и полифункциональности. У ребенка задействованы мелкие и крупные мышцы тела, что способствует развитию его сенсорной сферы, координации движений.
Конструирование из мелкогабаритных деталей позволяет с наименьшими затратами сил и времени реализовать свой замысел, который впоследствии может быть воплощен в крупногабаритной конструкции. Наличие сомасштабных деталей в крупногабаритных конструкторах существенно влияет на развитие у детей пространственных представлений и глазомера, чувства пропорции, технического мышления. Дети овладевают умением планировать свою деятельность, добиваться результата, адекватно оценивать его и давать полный отчет о работе.
Музыкально-ритмическая деятельностьпредставляет собой синтез музыки и движения. Использование элементов музыкально-ритмической деятельности на коррекционных занятиях имеет особое значение. Музыка — вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах и активно воздействующий на психику человека. Первоначальное приобщение детей к музыке через обучение их воспринимать на слух некоторые музыкальные характеристики (темп, высота тона, громкость звучания, ритм), различать звучание отдельных музыкальных инструментов (дудочка, балалайка, гармошка, пианино и др.) способствуют более полному восприятию окружающей действительности и познанию ее через особый мир — мир звуков.
Выполнение с музыкальным сопровождением различных движений, связанных с ходьбой, бегом, подскоками; движений рук, ног, туловища; танцевальных упражнений, элементов ритмической гимнастики, имитационных упражнений радует детей и одновременно развивает: совершенствуются двигательные навыки, осознается мышечное чувство, формируется пространственная ориентировка и координация, вырабатывается осанка, точность и четкость движений, идет овладение действиями по сигналу (начало и окончание движения с началом и окончанием звучания музыки, передача в движении различного темпа, характера, силы звучания и т. д.). Соотнесение движений с ритмом и темпом музыки способствует расслаблению организма, регуляции дыхания, а естественные движения под музыку помогают творческому самовыражению ребенка (колыбельная кукле, на параде, стая воробьев и др.). Развитие чувства ритма, музыкального слуха и памяти способствует овладению гармонией звучания русского языка.
Планируя содержание занятия, педагог-психолог должен отобрать те виды деятельности, которые позволят наиболее успешно решить поставленные коррекционные задачи, продумать их чередование в целях предупреждения утомления (в том числе и умственного утомления) детей.
Рациональное построение коррекционно-развивающей среды занятий возможно в том случае, если педагог-психолог владеет соответствующими знаниями и профессиональными навыками. На наш взгляд, педагог-психолог, работающий с детьми, имеющими отклонения в развитии, должен отвечать следующим требованиям:
— иметь базовую фундаментальную подготовку в области возрастной и специальной психологии — это теоретический компонент профессиональной подготовленности педагога-психолога к коррекционной деятельности;
— владеть конкретными диагностическими и психокоррекционными методами и методиками — это практический компонент, где немаловажным является и умение подобрать методические материалы для обследования детей, и реализация основных направлений психокоррекционной работы (сюда входят программные материалы, нормативные документы, учебно-методические пособия, наглядный материал и др.);
— быть личностно готовым к работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, что предполагает в том числе и принятие на себя ответственности за свою работу, свой профессиональный рост. Важнейшим условием актуализации потенциальных возможностей детей с интеллектуальной недостаточностью является психолого-педагогическая компетентность педагога: деликатность, такт, желание помочь ребенку в осознании его успехов и причин неудач, создание условий для его личностного роста.