Тема: Здоровый образ жизни

Цели:

1. познакомить со здоровым образом жизни;

2. формировать убеждения о здоровом образе жизни и здоровье как самой главной ценности;

3. воспитывать желание быть здоровым, сильным, сохранить здоровье на долгие годы.

Оборудование:

1. таблички с названиями планет;

2. карточки с текстами;

3. орфографические, этимологические словари.

Изучение нового материала. Работа в группах.

- В экспедицию мы отправляемся на разные планеты. ( Класс делится на пять групп, каждая группа получает карточки с заданием: узнать как можно больше о своей планете.)

1 группа отправится на планету «Чистюля».

Задание: Почему нужно соблюдать чистоту?

2 группа посетит планету «Витаминка».

Задание: Какое питание является здоровым?

3 группа изучит планету «Потрудись и отдохни».

Задание: Как правильно сочетать труд и отдых?

4 группа побывает на планете «Спортивная».

Задание: Что значит много двигаться?

5 группа отправится на планету «Вредные привычки».

Задание: Какие вредные привычки разрушают здоровье?

Детям очень понравился урок, они с удовольствием «путешествовали», выполняли задания, отвечали на вопросы и готовили доклады. Как оказалось, к моменту проведения этого урока ученики данного класса уже достаточно много узнали о ЗОЖ, большинство стали делать зарядку по утрам, записались в различные спортивные секции.

- Применение информационно-коммуникационных технологий.

Тема: «Тело человека».

Цель урока:

Дать первоначальные сведения о работе внутренних органов человека.

Задачи урока:

- обучающие: ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека; познакомить с частями и внутренними органами человека;

-развивающие: способствовать развитию логического мышления, мыслительных операций анализа и синтеза;

-воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью; формировать отношения сотрудничества, взаимопомощи, адекватную самооценку.

1. Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

- Сегодня на уроке мы покажем, как мы умеем работать и оценивать свою деятельность с помощью знакомых нам знаков. Договорились?

- Давайте узнаем тему нашего урока, отгадав загадку:

НА ЗЕМЛЕ ОН ВСЕХ УМНЕЙ,

ПОТОМУ И ВСЕХ СИЛЬНЕЙ. (человек)

- Предположите, о ком мы будем говорить на уроке?

- Прочитайте тему урока на стр. 4 учебника.

Слайд №1

- Что вы уже знаете по этой теме?

- Что хотите узнать?

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

- Прочитайте задачи урока в учебнике.

Использование презентации на уроке носило немного отвлекающий характер, что влияло на дисциплину в классе. Но ученики усвоили части тела, с радостью узнавали о себе, своем «устройстве». Один мальчик сказал, что он как будто разобрал себя, как робота.

Полные конспекты уроков в Приложении 2.

В ходе проведения формирующей работы мы сделали вывод, что самыми эффективными оказались следующие технологии:

- Технология использования игровых методов;

- Метод проектов;

- Технология сотрудничества.

Анализ результатов работы

На контрольном этапе исследования мы использовали для диагностики уровня сформированности здорового образа жизни анкету «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни»:

1. Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь. Отметь, какими из перечисленных предметов не стоит делиться даже с лучшим другом?

А) Мыло

Б) Мочалка

В) Зубная щётка

Г) Зубная паста

Д) Полотенце для рук

Е) Полотенце для тела

Ж) Тапочки

З) Шампунь

2. На дверях столовой вывесили 2 расписания приёма пищи – одно из них правильное, а другое содержит ошибки. Отметь правильное расписание.

1 расписание (А) 2 расписание (Б)

Завтрак 8.00 9.00

Обед 13.00 15.00

Полдник 16.00 18.00

Ужин 19.00 21.00

3. Оля, Вера и Таня не могут решить – сколько раз в день нужно чистить зубы. Как ты думаешь, кто из девочек прав. Отметь правильный ответ:

А) Зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить изо рта все скопившиеся за день остатки пищи.

Б) Зубы надо чистить по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день.

В) Зубы надо чистить утром и вечером.

4. Отметь, в каких случаях надо обязательно мыть руки:

А) После прогулки

Б) После посещения туалета

В) После того, как заправил постель

Г) После игры в баскетбол

Д) Перед посещением туалета

Е) Перед едой

Ж) Перед тем, как идёшь гулять

З) После игры с кошкой или собакой

5. Как часто ты принимаешь душ?

А) Каждый день

Б) 2-3 раза в неделю

В) 1 раз в неделю

6. Твой товарищ поранил палец. Что ты ему посоветуешь?

А) Положить палец в рот.

Б) Подставить палец под кран с холодной водой

В) Намазать палец йодом и накрыть чистой салфеткой

Г) Намазать кожу вокруг ранки йодом и накрыть чистой салфеткой

Бланки с ответами детей, обработка и интерпретация в Приложении 3.

По результатам анкетирования мы выяснили, что 7 человек (50 %) находятся на высоком уровне сформированности знаний о здоровом образе жизни. Этот характеризуется наличием знаний о здоровье как физическом, психическом и нравственном благополучии, как о способности к саморазвитию потенциалов собственного организма и личности, о ЗОЖ как совокупности форм и способов жизнедеятельности, дающих возможность личности всесторонне развиваться и совершенствоваться. Присутствует интерес к проблемам валеологии и стремление к расширению знаний.

Средний уровень есть у 4 человек (28,5 %). Он характеризуется изменениями в области своего здорового образа жизни и самосознания о здоровье и ЗОЖ на строго научны и не вполне систематизированы, но имеются элементарные представления о компонентах здорового образа жизни, учащиеся лучше ориентируются в вопросах, связанных с практическим решением каких-либо проблем. Интерес к вопросам валеологии, к ЗОЖ носит систематический характер. Поверхностный уровень: знания фрагментарны. В основных понятиях ориентируются с трудом, знания в основном бытового характера, приобретенные стихийно, не всегда соответствуют реальности, интереса к собственному ЗОЖ почти не проявляет.

У 3 учеников (21,5 %) обнаружился низкий уровень. Эти ученики не способны отвечать на поставленные вопросы беседы и анкеты по существу. Предъявленные ответы не редко абсурдны. Учащиеся обнаруживают крайнюю неосведомленность в вопросах укрепления здоровья даже на уроке обыденного знания.

Чтобы определить динамику развития сформированности знаний о здоровом образе жизни построим диаграмму.

Тема: Здоровый образ жизни - student2.ru

Рис. 1.1. Сравнительная диаграмма уровней развития сформированности знаний младших школьников о здоровом образе жизни

Таким образом, проследив динамику процесса формирования здорового образа жизни у младших школьников при помощи анализа выше приведенных результатов анкетирования, а также при помощи распределения учащихся по выделенным нами уровням, можно сделать следующие выводы: проведенная работа способствовала улучшению общего состояния здоровья детей. Поскольку работа проводилась с помощью современных технологий обучения, то можно утверждать, что гипотеза верна.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная концепция здорового образа жизни определяет его как осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья. Элементами здорового образа жизни являются: воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков; безопасная и благоприятная для обитания окружающая среда, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье; отказ от курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя; умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека питание, информированность о качестве употребляемых продуктов; физически активная жизнь с учётом возрастных и физиологических особенностей; соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками оказания первой помощи; закаливание. Формирование у школьников здорового образа жизни требует создания в общеобразовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды при помощи современных технологий обучения.

Внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего и личностно-ориентированного обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

Ориентация на достижение учащимися как предметных, так и метапредметных результатов становится возможным благодаря введению в содержание образования личностно-деятельностного подхода, лежащего в основе современных образовательных технологий.

В ходе опытно-экспериментальной работы мы провели первичную диагностику уровня сформированности знаний о здоровом образе жизни у младших школьников. В результате выяснили, что только 21% учеников обладает высоким уровнем знаний, 36 % - средним и 43 % - на низком. На уроках окружающего мира мы применяли различные технологии.

Конечно, применить только одну технологию на уроке невозможно, они комбинируются и переплетаются между собой. На основе проведенной работы мы сделали вывод, что самыми эффективными оказались следующие технологии:

- Технология использования игровых методов;

- Метод проектов;

- Технология сотрудничества.

На контрольном этапе исследования оказалось, что 7 человек (50 %) находятся на высоком уровне сформированности знаний о здоровом образе жизни. Этот уровень характеризуется наличием знаний о здоровье как физическом, психическом и нравственном благополучии, как о способности к саморазвитию потенциалов собственного организма и личности. Средний уровень наблюдается у 4 человек (28,5 %). Он характеризуется изменениями в области своего здорового образа жизни и самосознания о здоровье и ЗОЖ на строго научны и не вполне систематизированы, но имеются элементарные представления о компонентах здорового образа жизни, учащиеся лучше ориентируются в вопросах, связанных с практическим решением каких-либо проблем. У 3 учеников (21,5 %) обнаружился низкий уровень. Эти ученики не способны отвечать на поставленные вопросы беседы и анкеты по существу. Предъявленные ответы не редко абсурдны. Учащиеся обнаруживают крайнюю неосведомленность в вопросах укрепления здоровья даже на уроке обыденного знания.

Динамика процесса формирования здорового образа жизни у младших школьников показывает, что проведенная работа способствовала улучшению общего состояния здоровья детей. Поскольку работа проводилась с помощью современных технологий обучения, то можно утверждать, что гипотеза верна.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абоскалова Н.П. Здоровью надо учить/ Методическое пособие для учителей. Новосибирск: ООО Издательская компания «Лада», 2000. – 156 с.

Амонашвили Ш.А., Плексин А.Г. и др. Педагогика здоровья. - М.: Педагогика, 1990. – 188 с.

Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М., 1999. – 88 с.

Апанасенко Г.А. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 1993, с. 49-60.

Баевский Р.М., Берсенева А.П. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 1993, с. 33-48.

Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома. – М.: АРКТИ, 2005. – 176с.

Басалаева Н.М., Савкин В.М. Здоровье нации: стратегия и тактика (о проблемах здравотворчества в регионах России // Валеология. 1996, №2, с. 35-37.

Белов В.И. Психология здоровья. СПб, 1994,. - 272 с.

Белова И.В., Миненко П.П., Нестеренко О.Б. Школа здоровья и толерантности. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005. – 45 с.

Березин И. П., Дергачев Ю. В. Школа здоровья. - М., «Физкультура и спорт», 1990.

Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - 2-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 1990. – 244 с.

Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 1993. - 269 с.

Васильева О.С. Валеология - актуальное направление современной психологии // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 1997, Вып.3. с. 406-411.

Васильева О.С., Журавлева Е.В. Исследование представлений о здоровом образе жизни // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 1997, Вып.3. с. 420-429.

Витковская И.М. Как организовать групповую учебную работу младших школьников. – Начальная школа. – 1997. - №12. - С.56-59.

Воробьев В. И. Слагаемые здоровья. - М., «Физкультура и труд», 1996. – 112 с.

Гарбузов В.И. Человек - жизнь - здоровье // Древние и новые каноны медицины. СПб, 1995. – 202 с.

Громбах С.И. Учитель и здоровье школьника. В сб. воспитание здорового школьника / Сост. Н.Б. Коростель. - М., 1991. – 224 с.

Давидович В.В., Чекалов А.В. Здоровье как философская категория // Валеология. 1997, №1. – 198 с.

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996. – 216 с.

Долинский Г.К. К понятийному аппарату валеопсихологии // Здоровье и образование. Педагогические проблемы валеологии. СПб, 1997. – 144 с.

Здоровый образ жизни - залог здоровья / под ред. Ф.Г.Мурзакаева. Уфа, 1997. - 280 с.

Здоровье, развитие, личность / под ред. Г.Н.Сердюковой, Д.Н. Крылова, У. Кляйнпетер. М., 1990. - 360 с.

Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. М.: ИВФ РАО, 2002. – 181с.

Классное руководство и воспитание школьников № 4, февраль.- М., 2007. – 126 с.

Колбанов В.В., Зайцев Г.К. Валеология в школе. - СПб., 1992. – 184 с.

Колесникова М.Г. Валеологический анализ школьных уроков // Валеология. №3. 2003. - С.45-53.

Константинова Т. Г., Афонина Е. В. Использование ИКТ в преподавании различных школьных дисциплин. - М., «Просвещение», 2005. 154 с.

Куценко Г. И., Новиков Ю. В. Книга о здоровом образе жизни. - СПб., 1997. – 256 с.

Лещинский Л. А. Берегите здоровье. - М., «Физкультура и спорт», 1995. – 344 с.

Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М., 1992. - 40 с.

Мерклина Л.А., Понедельник С.В. Участие медицинских работников Ростовской области в формировании здорового образа жизни семьи // Современная семья: проблемы и перспективы. Ростов-на -Дону, 1994, с. 133-134.

Миненко П.П., Запека Л.З., Ходжер Е.С. Школа – территория здоровья. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2006. – 78 с.

Педагогика. / Под ред. В. В. Белорусовой и И. Н. Решетень. - М., 1998. – 98 с.

Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ под общ. ред. Кукушина В.С. – Ростов н/Д: издат. центр «МарТ»; Феникс, 2010. – 102 с.

Понедельник С.В. Формирование здорового образа жизни семьи в системе школьного образования // Современная семья: проблемы и перспективы. Ростов-на -Дону, 1994, - С. 132-133.

Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005. - 320 с.

Современные образовательные технологии: Учебное пособие/коллектив авторов; под ред. Бородовской Н.В. 2 изд., стер. – М.: КНОРУС, 2004. – 166 с.

Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому обраозу жизни // Вопросы психологии. 1997, №2, с. 3-14.

Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции. М., 1997. – 106 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Наши рекомендации