Терминологический словарь-справочник к теме
Бихейвиоризм– направление в психологии, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, являющегося результатом ответа организма на воздействия внешней среды. Основными научными понятиями бихейвиоризма являются «стимул» (раздражитель из внешней среды), «реакция» (ответ организма на раздражение) и «связь» (ассоциация) между стимулом и реакцией [11].
Научение –процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Научение отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами и целями. Путем научения может приобретаться любой опыт (знания, умения и навыки) у человека и новые формы поведения у животных. Как всякое приобретение опыта, научение включает протекающие неосознаваемо уяснение содержания материала и его закрепление (непроизвольное запоминание). У животных научение – основная форма приобретения опыта[11].
Обратная связь– возврат информации о процессе, событии или поведении, имевшем место ранее. В обучении это связи, идущие от обучаемого к обучающему и от него к обучаемому (внешняя о.с.) или идущие от обучаемого к нему самому (внутренняя о.с.), по которым проходит информация о ходе процесса (процессуальная о.с.) и результатах (результирующая о.с.) научения. Четкое функционирование о.с. является непременным условием эффективного управления процессом обучения и научения[11].
Подкрепление– безусловный раздражитель, вызывающий биологически значимую реакцию, при сочетании которой с предваряющим ее стимулом вырабатывается классический условный рефлекс. Положительное подкрепление имеет место тогда, когда поведение усиливается благодаря его последствиям. [11]
Задание для размышления
Используйте критерии технологичности, с которыми Вы только что познакомились, для анализа программированного обучения.
Попробуйте изобразить содержание данного раздела в виде схемы.
Базовые идеи
Основу технологии программированного обучения составляет теория оперантного научения животных, вытекающая из общей бихейвиористической концепции, и идеи кибернетики. Автором данной технологии является известный американский психолог Б.Скинер. Основную идею его исследований можно выразить термином «управление поведением». Эта задача может быть решена только в том случае, если экспериментатор контролирует все переменные, под влиянием которых формируется поведение организма. Для управления формированием реакций на определенный стимул необходима обратная связь между организмом и средой. Эту функцию выполняет подкрепление, позволяющее производить отбор и модификацию реакций. Таким образом, с помощью подкрепления можно управлять формированием реакций на внешние воздействия, т.е. управлять поведением индивида.[1]
►Сущностьпрограммированного обучения заключается во взаимодействии обучаемого с заранее составленной обучающей программой, в которой учебный материал разделен на определенные взаимосвязанные «дозы» и последовательно предъявляется обучаемым. Причем переход к изучению последующих доз материала осуществляется только после усвоения предыдущих.
При программированном обучении учащийся осваивает содержание небольшими порциями. После каждой дозы информации получает задание, а после выполнения – указание о правильности выполнения. Если задание выполнено правильно – переход к следующей порции материала, если нет – даются соответствующие пояснения и указания.
►Ключевые элементы программированного обучения:
- подача материала небольшими порциями;
- установка проверочного задания для контроля усвоения каждой порции информации;
- предъявление ответа для самоконтроля;
- варьирование указаний в зависимости от правильности ответа.
Реализация
Основнымкомпонентом программированного обучения является обучающая программа – систематизированный, логически упорядоченный учебный материал, изложенный по темам, которые разделены на небольшие части, именуемые кадрами, удобные для усвоения. В этом материале отражено не только содержание подлежащего изучению предмета, но и программа действий, которую должен выполнять учащийся для овладения учебным материалом.
В обучающей программе учебный материал должен излагаться ясно, доступно, в соответствии с требованиями изучаемого предмета. Для прочного усвоения изучаемого материала программой должно предусматриваться активное закрепление полученной информации путем выполнения специальных заданий (ни одна порция информации не должна остаться не использованной; основной объем обучающей программы должны занимать задания на закрепление, применение учебного материала, а не информационные кадры). Характер заданий и форма их предъявления должны быть разнообразны. Необходимо включать подсказки и методические советы по работе с обучающей программой, их количество должно уменьшаться по мере прохождения обучающей программы. Пользовательский интерфейс обучающей программы должен быть предельно прост, чтобы работа с компьютером не заслоняла от обучаемого содержание учебного материала. Шрифт текстового материала должен быть крупным и легко читаемым, наиболее важная информация должна быть выделена. Программа не должна содержать отвлекающих и развлекающих элементов, все внимание ученика должно быть сосредоточено только на изучаемом материале. Использование заданий с ограничениями по времени нецелесообразно, так как результаты работы учащегося в таких случаях заметно ухудшаются.
Основные методы построения обучающих программ: линейное программирование, разветвленное и адаптивное.
В линейной программе учебная информация расположена последовательно, кадр за кадром, так что после правильного ответа на задание предыдущего кадра учащийся должен перейти к новому кадру. Все работают над одним и тем же материалом, сохраняя лишь индивидуальный темп самостоятельной работы. Дозы информации небольшие и примерно одинаковы по размеру. Время на изучение одной дозы не превышает 5-10 минут. Ориентировочный критерий трудности упражнений в линейных обучающих программах – 10%, т.е. в среднем учащимися может быть выполнено неправильно после первого прочтения дозы информации не более 10% всех относящихся к ней упражнений. Линейное программирование целесообразно применять для учебного материала с большим количеством определений и понятий и когда основу усвоения составляет запоминание.
В разветвленной программе переход к каждой последующей части учебного материала зависит от характера ответа учащегося на задание предыдущего кадра. Учащемуся предлагают выбрать ответ из нескольких заранее подготовленных, которые наиболее типичны для данного задания. При выборе правильного ответа программа сообщает учащемуся об этом, и обучение идет по основному пути, если же ответ выбран не вполне правильный, то после этого сообщения дают наводящие вопросы, уточнения, частичные пояснения относительно сути ошибки. Затем учащегося вновь отсылают к предыдущему кадру, чтобы ответить на тот вопрос, на который он раньше не мог дать правильный ответ. Как правило, кадры разветвленной программы крупнее, чем в линейных программах (от 30 до 70 слов). Это делается для концентрации и удержания внимания учащихся, а также предупреждения пассивности со стороны более подготовленных. Разветвленную программу лучше использовать для учебного материала, содержащего большой объем информации и позволяющего поставить количественные и качественные задачи.
Поскольку в профессиональном образовании сочетается различный учебный материал: и требующий простого запоминания, и требующий выводов и доказательств, целесообразно комбинирование программ, т.е. применение для одних доз информации линейного программирования, для других – разветвленного.
В адаптивных обучающих программах характер предъявляемого содержания и уровень сложности предлагаемых обучаемому заданий гибко варьируется в зависимости от количества допущенных ошибок. Считается, что некоторое количество ошибок необходимо для обеспечения эффективности процесса обучения, т.е. если не буде сделано ошибок, эффект обучения будет меньше. Обучающая программа накапливает сведения о точности ответов обучаемых и автоматически повышает степень трудности учебного материала, как только процент ошибок падает ниже определенного уровня, либо автоматически понижает степень трудности, как только процент ошибок возрастает выше установленного порога.
►Достоинства:
- индивидуализация обучения;
- большая самостоятельность и активность обучаемых;
- наличие постоянной процессуальной обратной связи между педагогом и учащимися.
Ограничения
Данная технология эффективна лишь в том случае, когда изучаемый материал поддается формализации. Нецелесообразно программировать учебный материал, который носит описательный, образный и эмоциональный характер. Более подходящим для программирования является материал, содержащий факты, понятия, законы, правила, алгоритмы и т.д.
►Пример
Фрагмент сценария обучающей программы
по теме «Атомно-кристаллическое строение материалов»
курса «Конструкционные материалы» [14]
Условные обозначения:
Т – текстовый кадр | О – оценочный кадр | |
К – контрольный кадр | ВО – верный ответ | |
Кво – контрольный кадр при верном ответе | НО – неверный ответ | |
Кно – контрольный кадр при неправильном ответе | ||
Номер кадра | Название кадра | Содержание кадра | Переход к кадру | Примечания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Заглавный | КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ Тема: «Атомно-кристаллическое строение материалов» | |||
Т | Здравствуй! Твоим помощником в изучении курса «Конструкционные материалы» буду я – КОМПЬЮТЕР. Давай знакомиться! Как тебя зовут? ……………………………………….. | Между кадрами 1 и 2 пауза | ||
К | Готов? Ответь Да или Нет. | Да – к кадру 5, Нет – к кадру 4 | Текст этого кадра появляется в ниж-ней части экрана без стирания кадра 2 | |
К | Прошу снова Запиши свое имя! ……………………………. | |||
Т | Дорогой ………………..! Надеюсь, что ты усвоишь материал, изложенный на уроке, и ответишь правильно на поставленные вопросы. Если будут трудности, я тебе помогу. Прошу, будь внимателен и точно выполняй указания. | Пауза | ||
Т | Тема: «АТОМНО-КРИСТАЛЛИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ» | |||
Т | Эта тема содержит следующие основные понятия: 1. ЯЧЕЙКА – элементарный объем кристаллической решетки. 2. РЕШЕТКА – условная пространственная сетка, в вершине которой находятся атомы (ионы). 3. КРИСТАЛЛ – совокупность кристаллических решеток. 4. ОЦК-9 – вид кристаллической решетки (объем-но-центрированный куб с 9 атомами) | |||
Т | 5. ГЦК-14 – гранецентрированный куб с 14 атомами. 6. ГПУ-17 – гексагональная плотноупакованная ячейка с 17 атомами. 7. а,с - параметры кристаллической решетки (а – ангстремы, с – секунды). 8. нм - единица измерения параметров кристаллической решетки (нанометр). | |||
К | Восстанови по памяти записи левой части: ……. – элементарный объем кристаллической решетки. ……. – условная пространственная сетка, в вершине которой находятся атомы (ионы). ……. – совокупность кристаллических решеток. ……. – вид кристаллической решетки (объемно-центрированный куб с 9 атомами) | При ВО – к кадру 10, при НО – к кадру 7 | Левая часть кадра 7 стирается, остается только правая часть. | |
К | Восстанови по памяти записи левой части: …….– гранецентрированный куб с 14 атомами. ……. – гексагональная плотноупакованная ячейка с 17 атомами. ……. - параметры кристаллической решетки. ……. - единица измерения параметров кристал-лической решетки. | При ВО – к кадру 11, при НО – к кадру 8 | Левая часть кадра 8 стирается, остается только правая часть. | |
Т | Сейчас твоему вниманию представится рисунок. На ВДОХЕ постарайся внимательно рассмотреть этот рисунок. Затаи дыхание – нажми ответ «ГОТОВ» и представь себе этот рисунок закрытыми глазами. Открой глаза и на плавном ВЫДОХЕ восстанови по памяти недостающие элементы рисунка. | Выделенные слова должны в тексте мигать | ||
12 | Т | Рассмотри внимательно рисунок: ЯЧЕЙКА РЕШЕТКА КРИСТАЛЛ ОЦК-9 (V, W) ГЦК-14 (Al, Cu) ГПУ-17 (Mg, Zn) а,с нм Нажми «ГОТОВ» | ||
К | Плавно выдыхай воздух и восстанови рисунок | При ВО – к кадру 14, при НО – к кадру 15 | Появляется опорный сигнал из кадра 12, только все надписи стерты | |
Кво | Правильно! Молодец! У тебя здорово все получается! Ты заслужил призовую игру! | |||
Кно | Неверно! Попытайся ответить еще раз! |
►Рекомендуемая литература
Карлащук В.И. Обучающие программы. – М.: Солон-Р, 2001. – 525с.
Бершадский М.Е. В каких значениях используется понятие «технология» в педагогической литературе // Школьные технологии. - 2002. - №1. – с.3-19.
Малыхина О.А. Кибернетика и программированное обучение в отечественной педагогике высшей школы: (60-70-е гг.) // Гуманистические идеи в отечественном историко-педагогическом опыте. – Хабаровск, 2002. – Вып.3. – с.89-103.