Сознательность и активность учащихся при обучении
Сознательность в обучении означает ясное понимание учащимися конкретных целей учебной работы, осмысленное усвоение изучаемых явлений и фактов, умение применять знания в практической деятельности.
Активность в обучении предполагает большую учебную работу учащихся, стремление в овладении знаниями и т. д. Активность тесно связана с развитием самостоятельности учащихся в учебной и трудовой деятельности.
Главным средством реализации принципа сознательности и активности в обучении технологии является формирование у учащихся мотивов учения. Если у учащегося нет стремления, нет желания, нет интереса выполнять ту или иную учебно-трудовую задачу, то о какой его активности в учебной работе можно говорить. Если учащийся не понимает, для чего ему нужны приобретаемые знания и умения, то о какой сознательности в овладении этими знаниями и умениями может идти речь.
Необходимо так строить процесс обучения, чтобы ученики участвовали в конструировании и составлении чертежей изготовляемых изделий и разработке технологической документации. Тогда овладение технологическими умениями и навыками при изготовлении изделий не будет только механическим воспроизведением показанных учителем приемов работы. Ученики будут изготовлять изделие с полным пониманием всего технологического процесса и представлением его результата, т. е. образца изготовляемого изделия. Такая организация учебного процесса создаст необходимые условия для развития сознательности и активности учащихся в обучении технологии.
6 Прочность усвоения учащимися технико-технологических знаний, умений и навыков Суть состоит в закреплении усвоенных учащимися знаний в их памяти и в возможно длительном сохранении приобретенных технологических умений и навыков.
Для реализации принципа прочности применяются специальные дидактические средства. К ним относятся:
1) закрепление изложенного на уроке учебного материала. Оно проводится обычно путем беседы с учащимися по изучаемому материалу, организации упражнений, решения технических задач и т. д.;
2) регулярное проведение различных видов повторений учебного материала (на каждом уроке, в конце изучения темы или раздела) с целью предупреждения забывания материала, восстановления в памяти забытого;
3) требование осмысленного запоминания учащимися учебного материала, которое предполагает установление логических связей между усвоенным и новым учебным материалом, между назначением изучаемых инструментов, приспособлений, станков и других технических устройств иих конструкций и применением. Учет при этом типа памяти учащихся: образной, логической, эмоциональной.
7.Наглядность в обученииНаглядность в обучении технологии играет исключительно важную роль. Она выступает и в качестве принципа обучения, и как метод обучения (демонстрация приемов работы и др.), и как средство обучения (плакаты, модели, реальные предметы и т. д.). Роль наглядности в обучении технологии обусловлена во многом практическим характером содержания этого обучения.
Для того чтобы ученики могли овладевать технологическими умениями и навыками, они должны образно и конкретно представлять конструкцию трудовых движений и рабочих приемов, по которым эти умения формируются.
Суть принципа наглядности заключается в построении учебного процесса с опорой на чувственно-практический опыт учащихся, на непосредственное восприятие технических устройств и технических явлений или их моделей, макетов, а также образов в виде реальных (рисунка, фотографий, картины) и условных (чертежа, эскиза, схемы) изображений.
Пути реализации этого принципа в обучении технологии:
1.обязательная демонстрация учителем рабочих приемов и трудовых движений при инструктировании учащихся по выполнению практических работ.
2. использование в процессе обучения самых различных средств наглядности: натуральных объектов, моделей, макетов, плакатов и т. д., т. е. применение так называемой внешней наглядности
3. опора в учебном процессе на образное представление учащимися технических объектов, явлений и процессов, которые они уже наблюдали ранее. Эти представления называют внутренней наглядностью.
В использовании наглядности в процессе обучения технологии важно правильное сочетание слова и образы. Образ должен получать точное словесное выражение.
8. Воспитывающий характер обучения. Этот принцип вытекает из известного педагогического положения об единстве обучения и воспитания.
Сущность заключается в том, что сам процесс обучения технологии, его организация и содержание формируют у учащихся различные качества личности. Если, например, учащийся, при изучении технологии правильно организует рабочее место, самостоятельно планирует и контролирует свою учебно-трудовую деятельность, соблюдает технологическую дисциплину и т. д., то у него формируется трудовая культура, самостоятельность, дисциплинированность, ответственное отношение к труду и т. д.
Пути реализации принципа в учебном процессе. Прежде всего, хорошая организация учебного процесса, в котором учащиеся проявляют умственную и физическую активность, положительное отношение к учебе и труду.
Для воспитания учащихся на занятиях по технологии очень важен правильный отбор содержания обучения, которое бы оказывало воспитывающее влияние на учащихся. Имеет значение в плане воспитания общественно-полезный характер труда, который организуется на уроках технологий. Кроме того, на занятиях; по технологии целенаправленно воспитывается общетрудовая культура.