Образец записи на доске, в тетради
• ТЕКСТ № 1. (Повествование)
Вчера я был в цирке и видел тигров. Чего они только не делали!
Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже сквозь горящие кольца. А в конце дрессировщик положил всех тигров в ряд и ходил по ним, как по ступенькам.
Мне очень понравилось выступление дрессированных хищников!
План.
1. Вчера я был в цирке.
2. Тигры выступают.
3. Мне очень понравилось выступление.
• ТЕКСТ № 2. (Описание)
Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая. Глаза горят зеленым огнем. Лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые острые клыки. Тигр — очень красивое животное.
План.
1. Сильные и красивые тигры.
2. Описание тигра:
шкура
глаза
лапы
клыки '■..'.
3. Красивое животное.
• ТЕКСТ№ 3. (Рассуждение)
Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика?
Может быть, потому, что человек их не боится? Дрессировщики берут и цирк еще совсем маленьких тигрят для того, чтобы животное привыкло к человеку, его заботе и требованиям. Некоторые тигрята рождаются и растут в цирке. Поэтому, наверное, тигры и слушаются укротителей.
Тигр хоть и слушается дрессировщика, но, все равно, он опасный зверь.
План.
1. Почему слушаются дрессировщика?
2. Доказательство: во-первых,......
во-вторых,.......
поэтому,............
3. Опасный зверь.
«Текст» |
5. Физкультминутка
(Учитель-логопед проводит между анализом 1—2—3 текстов.)
Тигр вышел погулять.
Раз, два, три, четыре, пять, Вышел тигр погулять. Запереть его забыли, Раз, два, три, четыре, пять. |
Прыжки на месте.
Имитация движений тигра.
Показ движений руки при закрывании двери.
Прыжки на месте.
Он по улицам идет, Ни к кому не пристает, Но от тигра почему-то Разбегается народ. Кто на дерево забрался, Кто укрылся за ларек, Кто на крыше оказался, Кто забрался в водосток. А на елке, как игрушки, Разместились две старушки. Опустел весь город мигом — Ведь опасны шутки с тигром. Видит тигр — город пуст. «Дай-ка, думает, — вернусь. В зоопарке веселей, Там всегда полно людей!» (Эд. Успенский) |
Имитация движений тигра.
Бег на месте.
Дети плавно качают руками над головой.
Руки скрещены на груди, ладони на плечах.
Руками показать над головой крышу дома.
Присесть.
Руки на поясе, наклоны влево и вправо. Развести руками. Погрозить пальцем,
Потягивания — руки в стороны. Ходьба.
Дети садятся за парты
С |
13 занятие
ПАМЯТКА
КУЛЬМИНАЦИЯ — точка наивысшего напряжения, подъема, развития чего-нибудь. |
ТИПЫ ТЕКСТОВ
Типы текс- | Текст-повест- | Текст-описа- | Текст-рассуж- |
тов | вование | ние | дение |
Содержание | Сменяющие друг | Рассказ о при- | Объяснение со- |
друга последова- | знаках людей, | бытий, фактов, | |
тельные события | животных, рас- | явлений, причин | |
тении, предметов | |||
Тема | 1. Начало. | 1. Общий признак. | 1. Тезис. |
2. Развитие. | 2. Признак час- | 2.Доказательства: | |
3. Кульминация | тей. | а) примеры; | |
4. Итог. | 3. Оценка пред- | б) объяснения | |
мета. | 3. Вывод. | ||
Опорные | Глаголы | Имена прилага- | Во-первых, во- |
слова | тельные | вторых, так как, | |
поэтому, потому | |||
что, итак. |
Итог занятия
— Что делали сегодня на занятии?
— Какое задание было самым интересным?
— Какое задание было самым трудным?
ТЕМА. ЦЕЛИ:
ОБОРУДОВАНИЕ:
Деление текста на части. Работа над планом
• формировать умение определять тип текста;
• закреплять знания о схеме построения текста-повес
твования, текста-описания, текста-рассуждения;
• формировать умения составлять план, использо
вать его при пересказе текста;
• учить делить текст на части, определять границы
частей, выделять их при записи соответственно
плану.
наборы опорных таблиц «Текст-повествование», «Текст-описание», «Текст-рассуждение», лист с текстами (см. приложение 2), памятка «Типы текстов», запись на доске.
«Текст»
14 занятие
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент. Беседа-повторение
— Сядет тот, кто правильно ответит на вопрос.
Учитель предлагает детям пользоваться памяткой «Типы, текстов», вывешенной на доске. Логопед может попросить! учащихся в процессе беседы-повторения воспроизвести схему построения того или иного типа текста на доске, пользуясь наборами опорных таблиц.
Назовите типы текстов.
Каково содержание текста-повествования?
Как строится текст-повествование?
Каково содержание текста-описания?
Как строится текст-описание?
Каково содержание текста-рассуждения?
Как строится текст-рассуждение?
Что такое план текста?
Для чего нужен план?
Как составить план текста? (Сначала прочитать текст] 2—3раза,разделить на смысловые части. Определить, что* в каждой части самое важное. Озаглавить каждую часть, \ записать пункты плана.)
2. Запись числа, темы занятия
3. Работа с текстами. Деление текста на части. Составление)
плана
Учитель-логопед выдает каждому ребенку лист с текстами] (см. приложение 2)
Учитель-логопед еще раз знакомит детей с листом «Порядок работы с текстом»
Задание: записать текст, обозначая каждую часть. Списывание текста в тетрадь по частям. (Каждую новую) часть необходимо записывать с красной строчки.)
Образец записи на доске, в тетради ТЕКСТ № 1. (Повествование)
ДРУГ ДЕТСТВА
Вите было шесть лет. Он решил стать боксером. На чем же ему отрабатывать силу удара?
Мама вынула из кладовой облезлого мишку. Посадил его Витя на диван и приготовился бить.
А мишка поднял лапы и ждет. Один глаз у него желтый, а другой — белый, из пуговицы. Посмотрел Витя на медведя. С двух лет они дружили. Витя таскал мишку с собой, обедал с ним. Вечером Витя укачивал мишку и шептал ему сказки.
Витя решил: я никогда не буду боксером!
План.
1. Витя решил стать боксером. .
2. Мама достала мишку.
3. Старый друг.
4. Я никогда не буду боксером.
ТЕКСТ № 2. (Описание)
ЖИВЫЕ УДОЧКИ
Обитатели в море встречаются удивительные. Раз моряки вытащили на палубу небольшую рыбу.
У нее была зубастая пасть, а из головы росла удочка. На конце удочки рыба зажигает фонарик. Он горит во мраке, как ночной светлячок. Глупые рыбешки плывут посмотреть на фонарик и попадают в пасть рыбы.
Это хищная рыба-удильщик. Живет эта рыба в глубинах морей и ловится редко.
ПЛАН.
1. Удивительный обитатель моря.
2. Описание рыбы:
пасть
удочка
фонарик
3. Редкая хищница.
I
«Текст» ~^)
ТЕКСТ№3. (Рассуждение) •
ПОЧЕМУ ЛЮДЯМ ТАК НРАВИТСЯ ЛЕН
Много лет люди шьют одежду изо льна. Почему же так нравится нам эта ткань?
Во-первых, лен легко вырастить на своих полях. Это неприхотливое растение.
Во-вторых, волокна льна прочны и удобны в обработке. Из льняных ниток получается прочная ткань.
Кроме того, в зной в одежде изо льна не жарко, а в стужу — не холодно.
Поэтому во всем мире люди с такой любовью относятся к этому растению.
ПЛАН.
4. Почему понравился лен?
5. Доказательства: во-первых,............
во-вторых,..........
кроме того,.........
6. С любовью.
4. Физкультминутка (Учитель-логопед проводит между анализом
1—2—3 текстов.)
Итог занятия
— Что такое план текста?
— Для чего нужен план текста?
— Как составить план текста?
15-16: |
ТЕМА.
Редактирование текста.
• формировать умения исправлять ошибки в содер
жании и построении текста, на основе осознания
особенностей текста-описания, текста-повество
вания; делить текст на части и выделять их при за
писи, точно употреблять слова в речи;
• ознакомить с приемами редактирования текста:
ОБОРУДОВАНИЕ: предметная картинка «Лиса», запись на доске.
ХОД ЗАНЯТИЯ)