Глава 54. Выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора

Статья 460. Направление запроса о выдаче лица, находящегося на территории иностранного государства

1. Запрос о выдаче и прилагаемые к нему документы направляются как на русском языке, так и на официальном языке иностранного государства, в которое они направляются.

2. Если требование о выдаче не содержит всех необходимых данных, то запрашиваемое учреждение иностранного государства может затребовать дополнительные сведения, для чего устанавливает срок до одного месяца. Этот срок может быть продлен еще до одного месяца по ходатайству направлявшего запрос учреждения Российской Федерации.

3. Если запрашивающее учреждение Российской Федерации не представит в установленный срок дополнительных сведений, то запрашиваемое учреждение иностранного государства должно освободить лицо, взятое под стражу (ст. 59 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).

4. Если выданное лицо уклонится от уголовного преследования или от отбытия наказания и возвратится на территорию Российской Федерации, то по новому запросу оно должно быть выдано без представления материалов, упомянутых в ч. 5 к.с. (ст. 68 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).

5. Порядок рассмотрения запроса о выдаче распространяется также на запрос о разрешении на транзитную перевозку по своей территории лиц, выданных одним иностранным государством другому иностранному государству. Российская Федерация разрешает транзитную перевозку таким способом, какой она считает наиболее целесообразным (ст. 70 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

6. О принципе взаимности см. также содержание ч. 1 ст. 457 УПК.

7. См. также комментарий ст. 360 УПК.

Статья 461. Пределы уголовной ответственности лица, выданного Российской Федерации

1. Закрепленное в ч. 1 к.с. дублирует положения, содержащиеся в ст. 66 Конвенции "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" от 22 января 1993 года.

2. Например, в ходатайстве о заключении под стражу и выдаче обвиняемого в совершении преступления, направленном Генеральному прокурору Республики Казахстан, дано описание деяния (совершенного убийства, его мотивов), которое является уголовно наказуемым по уголовному закону Российской Федерации и Республики Казахстан. После экстрадиции лицу первоначально было предъявлено обвинение в совершении убийства. Затем его действия были переквалифицированы и ему предъявлено обвинение в убийстве и незаконном лишении человека свободы. Привлечение данного обвиняемого к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 127 УК, является незаконным, так как согласие иностранного государства на привлечение его к уголовной ответственности за совершение данного (предусмотренного ч. 1 ст. 127 УК) преступления не получено*(1754).

3. Согласие на задержание, привлечение в качестве обвиняемого и осуждение лица должно быть исполнено в письменной форме, подписано и заверено компетентным должностным лицом иностранного государства.

4. Под "окончанием уголовного судопроизводства" понимается вступление в законную силу последнего принятого по делу процессуального решения.

5. Генеральный прокурор РФ или его заместитель сообщает компетентному органу иностранного государства о результатах производства по уголовному делу против выданного им лица. По просьбе высылается и копия окончательного решения (ст. 69 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).

6. Положения части первой к.с. не распространяются на случаи, когда преступление совершено указанным в ней лицом на территории Российской Федерации после его выдачи.

7. Срок, о котором идет речь в к.с. исчисляется по общим правилам, изложенным в ст. 128 УПК (см. комментарий ст. 128 УПК).

Статья 462. Исполнение запроса о выдаче лица, находящегося на территории Российской Федерации

1. Компетентный орган иностранного государства сообщает Генеральному прокурору РФ о результатах производства по уголовному делу против выданного им лица. По просьбе высылается и копия окончательного решения (ст. 69 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).

2. К.с. регламентирует исполнение запроса о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, находящегося на территории Российской Федерации, и не содержит формулировки о точном соответствии уголовного закона иностранного государства уголовному закону РФ, а также требований о необходимости указывать квалифицирующие признаки совершенного этим лицом преступления*(1755).

3. О принципе взаимности см. также содержание ч. 1 ст. 457 УПК.

4. О понятии лица без гражданства см. также комментарий ст. 3 УПК.

5. См. также комментарий ст. 459 УПК.

Статья 462.1. Транзитная перевозка выданных лиц

1. Разрешение на транзитную перевозку является аналогом решения о продлении срока заключения под стражу, а не решения об избрании соответствующей меры пресечения. Избирает меру пресечения к лицу компетентный орган иностранного государства. Именно поэтому для констатации законности и обоснованности содержания под стражей лица, выданного третьим государством для уголовного преследования или исполнения приговора, необходимо наличие законного и обоснованного как соответствующего разрешения Генерального прокурора РФ или его заместителя, так и решения судебного либо иного компетентного органа иностранного государства о заключении выданного лица под стражу. Причем законность последнего должна подтверждаться выписками из законов, определяющих компетентность органа, принявшего решение о заключении лица под стражу, и необходимыми копиями материалов дела.

2. Данными материалами, по меньше мере, должен располагать Генеральный прокурор РФ или его заместитель, принимающий решение о разрешении транзитной перевозки выданного лица. Искомые материалы должны позволить ему выяснить, наличествуют или нет в данной ситуации обстоятельства, предусмотренные ст. 464 УПК.

3. При транзитной перевозке воздушным путем разрешение на ее осуществление требуется и в тех случаях, когда во время промежуточной посадки воздушного судна на территории Российской Федерации выданное лицо из самолета не выходило.

4. О принципе взаимности см. также содержание ч. 1 ст. 457 УПК.

5. О понятии лица без гражданства см. также комментарий ст. 3 УПК.

6. См. также комментарий ст. 459 УПК.

Статья 463. Обжалование решения о выдаче лица и судебная проверка его законности и обоснованности

1. Решение Генерального прокурора РФ или его заместителя о выдаче лица может быть обжаловано не только его защитником, но и самим лицом, в отношении которого принято названное решение.

2. Уведомление о том, что решение о выдаче принято, Генеральный прокурор РФ или его заместитель направляет лицу, в отношении которого оно принято, в письменном виде. Уведомление рекомендуется вручать лицу, в отношении которого оно принято, под роспись. Это облегчит установление момента начала 10-дневного срока, о котором идет речь в к.с.

3. Если лицо, в отношении которого принято решение о выдаче, является несовершеннолетним, в судебном заседании принимает участие законный представитель несовершеннолетнего. Ему может быть предоставлено право обоснования жалобы.

4. Предусмотренные ст. 51 УПК случаи обязательного участия защитника распространяются и на участие защитника в судебном заседании по проверке законности и обоснованности решения о выдаче лица для целей уголовного преследования или исполнения приговора.

5. Отмене подлежит как незаконное, так и необоснованное решение Генерального прокурора РФ или его заместителя.

6. Жалоба может быть оставлена без удовлетворения только, когда решение о выдаче признано одновременно и законным, и обоснованным.

7. Суд уведомляет лицо, законность и обоснованность выдачи которого проверялись, о принятом решении, а в случае отмены меры пресечения - и об этом.

8. Определение суда об удовлетворении жалобы или об отказе и этом может быть обжаловано лицом, решение в отношении которого проверялось, его защитником и законным представителем, если таковые имелись. На данное решение может быть направлено представление прокурором субъекта Российской Федерации, Генеральным прокурором РФ или его заместителем.

9. 10-суточный срок исчисляется по общим правилам, изложенным в ст. 128 УПК (см. комментарий ст. 128 УПК).

10. См. также содержание и комментарий ст. 51 УПК.

Статья 464. Отказ в выдаче лица

1. Одно из оснований отказа в выдаче может быть то обстоятельство, что запрос поступил на выдачу гражданина Российской Федерация. В этой связи необходимо четко знать, кто и с какого момента является гражданином Российской Федерация.

2. Согласно ст. 5 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации являются лица, имевшие на 1 июля 2002 г. гражданство Российской Федерации, а также лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации".

3. По общему правилу гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом (ч. 1 ст. 6 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации").

4. Исходя из содержания ч. 2 ст. 6 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

5. Гражданство Российской Федерации подтверждается паспортом гражданина Российской Федерации или иным основным документом, содержащим указание на гражданство лица. Причем виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, могут быть определены только федеральным законом (ст. 10 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации").

6. Гражданство Российской Федерации приобретается:

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации" или международным договором Российской Федерации (ст. 11 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации").

7. Не допускается выдача лиц, которым предоставлено убежище в Российской Федерации, в связи с возможностью преследований в государстве, откуда поступил запрос, по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

8. Временное и политическое убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства.

9. Предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ. Причем решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.

10. Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:

1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;

2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным Федеральным законом "О беженцах", но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

11. Лицо, получившее временное убежище, не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства).

12. Лицо утрачивает временное убежище:

1) в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для предоставления ему временного убежища;

2) при получении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации либо при приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства;

3) при выезде к месту жительства за пределы территории Российской Федерации.

13. Лицо лишается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, временного убежища, если оно:

1) осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации;

2) сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для предоставления данному лицу временного убежища, либо допустило иное нарушение положений Федерального закона "О беженцах";

3) привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст. 12).

14. Политическое убежище предоставляется Российской Федерацией иностранным гражданам и лицам без гражданства с учетом государственных интересов Российской Федерации на основании общепризнанных принципов и норм международного права в соответствии с Конституцией РФ и Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища*(1756) (п. 1).

15. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права (п. 2 Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища).

16. Предоставление Российской Федерацией политического убежища производится указом Президента РФ (п. 3 Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища).

17. Лицо, которому Российской Федерацией предоставлено политическое убежище, утрачивает право на предоставленное политическое убежище в случаях:

- возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства;

- выезда на жительство в третью страну;

- добровольного отказа от политического убежища на территории Российской Федерации;

- приобретения гражданства Российской Федерации или гражданства другой страны.

18. Утрата политического убежища определяется Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ по представлению Федеральной миграционной службы на основании заключений Министерства иностранных дел РФ и ФСБ России. Решение Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ доводится до сведения лица, утратившего политическое убежище (п. 6 Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища).

19. Лицо может быть лишено предоставленного ему Российской Федерацией политического убежища по соображениям государственной безопасности, а также если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций, либо если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

20. Лишение политического убежища производится указом Президента РФ (п. 7 Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища).

21. См. также содержание и комментарий ст. 20-23 УПК.

Статья 465. Отсрочка в выдаче лица и выдача лица на время

1. При необходимости допросить в качестве свидетеля или потерпевшего лицо, содержащееся под стражей или отбывающее наказание в виде лишения свободы на территории Российской Федерации, а также провести иное следственное действие с его участием, это лицо, независимо от его гражданства, по обоснованной просьбе компетентного органа иностранного государства может быть по решению Генерального прокурора РФ передано на время при условии его содержания под стражей и возвращения в установленный срок.

2. Просьба о передаче на время вышеуказанного лица составляется в соответствии с положениями ч. 4 ст. 460 УПК и должна также содержать указание на время, в течение которого требуется присутствие этого лица на территории иностранного государства.

3. Передача на время вышеуказанного лица не производится:

а) если не получено его согласие на такую передачу;

б) в случае необходимости его присутствия на предварительном следствии или судебном разбирательстве на территории Российской Федерации;

в) если такая передача может повлечь нарушение установленных сроков содержания этого лица под стражей или отбывания им наказания в виде лишения свободы (ст. 78.1 Протокола к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам*(1757)).

4. Выданное на время лицо должно быть возвращено после проведения действия по уголовному делу, для которого оно было выдано, но не позднее чем через 3 месяца со дня передачи лица. В обоснованных случаях срок может быть продлен (ст. 64 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).

5. О понятии лица без гражданства см. также комментарий ст. 3 УПК.

6. Об уголовном преследовании см. также содержание и комментарий ст. 20-23 УПК.

7. См. также комментарий ст. 459 УПК.

Статья 466. Избрание или применение избранной меры пресечения для обеспечения возможной выдачи лица

1. Прокурор должен немедленно по получению запроса приступить к решению вопроса о необходимости или нет избрания меры пресечения к лицу, в отношении которого направлен запрос о выдаче. Если основания избрания меры пресечения имеются и выдача не может быть произведена, прокурор обязан незамедлительно принять меры к взятию под стражу лица, выдача которого требуется, или избранию в отношении него иной меры пресечения.

2. Лицо, выдача которого требуется, по ходатайству может быть взято под стражу и до получения запроса о выдаче. В ходатайстве должны содержаться ссылка на постановление о взятии под стражу или на приговор, вступивший в законную силу, и указание на то, что требование о выдаче будет представлено дополнительно. Ходатайство о взятии под стражу до получения требования о выдаче может быть передано по почте, телеграфу, телексу или телефаксу.

3. Лицо может быть задержано и без вышеуказанного ходатайства, если имеются предусмотренные законодательством основания подозревать, что оно совершило на территории иностранного государства преступление, влекущее выдачу (ст. 61 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).

4. Лицо, взятое под стражу до получения запроса о выдаче, должно быть освобождено, если указанный запрос не поступит в течение 1 месяца со дня взятия под стражу.

5. Лицо, задержанное в связи с наличием оснований подозревать, что оно совершило на территории иностранного государства преступление, влекущее выдачу, должно быть освобождено, если требование о его выдаче не поступит в течение срока, предусмотренного законодательством для задержания (ст. 62 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).

6. По мнению Европейского Суда по правам человека "...для того, чтобы быть "законным" в значении подпункта (f) пункта 1 статьи 5 Конвенции" о защите прав человека и основных свобод, "содержание заявителя под стражей должно соответствовать не только требованиям пункта 2 статьи 466 УПК РФ, но и положениям, регулирующим применение меры пресечения в виде заключения под стражу, а именно статьям 108 и 109 главы 13 УПК РФ"*(1758).

7. См. также комментарий ст. 460 УПК.

Статья 467. Передача выдаваемого лица

1. Расходы, связанные с выдачей, несет то государство, на территории которой они возникли, а расходы, связанные с транзитной перевозкой, - государство, обратившееся с ходатайством о такой перевозке (ст. 71 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).

2. 15-(30-)суточный срок исчисляется по общим правилам, изложенным в ст. 128 УПК (см. комментарий ст. 128 УПК).

3. О транзитной перевозке см. комментарий ст. 460 УПК.

Статья 468. Передача предметов

1. В к.с. говорится о передаче вещественных доказательств. О понятии вещественного доказательства см. содержание и комментарий ст. 81 УПК.

2. Государства, подписавшие Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, обязуются по просьбе передавать друг другу:

а) предметы, которые были использованы при совершении преступления, влекущего выдачу лица в соответствии с настоящей Конвенцией, в том числе орудия преступления; предметы, которые были приобретены в результате преступления или в качестве вознаграждения за него, или же предметы, которые преступник получил взамен предметов, приобретенных таким образом;

б) предметы, которые могут иметь значение доказательств в уголовном деле; эти предметы передаются и в том случае, если выдача преступника не может быть осуществлена из-за его смерти, побега или по иным обстоятельствам.

3. Права третьих лиц на переданные предметы остаются в силе. После окончания производства по делу эти предметы должны быть безвозмездно возвращены государственному органу Российской Федерации, который их передал (ст. 79 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам).

Наши рекомендации