Зав.кафедрой глазных, ЛОР-болезней

Силлабус

По дисциплине Oft 3222 «Офтальмология»

Для специальности 051302 - «Стоматология»

Обьем учебных часов 54

Курс III

Семестр 6

Караганда 2011г.

Силлабус составлен на основании рабочей программы по дисциплине Oft 3222 «Офтальмология» для специальности 051302 - «Стоматология», 06.05.09 г. Протокол № 9

Силлабус рассмотрен и утвержден на заседании кафедры

Г. Протокол № 7

Зав.кафедрой глазных, ЛОР-болезней

с реаниматогией, профессор Ю.А.Шустеров

· Сведения о преподавателях:

Заведующий кафедрой: Шустеров Юрий Аркадьевич, доктор медицинских наук, профессор, стаж педагогической работы - 20 лет, стаж клинической работы 27 лет.

Научные интересы: миопия, рефракционная хирургия.

Научная школа: аспирантура с 1997 по 2000 годы при Казахском научно-исследова­тельском институте глазных болезней (г. Алматы,). Кандидатская диссертация за­щищена в Московском научно-исследовательском институте глазных болезней им. Гельмгольца в 199О г. на тему: "Рефракционная цирку­лярная кератопластика в коррекции близорукости", по специальности - 14.00.08 – глазные болезни.

Научный руководитель: доктор медицинских наук, профессор Г.А.Ульданов.

Докторская диссертация защищена в 1998 г. во Всероссийском науч­но-исследовательском институте глазных болезней РАМН на тему: "Рефракционная интерламеллярная тоннельная кератопластика в кор­рекции миопии и миопического астигматизма", по специальности - 14.00.08 – глазные болезни.

Научный руководитель: доктор медицинских наук, профессор Е.К.Мамбетов.

Чтение лекций на русском, английском языках.

Преподаватели:

Доцент кафедры: Ли Лариса Сергеевна, кандидат медицинских наук, стаж педагогической работы - 30 лет, стаж клинической работы 39 лет.

Телефон: 74-52-29 (приемный покой КОМЛДО).

Научные интересы: диабетические поражения глаза.

Научная школа: заочная аспирантура с 1986 по 1990 годы при Московском научно-исследо­вательском институте глазных болезней им. Гельмгольца (г.Москва). Кандидатс­кая диссертация защищена в 199О г. на тему: "Клинико-иммунологи­ческая характеристика и прогнозирование диабетической ретинопатии", по специальности - 14.00.08 – глазные болезни.

Научный руководитель: доктор медицинских наук, профессор Л.К.Дудникова.

Чтение лекций на русском языке.

Доцент: Аринова Гульнара Пасевноевна, кандидат меди­цинских наук, стаж педагогический работы - 17 лет, стаж клинической работы 23 года.

Телефон: 74-52-29 (приемный покой КОМЛДО).

Научные интересы: глаукома.

Научная школа: аспирантура с 1993 по 1997 при Казахском государственном медицинском университете им. С.Д.Асфендиярова (г.Алматы). Кандидатская дис­сертация защищена в 1997 г. на тему "Патогенетические основы хи­рургической стабилизации зрительных функций при первичной глауко­ме", по специальности - 14.00.08 – глазные болезни.

Научный руководитель: доктор медицинских наук, профессор Е.К.Мамбетов.

Чтение лекций на русском, государственном языках.

  • Контактная информация

Время и место проведения учебной дисциплины в соответствии с расписанием занятий. Кафедра глазных, ЛОР- болезней с реаниматологией располагается на базе Областного медицинского центра по адресу ул.Муканова -5. Проезд автобусами: 7, 13, 43, 49, 51,53, 70, маршрутными такси: 01, 02, 3, 04, 05, 06, 012, 014 до остановки «Областной медицинский центр».

Телефон: 74-52-29 (приемный покой ОМЦ)

  • Политика дисциплины

Соблюдение трудовой дисциплины, внешнего облика врача: чистые халаты, колпаки, маски, сменная обувь. Ежедневная подготовка к занятиям, активное участие в освоении практических навыков, работе с больными с соблюдением правил деонтологии.

  • Введение

Офтальмология – область клинической медицины, изучающая анатомо-физиологические особенности строения органа зрения, его патологию, методы её диагностики, лечения и профилактики.

Значительное число заболеваний глаза и изменений органа зрения представляют собой проявления многих патологических процессов, развивающихся в различных системах и органах больного человека. Это связано с его анатомо-топографическими особенностями и той огромной ролью, которая отведена глазу в восприятии внешнего мира. 75-85% заболеваний глаз – это не местный процесс, а проявления патологии различных органов и систем (головного мозга, почек, центральной нервной системы и др.). Учитывая анатомо-топографическую близость органа зрения с ротовой полостью, ЛОР-органами, полостью черепа, стоматолог, как и врач любой другой специальности, должен научиться диагностировать наиболее часто встречающуюся патологию органа зрения, уметь интерпретировать глазные симптомы в диагностике стоматологических и других заболеваний, своевременно оказать неотложную помощь или вовремя направить больного к офтальмологу.

· Цель дисциплины:формирование у студентов понимания взаимосвязи поражений глаз и ротовой полости, знаний и умений по основам обследования органа зрения, общим принципам диагностики и лечения неотложных состояний в офтальмологической практике.

  • Задачи обучения:

- дать представление об основных офтальмологических синдромах;

- дать знания о методах и средствах диагностики, основных принципах лечения,

используемых в офтальмологической практике;

- дать знания о взаимосвязи поражений глаз и ротовой полости и показаниях к

направлению к офтальмологу стоматологического больного;

- научить выявлять симптомы угрожающих состояний в офтальмологической

практике;

- научить оказывать первую доврачебную помощь при развитии угрожающих жизни

состояниях.

· Конечные результаты обучения

Студент должен знать:

- основные синдромы, встречающиеся в офтальмологической практике: синдром

острых воспалительных заболеваний глаз, синдром «красный глаз», синдром

постепенного и безболезненного снижения зрения, онкопатологии глаза и его

придатков, изменения органа зрения при заболеваниях других органов и систем;

- принципы методов исследования органа зрения в амбулаторных условиях (наружный

осмотр, офтальмоскопия, тонометрия);

- показания к направлению к офтальмологу стоматологического больного;

- принципы оказания первой врачебной помощи при неотложных состояниях в

офтальмологии;

- принципы лечения основных офтальмологических синдромов.

Студент должен уметь:

- диагностировать наиболее распространенные патологии глаза и его придатков;

- провести наружный осмотр орбиты, век, слёзных органов, конъюнктивы, роговицы,

зрачка, с выворотом век;

- пальпаторно определить офтальмотонус;

- закапать глазные капли, заложить глазную мазь;

- наложить моно- и бинокулярную повязку;

владеть навыками:

- оказания первой доврачебной помощи при неотложных состояниях в офтальмологии:

острый приступ глаукомы, травма глаза, инородное тело глаза.

• Пререквизиты: анатомия, клиническая анатомия головы и шеи, визуальная диагностика, введение в клинику.

• Постреквизиты: терапевтическая стоматология, хирургическая стоматология.

• Краткое содержание дисциплины

Офтальмология изучает анатомию, функции, рефракцию, методы исследования органа зрения; этиопатогенез, клинику, диагностику, лечение, профилактику наиболее распространенных заболеваний органа зрения.

• Тематический план

Тематический план лекций:

Порядковый номер Наименование темы Форма проведения Кол-во часов
1. Введение. Топографическая анатомия. Функции органа зрения. проблемная
2. Методы обследования органа зрения. Диагностическое значение. проблемная
3. Принципы лечения основных офтальмологических синдромов. проблемная
4. Синдром острых воспалительных заболеваний глаз, связь с патологией зубо-челюстного аппарата проблемная
5. Синдром изменения органа зрения при различных заболеваниях зубо-челюстной системы. проблемная
6. Глаукома. проблемная
7. Синдром снижения зрения. проблемная
8. Аллергические заболевания органа зрения. проблемная
9. Неотложные состояния в офтальмологической практике, принципы первой помощи. проблемная
Всего

Тематический план практических занятий:

Порядковый номер Наименование темы занятия Форма проведения Кол-во часов
1. Строение, содержимое, топографическая анатомия, функции, значение анатомического соседства органа зрения с ЛОР-органами, полостью рта, полостью черепа. Методы обследования органа зрения.   семинар/практика  
2. Функции органа зрения. Возрастная динамика. Физиологическая оптика. Рефракция, аккомодация. семинар/практика
3. Основные синдромы, встречающиеся в офтальмологической практике: синдром острых воспалительных заболеваний глаз. Клиника и течение, осложнения, исходы. Связь с патологией зубо-челюстного аппарата. Принципы и продолжительность лечения. Основные синдромы, встречающиеся в офтальмологической практике: синдром «красный глаз». Клиника и течение, осложнения, исходы. Принципы и продолжительность лечения. CBL
4. 3. Заключительное занятие по разделу Основные синдромы, встречающиеся в офтальмологической практике: синдром постепенного и безболезненного снижения зрения. Клиника и течение, осложнения, исходы. Принципы и продолжительность лечения. Основные синдромы, встречающиеся в офтальмологической практике: синдром онкопатологии глаза и его придатков. Клиника и течение, осложнения, исходы. Принципы и продолжительность лечения. коллоквиум семинар/практика    
5. Основные синдромы, встречающиеся в офтальмологической практике: синдром постепенного и безболезненного снижения зрения. Клиника и течение, осложнения, исходы. Принципы и продолжительность лечения. Основные синдромы, встречающиеся в офтальмологической практике: синдром онкопатологии глаза и его придатков. Клиника и течение, осложнения, исходы. Принципы и продолжительность лечения. Основные синдромы, встречающиеся в офтальмологической практике: синдром изменения органа зрения при заболеваниях других органов и систем. Клиника и течение, осложнения, исходы. Принципы и продолжительность лечения. семинар/практика    
6.   Основные синдромы, встречающиеся в офтальмологической практике: синдром изменения органа зрения при заболеваниях других органов и систем. Клиника и течение, осложнения, исходы. Принципы и продолжительность лечения. Аллергические заболевания органа зрения. Отек Квинке. Токсикодермия. Лекарственные дерматиты век. Неотложные состояния в офтальмологической практике. Принципы медикаментозной терапии в офтальмологии. семинар/практика  
7. Аллергические заболевания органа зрения. Отек Квинке. Токсикодермия. Лекарственные дерматиты век. Неотложные состояния в офтальмологической практике. Принципы медикаментозной терапии в офтальмологии. Заключительное занятие по разделу   коллоквиум  
Всего  

Время консультаций:

Консультации проводятся еженедельно по вторникам, средам, и четвергам с 15 до 17 час.

Время рубежного контроля: по расписанию академического календаря КГМУ

Специальнось Группа Заключительное занятие по разделу Неделя/дата Время
    Стоматология 302,303 №1 № 2 15/07.05.12 15/09.05.12 13-40 - 15-20 13-40 - 15-20  
304-305 № 1 № 2 16/14.05.12 16/16.05.12 13-40 - 15-20 13-40 - 15-20  
301; 306-307 № 1 № 2 19/04.06.12 19/06.06.12   13-40 - 15-20 13-40 - 15-20  

Время итогового контроля: проводится по завершению изучения дисциплины

  • Задания для самостоятельной работы студентов

Тематический план СРС

Порядковый номер Наименование темы Форма выполнения Кол-во часов
Современные методы исследования органа зрения - биомикроскопия, эхография (А-, В-), ФАГ, ОКТ, КТ, МРТ и их клиническое значение. Работа с литературой и электронными носителями; подготовка презентаций по темам, предусмотренным для самостоятельного изучения; работа в Интернете.
Флегмона орбиты, тромбофлебит вен орбиты, периоститы – этиология, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, неотложная помощь. Работа с литературой и электронными носителями; подготовка презентаций по темам, предусмотренным для самостоятельного изучения; работа в Интернете.
Патология склеры, стекловидного тела. Работа с литературой и электронными носителями; подготовка презентаций по темам, предусмотренным для самостоятельного изучения; работа в Интернете.
Глаукома – определение, классификация, современные методы диагностики. Работа с литературой и электронными носителями; подготовка презентаций по темам, предусмотренным для самостоятельного изучения; работа в Интернете.
Диабетическая ретинопатия. Патогенез. Принципы диагностики и лечения пациентов с глазными проявлениями диабета. Работа с литературой и электронными носителями; подготовка презентаций по темам, предусмотренным для самостоятельного изучения; работа в Интернете.
Наследственные, врожденные и приобретенные заболевания сетчатки и зрительного нерва. Работа с литературой и электронными носителями; подготовка презентаций по темам, предусмотренным для самостоятельного изучения; работа в Интернете.
Всего    
  • График выполнения и сдачи заданий по дисциплине
Неделя
№ темы по СРС 1,2 3,4 5,6
  • Литература

На русском языке

основная:

  1. Бочкарева А.А. Глазные болезни: Учебник. - М.: Медицина, 1989*. – 413
  2. Ковалевский Е.И. Офтальмология: Учебник.-М.: Медицина, 1995*.- 480с.
  3. Сидоренко Е.И. Офтальмология: Учебник для мед. вузов.- М.: ГЭОТАР-МЕД,

2003*.- 408с.

дополнительная:

1. Егоров Е.А. Рациональная фармакотерапия в офтальмологии: Руководство для практикующих врачей.- М.: Литтера, 2006. – 954с.

2. Аветисов С.Э., Егорова Е.А., Мошетова Л.К., Нероева В.В., Тахчиди Х.П.

Офтальмология Национальное руководство М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.-940с.

3. Егоров Е.А., Ставицкая Т.В., Тутаева Е.С. Офтальмологические проявления общих

заболеваний. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.- 590с.

4. Джейн Олвер, Лоррейн Кессиди. Наглядная офтальмология. М.: ГЭОТАР-Медиа,

2009.- 125с.

На казахском языке

основная:

1. Кошеров К.Б. Көз аурулары. – Алматы, 1997 – 455 б.

  • Методы обучения и преподавания:

Лекции:обзорные, тематические, проблемные.

Практические занятия:семинар (обсуждение теоретических вопросов по теме занятия, решение ситуационных задач); ролевые игры; обучение навыкам с использованием муляжей, тренажеров; работа с больными под руководством преподавателя.

СРС - Работа с литературой и электронными носителями; подготовка презентаций по темам, предусмотренным для самостоятельного изучения; работа в Интернете.

  • Критерии и правила оценки знаний: шкала и критерии оценки знаний на каждом уровне (текущий, рубежный, итоговый контроль), правила оценки всех видов занятий (аудиторные, СРС, СРСП*)

Шкала оценок**

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент % содержание Оценка по традиционной системе
А 4,0 95-100 Отлично
А- 3,67 90-94
В+ 3,33 85-89 Хорошо
В 3,0 80-84
В- 2,67 75-79
С+ 2,33 70-74     Удовлетворительно
С 2,0 65-69
С- 1,67 60-64
Д+ 1,33 55-59
Д 1,0 50-54
F 0-49 Неудовлетворительно

Критерии оценки знаний**

Оценка «отлично» ставится в том случае, если обучающийся показал полное усвоение программного материала и не допустил каких-либо ошибок, неточностей, своевременно и правильно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал отчеты по ним, проявил при этом оригинальное мышление, своевременно и без каких-либо ошибок сдал коллоквиумы и выполнил домашние задания, занимался научно-исследовательской работой, самостоятельно использовал дополнительную научную литературу при изучении дисциплины, умел самостоятельно систематизировать программный материал.

Оценка «хорошо» в ставится в том случае, если студент освоил программный материал не ниже, чем на 75% и при этом не допустил грубых ошибок при ответе, своевременно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал их без принципиальных замечаний, правильно выполнил и своевременно сдал коллоквиумы и домашние задания без принципиальных замечаний, использовал дополнительную литературу по указанию преподавателя, занимался научно-исследовательской работой, допускал непринципиальные неточности или принципиальные ошибки, исправленные самим студентом, сумел систематизировать программный материал с помощью преподавателя.

Оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если студент освоил программный материал не менее чем на 50%, при выполнении контрольных и лабораторных работ, домашних заданий нуждался в помощи преподавателя, при сдаче коллоквиума допускал неточности и не принципиальные ошибки, не проявил активность в исследовательской работе, ограничивался только учебной литературой, указанной преподавателем, испытывал большие затруднения в систематизации материала.

Оценка «неудовлетворительно» ставится в том случае, если студент обнаружил пробелы

в знании основного материала, предусмотренного программой, не освоил более половины программы дисциплины, в ответах допускал принципиальные ошибки, не выполнил отдельные задания, предусмотренные формами текущего, промежуточного и итогового контроля, не проработал всю основную литературу, предусмотренную программой.

* Примечание:Для кредитной системы обучения.

**Примечание: Составлены на основании ГОСО РК «Система образования РК. Контроль и оценка знаний в высших учебных заведениях. Основные положения».

  • Методика подсчета рейтинга (см. положение о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов, 2010 г.).

Наши рекомендации