Зав.кафедрой глазных, ЛОР-болезней
Силлабус
По дисциплине Oft 3222 «Офтальмология»
Для специальности 051302 - «Стоматология»
Обьем учебных часов 54
Курс III
Семестр 6
Караганда 2011г.
Силлабус составлен на основании рабочей программы по дисциплине Oft 3222 «Офтальмология» для специальности 051302 - «Стоматология», 06.05.09 г. Протокол № 9
Силлабус рассмотрен и утвержден на заседании кафедры
Г. Протокол № 7
Зав.кафедрой глазных, ЛОР-болезней
с реаниматогией, профессор Ю.А.Шустеров
· Сведения о преподавателях:
Заведующий кафедрой: Шустеров Юрий Аркадьевич, доктор медицинских наук, профессор, стаж педагогической работы - 20 лет, стаж клинической работы 27 лет.
Научные интересы: миопия, рефракционная хирургия.
Научная школа: аспирантура с 1997 по 2000 годы при Казахском научно-исследовательском институте глазных болезней (г. Алматы,). Кандидатская диссертация защищена в Московском научно-исследовательском институте глазных болезней им. Гельмгольца в 199О г. на тему: "Рефракционная циркулярная кератопластика в коррекции близорукости", по специальности - 14.00.08 – глазные болезни.
Научный руководитель: доктор медицинских наук, профессор Г.А.Ульданов.
Докторская диссертация защищена в 1998 г. во Всероссийском научно-исследовательском институте глазных болезней РАМН на тему: "Рефракционная интерламеллярная тоннельная кератопластика в коррекции миопии и миопического астигматизма", по специальности - 14.00.08 – глазные болезни.
Научный руководитель: доктор медицинских наук, профессор Е.К.Мамбетов.
Чтение лекций на русском, английском языках.
Преподаватели:
Доцент кафедры: Ли Лариса Сергеевна, кандидат медицинских наук, стаж педагогической работы - 30 лет, стаж клинической работы 39 лет.
Телефон: 74-52-29 (приемный покой КОМЛДО).
Научные интересы: диабетические поражения глаза.
Научная школа: заочная аспирантура с 1986 по 1990 годы при Московском научно-исследовательском институте глазных болезней им. Гельмгольца (г.Москва). Кандидатская диссертация защищена в 199О г. на тему: "Клинико-иммунологическая характеристика и прогнозирование диабетической ретинопатии", по специальности - 14.00.08 – глазные болезни.
Научный руководитель: доктор медицинских наук, профессор Л.К.Дудникова.
Чтение лекций на русском языке.
Доцент: Аринова Гульнара Пасевноевна, кандидат медицинских наук, стаж педагогический работы - 17 лет, стаж клинической работы 23 года.
Телефон: 74-52-29 (приемный покой КОМЛДО).
Научные интересы: глаукома.
Научная школа: аспирантура с 1993 по 1997 при Казахском государственном медицинском университете им. С.Д.Асфендиярова (г.Алматы). Кандидатская диссертация защищена в 1997 г. на тему "Патогенетические основы хирургической стабилизации зрительных функций при первичной глаукоме", по специальности - 14.00.08 – глазные болезни.
Научный руководитель: доктор медицинских наук, профессор Е.К.Мамбетов.
Чтение лекций на русском, государственном языках.
- Контактная информация
Время и место проведения учебной дисциплины в соответствии с расписанием занятий. Кафедра глазных, ЛОР- болезней с реаниматологией располагается на базе Областного медицинского центра по адресу ул.Муканова -5. Проезд автобусами: 7, 13, 43, 49, 51,53, 70, маршрутными такси: 01, 02, 3, 04, 05, 06, 012, 014 до остановки «Областной медицинский центр».
Телефон: 74-52-29 (приемный покой ОМЦ)
- Политика дисциплины
Соблюдение трудовой дисциплины, внешнего облика врача: чистые халаты, колпаки, маски, сменная обувь. Ежедневная подготовка к занятиям, активное участие в освоении практических навыков, работе с больными с соблюдением правил деонтологии.
- Введение
Офтальмология – область клинической медицины, изучающая анатомо-физиологические особенности строения органа зрения, его патологию, методы её диагностики, лечения и профилактики.
Значительное число заболеваний глаза и изменений органа зрения представляют собой проявления многих патологических процессов, развивающихся в различных системах и органах больного человека. Это связано с его анатомо-топографическими особенностями и той огромной ролью, которая отведена глазу в восприятии внешнего мира. 75-85% заболеваний глаз – это не местный процесс, а проявления патологии различных органов и систем (головного мозга, почек, центральной нервной системы и др.). Учитывая анатомо-топографическую близость органа зрения с ротовой полостью, ЛОР-органами, полостью черепа, стоматолог, как и врач любой другой специальности, должен научиться диагностировать наиболее часто встречающуюся патологию органа зрения, уметь интерпретировать глазные симптомы в диагностике стоматологических и других заболеваний, своевременно оказать неотложную помощь или вовремя направить больного к офтальмологу.
· Цель дисциплины:формирование у студентов понимания взаимосвязи поражений глаз и ротовой полости, знаний и умений по основам обследования органа зрения, общим принципам диагностики и лечения неотложных состояний в офтальмологической практике.
- Задачи обучения:
- дать представление об основных офтальмологических синдромах;
- дать знания о методах и средствах диагностики, основных принципах лечения,
используемых в офтальмологической практике;
- дать знания о взаимосвязи поражений глаз и ротовой полости и показаниях к
направлению к офтальмологу стоматологического больного;
- научить выявлять симптомы угрожающих состояний в офтальмологической
практике;
- научить оказывать первую доврачебную помощь при развитии угрожающих жизни
состояниях.
· Конечные результаты обучения
Студент должен знать:
- основные синдромы, встречающиеся в офтальмологической практике: синдром
острых воспалительных заболеваний глаз, синдром «красный глаз», синдром
постепенного и безболезненного снижения зрения, онкопатологии глаза и его
придатков, изменения органа зрения при заболеваниях других органов и систем;
- принципы методов исследования органа зрения в амбулаторных условиях (наружный
осмотр, офтальмоскопия, тонометрия);
- показания к направлению к офтальмологу стоматологического больного;
- принципы оказания первой врачебной помощи при неотложных состояниях в
офтальмологии;
- принципы лечения основных офтальмологических синдромов.
Студент должен уметь:
- диагностировать наиболее распространенные патологии глаза и его придатков;
- провести наружный осмотр орбиты, век, слёзных органов, конъюнктивы, роговицы,
зрачка, с выворотом век;
- пальпаторно определить офтальмотонус;
- закапать глазные капли, заложить глазную мазь;
- наложить моно- и бинокулярную повязку;
владеть навыками:
- оказания первой доврачебной помощи при неотложных состояниях в офтальмологии:
острый приступ глаукомы, травма глаза, инородное тело глаза.
• Пререквизиты: анатомия, клиническая анатомия головы и шеи, визуальная диагностика, введение в клинику.
• Постреквизиты: терапевтическая стоматология, хирургическая стоматология.
• Краткое содержание дисциплины
Офтальмология изучает анатомию, функции, рефракцию, методы исследования органа зрения; этиопатогенез, клинику, диагностику, лечение, профилактику наиболее распространенных заболеваний органа зрения.
• Тематический план
Тематический план лекций:
Порядковый номер | Наименование темы | Форма проведения | Кол-во часов |
1. | Введение. Топографическая анатомия. Функции органа зрения. | проблемная | |
2. | Методы обследования органа зрения. Диагностическое значение. | проблемная | |
3. | Принципы лечения основных офтальмологических синдромов. | проблемная | |
4. | Синдром острых воспалительных заболеваний глаз, связь с патологией зубо-челюстного аппарата | проблемная | |
5. | Синдром изменения органа зрения при различных заболеваниях зубо-челюстной системы. | проблемная | |
6. | Глаукома. | проблемная | |
7. | Синдром снижения зрения. | проблемная | |
8. | Аллергические заболевания органа зрения. | проблемная | |
9. | Неотложные состояния в офтальмологической практике, принципы первой помощи. | проблемная | |
Всего |
Тематический план практических занятий:
Порядковый номер | Наименование темы занятия | Форма проведения | Кол-во часов |
1. | Строение, содержимое, топографическая анатомия, функции, значение анатомического соседства органа зрения с ЛОР-органами, полостью рта, полостью черепа. Методы обследования органа зрения. | семинар/практика | |
2. | Функции органа зрения. Возрастная динамика. Физиологическая оптика. Рефракция, аккомодация. | семинар/практика | |
3. | Основные синдромы, встречающиеся в офтальмологической практике: синдром острых воспалительных заболеваний глаз. Клиника и течение, осложнения, исходы. Связь с патологией зубо-челюстного аппарата. Принципы и продолжительность лечения. Основные синдромы, встречающиеся в офтальмологической практике: синдром «красный глаз». Клиника и течение, осложнения, исходы. Принципы и продолжительность лечения. | CBL | |
4. 3. | Заключительное занятие по разделу Основные синдромы, встречающиеся в офтальмологической практике: синдром постепенного и безболезненного снижения зрения. Клиника и течение, осложнения, исходы. Принципы и продолжительность лечения. Основные синдромы, встречающиеся в офтальмологической практике: синдром онкопатологии глаза и его придатков. Клиника и течение, осложнения, исходы. Принципы и продолжительность лечения. | коллоквиум семинар/практика | |
5. | Основные синдромы, встречающиеся в офтальмологической практике: синдром постепенного и безболезненного снижения зрения. Клиника и течение, осложнения, исходы. Принципы и продолжительность лечения. Основные синдромы, встречающиеся в офтальмологической практике: синдром онкопатологии глаза и его придатков. Клиника и течение, осложнения, исходы. Принципы и продолжительность лечения. Основные синдромы, встречающиеся в офтальмологической практике: синдром изменения органа зрения при заболеваниях других органов и систем. Клиника и течение, осложнения, исходы. Принципы и продолжительность лечения. | семинар/практика | |
6. | Основные синдромы, встречающиеся в офтальмологической практике: синдром изменения органа зрения при заболеваниях других органов и систем. Клиника и течение, осложнения, исходы. Принципы и продолжительность лечения. Аллергические заболевания органа зрения. Отек Квинке. Токсикодермия. Лекарственные дерматиты век. Неотложные состояния в офтальмологической практике. Принципы медикаментозной терапии в офтальмологии. | семинар/практика | |
7. | Аллергические заболевания органа зрения. Отек Квинке. Токсикодермия. Лекарственные дерматиты век. Неотложные состояния в офтальмологической практике. Принципы медикаментозной терапии в офтальмологии. Заключительное занятие по разделу | коллоквиум | |
Всего |
Время консультаций:
Консультации проводятся еженедельно по вторникам, средам, и четвергам с 15 до 17 час.
Время рубежного контроля: по расписанию академического календаря КГМУ
Специальнось | Группа | Заключительное занятие по разделу | Неделя/дата | Время |
Стоматология | 302,303 | №1 № 2 | 15/07.05.12 15/09.05.12 | 13-40 - 15-20 13-40 - 15-20 |
304-305 | № 1 № 2 | 16/14.05.12 16/16.05.12 | 13-40 - 15-20 13-40 - 15-20 | |
301; 306-307 | № 1 № 2 | 19/04.06.12 19/06.06.12 | 13-40 - 15-20 13-40 - 15-20 |
Время итогового контроля: проводится по завершению изучения дисциплины
- Задания для самостоятельной работы студентов
Тематический план СРС
Порядковый номер | Наименование темы | Форма выполнения | Кол-во часов |
Современные методы исследования органа зрения - биомикроскопия, эхография (А-, В-), ФАГ, ОКТ, КТ, МРТ и их клиническое значение. | Работа с литературой и электронными носителями; подготовка презентаций по темам, предусмотренным для самостоятельного изучения; работа в Интернете. | ||
Флегмона орбиты, тромбофлебит вен орбиты, периоститы – этиология, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, неотложная помощь. | Работа с литературой и электронными носителями; подготовка презентаций по темам, предусмотренным для самостоятельного изучения; работа в Интернете. | ||
Патология склеры, стекловидного тела. | Работа с литературой и электронными носителями; подготовка презентаций по темам, предусмотренным для самостоятельного изучения; работа в Интернете. | ||
Глаукома – определение, классификация, современные методы диагностики. | Работа с литературой и электронными носителями; подготовка презентаций по темам, предусмотренным для самостоятельного изучения; работа в Интернете. | ||
Диабетическая ретинопатия. Патогенез. Принципы диагностики и лечения пациентов с глазными проявлениями диабета. | Работа с литературой и электронными носителями; подготовка презентаций по темам, предусмотренным для самостоятельного изучения; работа в Интернете. | ||
Наследственные, врожденные и приобретенные заболевания сетчатки и зрительного нерва. | Работа с литературой и электронными носителями; подготовка презентаций по темам, предусмотренным для самостоятельного изучения; работа в Интернете. | ||
Всего |
- График выполнения и сдачи заданий по дисциплине
Неделя | ||||||||||||||||||||
№ темы по СРС | 1,2 | 3,4 | 5,6 |
- Литература
На русском языке
основная:
- Бочкарева А.А. Глазные болезни: Учебник. - М.: Медицина, 1989*. – 413
- Ковалевский Е.И. Офтальмология: Учебник.-М.: Медицина, 1995*.- 480с.
- Сидоренко Е.И. Офтальмология: Учебник для мед. вузов.- М.: ГЭОТАР-МЕД,
2003*.- 408с.
дополнительная:
1. Егоров Е.А. Рациональная фармакотерапия в офтальмологии: Руководство для практикующих врачей.- М.: Литтера, 2006. – 954с.
2. Аветисов С.Э., Егорова Е.А., Мошетова Л.К., Нероева В.В., Тахчиди Х.П.
Офтальмология Национальное руководство М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.-940с.
3. Егоров Е.А., Ставицкая Т.В., Тутаева Е.С. Офтальмологические проявления общих
заболеваний. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.- 590с.
4. Джейн Олвер, Лоррейн Кессиди. Наглядная офтальмология. М.: ГЭОТАР-Медиа,
2009.- 125с.
На казахском языке
основная:
1. Кошеров К.Б. Көз аурулары. – Алматы, 1997 – 455 б.
- Методы обучения и преподавания:
Лекции:обзорные, тематические, проблемные.
Практические занятия:семинар (обсуждение теоретических вопросов по теме занятия, решение ситуационных задач); ролевые игры; обучение навыкам с использованием муляжей, тренажеров; работа с больными под руководством преподавателя.
СРС - Работа с литературой и электронными носителями; подготовка презентаций по темам, предусмотренным для самостоятельного изучения; работа в Интернете.
- Критерии и правила оценки знаний: шкала и критерии оценки знаний на каждом уровне (текущий, рубежный, итоговый контроль), правила оценки всех видов занятий (аудиторные, СРС, СРСП*)
Шкала оценок**
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент | % содержание | Оценка по традиционной системе |
А | 4,0 | 95-100 | Отлично |
А- | 3,67 | 90-94 | |
В+ | 3,33 | 85-89 | Хорошо |
В | 3,0 | 80-84 | |
В- | 2,67 | 75-79 | |
С+ | 2,33 | 70-74 | Удовлетворительно |
С | 2,0 | 65-69 | |
С- | 1,67 | 60-64 | |
Д+ | 1,33 | 55-59 | |
Д | 1,0 | 50-54 | |
F | 0-49 | Неудовлетворительно |
Критерии оценки знаний**
Оценка «отлично» ставится в том случае, если обучающийся показал полное усвоение программного материала и не допустил каких-либо ошибок, неточностей, своевременно и правильно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал отчеты по ним, проявил при этом оригинальное мышление, своевременно и без каких-либо ошибок сдал коллоквиумы и выполнил домашние задания, занимался научно-исследовательской работой, самостоятельно использовал дополнительную научную литературу при изучении дисциплины, умел самостоятельно систематизировать программный материал.
Оценка «хорошо» в ставится в том случае, если студент освоил программный материал не ниже, чем на 75% и при этом не допустил грубых ошибок при ответе, своевременно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал их без принципиальных замечаний, правильно выполнил и своевременно сдал коллоквиумы и домашние задания без принципиальных замечаний, использовал дополнительную литературу по указанию преподавателя, занимался научно-исследовательской работой, допускал непринципиальные неточности или принципиальные ошибки, исправленные самим студентом, сумел систематизировать программный материал с помощью преподавателя.
Оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если студент освоил программный материал не менее чем на 50%, при выполнении контрольных и лабораторных работ, домашних заданий нуждался в помощи преподавателя, при сдаче коллоквиума допускал неточности и не принципиальные ошибки, не проявил активность в исследовательской работе, ограничивался только учебной литературой, указанной преподавателем, испытывал большие затруднения в систематизации материала.
Оценка «неудовлетворительно» ставится в том случае, если студент обнаружил пробелы
в знании основного материала, предусмотренного программой, не освоил более половины программы дисциплины, в ответах допускал принципиальные ошибки, не выполнил отдельные задания, предусмотренные формами текущего, промежуточного и итогового контроля, не проработал всю основную литературу, предусмотренную программой.
* Примечание:Для кредитной системы обучения.
**Примечание: Составлены на основании ГОСО РК «Система образования РК. Контроль и оценка знаний в высших учебных заведениях. Основные положения».
- Методика подсчета рейтинга (см. положение о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов, 2010 г.).