Что записать в ваш педагогический словарь

Вопросы для обсуждения

1. Понятия о процессе обучения:

a) сущность процесса обучения;

б) преодоление противоречий как движущая сила обучения;

в) целы обучения;

г) содержание учебного процесса;

д) структура учебного процесса.

2. Факторы обучения.

3. Единство и взаимосвязь образовательной, воспитательной и развивающей функций процесса обучения.

4. Закономерности и принципы обучения.

5. Характеристика сущности, структуры и творческого характера деятельности учителя в учебном процессе.

6. Сравнительная характеристика традиционной, прогрессивной и современной модели обучения.

Литература

1. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Юрайт, 2003. – С. 145-174, 283-300.

2. Подласый И.П. Педагогика: В 2 кн. Кн.1. – М.: Владос, 2003. – С.291-468.

3. Дидактика современной школы / Под ред. В.А. Онишука. – К., 1987. – С.35-42, 67-91.

4. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. – М., 1986. – С. 126-147.

5. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1986. – С.62-92, 142-164.

6. Костюк Г.С. Навчально-виховний процес і психічний розвиток особистості. – К., 1989.

Вопросы для самоконтроля

1. Что представляет собой процесс обучения?

2. Какие признаки характерны для процесса обучения?

3. Что называют дидактикой?

4. Что такое дидактическая система?

5. Какие цели обучения существуют в современной школе?

6. Как формируется содержание обучения?

7. Какие требования к содержанию обучения ставятся современным обществом?

8. Что такое модель обучения?

9. Какие факторы обучения Вам известны?

10. Какие группы закономерностей выделяются в дидактике?

11. Какие общие закономерности обучения Вам известны?

12. Какие конкретные закономерности обучения Вам известны?

13. Какие принципы обучения Вы знаете?

Темы рефератов

1. Развитие представления о дидактике как науке.

2. Функции обучения.

3. Мотивация учебной деятельности учеников.

Опорная схема лекции

ДИДАКТИКА Процесс обучения целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников
Преподавание Учение
(деятельность учителя) (деятельность ученика)
Закономерности процесса обучения · цели обучения зависят от потребностей и возможностей общества · эффективность каждого нового этапа обучения зависит от продуктивности предыдущего, объема и характера учебного материала · продуктивность обучения зависит от мотивов обучения, уровня организации учебного процесса
Виды обучения · репродуктивное · проблемное · алгоритмизированное · дистанционное   Функции процесса обучения · образовательная · воспитывающая · развивающая  
Принципы обучения · наглядность · природосообразность · сознательность и активность · систематичность и последовательность · прочность · научность · доступность · связь теории с практикой
Содержание образования система научных знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений
Система научных знаний Система умений и навыков Опыт творческой деятельности Эмоционально-ценностный опыт

Принципы формирования содержания образования

Принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях уровню мировой современной науки, производства и основным требованиям общества  
Принцип учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения при формировании содержания учебного материала  
Принципы структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования с учетом личностного развития и становления школьника  
Принцип комплексности, логичности и последовательности конструирования содержания образования
Носители содержания образования
1. Учебный план 2. Учебный предмет 3. Учебная программа

Факторы отбора содержания образования

Потребности общества в образованных людях Цели, которые общество ставит перед общеобразовательной школой Потребность личности в образовании Средние и оптимальные возможности учащихся

ЧТО ЗАПИСАТЬ В ВАШ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Дидактика – область педагогики, изучающая теорию и практику обучения и образования.

Процесс обучения – целенаправленная совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на достижение дидактических целей.

Функции процесса обучения – назначение тех или иных элементов процесса обучения по отношению к другим частям, элементам или процессу обучения в целом.

Закономерность – отражение объективных, необходимых, общих, устойчивых и повторяющихся в одних и тех же условиях связей.

Принципы обучения – основные требования, предъявляемые к процессу обучения, следование которым позволяет оптимизировать его.

Образование – это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой становление личности в соответствии с генетической программой и социализацией личности.

Содержание образования – система знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентации и отношений.

Знания – результат познания наукой объективной действительности.

Умения – готовность к выполнению практических действий на основе имеющихся знаний.

Навыки – доведенные до автоматизма компоненты практических действий.

Учебная программа – нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по каждому учебному предмету.

Задание 1

Что такое дидактика? Отметьте правильный ответ:

1) теория обучения и образования;

2) теория воспитания;

3) теория обучения;

4) часть педагогики, рассматривающая вопросы методики преподавания отдельных учебных предметов;

5) теория обучения, образования и воспитания.

Задание 2

Определите иерархию следующих понятий: педагогика, дидактика, частная методика. Какая схема правильно отражает эту иерархию?

       
   
 
 

Задание 3

Какие из перечисленных признаков являются особенностями процесса обучения, а какие характеризуют случайный акт обучения: непродолжительность, планомерность, систематичность, спонтанность, организованность, нацеленность на результат, воспитательная направленность? Подчеркните те из них, которые относятся к процессу обучения.

Задание 4

Рассмотрите и проанализируйте ряд определений понятия «процесс обучения». Заполните таблицу.

Определение понятия «процесс обучения» На чем сделан акцент Что общего В чем различие
«Целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебной деятельности учащихся по овладению научными знаниями…» (Харламов И.Ф. Педагогика. – Мн., 1979)      
«Целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников» (Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1988)    
«Процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемыми, в результате которого у обучающегося формируется определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества» (Педагогика / Под. ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1996)    

Задание 5

Что является движущей силой процесса обучения:

1) ответственность учащихся за свои знания;

2) требования учителей, предъявляемые школьникам;

3) противоречие между возможностями ученика и его потребностями;

4) понимание учащимися необходимости получения образования;

5) __________________________________

(Ваш вариант ответа)

Задание 6

Выпишите определения следующих понятий.

Вид обучения –

Правило обучения –

(Укажите источник этих сведений)

Задание 7

Какая из приведенных ниже схем правильно отражает структуру процесса обучения? Дайте пояснения.

Задание 8

Какие из перечисленных ниже функций являются функциями процесса обучения?

1) коррекционная;

2) образовательная;

3) диагностическая;

4) воспитательная;

5) развивающая;

6) оздоровительная.

Задание 9

Какие этапы деятельности учителя соответствуют этапам деятельности ученика в процессе обучения?

Этапы деятельности учителя Этапы деятельности ученика
  Возникновения интереса к учению  
  Усвоение знаний    
  Овладение общими понятиями и суждениями и разрешение проблем
  Процессы запоминания  
  Упражнение  
  Самоконтроль  

Задание 10

Как известно, дидактическое правило конкретизирует принцип обучения, указывает учителю, как следует реализовать дидактический принцип в практической работе. В связи с этим подумайте, к каким принципам относятся приведенные ниже правила и в каком правиле может отразиться дидактический принцип. Заполните таблицу.

Дидактический принцип Дидактическое правило
  Стройте учебный процесс так, чтобы накопление новых знаний одновременно закрепляло старые
Принцип систематичности обучения  
  Работая со всем классом, помните о каждом ученике
Принцип наглядности обучения  
  Не требуйте от учеников заучивания того, что всего лишь нужно понять  

Задание 11

Что такое содержание образования:

1) система знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентации и отношений;

2) достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений;

3) общие идеи о построении природы и жизни общества;

4) ________________________________________

(Ваш вариант ответа)

Задание 12

Найдите в литературе и впишите следующие определения.

Базисный учебный план –

Государственный образовательный стандарт –

Задание 13

Заполните следующую таблицу.

Содержание образования – это... Признаки понятия Совпадающие Несовпадающие
«...система знаний, включающая факты и обобщения, и система полезных умений и навыков» (Б.П. Есипов, Н.К. Гончаров)        
«...основные знания, умения и навыки, требуемые спецификой данной области научных знаний» (Т.А. Ильина)    
«...научные знания, умения и навыки, осмысливание жизненного познавательного опыта учащихся, приобретаемого вне обучения, и формирование познавательных способностей и творческих сил учащихся» (И.Т. Огородников)    
«...во-первых, усвоение опыта предшествующих поколений; во-вторых, воспитание типологических качеств поведения личности; в-третьих, умственное и физическое развитие человека» (В.С. Леднев)    
«...та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему» (В.С. Безрукора)    
«...система знаний, умений, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения» (И.П. Подласый)        

Задание 14

Перечислите компоненты содержания образования и заполните схему.

    Содержание образования  
     

Педагогические кейсы

Кейс № 1 «Постижение мудрости педагогической любви»

Цель кейса:рассмотреть основные позиции педагогики Я. Корчака, основанной на любви к детям.

Педагогическая профессия является самой гуманной и самой эстетической профессией в мире, в основе которой лежит любовь к детям. Только любящий педагог, как ваятель, способен красиво изваять и расписать «Божьи изображения» – детей, чтобы придать им «наибольшее сходство с оригиналом» (Я.А. Коменский). Понять ребенка, проникнуть в его внутренний мир и наполнить этот внутренний мир любовью может только тот педагог, чье сердце отдано детям, кто заботится о них как о драгоценных цветах нашей жизни. Будущие педагоги с первых дней обучения в вузе должны уяснить, что без любви к детям профессиональная деятельность превращается в технологический процесс по передачи знаний, умений и навыков. Это деятельность без души, результатом которой может стать формирование человека с бедным внутренним миром, способного на зло и предательство. Для подготовки к вопросам кейса рекомендуется прочитать отрывок из книги Я. Корчака «Как любить детей».

Вопросы и задания для обсуждения:

1. В чем сила источника, из которого подпитывался Я. Корчак?

2. Как Вы понимаете «уважать труд познания» ребенка?

3. Применима ли педагогики К.Корчака к современным детям? (обоснуйте).

4. Обоснуйте связь мира мечты ребенка, мира познания и физического развития. На чем основываются эти миры?

5. В чем успех Я. Корчака? Попытайтесь успех педагога выразить в нескольких позициях, которые Вы считаете основополагающими.

Материал к кейсу

…Я никому не желаю зла. Не умею. Даже не знаю, как это делается…

Я. Корчак

У ребенка есть будущее, но есть и прошлое: памятные события, воспоминания я много часов самых доподлинных одиноких размышлений. Так же как и мы – не иначе – он помнит и забывает, ценит и недооценивает, логично рассуждает и ошибается, если не знает. Осмотрительно верит и сомневается.

Ребенок – иностранец, он не понимает языка, не знает направления улиц, не знает законов и обычаев. Порой предпочитает осмотреться сам; трудно – попросит указания и совета. Необходим гид, который вежливо ответит на вопросы.

Уважайте его незнание!

Человек злой, аферист, негодяй воспользуется незнанием иностранца и ответит невразумительно, умышленно вводя в заблуждение. Грубиян буркнет себе под нос. Нет, мы не доброжелательно осведомляем, а грыземся и лаемся с детьми – отчитываем, выговариваем, наказываем.

Как плачевно убоги были бы знания ребенка, не приобрети он их от ровесников, не подслушай, не выкради из слов и разговоров взрослых.

Уважайте труд познания!

Уважайте неудачи и слезы!

Не только порванный чулок, но и поцарапанное колено, не только разбитый стакан, но и порезанный палец, синяк, шишку – а значит, боль.

Клякса в тетрадке – это несчастный случай, неприятность. «Когда папа прольет чай, мамочка говорит «Ничего», а мне всегда попадает». Непривычные к боли, обиде, несправедливости, дети глубоко страдают и потому чаще плачут, но даже слезы ребенка вызывают шутки, кажутся менее важными, сердят.

«Ишь, распищался, ревет, скулит, нюни распустил». (Букет слов из словаря взрослых, изобретенный для детского пользования.) Слезы упрямства и каприза – это слезы бессилия я бунта, отчаянная попытка протеста, призыв на помощь, жалоба на халатность опеки, свидетельство того, что детей неразумно стесняют и принуждают, проявление плохого самочувствия и всегда – страдание.

Уважайте собственность ребенка и его бюджет! Ребенок делит со взрослыми материальные заботы семьи, болезненно чувствует нехватки, сравнивает свою бедность с обеспеченностью соученика, беспокоится из-за несчастных грошей, на которые разоряет семью. Он не желает быть обузой.

А что делать, когда нужно и шапку, и книжку, и на кино; тетрадку, если она исписалась, и карандаш, если его взяли или потерялся; а ведь хотелось бы и дать что-либо на память близкому другу, и купить пирожное, и одолжить соученику. Столько существенных нужд, желаний и искушений – и нет!

Не вопиет ли факт, что в судах для малолетних преобладают именно дела о кражах? Недооценка бюджета ребенка мстит за себя – наказания не помогут. Собственность ребенка – это не хлам, а нищенски убогие материал и орудия труда, надежды и воспоминания.

Не мнимые, а подлинные сегодняшние заботы и беспокойства, горечь и разочарования юных лет.

Ребенок растет. Интенсивнее жизнь, чаще дыхание, живее пульс, ребенок строит себя – его все больше и больше; глубже врастает в жизнь. Растет днем и ночью, и когда спит и когда бодрствует, и когда весел и когда печален, когда шалит и когда стоит перед тобой и кается.

Бывают весны удвоенного труда развития и осенние затишья. Вот разрастается костяк и сердце не поспевает; то недостаток, то избыток; иной химизм угасающих и развивающихся желез, иные неожиданности и беспокойство.

То ему надо бегать – так, как дышать, – бороться, поднимать тяжести, добывать; то затаиться, грезить, предаться грустным воспоминаниям. Попеременно то закалка, то жажда покоя, тепла и удобства. То сильное горячее стремление действовать, то апатия.

Усталость, недомогание (боль, простуда), жарко, холодно, сонливость, голод, жажда, недостаток чего-либо или избыток, плохое самочувствие –это не каприз и не школьная отговорка.

Наши рекомендации