Что записать в ваш педагогический словарь
Вопросы для обсуждения
1. Понятия о процессе обучения:
a) сущность процесса обучения;
б) преодоление противоречий как движущая сила обучения;
в) целы обучения;
г) содержание учебного процесса;
д) структура учебного процесса.
2. Факторы обучения.
3. Единство и взаимосвязь образовательной, воспитательной и развивающей функций процесса обучения.
4. Закономерности и принципы обучения.
5. Характеристика сущности, структуры и творческого характера деятельности учителя в учебном процессе.
6. Сравнительная характеристика традиционной, прогрессивной и современной модели обучения.
Литература
1. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Юрайт, 2003. – С. 145-174, 283-300.
2. Подласый И.П. Педагогика: В 2 кн. Кн.1. – М.: Владос, 2003. – С.291-468.
3. Дидактика современной школы / Под ред. В.А. Онишука. – К., 1987. – С.35-42, 67-91.
4. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. – М., 1986. – С. 126-147.
5. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1986. – С.62-92, 142-164.
6. Костюк Г.С. Навчально-виховний процес і психічний розвиток особистості. – К., 1989.
Вопросы для самоконтроля
1. Что представляет собой процесс обучения?
2. Какие признаки характерны для процесса обучения?
3. Что называют дидактикой?
4. Что такое дидактическая система?
5. Какие цели обучения существуют в современной школе?
6. Как формируется содержание обучения?
7. Какие требования к содержанию обучения ставятся современным обществом?
8. Что такое модель обучения?
9. Какие факторы обучения Вам известны?
10. Какие группы закономерностей выделяются в дидактике?
11. Какие общие закономерности обучения Вам известны?
12. Какие конкретные закономерности обучения Вам известны?
13. Какие принципы обучения Вы знаете?
Темы рефератов
1. Развитие представления о дидактике как науке.
2. Функции обучения.
3. Мотивация учебной деятельности учеников.
Опорная схема лекции
ДИДАКТИКА Процесс обучения | целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников |
Преподавание | Учение | |
(деятельность учителя) | (деятельность ученика) |
Закономерности процесса обучения | · цели обучения зависят от потребностей и возможностей общества · эффективность каждого нового этапа обучения зависит от продуктивности предыдущего, объема и характера учебного материала · продуктивность обучения зависит от мотивов обучения, уровня организации учебного процесса |
Виды обучения | · репродуктивное · проблемное · алгоритмизированное · дистанционное | Функции процесса обучения | · образовательная · воспитывающая · развивающая |
Принципы обучения | · наглядность · природосообразность · сознательность и активность · систематичность и последовательность · прочность · научность · доступность · связь теории с практикой |
Содержание образования | система научных знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений |
Система научных знаний | Система умений и навыков | Опыт творческой деятельности | Эмоционально-ценностный опыт |
Принципы формирования содержания образования
Принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях уровню мировой современной науки, производства и основным требованиям общества |
Принцип учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения при формировании содержания учебного материала |
Принципы структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования с учетом личностного развития и становления школьника |
Принцип комплексности, логичности и последовательности конструирования содержания образования |
Носители содержания образования | ||
1. Учебный план | 2. Учебный предмет | 3. Учебная программа |
Факторы отбора содержания образования
Потребности общества в образованных людях | Цели, которые общество ставит перед общеобразовательной школой | Потребность личности в образовании | Средние и оптимальные возможности учащихся |
ЧТО ЗАПИСАТЬ В ВАШ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Дидактика – область педагогики, изучающая теорию и практику обучения и образования.
Процесс обучения – целенаправленная совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на достижение дидактических целей.
Функции процесса обучения – назначение тех или иных элементов процесса обучения по отношению к другим частям, элементам или процессу обучения в целом.
Закономерность – отражение объективных, необходимых, общих, устойчивых и повторяющихся в одних и тех же условиях связей.
Принципы обучения – основные требования, предъявляемые к процессу обучения, следование которым позволяет оптимизировать его.
Образование – это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой становление личности в соответствии с генетической программой и социализацией личности.
Содержание образования – система знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентации и отношений.
Знания – результат познания наукой объективной действительности.
Умения – готовность к выполнению практических действий на основе имеющихся знаний.
Навыки – доведенные до автоматизма компоненты практических действий.
Учебная программа – нормативный документ, в котором очерчивается круг основных знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по каждому учебному предмету.
Задание 1
Что такое дидактика? Отметьте правильный ответ:
1) теория обучения и образования;
2) теория воспитания;
3) теория обучения;
4) часть педагогики, рассматривающая вопросы методики преподавания отдельных учебных предметов;
5) теория обучения, образования и воспитания.
Задание 2
Определите иерархию следующих понятий: педагогика, дидактика, частная методика. Какая схема правильно отражает эту иерархию?
Задание 3
Какие из перечисленных признаков являются особенностями процесса обучения, а какие характеризуют случайный акт обучения: непродолжительность, планомерность, систематичность, спонтанность, организованность, нацеленность на результат, воспитательная направленность? Подчеркните те из них, которые относятся к процессу обучения.
Задание 4
Рассмотрите и проанализируйте ряд определений понятия «процесс обучения». Заполните таблицу.
Определение понятия «процесс обучения» | На чем сделан акцент | Что общего | В чем различие |
«Целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебной деятельности учащихся по овладению научными знаниями…» (Харламов И.Ф. Педагогика. – Мн., 1979) | |||
«Целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников» (Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1988) | |||
«Процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемыми, в результате которого у обучающегося формируется определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества» (Педагогика / Под. ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1996) |
Задание 5
Что является движущей силой процесса обучения:
1) ответственность учащихся за свои знания;
2) требования учителей, предъявляемые школьникам;
3) противоречие между возможностями ученика и его потребностями;
4) понимание учащимися необходимости получения образования;
5) __________________________________
(Ваш вариант ответа)
Задание 6
Выпишите определения следующих понятий.
Вид обучения –
Правило обучения –
(Укажите источник этих сведений)
Задание 7
Какая из приведенных ниже схем правильно отражает структуру процесса обучения? Дайте пояснения.
Задание 8
Какие из перечисленных ниже функций являются функциями процесса обучения?
1) коррекционная;
2) образовательная;
3) диагностическая;
4) воспитательная;
5) развивающая;
6) оздоровительная.
Задание 9
Какие этапы деятельности учителя соответствуют этапам деятельности ученика в процессе обучения?
Этапы деятельности учителя | Этапы деятельности ученика |
Возникновения интереса к учению | |
Усвоение знаний | |
Овладение общими понятиями и суждениями и разрешение проблем | |
Процессы запоминания | |
Упражнение | |
Самоконтроль |
Задание 10
Как известно, дидактическое правило конкретизирует принцип обучения, указывает учителю, как следует реализовать дидактический принцип в практической работе. В связи с этим подумайте, к каким принципам относятся приведенные ниже правила и в каком правиле может отразиться дидактический принцип. Заполните таблицу.
Дидактический принцип | Дидактическое правило |
Стройте учебный процесс так, чтобы накопление новых знаний одновременно закрепляло старые | |
Принцип систематичности обучения | |
Работая со всем классом, помните о каждом ученике | |
Принцип наглядности обучения | |
Не требуйте от учеников заучивания того, что всего лишь нужно понять |
Задание 11
Что такое содержание образования:
1) система знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентации и отношений;
2) достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений;
3) общие идеи о построении природы и жизни общества;
4) ________________________________________
(Ваш вариант ответа)
Задание 12
Найдите в литературе и впишите следующие определения.
Базисный учебный план –
Государственный образовательный стандарт –
Задание 13
Заполните следующую таблицу.
Содержание образования – это... | Признаки понятия | Совпадающие | Несовпадающие |
«...система знаний, включающая факты и обобщения, и система полезных умений и навыков» (Б.П. Есипов, Н.К. Гончаров) | |||
«...основные знания, умения и навыки, требуемые спецификой данной области научных знаний» (Т.А. Ильина) | |||
«...научные знания, умения и навыки, осмысливание жизненного познавательного опыта учащихся, приобретаемого вне обучения, и формирование познавательных способностей и творческих сил учащихся» (И.Т. Огородников) | |||
«...во-первых, усвоение опыта предшествующих поколений; во-вторых, воспитание типологических качеств поведения личности; в-третьих, умственное и физическое развитие человека» (В.С. Леднев) | |||
«...та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему» (В.С. Безрукора) | |||
«...система знаний, умений, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения» (И.П. Подласый) |
Задание 14
Перечислите компоненты содержания образования и заполните схему.
Содержание образования | ||||
Педагогические кейсы
Кейс № 1 «Постижение мудрости педагогической любви»
Цель кейса:рассмотреть основные позиции педагогики Я. Корчака, основанной на любви к детям.
Педагогическая профессия является самой гуманной и самой эстетической профессией в мире, в основе которой лежит любовь к детям. Только любящий педагог, как ваятель, способен красиво изваять и расписать «Божьи изображения» – детей, чтобы придать им «наибольшее сходство с оригиналом» (Я.А. Коменский). Понять ребенка, проникнуть в его внутренний мир и наполнить этот внутренний мир любовью может только тот педагог, чье сердце отдано детям, кто заботится о них как о драгоценных цветах нашей жизни. Будущие педагоги с первых дней обучения в вузе должны уяснить, что без любви к детям профессиональная деятельность превращается в технологический процесс по передачи знаний, умений и навыков. Это деятельность без души, результатом которой может стать формирование человека с бедным внутренним миром, способного на зло и предательство. Для подготовки к вопросам кейса рекомендуется прочитать отрывок из книги Я. Корчака «Как любить детей».
Вопросы и задания для обсуждения:
1. В чем сила источника, из которого подпитывался Я. Корчак?
2. Как Вы понимаете «уважать труд познания» ребенка?
3. Применима ли педагогики К.Корчака к современным детям? (обоснуйте).
4. Обоснуйте связь мира мечты ребенка, мира познания и физического развития. На чем основываются эти миры?
5. В чем успех Я. Корчака? Попытайтесь успех педагога выразить в нескольких позициях, которые Вы считаете основополагающими.
Материал к кейсу
…Я никому не желаю зла. Не умею. Даже не знаю, как это делается…
Я. Корчак
У ребенка есть будущее, но есть и прошлое: памятные события, воспоминания я много часов самых доподлинных одиноких размышлений. Так же как и мы – не иначе – он помнит и забывает, ценит и недооценивает, логично рассуждает и ошибается, если не знает. Осмотрительно верит и сомневается.
Ребенок – иностранец, он не понимает языка, не знает направления улиц, не знает законов и обычаев. Порой предпочитает осмотреться сам; трудно – попросит указания и совета. Необходим гид, который вежливо ответит на вопросы.
Уважайте его незнание!
Человек злой, аферист, негодяй воспользуется незнанием иностранца и ответит невразумительно, умышленно вводя в заблуждение. Грубиян буркнет себе под нос. Нет, мы не доброжелательно осведомляем, а грыземся и лаемся с детьми – отчитываем, выговариваем, наказываем.
Как плачевно убоги были бы знания ребенка, не приобрети он их от ровесников, не подслушай, не выкради из слов и разговоров взрослых.
Уважайте труд познания!
Уважайте неудачи и слезы!
Не только порванный чулок, но и поцарапанное колено, не только разбитый стакан, но и порезанный палец, синяк, шишку – а значит, боль.
Клякса в тетрадке – это несчастный случай, неприятность. «Когда папа прольет чай, мамочка говорит «Ничего», а мне всегда попадает». Непривычные к боли, обиде, несправедливости, дети глубоко страдают и потому чаще плачут, но даже слезы ребенка вызывают шутки, кажутся менее важными, сердят.
«Ишь, распищался, ревет, скулит, нюни распустил». (Букет слов из словаря взрослых, изобретенный для детского пользования.) Слезы упрямства и каприза – это слезы бессилия я бунта, отчаянная попытка протеста, призыв на помощь, жалоба на халатность опеки, свидетельство того, что детей неразумно стесняют и принуждают, проявление плохого самочувствия и всегда – страдание.
Уважайте собственность ребенка и его бюджет! Ребенок делит со взрослыми материальные заботы семьи, болезненно чувствует нехватки, сравнивает свою бедность с обеспеченностью соученика, беспокоится из-за несчастных грошей, на которые разоряет семью. Он не желает быть обузой.
А что делать, когда нужно и шапку, и книжку, и на кино; тетрадку, если она исписалась, и карандаш, если его взяли или потерялся; а ведь хотелось бы и дать что-либо на память близкому другу, и купить пирожное, и одолжить соученику. Столько существенных нужд, желаний и искушений – и нет!
Не вопиет ли факт, что в судах для малолетних преобладают именно дела о кражах? Недооценка бюджета ребенка мстит за себя – наказания не помогут. Собственность ребенка – это не хлам, а нищенски убогие материал и орудия труда, надежды и воспоминания.
Не мнимые, а подлинные сегодняшние заботы и беспокойства, горечь и разочарования юных лет.
Ребенок растет. Интенсивнее жизнь, чаще дыхание, живее пульс, ребенок строит себя – его все больше и больше; глубже врастает в жизнь. Растет днем и ночью, и когда спит и когда бодрствует, и когда весел и когда печален, когда шалит и когда стоит перед тобой и кается.
Бывают весны удвоенного труда развития и осенние затишья. Вот разрастается костяк и сердце не поспевает; то недостаток, то избыток; иной химизм угасающих и развивающихся желез, иные неожиданности и беспокойство.
То ему надо бегать – так, как дышать, – бороться, поднимать тяжести, добывать; то затаиться, грезить, предаться грустным воспоминаниям. Попеременно то закалка, то жажда покоя, тепла и удобства. То сильное горячее стремление действовать, то апатия.
Усталость, недомогание (боль, простуда), жарко, холодно, сонливость, голод, жажда, недостаток чего-либо или избыток, плохое самочувствие –это не каприз и не школьная отговорка.