Знакомим с портретной живописью
(старший дошкольный возраст)
Портрет – это изображение, описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.
Убедительно и правдиво передавая внешний облик изображаемого человека, его душевное состояние, художник как бы отражает общие типичные черты целой группы людей эпохи, к которой принадлежит портретируемый.
Каким требованиям должны отвечать портреты, используемые в работе с детьми дошкольного возраста?
1. Доступность содержания для детского восприятия. Созвучность тематики картин интересам детей, их опыту, например: «Сказочные герои», «Люди разных профессий», «Женские образы в портретной живописи» и др.
2. Яркая выраженность эмоционального состояния изображаемого.
3. Разнообразие используемых художником средств выразительности (цвет, композиция, мимика, ритм).
В работе с детьми старшего дошкольного возраста нами были использованы следующие произведения портретной живописи: А. Архипов «Молодая крестьянка в красной кофте», М. Башкирцева «Дождевой зонтик», В. Васнецов «Аленушка», С. Григорьев «Веселые зрители», В. Жемерикин «Рабочий», О. Кипренский «Девочка в маковом венке», П. Маковский «Дети, бегущие от грозы», А. Пластов «Дети», В. Серов «Мика Морозов», «Портрет Ермоловой», Н. Суздальцева «Анюта», С.П. и А.П. Ткачевы «Детвора», В. Тропинин «Девочка с куклой», «Голова мальчика».
Самое трудное и самое главное при восприятии портрета – умение понять внутренний мир изображенного человека.
Повседневное общение со сверстниками и взрослыми создает условия для подготовки детей к восприятию портрета. Мы предлагали детям внимательно посмотреть друг на друга, рассказать, какое настроение у товарища, подумать, почему они так решили.
Давали задание внимательно посмотреть в лицо маме (папе) и рассказать на следующий день о своих впечатлениях.
Анализируя ответы детей, обнаружили, что они определяют настроение только по одному признаку: веселое – грустное.
Чтобы расширить представления дошкольников об эмоциональном состоянии человека и его внешних проявлениях, показывали фотографии, иллюстрации в книгах, на которых были изображены люди в состоянии радости, горя, гнева и т.д.
Содержание подготовительного этапа к восприятию портрета реализовывалось нами как в повседневном общении, так и на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, музыкальных.
Восприятие портрета тесно связано с развитием образной речи.
Богатейший материал дает художественная литература, раскрывающая перед ребенком мир человеческих чувств и взаимоотношений. Чтение всегда предваряло восприятие произведений живописи. В последующих беседах акцентировали внимание на образных выражениях, интересных сравнениях, эпитетах. ...использовали игровые приемы типа «Придумай предложение», «Скажи по-другому», «Скажи наоборот». Или предлагали рассказать, какую картину представляют дети, когда слышат слово «грустный» («веселый», «добрый» и др.). Образы, ассоциирующиеся с этими словами, были самые разнообразные: «Картина природы мрачная, темная, идет осенний дождь», «Картина о человеке, у которого случилось горе. Все темными красками нарисовано».
Одним из важнейших педагогических условий подготовки детей к восприятию произведений портретной живописи является создание в группе спокойной, доброжелательной, эмоционально положительной атмосферы.
Беседы об искусстве требуют соответствующего настроения. Недопустимы шум, окрики, громкие разговоры, замечания. Нельзя воспринимать произведения живописи среди суеты, беспорядка, в обстановке неприязни, нервозности, грубости. Педагогу необходимо быть готовым к совместному с детьми творческому переживанию
Посторонние мысли и чувства нарушают творческий процесс восприятия и убивают естественное, искреннее переживание содержания картины.
Первая встреча с портретной живописью сложна тем, что воспитателю необходимо вызвать сильный эмоциональный отклик и устойчивый интерес к этому жанру, а также дать детям понятие о том, что такое портрет и для чего его создают художники. Первую встречу проводят в музее или в детском саду с использованием подлинников или репродукций.
Беседа может быть построена следующим образом. Воспитатель предлагает внимательно посмотреть на рядом сидящего товарища и рассказать о нем. Никто из детей в первой беседе не выделяет эмоционального состояния товарища. Вопрос, что выражают глаза, вызывает замешательство.
Затем дети рассматривают фотографии, которые по просьбе педагога принесли из дома, сравнивают их с теми, кто сфотографирован, отмечают, какими они здесь изображены. После этого – показывается портрет, который предстоит рассмотреть, объясняет, что это репродукция, т.е. фотография портрета, подводит детей к выводу: «Портрет, написанный рукой художника, только один, а его копии находятся в разных музеях, так же как и каждый из вас только один, а фотографий с вашим изображением иного».
Далее воспитатель объясняет: «В каждом портрете» художником скрыта «тайна», которую люди отгадывают, если внимательно всматриваются в изображение. Эту «тайну» мы тоже будем учиться отгадывать. Но сначала педагог предлагает отгадать «тайну» своих товарищей, например: «О чем тебе рассказали глаза твоего друга?».
Такой прием мы использовали и при восприятии портрета. Однако на начальных этапах работы он вызывал затруднения у детей. Это объясняется тем, что портрет отражает обобщенный образ, передает сложный внутренний мир человека.
После первой встречи с портретом его оставили в группе, чтобы дети могли еще раз рассмотреть его и составить свое представление.
Все беседы строились на основе трех групп вопросов:
1. Вопросы, раскрывающие содержание картины: кто изображен? Что можете рассказать о нем (о ней)? Что еще изображено? Что эти предметы рассказали о человеке?
При рассматривании портрета можно ставить вопросы, выходящие за рамки его содержания, например? О чем думает девочка? Где она была? Это дополняет сюжетную линию, более глубоко раскрывает эмоциональное состояние изображенного человека, развивает фантазию ребенка.
2. Вопросы, позволяющие понять настроение, чувства изображенного человека: почему художник изобразил его таким? О чем говорят глаза?
3. Вопросы, помогающие выделить средства выразительности, используемые художником, например: почему одна часть лица на портрете светлая, а другая темная? Почему художник изобразил человека в такой позе?
В ходе беседы широко использовались пояснения, сравнения, прием акцентирования деталей, метод адекватных эмоций, метод оживления эмоций с помощью литературных и песенных образов, прием «вхождения» в картину, метод музыкального сопровождения, игровые приемы.
Пояснение широко применяется в ходе первых бесед для уточнения представлений детей.
Этот прием мы использовали и в том случае, если ребенок затруднялся отвечать. В дальнейшем пояснения старались заменять вопросами, подводящими детей к самостоятельному объяснению.
Сравнение. Данный прием способствует развитию мыслительных действий: анализа, синтеза, умозаключения.
Сравнивая разные по настроению произведения,...обращали внимание на зависимость средств выразительности от содержания общего настроения картины.
Акцентирование деталей. Суть: при восприятии портрета все изображение закрывается листом бумаги, остаются только глаза,...или какая-то иная деталь. Это помогает подчеркнуть выразительность важной части портрета, сосредоточить внимание именно на ней, помочь детям установить взаимосвязь между частью и целым. Вопросы, заданные детям, помогли раскрыть смысл картин.
Метод адекватных эмоций направлен на то, чтобы вызвать у детец чувства, настроение, соответствующие состоянию изображенного на картине человека.
Используя метод важно учитывать связь предыдущего восприятия с предшествующим опытом дошкольников. Предлагая вспомнить сходную ситуацию, рассказывая, в каких случаях у детей было такое же настроение, мы устанавливали ассоциативную связь с уже имеющимся опытом, дающую возможность восстановить ранее виденное и пережитое.
Используя прием «вхождения» в картину, мы предлагали детям представить себя на месте изображенного на портрете человека. Это оживляет восприятие, будит воображение, вызывает чувства сопереживания, сопричастности.
Метод музыкального сопровождения.При рассматривании портрета часто звучит музыка, характер которой соответствует содержанию и настроению картины. Это облегчает процесс восприятия, делает его более глубоким. Музыка может предварять восприятие портрета или быть фоном для рассказа воспитателя и детей об изображенном человеке.
Нами были подобраны следующие музыкальные произведения: вальс «Шутка» Д. Шостаковича к портрету О. Кипренского «Девочка в маковом венке», «Сентиментальный вальс» П. Чайковского к картине В. Боровиковского «Портрет неизвестной с ребенком», «Романс» Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина – к портрету Б. Щербакова «М.Ю. Лермонтов».
Игровые приемы. ...помогают вызвать интерес к произведению, сосредоточить внимание детей на необходимой для восприятия части портрета.
Дошкольники с увлечением принимают игровые элементы: «Загадай что-либо о руке (глазах, одежде и т.д.), а мы отгадаем»; «Определи, к какому портрету подходит эта музыка»; «Придумай свое название портрету»; «Передай в движении положение руки (головы и т.д.) изображенного на картине человека.
Итоговая беседа по рассматриванию портрета носит разнообразный характер. Она может включать рассказ воспитателя о его отношении к портрету, чтение соответствующих стихотворений, исполнение песен, высказывание детьми своего мнения о картине, о возникших в связи с этим мыслях и чувствах.
Впечатления, полученные дошкольниками во время бесед, нашли отражения в рисунках, играх-драматизациях. Однако следует отметить, что перенос представлений о человеке, полученных при восприятии портретной живописи, в другие виды деятельности требует специального руководства со стороны воспитателя.
В заключение хотелось бы отметить: портретная живопись учит понимать душевный мир другого человека, бережно к нему относиться. А беседы помогают создать обстановку доверительности и доброго отношения друг к другу.
Чумичева Р.М. Знакомим с портретной живописью (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 10. – С. 24-28.
Халезова Н., Чумичева Р.