Концепция раннего детского возраста
(Павлова Л.Н. //Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста. – М.,:Центр «Дошкольное детство» им.А.В.Запорожца, 2007. – С. 6-13)
При всей безобидности и кажущейся отдаленности именно проблемы материнства и детства имеют прямое отношение к экономической, политической и культурной жизни России. По своей сути они связаны с сохранением национального генофонда, поэтому должны быть приоритетно выделены, оперативно и социально-грамотно решаемы.
Последнее возможно на основе анализа разных сторон социальной практики, имеющей прямое отношение к обеспечению психофизического благополучия материнства и детства.
Современные родители испытывают большие трудности в экономическом отношении: состояние здоровья членов семьи, их трудовая занятость, малая материальная обеспеченность. Многие семьи остро нуждаются в социальной помощи государства, в частности, в общественном воспитании детей. Для малышей из этих семей, а они составляют большой процент детского населения, необходимы ясли, полнодневные группы раннего возраста в ДОУ и даже круглосуточные детские учреждения.
Растущая потребность населения в ясельных группах требует не только социально-грамотного решения проблемы воспитания детей раннего возраста, но и современного подхода к ней, обновления педагогической системы. Вопрос ставится о культуре воспитания, качестве жизни детей в условиях семьи и детского учреждения.
Известно, чем младше ребенок, тем более он отличен от взрослого. Как писал Л.С.Выготский, выдающийся отечественный психолог, душевная жизнь младенца «отличается самым серьезным образом от психической жизни, возможной при развитой и зрелой центральной нервной системе». (Выготский Л.С. Младенческий возраст // Собр. соч. Т. 4. М., 1984. С. 281.)
Ранняя социализация ребенка проходит по законам развивающейся отражательной способности мозга ребенка и формирующейся на ее основе особой формы поведения — подражании.
Отражая социальный мир, ребенок копирует, творчески имитирует мимику, жесты, артикуляцию, интонации голоса, звуков, слова, действия, эмоции, поведение взрослых, находящихся рядом с ним. Именно взрослый создает все условия для нормального психофизического развития малыша.
Социальная среда и общение имеют особое значение для развития и воспитания детей раннего возраста. Рядом с маленьким ребенком должны находиться культурные, педагогически подготовленные люди, отличающиеся высоким гуманизмом и милосердием, живущие по законам совести, добра и красоты, способные заложить в детях доверие к окружающему миру. Эти личностные качества взрослых обычно проявляются даже в их облике и чутко улавливаются маленькими детьми.
Сказанное позволяет особо выделить проблему «взрослый-ребенок», потому что она практически связана с реализацией общения в системе двусторонней связи. Со стороны ребенка это чисто человеческая форма активности, выражающаяся в потребности обратить на себя внимание взрослого, заявить о себе, «выразить себя».
Потребность в контактах со взрослым обнаруживается в инициативности малыша (первая улыбка, эмоциональные проявления в «комплексе оживления», ориентировочное действие «взор на лицо взрослого», выразительные жесты и мимика, вокализации и т.п.). Активность самовыраженияносит жизнетворческий характер, потому что на каждом этапе своего развития в младенчестве и раннем детстве малыш демонстрирует не только инициативность, но и уровень своей социальной, интеллектуальной и физической готовности (Программа «Истоки». Младенчество. Раннее детство. М., 2001.).
Вместе с тем на фоне общевозрастных проявлений обнаруживается яркая индивидуальность детей в контактах со взрослым (у каждого малыша свои первые слова, свои приемы освоения окружающего, проявления эмоциональной жизни, двигательной выразительности, сенсорной активности и пр.). Это общение со взрослым — жизненно необходимая канва реализации генетической задачи раннего детства — вхождение в социальный мир (Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста /под ред. Л.А.Парамоновой. М., 2004.)
Неслучайно движущими силами психического развития в ранний период детства выступает интегративное взаимодействие ребенка с окружающей средой, которое включает развивающее общение со взрослым, окружающий предметный мир и активную деятельность самого малыша, направленную на его познание и освоение.
Эту форму взаимодействия следует рассматривать в системе двусторонней связи — педагогики диалога — на всех этапах раннего онтогенеза. Расслышать, понять малютку и бережно отнестись к нему — задача взрослого.
В условиях общественного воспитания эта задача со стороны педагогического коллектива должна обеспечиваться высоким профессионализмом, позволяющим педагогически грамотно «расшифровать» поведение детей в тот период, когда они еще не вербализуют, т.е. не умеют выразить словом свое физическое состояние, душевные потребности и желания. Развивающее общение взрослого с ребенком имеет свою неповторимую специфику в ранний период жизни ребенка, которая реализуется знанием педагогики раннего детства.
При дефиците общения детей со взрослыми наблюдается отсутствие у них стимула «Я сам!», угасание яркой ориентировочно-исследовательской деятельности, эвристического поведения, элементов творчества. И наоборот, при благоприятных условиях уже в самые ранние годы у ребенка наблюдается яркая познавательная деятельность, активность мышления, создаются реальные предпосылки творчества.
Концепция раннего детского возраста | ||||||||||||
Система обеспечения социального благополучия ребенка раннего возраста в ДОУ и семье (Разработана кандидатом психол. наук Л.Н.Павловой) | ||||||||||||
Здоровый образ жизни (питание, закаливание, гигиеническая культура, двигательная активность и пр.) | Материальное обеспечение качества жизни | Физическое воспитание и развитие | ||||||||||
Физическое здоровье | Экологически чистая окружающая среда | |||||||||||
Развивающее общение со взрослым | Достаточность информационного поля: познавательное развитие. Эстетическое обогащение | |||||||||||
Предметно- развивающая среда | Умственное воспитание: развитие интеллекта | |||||||||||
Душевное благополучие (эмоции) | ДОУ |
Семья
Все это уже имеет отношение к развитию личности ребенка. Амплификация (обогащение) педагогического процесса в целом направлена на формирование ведущих линий развития детей (речи, наглядно-действенного мышления, развития действий с предметами, формирования познавательных эмоций, сенсорной активности и т.д.).
Следует помнить, что именно в раннем детстве закладывается фундамент общего развития, это стартовый период всех человеческих высот.
Практическая реализация концепции раннего детствасвязана с идеей семейно-общественного воспитания на основе принципов научности, вариативности, непрерывности и целостности, преемственности.
Принцип вариативности предполагает различные формы взаимодействия семьи и детского учреждения, гибкое реагирование на запросы населения (микрорайона, округа) в зависимости от региональных особенностей и социальных потребностей.
Различные типы (модели) учреждений семейно-общественного воспитания выбираются родителями по своему желанию и отличаются разной степенью участия последних в воспитательном процессе, социальным статусом семьи и ее зависимостью от материального благополучия.
Разные формы помощи ухода за детьми могут быть оказаны через общественную форму воспитания: патронаж, прогулочные группы при детских учреждениях, диагностические центры и группы коррекции развития детей, группы развития с кратковременным пребыванием детей в детских учреждениях и т.п.
Вместе с тем следует отметить, что «чистые» ясли остаются классическим вариантом помощи малообеспеченным родителям: студентам, матерям-одиночкам, многодетным и социально-неблагополучным семьям. Ясли оздоровительного типа ориентированы на коррекцию здоровья в зависимости от профиля заболевания ребенка.