Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы (Интернет-ресурсы)
1. http://www.speakrus.ru
2. http://www.yazykoznanie.ru
3. http://www.gramota.ru.
4. http://www.alleng.ru/edu/ruslang
5. http://www.rusword.org/
8.5. Материально-техническое обеспечение:
· компьютерное и мультимедийное оборудование
· словари, пособия.
Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации
Содержание и формы проведения входного контроля
Входной контроль проводится на первом практическом занятии по базе кафедральных тестов/ материалов интернет-тестирования ФЭПО, в содержание которых включены базовые знания, полученные при изучении школьного курса русского языка и необходимые для изучения данной дисциплины. Итоги входного тестирования сохраняются в документах кафедры и впоследствии сопоставляются с итогами текущего и промежуточного контроля (контроля самостоятельной работы по темам практических занятий, зачета).
Содержание и формы текущего контроля знаний
Критерии оценки сформированности компетенций
Для оценки сформированности компетенций предлагается два уровня: пороговый как обязательный для всех студентов-выпускников вуза по завершении освоения ООП; повышенный, предполагающий готовность к самостоятельной деятельности в профессиональной области.
Код компетенции | Уровень сформированности компетенции | Содержательное описание уровня | Основные признаки уровня |
ОК-5, ПК-11 | Пороговый | Знает: формы бытования национального языка, признаки литературного языка, важнейшие нормы, коммуникативные качества речи, основы совершенствования техники речи, различает письменную и устную речь. Умеет: строить устную и письменную речь в соответствии с условиями общения, коммуникативными задачами, логическими законами; анализировать текст с целью выявления нарушений орфоэпических, лексических, грамматических норм русского языка. Владеть: основными лингвистическими понятиями, нормами литературного языка, навыками структурирования текста. | Способен: 1) выполнить самостоятельную и контрольные работы на положительную оценку; 2) разработать ЦОР и подготовить текст к защите ЦОР; 3) выполнить не менее 50% заданий итогового теста. |
Повышенный | Знает: отличительные особенности всех форм бытования национального языка, особенности устной и письменной речи, признаки литературного языка в сопоставлении с другими формами национального языка, систему норм литературного языка, сущностные признаки коммуникативных качеств речи, методы совершенствования техники речи. Умеет: свободно создавать устные и письменные тексты в соответствии с условиями общения, коммуникативными задачами, анализировать устный и письменный текст, выявляя нарушения орфоэпических, лексических, грамматических норм русского языка и внося соответствующие изменения. Владеет: системой лингвистических понятий и норм литературного языка, навыками структурирования текста. | Способен: 1) выполнить самостоятельную и контрольные работы на высокую оценку, 2) разработать, представить и защитить ЦОР; 3) выполнить не менее 70% заданий итогового теста. |
Формы текущего контроля знаний
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Форма текущего контроля | |||
Работа на практических занятиях | Выполнение самостоятель-ной работы | Выполнение контрольных работ | Защита ЦОР по одному из разделов | ||
1. | Национальный язык. Литературный язык и его разновидности | + | + | + | |
2. | Коммуникативные качества речи | + | + | ||
3. | Нормы русского литературного языка | + | + | + | |
4. | Совершенствование навыков говорения | + | + | + |
Содержание и формы промежуточной аттестации
До промежуточной аттестации студенты должны освоить содержание теоретических и практических занятий, выполнить контрольные работы на пороговом уровне, подготовить доклад/ презентацию, разработать и представить ЦОР.
Формы аттестации по дисциплине – дифференцированный зачет.
Итоговый тест по курсу «Основы речевой культуры дефектолога»
(задания для примера)
1. Этот текст относится к …стилю и …типу речи.
По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей родине немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, – дикарь. Безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа. (К. Паустовский)
1) художественный стиль, повествование;
2) публицистический стиль, рассуждение;
3) разговорный стиль, повествование;
4) научный стиль, рассуждение
2. Для текстов научного стиля характерны:
1) логическая последовательность изложения
2) широкое использование лексики и фразеологии других стилей
3) научная фразеология
4) открытая эмоциональность
3. Эти суждения справедливы:
1) Специфика публицистического стиля проявляется в сочетании экспрессии и стандарта.
2) Информационная функция языка реализуется в публицистике через подчеркнутую документально-фактологическую точность.
3) Публицистический стиль реализуется в следующих жанрах: диссертация, научный обзор, монография.
4) Публицистический функциональный стиль – исторически сложившаяся разновидность, выходящая за пределы литературного языка.
5) В современных условиях широкое распространение получила устная форма публицистического стиля (теле- и радиопередача, документальное кино, ораторская речь).
4. В официально-деловых текстах обычно употребляются слова:
1) надлежащий, законная сила, нормативный акт
2) эскалация, форум, почин
3) явление, амплитуда, энтропия
4) словечко, загогулина, навострить
5. Данные слова характерны для стиля:
1. раздевалка 2. зодчий 3.гипотенуза 4. распоряжение 5. литургия | 1. публицистический 2. официально-деловой 3. разговорно-бытовой 4. религиозный 5. научный |
6. Данные условия обеспечивают успех коммуникации (обмена информацией):
1) Ориентация на адресата общения (уровень, его знаний, его мнение, состояние, статус).
2) Соблюдение правил хорошей речи (правильность, точность, логичность, выразительность), которые принято называть коммуникативными качествами речи.
3) Несоблюдение норм вежливости и речевого этикета.
4) Чрезмерная эмоциональность или подчеркнутое равнодушие участников общения.
5) Оптимальный отбор стиля, жанра и языковых средств речевого воздействия на адресата.
7. Наука о красноречии, ораторском искусстве называется… (необходимо дописать термин)
8. В данном тексте предложения должны быть связаны и расположены следующим образом:
А) Представьте себе, что чайник кипятку вылили в океан, а где-нибудь за тысячи километров вычерпнули из моря стакан воды.
Б) Так вот, избыточная тепловая энергия в произвольно вычерпнутом стакане морской воды того же порядка, что и энергия принятого сингнала, отраженного от Венеры.
В) По идее, вылитый кипяток «немного» нагрел Мировой океан.
Г) Мощность отраженного сигнала при радиолокации планет ничтожно мала.
1) Г, А, В, Б, параллельная;
2) В, Г, А, Б, последовательная;
3) В, Б, А, Г, последовательная;
4) Б, Г, В, А, параллельная
9. Данные речевые формулы уместны при обращении в официально-деловой обстановке:
1) Дамы и господа!
2) Мужик!
3) Гражданин!
4) Братья и сестры!
5) Женщина!
10. Эти виды рекламы относятся к следующим способам рекламирования:
1. реклама в журналах 2. буклеты 3. крупногабаритные стенды 4. лично вручаемые рекламные материалы 5. реклама на телевидении | 1. экранная реклама 2. реклама в прессе 3. печатная реклама 4. наружная реклама 5. прямая реклама |
11. Значение слов «дайджест», «легитимный», «нивелировать» можно узнать в данном словаре:
1) в словаре иностранных слов;
2) во фразеологическом словаре ;
3) в словообразовательном словаре;
4) в орфографическом словаре;
5) в орфоэпическом словаре
12. В данных словах ударная гласная выделена верно.
1). красивеЕ;
2) умЕрший;
3) квАртал;
4) катАлог;
5) новорождЁнный;
6) сирОты (мн.ч. Им.п.)
13. В этих словах произносится [шн]
1) молочный
2) нарочно
3) гречневый
4) скучно
5) подсвечник
14. В данных словосочетаниях отмечается нарушение лексической сочетаемости слов (плеоназм – употребление близких по смыслу и потому логически излишних слов):
1) памятные встречи
2) памятные сувениры
3) штурвал самолета
4) штурвал руля
5) биография жизни
6) биография человека
15. Данному высказыванию соответствуют следующие слова:
1. не опираясь на изучение фактов, до опыта, независимо от опыта 2. насильственное присоединение государства или его части к другому государству 3. пережиток старины, устаревший взгляд или обычай 4. случай, служащий примером, оправданием для последующих случаев подобного рода 5. официально не признанное искусство | 1. андеграунд 2. априори 3. аннексия 4. анахронизм 5. прецедент |
16. К словосочетанию таить зло синонимом-фразеологизмом будет следующий:
1) души не чаять
2) биться, как рыба об лед
3) держать язык за зубами
4) держать камень за пазухой
17. В данных рядах все слова относятся к мужскому роду:
1) атташе, леди, шимпанзе;
2) маэстро, кофе, шампунь;
3) бра, староста, Миссисипи;
4) Дели; кенгуру, ботинок;
5) Конго, тюль, салями
18. В данных предложениях сказуемые следует употребить во множественном числе:
1) В конкурсе участвовал… тридцать один школьник
2) Двадцать два спортсмена был… награжден… медалями за спортивные достижения.
3) Большинство произведений поэта посвящен… теме любви.
4) Пока точно не известно, сколько переселенцев уже прибыл… на новые места.
5) На этой неделе произошл… немало интересных событий.
19. В данных рядах во всех словах пропущена буква А:
1) благор_зумие, одерж…нный, сорок_дневный;
2) раств_рился, б_анкротство, пр_родина;
3) х_латность, занов_, отр_сль;
4) изв_яние, дочист_, п_тент;
5) р_стительный, фи_летовый, подр_внять;
20. В данных предложениях допущены пунктуационные ошибки:
1) Бывало милые предметы мне снились.
2) Однажды это было в конце мая мы сидели на террасе.
3) Поле пшеницы волнуется, как огромное море.
4) И караваны идут, звеня издалека и низвергаясь сквозь туманы блестит и пенится река.
5) Он знал, что у него такое магическое слово есть, которое, если его сказать, сейчас самую лютую щуку в карася превратит.
21. Коммуникативное качество речи, которое проявляется в отсутствии чуждых литературному языку элементов и слов, отвергаемых стилистическими, этическими и нравственными нормам, называется… (необходимо дописать термин)
22. Данному определению соответствует троп:
– разновидность метонимии, при которой название части (детали) предмета переносится на весь предмет целиком.
1) метафора
2) гипербола
3) синекдоха
4) литота
5) эпитет
Методическое издание