Средства обучения, используемые в системе специального образования

Учебно-познавательная деятельность человека с особыми об­разовательными потребностями протекает с применением как традиционных, применяемых в обучении нормально развивающихся детей средств, так и специфических приемов и средств обучения и воспитания.

Решая вопрос о средствах обучения, педагог должен исходить из содержания материала, наличия у учащихся необходимого опыта и знаний, а также учитывать особенности детей, имеющих те или иные отклонения в развитии.

Слово учителя является средством передачи ученикам знаний. Оно должно быть воспринято детьми. Поэтому к речи педагога, работающего в системе специального образования предъявляются особые требования. Речь должна звучать внятно, отчетливо, естественно.

В специальном образовании помимо словесной речи учителя используются дактильная и жестовая речь,применяемые в обучении лиц, имеющих нарушения слуха. Жестовая речь применяется в обучении и других категорий лиц с отклонениями в развитии.

Дактильная речь представляет собой общение при помощи ручной азбуки, где каждая буква алфавита изображается пальцами руки знака - дактилемы. В калькирующей жестовой речи каждый жест эквивалентен слову, порядок следования жестов соответствует порядку следования слов в обычном предложении.

Еще одно средство, упрощающее процесс восприятия неслышащими информации - зрительное восприятие устной речи- «чтение с лица». Зрительное восприятие устной речи в большинстве литературных источников принято называть чтением с губ. Видеть говорящего важно для восприятия его речи, поэтому орган зрения помогает органу слуха.

В некоторых случаях затрудненного общения (например, с лицами, имеющими тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата, сопряженные с невозможностью речевой деятельности) используется пиктографическое (символьное) письмо.

Широкое распространение в системе специального образования получило использование музыкальных, изобразительных средстввоспитания.

Ручной трудкак вид декоративно-прикладного искусства развивает моторику, координацию движений, формирует трудовые навыки, приобщает к культуре и искусству народа, края, страны, расширяет кругозор и речевой запас.

Художественно-речевая и театрализованно-игровая деятельность помогают детям с отклонениями в развитии совершенствовать свои речевые навыки, преодолевать страх и неуверенность в процессе пользования речью, вызывает у них интерес к литературному чтению.

В арсенале средств, используемых для обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования, имеется разнообразная печатная продукция: книги, пособия, журналы, рабочие тетради, при этом особая роль принадлежит учебникам.

Учебники, издаваемые для различных категорий детей с отклонениями в развитии, имеют свою специфику, обусловленную особенностями развития детей.

В ряде случаев создаются и используются учебники по общеобразовательным и специальным предметам с оригинальным содержа­нием в соответствии со специальным образовательным стандартом.

Достаточно широкое использование в системе специального образования получили технические средства обучения (ТСО),применение которых играет важную роль для коррекции и компенсации недостатков развития детей.

К ТСО относятся:

· аудиовизуальные средства(кинофильмы, диафильмы, кодопозитивы, диапозитивы и др.);

· средства, корригирующие проявления дефекта - звукоусиливающая аппаратура индивидуального и коллективного использования (при обучении лиц с нарушением слуха), лупы, очки, монокуляры и бинокуляры, трости для обеспечения возможности самостоятельного передвижения (для лиц с нарушениями зрения).

· персональные компьютеры(ПК).

ПК в специальном образовании является эффективным средством преодоления вторичных отклонений в развитии и удовлетворения особых об­разовательных потребностей обучающихся.

Вопросы и задания

1.Каковы принципы отбора средств обучения в специальном образовании?

2.Охарактеризуйте язык как средство обучения детей с особыми образо­вательными потребностями.

3.Каковы возможности искусства как средства коррекции и развития?

4.Дайте характеристику основным группам технических средств обучения и компенсации нарушений в специальном образовании.

Наши рекомендации