Тексты для проверки навыка чтения
ПРОВЕРКА НАВЫКА ЧТЕНИЯ
В 1-м классе проверяются следующие показателинавыка чтения вслух:
• способ чтения — умение читать отрывисто или плавно
по слогам, по слогам и словами, словами с чтением по слогам
трудных слов, целыми словами;
• темп чтения — быстрота прочтения текста, которая
соотносится с индивидуальным темпом разговорной речи
учащегося (темп может быть чрезмерно замедленный, за
медленный, в соответствии с темпом разговорной речи, то
ропливый — искусственно ускоренный, т. е. «чтение скоро
говоркой»);
• правильность чтения — наличие или отсутствие оши
бок, их общее количество и характер (искажение слов при
чтении, пропуски слов, ошибки ударения);
• осознанность — понимание фактического содержания
иобщего смысла прочитанного текста или его части.
Контроль осуществляется в процессе чтения вслух нового,ещё не изучавшегося текста. Материаломдля проверкислужит художественный текст повествовательного характера, по содержанию и лексике близкий к опыту ребёнка. Сложные научно-познавательные статьи и художественные произведения, требующие дополнительной работы воображения детей, а также стихотворения читаются медленнее, чем обычный текст, поэтому для проверки не используются. С целью создания равных условий учащимся предлагается для чтения один и тот же отрывоктекста.
Существует несколько способов проверкинавыка чтения. Процедура проверки различается в зависимости от наличия или отсутствия предварительного этапа «вчитывания» в текст.
Вариант 1.Проверка без предварительного этапа «вчитывания».
Контроль осуществляется смомента начала чтения текста учащимся:
а) в течение определённого учителем времени;
б) в процессе чтения заданного учителем объёма (ученик
читает весь текст или его часть, предназначенную длякон
троля).
Вариант 2. Проверка с предварительным «вчитыванием»в текст.
Текст, предназначенный для проверки, делится условно на две части: для первоначального «вчитывания» (1—2 предложения или один абзац текста) и для контрольного чтения. Весь текст ученик читает вслух только один раз. При этомучитель предлагает ученику прочитать весь текст до конца (или его часть) и не объясняет учащемуся про этапы «вчитывания» и контроля.
Наиболее предпочтительной является проверка с предварительным этапом «вчитывания», который позволяет ученику снять возможное напряжение и постепенно перейти на привычный для него темп чтения текста.
Текстдля проверкинавыка чтения готовится в двухэкземплярах: для учителя и ученика. Экземпляр для учителясодержит текст и вопросы, выявляющие понимание прочитанного. Учитель заранее в своем экземпляре текста делает необходимые разметки: определяет отрывок для «вчитывания», намечает контрольную часть текста идр. Экземпляр ученикасодержит только текст ине должен иметь никаких дополнительных разметок. Текст должен быть напечатан шрифтом школьного учебника соответствующего класса (с использованием буквы ё). При наборе текста на компьютере для 1-го класса используется 18-й размер шрифта.
Для проверки осознанности чтенияучитель подбирает к тексту 2—3 вопроса, которые позволят определить уровень понимания прочитанного:
• предлагается объяснить, как ученик понимает значение
того или иного слова или словосочетания, употреблённого
в прямом или переносном смысле;
• предлагается найти в тексте определённое предложение,
которое служит ответом на поставленный учителем вопрос;
• предлагается ответить на вопрос, касающийся понимания общего смысла прочитанного текста или его части.
По форме организации контроля различают фронтальную и индивидуальную проверку.
Фронтальная форма проверки является наиболее привычной для учащихся и обычно используется педагогом в процессе осуществления поурочного контроля. При этой форме проверки навыка чтения учитель сидит за своим рабочим столом или стоит рядом с ним, ученики сидят за своими партами. Учащиеся читают свободно, громко, ориентируясь на то, что слушателями являются все одноклассники, а не только учитель. Дети не испытывают такого напряжения, как при ответе у учительского стола.
Для осуществления фронтальной проверки подбирается текст, который можно разбить на условно равноценные части (с примерно одинаковой лексикой, с равными по структуре предложениями, словами). Таким требованиям обычно отвечает текст одного автора, поэтому следует отдать предпочтение одному большому по объёму произведению и отказаться от использования небольших текстов различных авторов.
Свой экземпляр текста учитель делит на несколько частей (по числу учеников, чтение которых предполагается проверить). Если проверка осуществляется с предварительным этапом «вчитывания», каждый отрывок делится на 2 части — для «вчитывания» и для контроля.
Организуется первичное чтение текста «цепочкой». Фиксация допущенных во время чтения ошибок осуществляется учителем по ходу чтения учащихся (например, в своём экземпляре текста учитель карандашом подчеркивает ошибки; если ученик самостоятельно исправил ошибку, она обводится кружком). Сразу после чтения намеченного отрывка ученику задаются вопросы на понимание содержания прочитанного текста. Далее чтение продолжает следующий ученик. Весь текст, предназначенный для контроля, прочитывается учащимися только один раз. Повторное чтение текста другими учащимися не допускается.
Фронтальная форма проверки навыка чтения сокращает время проведения этой трудоёмкой процедуры, однако она не даёт точных и достоверных данных для сравнительного анализа полученных результатов, поскольку для чтения используются разные тексты или части текста, в которых слова имели разную длину, а предложения — разную синтаксическую структуру.
Индивидуальная форма проверки позволяет получить более объективные результаты, поскольку, во-первых, она строго персонифицирована, во-вторых, все ученики поставлены в равные условия, так как читают один и тот же контрольный текст, в-третьих, такие результаты можно сопоставлять. Поэтому при проведении контроля в конце учебного года рекомендуется использовать индивидуальную форму проверки навыка чтения.
Важное значение для ученика имеет его местонахождение во время индивидуального опроса. Возможны следующие варианты:
• учитель сидит за своим рабочим столом, ученик стоит
рядом с учителем;
• учитель сидит за своим рабочим столом, ученик сидит
за партой перед учительским столом;
• учитель и ученик сидят за одной партой.
При выборе варианта осуществления индивидуальной формы проверки следует понимать, что наибольший стресс ученик испытывает, если стоит во время чтения рядом с учителем. Нарушается привычное для чтения расстояние между книгой и глазами, ребёнок сутулится, прибегает к слежению пальцем, хотя уже давно читает без дополнительной фиксации строк. От волнения учащийся допускает большее количество ошибок, читает очень тихо.
При расположении учителя и ученика за одной партой многие дети испытывают дискомфорт из-за очень близкого и пристального, на их взгляд, контроля. Ребёнок очень чутко улавливает каждое движение учителя и волнуется, когда педагог делает какие-то пометки в своих записях (например,
отмечает ошибки, которые допускает ученик) или бросает взгляды на часы.
Расположение за партой перед учительским столом даёт возможность и ученику, и учителю иметь своё пространство для работы, что делает эту форму проверки наиболее предпочтительной. Для организации работы заранее освобождается первая парта перед учительским столом.
Учитель вправе сам выбирать варианты осуществления контроля, ориентируясь на форму и процедуру контроля. Оптимальной является индивидуальная проверка навыка чтения с предварительным «вчитыванием» в текст и размещением ученика за свободной партой перед учительским столом.
Процедура проведения проверки навыка чтения требует педагогического такта. В классе должна быть создана атмосфера доброжелательности и сотрудничества, исключены всякого рода резкие замечания, одёргивания, повышение голоса.
В начале урока учитель сообщает цель проверки и обращает внимание учащихся на качественные стороны чтения, которые будут выступать контрольными показателями.
Например, учитель обращается к школьникам с такими словами:
— Сегодня мы проверим, как вы научились читать и понимать прочитанное. Постарайтесь читать без ошибок, в привычном для вас темпе, искусственно не ускоряя его. Помните, что главное заключается не в скорости чтения, а в его правильности, в чтении без ошибок. Необходимо читать вдумчиво, понимая то, о чём читаете. После чтения я задам вам несколько вопросов для проверки понимания прочитанного.
Индивидуальный опрос ведётся в условиях школьного урока и организуется в соответствии с выбранной формой проверки.
Все ученики получают задание для самостоятельной работы.
Один ученик вызывается для проверки навыка чтения. Он садится за свободную парту перед учительским столом и получает индивидуальное задание для чтения. Учитель сидит за своим рабочим столом.
Во время чтения контрольной части текста учитель фиксирует в своём экземпляре допускаемые учеником ошибки. Если ученик по ходу чтения самостоятельно исправил ту или иную ошибку, она отмечается особым значком и не учитывается при подсчёте общего количества допущенных ошибок.
Сразу же после окончания чтения задаются вопросы по содержанию прочитанного, ответы на которые требуют от ученика понимания фактического содержания и общего смысла прочитанного текста.
Результаты, полученные в ходе проверки навыка чтения, фиксируются в специальной таблице (приложение 2). Знаком «+» учитель отмечает способ чтения, темп чтения, характер ошибок, самостоятельность в исправлении ошибок и понимание прочитанного.
При определении темпа чтения следует учитывать индивидуальные особенности ребёнка (медлительность, заикание, дефекты речи) и объективно оценивать его возможности в овладении беглым темпом чтения.
При оценке правильности чтения отмечаются только те ошибки, которые были допущены учеником во время чтения контрольной части текста. Знаком «+» отмечается характер допускаемых при чтении ошибок: искажения, пропуски слов и ошибки ударения. Учитель может фиксировать в таблице количество допущенных ошибок.
Если по ходу чтения ученик самостоятельно исправляет ошибки (все или частично), в графе «Самостоятельное исправление ошибок» ставится знак «+».
Ошибки, исправленные учеником самостоятельно, не учитываются при подсчёте общего количества допущенных ошибок.
Осознанность чтения определяется на основании полученных ответов учащихся на вопросы по содержанию прочитанного.
На проверку навыка чтения может отводиться целый урок или несколько уроков, на каждом из которых будет контролироваться лишь группа учащихся, а не весь класс. В графе «Тема урока» делается одна из записей:
Проверка навыка чтения по тексту (указывается автор и название произведения, если проверка навыка чтения занимает весь урок).
Тема урока. Проверка навыка чтения по тексту (указывается автор и название призведения, если проверка навыка чтения занимает часть урока).
Тексты для проверки навыка чтения
Пушок
В доме у нас жил ёжик. Он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком.
Г. Скребицкий (28 слов, 119 знаков)
• Какой лесной зверёк жил в доме?
• Почему ёжика прозвали Пушком?
Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка». Отвечает сестра брату: «А ты не тронь моих кукол». Дети расселись по разным углам. Скоро им стало скучно.
К. Ушинский (25 слов, 127 знаков)
• Кому брат не разрешал трогать свою игрушку?
• Почему детям стало скучно?
Как-то раз застал Муравья сильный дождь. Куда спрятаться?
Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой. Сидит под грибом — дождь пережидает.
В. Сутеев (27 слов, 156 знаков)
• Кто попал под сильный дождь?
• Куда спрятался Муравей от дождя?
Был урок рисования. Арсений даже не притронулся к набору карандашей. Он не знал, что рисовать. Вдруг он увидел за окном облака. Арсений обрадовался. Через полчаса рисунок был готов.
По В. Бахревскому (28 слов, 154 знака)
• Про какой урок говорится в рассказе?
• Что помогло Арсению придумать рисунок?
Мальчик играл и нечаянно разбил дорогую чашку. Никто не видал. Отец пришёл и спросил: «Кто разбил?» Мальчик затрясся от страха и сказал: «Я». Отец сказал: «Спасибо, что правду сказал».
Л. Толстой (29 слов, 157 знаков)
• Видел ли кто-нибудь, что мальчик разбил дорогую чашку?
• Было ли страшно мальчику говорить правду?
Гостил я у бабушки в деревне. Полез смородину собирать. Крапива все руки обожгла. Но и крапиве можно спасибо сказать. Бабушка корове крапивы накосит. Корова не один бидон молока даст.
По Э. Шиму (29 слов, 155 знаков)
• Какую ягоду собирал мальчик?
• За что крапиве можно сказать спасибо?