Материал для занятий и диагностики
Репродукции картин, иллюстрации к сказкам, художественные картинки с изображением людей.
Методика «Веселый-грустный»13
Методика «Веселый—грустный» предназначена для изучения представлений 6—7-летних детей об эмоционально значимых сторонах жизни, возможно и на вербальном материале.
Проведение исследования
Детям 6—7 лет предлагают придумать завершение рассказа.
Инструкция. Придумай, чем закончилась история. «Петя пришел из школы грустный. Мама его спросила: "Почему ты такой грустный?" А Петя отвечает: "Потому что наша учительница Нина Петровна..."» Что дальше сказал Петя?
Предлагаются такие ситуации с веселым мальчиком, вернувшимся из школы, а также с веселым или грустным мальчикам, вернувшимся из детского сада.
Обработка данных
Ответы детей распределяют по четырем типам.
1. «Отметка»: веселый — потому что учительница поставила пятерку, по
ставила хорошую отметку; грустный — потому что поставила двойку, по
ставила плохую отметку и т. д.
2. «Непосредственные отношения с учителем (воспитателем)»: похвали
ла, наказала, поругала, выгнала из класса, была добрая, была сердитая и т. п.
3. «Учитель — уроки»: учительница (воспитательница) заболела, пришла
сегодня, перешла в другую школу. К этому относятся ответы, в которых при-
Таблица 6.3. Распределение ответов детей по категориям
Серия | ||
Категория | Детский сад | Школа |
ответа | ||
к школ* группа (6 лет) (7 an) | к шкот группа (6 лет) (7 лет) | |
(6л«т) | (6л«) | |
«Отметка» | ||
«Непосредственные | ||
отношения с | ||
учителем» | ||
«Учитель — уроки» | ||
«Содержание | ||
деятельности» | ||
Прочие | ||
Всего ответов |
чиной хорошего (плохого) настроения является наличие или отсутствие уроков (занятия).
4. «Содержание деятельности»: ответы, содержащие указания на трудность (легкость) задания, наличие или отсутствие развлечений, выполнение режимных моментов и т. п.
Количественные результаты оформляют в виде таблицы (табл. 6.3).
Делают выводы о возрастных изменениях представлений детей об эмоционально значимых моментах жизни детского сада и школы.
Изучение эмоционального отношения к школе13
Подготовка к проведению исследования
Подготовить 22 карточки с прилагательными—антонимами (например, хороший — плохой, чистый — грязный, пассивный — активный, добрый — злой, грустный — веселый, быстрый — медленный, сильный — слабый, большой — маленький, тяжелый — легкий, горячий — холодный, решительный — робкий); 2 коробочки с наклеенными картинками: на одной коробочке нарисованы дети в школьной форме с портфелями, на другой — ребята, сидящие в игрушечном автомобиле.