Разработка конкретной программы
После определения узловых вопросов начинается, пожалуй, самая трудная часть деятельности учителя - подбор и проектирование практических заданий, работ, изделий: моделей, макетов, игрушек, кукол и т. п. Уроки творчества предполагают тесную связь между теорией и практикой начиная буквально с первых дней I класса. Для усвоения выбраны такие узловые теоретические сведения, знание которых необходимо для изготовления запланированных изделий. Поэтому темы и наименования практических работ подбираются с таким расчетом, чтобы можно было полнее и всестороннее использовать теоретические знания. А так как одни и те же узловые теоретические вопросы применяются в разных видах труда, то ребята учатся видеть и со временем начинают понимать, какие общие правила лежат в основе решения многих, казалось бы, ничем не связанных между собой работ и задач. Такая тесная связь между теорией и практикой способствует эффективному усвоению и того и другого.
Все виды работ, предполагаемые современной школьной программой по труду и рисованию (работа с бумагой, лепка, работа с деревом, техническое моделирование и т. п.), мы выполняем.
Отличие заключается в следующем:
1. Увеличено разнообразие и количество наименований работ. Как уже упоминалось, для более успешного использования возможностей построения процесса обучения на наших уроках надо разнообразить виды работ, часто меняя и чередуя их, чтобы под разными углами, в различных комбинациях применять на практике выделенные для изучения теоретические вопросы. Выполнение каждой работы занимает 3 - 5 уроков. И каждый раз меняются характер и виды труда: 3 - 5 уроков - работа с соломкой (узоры или аппликация), 3 - 5 уроков - лепка (детали, скульптуры животных), изготовление моделей и т. д. Лишь в отдельных случаях ребята выполняют подряд работы одного вида труда, например делают модель лодки из дерева, а потом тоже из дерева - макет дома (для закрепления сложного навыка).
2. Повышена сложность работ. Например, ученики уже в начале I класса делают модель корабля из дерева, в которой 5 - 10 деталей. Казалось бы, как можно в первые же дни учебы выполнять многоэлементную работу? Да еще к тому же давать всем ученикам режущий инструмент? Не нарушаются ли здесь основные педагогические принципы? На самом деле сложность здесь только видимая. Модель корабля состоит из деревянных чурбачков разной формы и размеров. Чтобы их сделать, из режущих инструментов нужна только пила - инструмент, научиться работать которым очень легко. Учитель объясняет и показывает, как ею работать, и ученики, опиливая чурбачки, отрабатывают навык работы пилой, развивают координацию движений, и все это вместе предотвращает травмы. Ну а когда чурбачки опилены, обработать их наждачной бумагой и приклеить уже не проблема. Научившись хорошо работать рабочими инструментами, школьники легко выполняют модели различной сложности: здесь уже успех зависит от терпения, инициативы, фантазии и увлеченности ребят.
Однако многие изделия действительно очень сложные. Например, модель корабля с резиномотором, в которой более 10 деталей, корпус (длина - 30 - 40 см) выдолблен изнутри, модель покрашена. Скульптуры льва и быка на проволочном каркасе с проработкой рельефа мышц (длина скульптуры 20 см) - это уже курс детских художественных школ, а у нас эти работы выполняют третьеклассники.
Еще сложнее по сравнению с обычной программа по черчению. Уже к концу II класса большинство учеников могут построить третью проекцию детали по двум данным, сделать технический рисунок детали с разрезом, выполнить сечение. К концу III класса предполагается, что уже все ученики будут разбираться в этих вопросах.
Особенно сложны работы по перспективе. К концу III класса ребята должны уметь начертить плоскость, представить предмет во фронтальной и угловой перспективе, построить тень от плоскости, предмета.
Такое усложнение не самоцель. Разнообразные знания и умения, будучи легко усвоенными, способствуют общему развитию детей, в том числе умственному. Кроме того, они помогают ученикам сознательно выполнять все запланированные для наших уроков работы.
3. Отпадает необходимость строгого распределения часов на различные виды труда (на работу с бумагой столько-то часов, с деревом - столько-то), так как совершенно не имеет никакого значения, сколько часов чему уделено. Важно, чтобы за год ребенок освоил 20-25 видов труда и узловые вопросы, на которых они основываются. Важно также, чтобы виды труда чередовались. А в каком порядке они идут, сколько изделий сделано по тому или иному виду труда, принципиального значения уже не имеет: во всех случаях будет получен запроектированный конечный эффект. И если учитель видит, что какие-то вопросы, знание которых необходимо для выполнения работ различных видов, учениками усвоены слабо, он по своему усмотрению увеличивает количество времени на эти вопросы.
Приведем перечень основных изделий, которые выполняются на уроках (по разделу "Труд"):
изделия из бумаги - домик, мебель, самолеты;
лепка (пластилин) - овощи, орнаменты (по типу гипсовых орнаментов для рисования), скульптура - рыцарь, лев, бык (все на проволочном каркасе);
резьба по дереву - корыто, валек, старинное оружие (меч, копье, боевой молоток, палица);
изделия из соломы - узоры, аппликации;
инкрустация по дереву - гриб, лодка, домик (4 - 6 элементов);
модели - аэросани с резиномотором, корабль с резиномотором, планер, лодка, лодка-катамаран, катапульта;
макеты - корабль, аэродром, колодец, дом (по бревнышку), макеты - копии стола, табуретки;
папье-маше - маски, головы кукол;
шитье - куклы на проволочном каркасе, мягкие игрушки;
электротехника - составление электросхем с различным количеством ламп, выключателей, переключений.
Учебные пособия
Для школы выпускается большое количество учебных пособий по разным предметам. Но далеко не все они могут быть использованы на наших уроках творчества. И это понятно. Произошло перераспределение учебного материала по количеству разделов, темам, объему, срокам и времени его изучения, изменилось его сочетание: младшеклассники кроме программного изучают материал средних классов и начальных курсов специальных учебных заведений на основе межпредметных связей. И естественно, возникла необходимость создания новых учебных пособий, предназначенных именно для данного процесса обучения (пособия мы готовили только для уроков труда; по рисованию, за исключением нескольких случаев, использовались готовые таблицы).
Мы изготовляем таблицы с изображением почти каждого изделия, которое будет выполняться на уроках труда,- модели, макеты, игрушки и т. п. Выполнение практических заданий по таблицам намного упрощает работу учителя и детей (для них таблицы - своеобразные опоры мысли и действия, как у С. Н. Лысенковой), позволяет более четко организовать урок: на таблице есть всё или почти всё, что надо знать для выполнения данной работы. К тому же учитель в начале каждого урока еще и разъясняет содержание таблиц.
Готовятся таблицы и по темам "Электросхемы", "Сечение", "Перспектива".
Способы изображения предметов различны: в виде чертежа, где предмет (стол) дан в нескольких проекциях; в виде наглядного изображения - катапульта (на той же таблице показано, как пилить и соединять детали); в виде рисунка - головы кукол из папье-маше. Предмет может быть изображен и в произвольном положении, и в аксонометрии, и в перспективе, что дает наглядное представление о возможности изображать предмет разными способами (размер таблиц от половины до четверти листа ватмана).
Есть таблица, где дано сечение предмета. Она предназначена для I класса, хотя тема эта изучается в VIII. На одних таблицах представлены размеры изделий, на других изделия изображены без указания размеров. Таким образом, ученик I класса видит и усваивает такие способы изображения предметов (ведь блок называется "Изображение и изготовление предметов"), как прямоугольное проецирование, сечение, перспектива.
Большое значение мы придаем оформлению таблиц. Четкость, красочность, наглядность, ничего лишнего: только то, что нужно для данного случая,- вот требования, которым мы следуем.
Изготовление таблиц, конечно, отнимает время у учителя, но зато они облегчают его работу на уроке. К тому же, раз сделанные, таблицы служат потом много лет.
Кроме таблиц как наглядные пособия мы используем самостоятельные и творческие работы, выполненные учениками средних и старших классов дома, во внеурочное время.
Действующих учебных пособий у нас два. Первое показывает схему работы электроцепи. Оно состоит из батарейки от карманного фонаря и лампочки. Присоединяя проводок к лампочке, мы показываем, что цепь работает, когда она замкнута. Второе пособие демонстрирует устройство, с помощью которого можно преобразовывать один вид движения в другой. На дощечке - конструкция из кусков проволоки (коленчатый вал, рычаги), они соединены в различных комбинациях. Вращая коленчатый вал, мы посредством рычагов на другом конце устройства получаем качательное движение рычага.