Список школ для слепых детей с нарушением зрения
по РСФСР (на 1 октября 1934 г.)
№ п/п | Республика, автономная область, край, область | Город | Число учащихся | ||||||||
Алтайский край | Бийск | ||||||||||
Башкирская АССР | Уфа | ||||||||||
Вологодская область | Великий Устюг Грязовец | ||||||||||
Воронежская область | Воронеж Павловск | ||||||||||
Ивановская область | Владимир | ||||||||||
Иркутская область | Иркутск | ||||||||||
Калининская область | Торжок | ||||||||||
Кировская область | Киров | ||||||||||
Крымская АССР | Симферополь | ||||||||||
Куйбышевская область | Куйбышев Кузнецк Ставрополь | ||||||||||
Курская область | Новый Оскол Обоянь | ||||||||||
Ленинградская область | Ленинград | ||||||||||
Московская область | Ст. Клязьма Москва | ||||||||||
Мордовская АССР | Краснослободск | ||||||||||
Немцев Поволжья АССР | Энгельс | ||||||||||
Новосибирская область | Новосибирск Томск | ||||||||||
Омская область | Омск | ||||||||||
Орджоникидзевский край | Ворошиловск | ||||||||||
Орловская область | Елец Орёл | ||||||||||
Пензенская область | Пенза | ||||||||||
Пермская область | Пермь | ||||||||||
Ростовская область | Миллерово Ростов-на-Дону | ||||||||||
Саратовская область | Саратов | ||||||||||
Смоленская область | Деревня Слобода Смоленск | ||||||||||
Сталинградская область | Сталинград | ||||||||||
Татарская АССР | Елабуга Свияжск | ||||||||||
Тамбовская область | Моршанск Тамбов | ||||||||||
Тульская область | Тула | ||||||||||
Хабаровский край | Хабаровск | ||||||||||
Челябинская область | Троицк | ||||||||||
Чкаловская область | Бугуруслан Орск Чкалов | ||||||||||
Чувашская АССР | Ядрин | ||||||||||
Ярославская область | Кострома | ||||||||||
Азербайджанская ССР | Баку | — | |||||||||
Белорусская ССР | Минск | ||||||||||
Грузинская ССР | Тбилиси | — | |||||||||
Узбекская ССР | Ташкент | — | |||||||||
Украинская ССР (7) | Днепропетровск Житомир Киев Одесса Полтава Харьков Чернигов | ||||||||||
Итого: | |||||||||||
По данным инспектора Наркомпроса РСФСР П. П. Почапина, к 1935 г. 50% слепых детей школьного возраста, проживавших в РСФСР, удалось охватить всеобучем. Формальная констатация цифр позволяет говорить о том, что половина Детей с нарушением зрения по-прежнему не получила доступа к образованию, но если сравнить показатели 1935 и 1929 гг., то Можно увидеть истинный масштаб и темп позитивных перемен. Динамика стремительного расширения сети школ для слепых детей есть прямое следствие усилий государства по обязательному введению всеобуча.
В отличие от системы образования глухих система образования слепых не стала столь же дифференцированной, основную причину мы видим в относительной новизне направления. Исторический возраст отечественной сурдопедагогики к 1917 г. превышал столетие, тогда как тифлопедагоги в Российской империи только-только набирали опыт, тифлопедагогическая наука и вовсе находилась в зачаточном состоянии. Долгое время страна обходилась калькированием немецкого (дрезденского) опыта.'Наркомпросу РСФСР, решительно осудившему филантропию и истово искоренявшему «дух призрения. насаждавшийся Попечительством о слепых», предстояло строить советскую школу для незрячих практически с чистого листа. И если в структуре учреждений для глухих хотя бы «реорганизация школ для тугоухих произошла на основе проведённых исследований», то здесь руководствовались исключительно постановлениями по общеобразовательной школе о влиянии идей Л. С. Выготского, равно как и И. А. Соколянского, на практику обучения незрячих детей в СССР 1930-х гг., встречающиеся в современных работах по истории отечественной тифлопедагогики, на наш взгляд, лишены оснований.
О судьбе научного наследия Л. С. Выготского в первые десятилетия после его кончины мы уже говорили. Что касается И. А. Соколянского, то последовательную научно-исследовательскую работу в области обучения слепоглухонемых Иван Афанасьевич организует в Харькове с 1923 г., в декабре 1933 г. И. А. Соколянский был арестован. «Жить и работать И. А. Соколянскому в эти годы приходилось в исключительно трудных, подчас невыносимых условиях. После ареста и освобождения с изъятием партбилета за ним установилась репутация буржуазного националиста». В 1930-е гг. «тифлопедагогическая наука» творилась практиками.
«Важную роль в разработке теории и практики обучения и воспитания детей с дефектом зрения сыграли педагогические труды учителей Московской школы, внёсших большой вклад в советскую тифлопедагогику. Д. И. Зоричев изготавливает рельефные карты по географии и истории; М. И. Толозов составляет учебное пособие об особенностях преподавания физики и астрономии в школе слепых; Н. А. Семевский становится новатором в обучении детей тифлографике; А. Ф. Гребнев создаёт труд «Методика музыкального и художественного воспитания слепых»; Л. Б. Самбикин разрабатывает систему физического воспитания в школах слепых детей».
До 1932 г. основным типом учебных заведений для слепых детей оставалась начальная школа с пятилетним сроком обучения. Затем на базе давно зарекомендовавших себя училищ открываются неполные средние школы с восьмилетним сроком обучения. Одним из первых, планируя в будущем обрести статус полной средней школы, осваивает эту модель отпраздновавший своё пятидесятилетие Московский институт слепых (1932). В том же 1932 г. Наркомпрос РСФСР предлагает создавать школы для слабовидящих детей. Ведомственное распоряжение частично исполняют ГорОНО Горького, Киева, Ленинграда, Москвы и Смоленска, открыв классы для слабовидящих (1933). С 1932 г. в Московской школе-интернате № 1 действует класс охраны зрения.
Усечённость школьной подготовки осложняла жизнь молодых незрячих, желавших и способных продолжить своё образование. Формально такую возможность предоставляли рабфаки, но количество первых курсов на них значительно сократилось, а для поступления на второй курс у выпускников недоставало знаний.
«Казалось бы, положение специальных школ должно было коренным образом улучшиться. Но Нижегородская школа переживала тяжёлые времена.
Руководствуясь приказом о переводе специальных школ на начальный курс обучения, Горьковский крайисполком в 1932 г. принял решение о ликвидации в школе ремесленного отделения. Учащихся школьного отделения предложено было передать в вятскую школу слепых. Однако никто из учителей и детей в Вятку не поехал. Учителя продолжали три года (1932—1935) заниматься с детьми на дому, используя индивидуальные, а порою и групповые занятия на общественных началах. Таким образом, Нижегородская (теперь Горьковская) школа слепых детей лишь юридически считалась слитой с вятской, а фактически оставалась действующей, изменились только формы образования.
Для выполнения закона Наркомпроса о всеобщем обучении слепых детей были приняты рекомендации РСФСР «О совместном обучении слепых со зрячими». Расширение сети специальных школ считалось дорогим мероприятием. Инициаторами этого прожектёрского распоряжения были профессор А. М. Щербина, директор Смоленской школы слепых Б. И. Коваленко, директор Ростовской школы М. Г. Дохманов и инспектор Наркомпроса П. П. Почапин. <...>
Однако рекомендации Наркомпроса РСФСР по организации массового обучения слепых со зрячими не получили практического осуществления, так как натолкнулись на отсутствие необходимых материальных условий и психологической готовности слепых и зрячих к совместному обучению. Было определено, что наиболее реальный путь — охватить всеобщим обучением слепых путём расширения сети школ слепых и увеличения контингента в существующих.
В г. Горьком в период с 1932 по 1935 г. местные органы власти придерживались иного направления. В Горьковской области было большое количество необучающихся слепых (около 200 человек), специальные школы со статусом государственного учреждения отсутствовали. Бывшая Нижегородская школа продолжала работать фактически на общественных началах».
Что касается школьных зданий и оборудования, то здесь положение дел не менялось. Нередко ОНО исполняли партийные установки абсолютно формально: «не имея достаточной материальной базы и статистических данных о количестве слепых детей и их местопребывании, отделы народного образования задаются широкими планами организации новых-школ. Такой факт можно было наблюдать, например, в областном отделе народного образования Мордовии в январе-феврале 1934 г. Здесь планировалась организация 5 новых школ для слепых, в то время как единственная имевшаяся в области школа не была обеспечена ни материальными средствами, ни кадрами педагогов и была значительно недоукомплектована (в Краснослободской школе для слепых было всего 25 учащихся). Одному из заведующих, назначенных для организации новых школ, была предоставлена старая полуразвалившаяся изба без всякого оборудования, ассигновано 500 рублей и при этих условиях предложено создать новую школу для слепых». Все 40 учеников четырёх классов Симферопольской школы (Крымская АССР) занимались в одной общей комнате площадью в 20 квадратных метров. Счастливым исключением можно считать строительство нового здания под школу слепых в Сталинграде.
Несколько лучше обстояло дело с выпуском наглядных пособий, чему способствовало создание Учпедгиза, а в его структуре — Отдела по изданию учебной и учебно-методической литературы для специальных школ (1933). Судьбе было угодно, чтобы научным куратором отдела стал известный тифлопедагог профессор В. А. Гандер. Напомним, лавры российского «первопечатника» шрифтом Брайля принадлежат А. А. Адлер, выпустившей «Сборник статей для детского чтения, изданный и посвящённый слепым детям Анною Адлер». Предновогодний учебник-подарок воспитанникам Московской школы слепых, лёгший на их парты в декабре 1885 г., не отличался большим объёмом (67 страниц) и тиражом (100 экземпляров), но именно с него начинается в нашей стране книгоиздание шрифтом Брайля. Двадцать послереволюционных лет проблему обеспечения незрячих учащихся учебной и художественной литературой школы продолжали решать самостоятельно.
«Первой сумела наладить свою работу в 1923 г. типография рельефного шрифта при Ленинградской школе-интернате для слепых детей. Среди первых советских изданий по Брайлю были
· произведения В. И. Ленина, воспоминания Н. К. Крупской о нём и 4 сборника революционных песен.
В 1928 г. незрячих читателей Российской Федерации обслуживали 25 специальных библиотек, которые могли предложить им 112 названий новых книг, поступивших из типографий рельефноточечного шрифта. Это были небольшие по объёму книги и брошюры различной тематики.
В 1930 г. Московская типография брайлевской литературы, находившаяся в ведении ЦП ВОС, была преобразована в 19-ю типографию рельефно-точечного шрифта и передана на государственный бюджет. А с 1932 г. издание литературы для слепых было сосредоточено в редакции дефектологии при Учебно-педагогическом издательстве Наркомпроса РСФСР. Плановый выпуск рельефно-точечной литературы под руководством старейшего деятеля просвещения слепых в России профессора В. А. Гандера позволил расширить тематический диапазон изданий, увеличить число названий книг и поднять их тиражи.
Ещё в 1934 г. Московская библиотека совместно с Учпедгизом издала по Брайлю первый выпуск информационного бюллетеня «Каталог книг для слепых» (выходил до 1941 г.). Тем самым была возобновлена систематическая информация читателей о новинках рельефно-точечной литературы, прерванная с закрытием журнала «Досуг слепых» в 1917 г.».
Побудительный мотив правительственного решения очевиден, незрячих трудоспособных людей не следовало оставлять «политически слепыми».
Из циркуляра ЦП ВОС №22/1081 от 29 марта 1932 г. «Об упорядочении библиотечной работы»
«Из актива ВОС, работников школ и представителей отдела народного образования создать бригаду, на которую возложить проверку имеющейся в библиотеках брайлевской литературы под углом соответствия этой литературы классовой пролетарской идеологической выдержанности и удовлетворения запросам читательской массы. Само собой разумеется, что проверка и изъятие негодной для употребления литературы должны проводиться на основании директив по проверке и чистке общих библиотек, которые вам необходимо получить в отделе народного образования [6]. Поставить в отделе народного образования вопрос об организации при одной из общих библиотек библиотечного отделения для слепых, с тем, чтобы общая библиотека, организующая это отделение для слепых, включила в свою смету его финансирование и провела среди слепых массовую культработу (организация кружков громкого чтения, беседы, доклады, общее массовое радиослушание и т.д.)».
Удачное совпадение государственных интересов и личной активности умудрённого административным опытом тифлопедагога В. А. Гандера принесло свои плоды. В 1936 г. выходит постановление СНК РСФСР № 159 «Об упорядочении дела выпуска литературы для слепых». Решая задачу ликвидации политической неграмотности незрячих, Наркомпрос РСФСР способствует изданию книг по Брайлю, укреплению школьных библиотек, организации библиотечного обслуживании взрослых слепых. В 1935 г. Наркомпрос РСФСР и Президиум ЦП ВОС направляют на места совместно подготовленное письмо, предлагая Отделам народного образования приступить к организации в областных библиотеках отделов для слепых. Проживающих вне областных центров рекомендовано снабжать книгами через районные сельские библиотеки. Таким образом, в нашей стране создаётся система библиотечного обслуживания слепых. Новое дело, как уже можно догадаться, двигалось неторопливо. По данным ЦП ВОС, проанализировавшего в 1939 г. работу 90 библиотек (65 библиотек ВОС, 25 отделов брайлевской литературы и самостоятельных библиотек для слепых, находящихся в общегосударственной сети), богаче прочих оказались библиотеки Казани, Кирова, Москвы, Ленинграда, Омска и Саратова. Но даже там книг для удовлетворения запросов незрячих читателей не хватало, да и убеждения культуры располагались в тесных, мало приспособленных помещениях. Например, Ленинградская библиотека ВОС, лидировавшая по обширности фонда (3000 экземпляров), ютилась на площади в 75 квадратных метров. Возможно, поэтому её услугами пользовалось чуть более 400 читателей. Всего же из 18 тысяч членов ВОС библиотеки привлекли не более 4 тысяч человек.
Для справки.Сеть общедоступных библиотек для незрячих в Англии накануне Первой мировой войны насчитывала 118 учреждений. Богатые специализированные фонды для обслуживания слепых читателей имелись более чем в полусотне городских публичных библиотек. На рубеже XIX—XX вв. библиотека Общества распространения грамотности (Глазго) насчитывала около 6,5 тысячи томов, передвижная библиотека Лондонского общества обучения слепых на дому — более 7 тысяч томов, Лондонская национальная библиотека—14 тысяч томов книг и 2 тысячи нот. Библиотечное обслуживание незрячих читателей строилось с учётом их возраста, духовных запросов и профессиональных интересов. Кроме того, в Англии уже тогда существовала специализированная детская библиотека, бесплатно пересылающая маленьким незрячим британцам детские книги по почте. Читатели школьного возраста обеспечивались учебниками и художественной литературой (по Брайлю) в библиотеках непосредственно по месту обучения. Незрячие студенты могли пользоваться специальным библиотечным фондом Оксфордского университета: свои — бесплатно, студенты из других высших учебных заведений — за минимальную плату.
На фоне очевидных трудностей, которые испытывали отечественные библиотеки, особенно ярко выглядят успехи Татарской АССР, чья Республиканская библиотека для слепых становится лучшей среди национальных специальных библиотек
РСФСР. «Небольшая читальня при красном уголке Казанского' правления ВОС, — пишет М. В. Бирючков, — ещё в 1933 г. была передана в городскую библиотеку им. Л. Н. Толстого, которой вменялось в обязанность обслуживать незрячих читателей. Одновременно по всей республике развернулась работа по ликвидации общей и брайлевской неграмотности среди слепых. Незрячие Татарии впервые получили возможность научиться читать и писать на своём родном языке. С этой целью в Москве был издан по Брайлю «Букварь на татарском языке», составленный учителями М. Курбангалеевым и X. Бадиговым. А 1 сентября 1934 г. первые книги на татарском языке были напечатаны в типографии рельефно-точечного шрифта, открытой в Казани. <...> В декабре 1935 г. Казанским ГорОНО при участии Татотдела ВОС была организована специальная библиотека для слепых. Её фонд составлял 395 брайлевских томов на русском и 105 томов на татарском языках. В следующем, 1936 г. библиотека приобрела статус Центральной республиканской библиотеки для слепых при отделе культуры горисполкома. У неё появились филиалы в Елабуге, Бугульме и Чистополе. Книги на татарском языке библиотека направляла в ячейки ВОС, школы для слепых, рассылала в области, где жили незрячие татары». Наркомпрос РСФСР и ЦП ВОС прилагают огромные усилия, чтобы приблизить книгу к слепым читателям, создаются библиотечные пункты, Ленинградская библиотека ВОС организует заочный абонемент, посылая книги читателям по почте.
Несмотря на все трудности ширилась сеть школ для слепых, крепло их учебно-методическое и техническое оснащение, но квалификация педагогов оставляла желать лучшего. О неудовлетворительном положении дел с дефектологическими кадрами говорили на съезде учителей специальных школ (1929), без устали писали идеологи из Наркомпроса. Изгнав из специальной школы тех, кто некогда пришёл туда по зову сердца, чиновники Наркомпроса не могли взять в толк, почему «педагоги ещё не осознали своих задач, ещё не поняли того, что педагог в советской школе неизбежно в силу своего положения должен чувствовать себя работником на очень ответственном участке классовой борьбы». На бумаге всё выходило гладко. «Тов. Соловьёв и Ступаченко, — убеждал, ссылаясь на статью упомянутых авторов «Система подготовки кадров» (1930), В. Д. Иванов, — находят, что при наличии двойного приёма студентов в дефектологические вузы начиная с 1930 г. они смогут дать к 1938 г., т. е. к сроку окончательного введения всеобщего обучения среди глухонемых и слепых детей... лишь 50% требуемого количества. По их мнению, необходимо теперь уже принять меры к подготовке определённого количества кадров более ускоренным темпом».
Жизнь опровергала оптимистичные прогнозы товарищей В. Д. Иванова, В. И. Соловьёва и Ступаченко, высшее образование к 1934/35 учебному году имело чуть более четверти учителей (27%) школ для слепых, и лишь малая часть из них получила высшее дефектологическое образование. Притом что по стране действовало всего 58 учебных заведений, в ряде из них наличествовал всего один дипломированный тифлопедагог. Как и в случае с сурдопедагогами, наркомпросы попытались исправить положение за счёт открытия на местах краткосрочных трёхмесячных курсов (1934), однако выстрел оказался холостым. Потраченные силы, средства и время не принесли (не могли принести) желаемого результата. Зачастую слушателей набирали в приказном порядке, многие из них в дальнейшем не предполагали работать с незрячими и не относились к переподготовке серьёзно. Одни из будущих «тифлистов» обладали 20—25-летним педагогическим стажем, другие не имели за спиной ничего, кроме вчерашней семилетки, а некоторые и её не успели окончить.
Требовались неординарные решения. Какие именно, подсказал глава партии и государства. Выступая 4 мая 1935 г. перед выпускниками военных академий И. В. Сталин произносит фразу, быстро ставшую крылатой: «Кадры решают всё!» «Лозунг «Кадры решают всё», — пояснял вождь, — требует, чтобы наши руководители проявляли самое заботливое отношение к нашим работникам, к «малым» и «большим», в какой бы области они ни работали, выращивали их заботливо, помогали им, когда они нуждаются в поддержке, поощряли их, когда они показывают первые успехи, выдвигали их вперёд и т. д.». Менее чем через год в сегменте школьного образования лозунг обретает материальные черты, в апреле 1936 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) принимают постановление «О повышении заработной платы учителям и другим школьным работникам». Оплата учительского труда выросла в полтора-два раза, дефектологам же за их нелёгкий труд установили дополнительную надбавку. Чтобы оценить эффективность экономического стимула ещё раз, обратимся к истории Горьковской школы слепых: «Привлечению квалифицированных кадров во многом способствовало постановление СНК СССР о надбавках к зарплате работникам школ для слепых на 25%.
«Учителя не только вели учебно-воспитательную работу в школе, но и осуществляли большую общественную деятельность по вовлечению крестьян в колхозы, по выборам в Советы депутатов трудящихся и т. п. Своей большой педагогической и общественой работой, преданностью строительству социализма советские учителя заслужили большое уважение и высокую оценку со стороны Коммунистической партии, советского правительства и всей советской общественности, достойно отметивших заслуги учительства. В Постановлении ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» (1931) было указано на необходимость повышения значения и авторитета учителя. В ряде последующих постановлений... ЦК ВКП(б) снова указал на необходимость повышения авторитета учителя и отметил, что учитель является центральной фигурой учебного процесса в школе.
<...> В 1936 г. была проведена аттестация учителей — присвоение им особыми аттестационными комиссиями персональных пожизненных званий учителя начальной или средней школы в зависимости от полученного образования и пригодности к педагогической работе. Повышение заработной платы и аттестация побуждали учителей поднимать свою квалификацию, улучшать качество преподавания и способствовали устранению из состава учителей лиц, непригодных к преподаванию» (Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. — М.: Просвещение, 1982).
По не совсем ясным причинам в 1934 г. в Московском педагогическом институте закрывается тифлосекция дефектологического отделения, квалифицированных тифлопедагогов на всю страну станет готовить исключительно Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена. В который раз неторопливое, взвешенное и целенаправленное выращивание специатистов подменила кампания во исполнение указания сверху. По прошествии четырёх лет Наркомпрос РСФСР осознает неэффективность проведения не обеспеченных квалифицированными преподавателями и практикой в сильных специальных школах краткосрочных курсов на местах: летом 1938 г. на базе Московской школы слепых организуются Всероссийские курсы повышения квалификации работников школ слепых.
Расширение сегмента специального образования требовало от государства немалых финансовых затрат. Расходы на одного незрячего учащегося, составлявшие в 1934 г. 1250—1300 рублей, к 1937 г. выросли более чем в два раза (до 3017 рублей). Как ни парадоксально, но, несмотря на декларируемое равенство, затраты на одного столичного ученика, как и до революции, оставались выше, чем на местах. Так, расходы на питание одного ребёнка в большинстве территорий составляли от 75 до 100 рублей в месяц, а в Москве — 120—130 рублей (1936/37 учебный год).
Как и прежде, денег на недешёвое обучение на местах не находилось, тем не менее с 1931 г. все школы слепых перевели на местный бюджет. Официально подобный переход делался во благо детей, дабы местные ОНО приблизились к специальным школам и прониклись их проблемами. Однако местное руководство не поднималось до высот государственного замысла, острой необходимости в реальном всеобуче калек не чувствовало и при дефиците бюджета не находило оснований вкладывать средства в людей физически дефективных. Попав под руководство областных и районных ОНО, специальные учреждения оказались на положении пасынков, главной для местной власти оставалась задача организации общеобразовательных школ, которых также не хватало. Понять тогдашнюю ситуацию можно на примере Омской области, созданной по постановлению ВЦИК от 7 декабря 1934 г. Строительство школьных зданий (особенно на селе) в масштабах территории, превышающей по своему размеру Францию, требовало концентрации огромных материальных и человеческих ресурсов.
«В 1935 г. Президиум Омского облисполкома принял постановление о строительстве в районах области 19 начальных школ, 31 неполной средней школы, 3 средних школ и одной средней школы в г. Омске. Для успешного выполнения намеченного плана Пленум также обязал председателей райисполкомов изыскать на месте необходимые для школьного строительства материалы (лес, кирпич, паклю и т. д.) и широко привлечь население к трудовому участию в строительстве школ. Было указано также на необходимость открытия при семилетних и средних школах интернатов и на своевременное проведение текущего ремонта школьных зданий. Пленум облисполкома обязал райисполкомы принять меры к закреплению состава учителей, отремонтировать к 15 августа все учительские квартиры и обеспечить их топливом на весь зимний период. Сельсоветам было предложено оказывать всяческое содействие в приобретении учителями коров, обеспечить продажу учителям молока, молочных продуктов, хлеба и мяса. <...> Общий охват пятыми классами детей, окончивших четвёртые классы в 1936/37 учебном году, по городам Омской области приближался к 100%, по сельской местности он составил 70%. Плановые намётки на вторую пятилетку по семилетнему обучению выполнены не были».
На пределе возможностей решая задачи, поставленные партией и правительством, Омский ОблОНО довольствовался единственной школой для слепых. Расположенное в Омске учебное заведение в 1924 г. приняло 50 учеников, десятью годами позже их станет 80. Если сопоставить цифровые показатели, можно говорить о высоком (почти 100%) приросте, если же вспомнить о масштабах региона и численности проживающего в нём детского населения, Омская школа-интернат окажется каплей в море.
Трезво оценивая ситуацию, Наркомпрос пытается привлечь на помощь сознательную часть населения, для чего издаёт особые приказы.
Приказ народного комиссара просвещения Российской Федерации №929(от 11 октября 1935 года)
Всем краевым, областным и городским отделам народного образования «Об участии в трёхдневнике помощи слепым».
Всероссийское общество слепых проводит с 27 по 29 октября 1935 г. очередной трёхдневник помощи слепым. Всем отделам народного образования РФ предлагаю использовать этот трёхдневник в следующих целях:
- проведения профилактики среди учащихся массовых школ по бережному отношению к зрению;
- расширения с 1936 г. сети школ для слепых детей, для неграмотных и малограмотных взрослых слепых и сети библиотек для них;
- внедрения большего порядка в школах для слепых детей в соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров «Об улучшении учебной работы и внутреннего распорядка в начальных, неполных средних и средних школах»;
- усиления внимания работников просвещения и культуры к вопросам трудового устройства слепых.
Народный комиссар просвещения А. Бубнов
Наркомовское распоряжение об участии ОНО в трёхдневной помощи слепым по своей стилистике и логике сродни резолюции Петра III о немедленной постройке долгаузов. Вопервых, двухнедельная разница в датах начала мероприятия ВОС и подписания ведомственного распоряжения заставляет усомниться в изначальной возможности его исполнения. Во-вторых, «проведение профилактики среди учащихся массовых школ по бережному отношению к зрению» в течение трёх дней и «расширение сети школ и библиотек» — задачи нерядоположенные и несоразмерные. Легко предположить, что на местах ограничились исполнением предписания о профилактике и провели с детьми беседы. Втретьих, не совсем ясно, как с первыми двумя задачами согласуется требование повысить дисциплину. Подобно резолюции Петра III, приказ писался не столько для исполнения, сколько «по случаю». Общественная организация — ВОС — обратилась к Наркомпросу за помощью в решении сложных и ресурсоёмких вопросов, ведомство ответило бумаготворчеством и одновременно продемонстрировало верховной власти, что строго следит за надлежащим исполнением её последних указаний. Месяцем раньше вышел очередной закон о школе, усиливший власть учителя и ужесточивший требования к дисциплине, что З. И. Марголин оценивает весьма позитивно: «Постановления ЦК ВКП(б), в которых были даны указания о необходимости повышения дисциплины среди учащихся, повели к значительному улучшению дисциплины среди учащихся школы слепых. Детские организации, пионеротряд, ячейка КСМ, работавшие раньше вне связи с учебно-воспитательным процессом школы, направляют теперь всё своё внимание на то, чтобы повысить сознательность учащихся, поднять в среде их дисциплину и таким путём достигнуть большей успеваемости и высокого качества учёбы. Как педагогами, так и организациями учащихся проводится решительная борьба с нарушителями порядка в школе, с проступками учащихся. К неисправным учащимся, нарушающим школьный режим, применяются самые строгие меры (выговоры, временное увольнение и даже исключение из школы)». Вне всякого сомнения, приказ наркома направлен не на расширение и укрепление сети учреждений для незрячих, а на повышение внимания администрации специальных школ к вопросам дисциплины и идеологии. Коммунистическому воспитанию, работе в пионерской и комсомольской организациях уделялось повышенное внимание, правда, интенсивность вовлечения учащихся в общественно-политическую работу, прежде высокая и в общеобразовательной и в специальной школе, благодаря постановлению ЦК «О перегрузке школьников и пионеров общественно-политическими заданиями» (апрель 1934 г.) заметно понизилась.
«Учащиеся школы слепых получают большие по объёму и глубокие по содержанию знания. Постановления партии и правительства последних лет сыграли решающую роль в вопросах повышения качества учебно-воспитательного процесса школы слепых. Большую роль в разрешении этой проблемы сыграла концентрация и критическая переработка опыта работы школ слепых всего предыдущего времени. Развитие учебно-воспитательной работы на основе постановлений партии и правительства, на основе изучения, критической переработки и перенесения в наши условия всего лучшего, что было создано за предыдущие годы школой, позволило нам развернуть серьёзную работу во всей сети неполных средних и начальных школ слепых».
Вглядываясь в прошлое с высот сегодняшнего дня, можно найти немало поводов для критики, но мы условились оценивать работу специальных школ, ориентируясь исключительно на требования заказчика, т. е. Государства. При смене ракурса, словно на стереокартинке, видишь тот же пейзаж, но уже не серым и унылым, а солнечным и радостным. Приняв официальную точку зрения, можно признать процесс развития образования слепых успешным. Налицо стремительный рост сети школ, повышение процента охвата незрячих детей всеобучем, быстрые темпы ликвидации неграмотности среди взрослых слепых, появление у части выпускников специальных школ возможности продолжить своё образование на рабфаках, в техникумах и вузах.
«Если за всю историю дореволюционной России высшее образование смогли получить всего лишь девять слепых (дети состоятельных родителей), то в 1925 г. только в московских вузах обучалось пятнадцать незрячих. <...> 26 апреля 1927 г. Наркомпрос РСФСР принял решение о неограниченном приёме инвалидов по зрению на доступные им факультеты высших учебных заведений. Они успешно учились в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова, Институте красной профессуры, Академии коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской, пединститутах и педучилищах. Незрячие студенты получали стипендию в размере 150% от общеустановленной нормы. Наиболее отличившимся в учёбе назначалась стипендия имени ВОС».
«С каждым днём растёт стремление слепых к высшему образованию... <...> В средних и высших заведениях красной столицы успешно учится около 100 слепых. Из 8 человек, окончивших вуз в текущем году, 5 человек защитили свои дипломные работы на «отлично»... двое зачислены в аспирантуру по математике. <...> Два товарища... защитили диссертации, по окончании аспирантуры получили звания кандидатов наук. <...> Больше 20 слепых приняты в московские рабфаки и вузы в 1935 г. Через подготовительные курсы, организованные Московским областным отделом ВОС, прошло более 40 слепых. В результате на рабфаках Орехова-Зуева, Рязани и других городов Московской области учится 28 слепых».
Налажено книгоиздание шрифтом Брайля, стремительно растёт число специализированных библиотек и посещающих их читателей, активно работает общественная организация слепых — ВОС, и главное для заказчика — большинство слепых трудится, проявляя высокую социальную активность. Показателен пример Москвы, где «немало было сделано для расширения базы трудового устройства слепых и улучшения условий их труда. Картина трудовой занятости незрячих в разных производственных системах была достаточно отрадной: если в 1925 г. было трудоустроено около 100 незрячих, то в 1941 г. из общего числа членов ВОС 1529 человек работой было обеспечено 1084 человека».
Традиционное для слепых щёточное производство сохранилось и даже расширилось, в 1930-е гг. трудоустройство незрячих по этой специальности обрело массовый характер. Стараясь увеличить число рабочих мест, Мосгоротдел ВОС создаёт собственное предприятие. На средства, полученные частично из городского бюджета, частично от «трёхдневников помощи слепым», Мосгоротдел ВОС приобрёл обветшавшее помещение старой кустарной мастерской и открыл в нём щёточную учебно-производственную мастерскую (1932). Но главное событие 1930-х гг., конечно, не успешное развитие традиционного ремесленного труда, а то, что благодаря общему и профессиональному образованию слепые обрели достойное место в жизни. Активное включение слепых в производство наравне со зрячими приводит к появлению нового социального явления — множится число незрячих рационализаторов. Отвечая на вызов времени, ЦП ВОС учреждает Центральную научно-тифлотехническую секцию (январь 1933 г.) во главе с незрячим ленинградским тифлопедагогом В. С. Сверловым. Едва успев возникнуть, секция 31 мая того же года представила свои достижения на Всероссийском совещании по вопросам труда и профессионального обучения слепых. Государство приветствует и всячески поощряет трудовую активность инвалидов по зрению. Достаточно сказать, что выставку, на которой демонстрировались результаты трудовых достижений слепых, провели в Колонном зале Дома Союзов (декабрь 1933 г.). Экспозиция поражала не только рядовых посетителей, но и специалистов, руководителей крупных государственных предприятий. Особый интерес вызвали изготовленные Электромоторным объединением слепых (ЭМОС) электромоторы к вентиляторам и машинам, предназначенным для стрижки овец, а также электронасосы для угольных шахт и экспедиции подводных работ особого назначения. ЭМОС быстро оказывается востребованным и знаменитым, его посещают многочисленные делегации, и в том числе иностранные. Любопытную запись в заводской книге отзывов оставил корреспондент английской газеты The Daily Worker: «То, что я видел сегодня, поразило меня. Для тех, кто сохранил своё зрение, кажется почти невероятным, что работа, которая ведётся на заводе, выполняется нашими слепыми братьями. Я глубоко взволнован тем, что я видел. В капиталистической Англии нет таких заводов для слепых: они зависят главным образом от благотворительности... Да здравствует ваша работа, несущая счастье людям, лишённым зрения».
Эмоциональная реакция иностранца не могла не порадовать представителей российской стороны, но вряд ли нашла бы понимание у его соотечественников. Англия и СССР смысл и цели социальной помощи слепым понимали абсолютно по-разному и не могли копировать опыт друг друга. Советское государство осудило деятельную благотворительность, осуществляло специальное образование слепых детей так, чтобы те вырастали активными строителями социализма, и этой цели, безусловно, достигло, что подтверждает и пример ЭМОСа.
«На Электромоторном заводе, как и по всей стране, широко развернулось социалистическое соревнование. <...> Более 200 незрячих рабочих носили звание стахановца. Средняя заработная плата эмосовцев не отставала от зарплаты квалифицированных рабочих крупных предприятий. <...> На заводе хорошо поставлена культмассовая работа, — отмечалось в стенгазете «Электромотор». — Работают политкружки: марксистско-ленинский, кружок по изучению истории партии. <...> Работает кружок громкой читки художественной литературы. <...> По примеру москвичей незрячие Ленинграда в 1936 г. построили свой Завод электромоторов и экспедиционного снаряжения. Опыт применения механизации и разделения труда на ЭМОСе был использован слепыми рабочими на некоторых государственных заводах Перми и других городов.
ЭМОС осваивал всё новые и новые типы моторов, которые ещё не выпускались промышленностью. Если в 1930 г. завод давал стране электровентиляторов... на 900 тыс. рублей, то в 1935 г. он производил уже около 60 различных типов моторов на сумму 3 528 160 рублей. Его продукция пользовалась большим спросом в стране и за рубежом. Завод ЭМОС превратился в образцовое социалистическое предприятие. В 1938 г. на нём работало 667 человек, из них 285 незрячих. В том же году завод выпустил свыше 50 тыс. моторов на сумму 7,5 млн рублей.
Изделия завода шли в различные отрасли народного хозяйства, он оказался готовым и для выпуска оборонной продукции, когда в этом возникла необходимость. Производство на ЭМОСе достигло такого уровня, степень социальной активности людей стала столь высокой, что артель кооперации инвалидов заводского типа — ЭМОС — решением правительства была реорганизована в 1939 г. в 1-й Государственный завод электронасосов».
ЭМОС, согласимся с М. В. Бирючковым, «не просто новое индустриальное предприятие для незрячих — это принципиально новое социальное явление в их жизни». Новым социальным явлением становится и советская специальная школа для слепых детей. Из-за того что подавляющее большинство учебных заведений являлись областными, т. е. принимали детей, проживавших в удалении от них на многие десятки, а то и сотни километров, школы не могли не стать интернатами. То, что для Запада оставалось исключением — школа-пансион с пяти-шестидневным пребыванием, — для СССР оказывается нормой, исключение — школы, расположенные в столице и крупных городах, да и в тех нередко создавались группы круглосуточного (в течение шести рабочих дней недели) пребывания. Всё чаще и летние каникулы слепые воспитанники начинают проводить вместе, тому способствовали организованные летние оздоровительные выезды на дачу. Начинают практиковаться выезды слепых подростков в массовые пионерские лагеря. Так, в 1936 г. — задолго до принятия Саломанской и Дакарской деклараций об интегрированном обучении и инклюзии — 12 незрячих пионеров Шадринской специальной школы с успехом провели лето среди нормально развивающихся сверстников.
Итак, государственный заказ на обучение слепых детей, нашедший своё отражение в приказе Наркомпроса РСФСР № 181 от 18 июня 1931 г. «О введении всеобщего обязательного начального обучения физически дефективных, умственно отсталых и страдающих недостатками речи (логопатов) детей и подростков», школой для слепых успешно исполнялся. «Вся работа с дефективными, — говорилось в документе, — должна быть направлена к тому, чтобы готовить из них кадры для потребностей промышленности и коллективизирующегося сельского хозяйства. Поэтому педагогическая работа с дефективными в школе строится на общих принципах и методах нормальной школы, но имеет глубокое своеобразие в части специальной техники и методики их обучения». Советская школа для слепых детей стала такой, как ей предписывалось.
Государственная система образования слепых по своей структуре не отличалась от системы образовательных заведений для лиц с нарушением слуха и также включала три блока:
I Система образования слепых детей:
- дошкольные группы для слепых детей;
- общеобразовательные школы для слепых и слабовидящих детей;
- школы и классы умственно отсталых слепых;
- школа для слепоглухих.
II Система образования взрослых слепых:
- школы для слепых переростков.
III Система профессионального образования:
- профессиональные училища для слепых (музыкальные, культпросветработы, по подготовке массажистов).
Безусловно, описываемая система менее дифференцированна и разнообразна, чем система специальных образовательных заведений для детей и взрослых с нарушением слуха. Кроме того, полный набор перечисленных выше учреждений существовал в трёх городах страны (Москва, Ленинград, Киев), тогда как в республиках Закавказья и Средней Азии сеть учебных заведений для слепых едва начинала строиться. В конце третьего периода эволюции отношения государства и общества к детям-инвалидам подобных феноменов мы не нашли в истории западной тифлошколы. При наличии Конституции СССР и общесоюзного закона об образовании государство не предоставило детям-инвалидам по зрению, проживающим в разных регионах страны, равные возможности для получения школьного обучения даже в пределах начальной школы.
Вместе с тем и в этом секторе специального обучения государство последовательно выстраивало модельную систему, планируя её распространение во всех союзных и автономных республиках, областях и городах Советского Союза. Решались вопросы кадрового, учебно-методического и технического оснащения учебных заведений для слепых. Оценивая достижения на поприще организации школьного обучения детей с нарушением зрения, можно признать, что к середине 1930-х гг. Наркомпросам РСФСР и Украинской ССР в целом удалось решить задачу, поставленную правительством страны.