Технология проектного обучения
Терминологический словарь-справочник к теме
Задача –цель, поставленная в конкретных условиях, требующая применения известного или изобретения нового способа для ее решения. Для решения задачи необходимо преобразовать эти условия согласно определенной процедуре. Задача включает в себя цель (требование), условия (известное) и искомое (неизвестное), формулирующееся в вопросе [11].
Мотив –побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта; предметно-направленная активность определенной силы; побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности на предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности [11].
Проблемное задание – практическое или теоретическое задание, вызывающее познавательную потребность в новом неизвестном знании, служащем для правильного выполнения действия, приводящего к достижению цели [11].
Задание для размышления
Попробуйте сформулировать основные различия между ученическими проектами, выполняемыми в рамках технологии проектного обучения, и курсовыми и дипломными проектами, выполняемыми по учебному плану.
Базовые идеи
Основное отличие данной технологии от традиционных методов обучения определяется характером активности обучающихся. При традиционном обучении активность учащихся инициируется, регулируется и направляется педагогом исходя из требований учебной программы. Внутренняя мотивация учебной деятельности учащихся является желательным фактором процесса обучения. При проектом обучении мотивация обучающихся необходимое условие, с исчезновением которого обучение прекращается. Активность обучающихся носит добровольный характер, ее объем, содержание, место, длительность определяются самими обучающимися. Существует также различие между задачами, которые ставятся перед учениками при традиционном обучении, и задачами, на которых реализуется метод проектов. При традиционном обучении всякая предлагаемая ученикам задача разрешима, в условиях задачи содержатся все необходимые сведения, имеется одно правильное решение, по выполнению которого судят об успешности обучения. Работая над проектом обучающиеся выполняют реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, нестандартных задач, и результат которой не обязательно должен быть положительным. Ошибка, отсутствие желаемого результата является таким же материалом для мышления как и положительный результат усилий. Ценен, в данном случае, не результат сам по себе, а предпринимаемые для его получения действия как инициирующая стадия мышления. В качестве отличительной особенности технологии проектного обучения следует отметить характер информационного обмена между учащимися и педагогом. Традиционно в обучении преобладает экстраактивный режим (когда информационные потоки направлены на ученика, выступающего объектом обучения) с периодическим подключением интерактивного, диалогового режима (информационные потоки двусторонние, ученик периодически занимает субъектную позицию). В проектном обучении преобладающим (по значимости и объему занимаемого времени) является интроактивный информационный режим (учащиеся выступают как активные субъекты учения, информационные потоки циркулируют среди учащихся или направлены от них вовне), который сочетается с интерактивным. Пассивный экстраактивный режим для проектного обучения нехарактерен.
►Сущностьпроектного обучения состоит в овладении учениками новыми знаниями и способами деятельности, развитии мышления в процессе решения определенной значимой для учащихся проблемы.
Проектное обучение способствует развитию мышления, способности принимать решения и нести за них ответственность за счет включения учащихся в деятельность, имеющую проблемный характер, требующую доопределения условий, разрешения затруднений, выбора из имеющихся альтернатив.
Ключевые элементы
- значимая для учащихся проблема, тема;
- добровольное участие в проекте;
- высокий уровень активности и самостоятельности участников проекта;
- заинтересованность в получении результата проекта.
Реализация
Педагог при организации проектного обучения помогает ученикам в поиске необходимой информации, координирует работу участников проекта, поддерживает и поощряет участников, поддерживает постоянную обратную связь, заботясь о продвижении работы над проектом. Степень его участия варьируется в зависимости от типа проекта (смотри таблицу 7.1) и стадии его выполнения (смотри таблицу 7.2).
Таблица 7.1 – Анализ типов проектов по доминирующей деятельности [4].
Тип проекта | Особенности структуры | Планируемый результат |
Исследовательский | Аналогична структуре научного исследования. | Оформление результатов, формулирование выводов, обозначение новых проблем. |
Творческий | Только намечается и развивается, подчиняясь жанру конечного результата. | Газета, сочинение, фильм, спектакль, праздник и т.д. |
Игровой | Остается открытой. | Вырисовывается к концу проекта. |
Информационный | Хорошо продумана, отражает цели и задачи проекта, источники и способы обработки информации, результаты и их презентацию. | Публикация, сообщение, доклад. (Может быть частью исследовательского проекта) |
Практико-ориентированный | Тщательная продуманная, например, в виде сценария деятельности участников (с четким определением их функций) | Программа ли документ, обязательно ориентированные на социальные интересы участников проекта. |
Таблица 7.2 - Последовательность работы над проектом по В.В. Гузееву [5].
Стадия работы над проектом | Содержание работы на этой стадии | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Подготовка | Определение темы и целей проекта | Обсуждают предмет с педагогом и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели. | Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей. |
Планиро-вание | а) Определение источников информации, б) Определение способов сбора и анализа информации, в) Определение способа представления результатов (формы отчета). г) Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса. д) Распределение задач (обязанностей) между членами команды | Вырабатывают план действий. Формулируют задачи. | Предлагает идеи, высказывает предположения. |
Исследование | Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты. | Выполняют исследование, решая промежуточные задачи | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью |
Результаты и/или выводы | Анализ информации. Формулирование выводов | Анализируют информацию | Наблюдает, советует |
Презентация или отчет | Возможные формы представления результатов (отчета): устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет | Отчитываются, обсуждают | Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника |
Оценка результатов и процесса | Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок | Оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения, качество отчета |
Достоинства
- способствует развитию мышления, самостоятельности;
- активизирует деятельность учащихся;
- развивает интерес к изучаемому материалу;
- позволяет развивать общеучебные умения, формировать профессиональные умения и навыки.
Ограничения
- необходима значимая для учащихся проблема (тема), которой они заинтересуются;
- учащиеся должны обладать навыками самостоятельной учебной деятельности.
►Пример
Образовательный проект “Дизайн интерьера аудиторий колледжа”
Разработчик — Ментова И.А., преподаватель Учреждения образования «Светлогорский государственный индустриальный колледж»
Цели проекта:
Учебная - углубить и расширить знания учащихся в области технологии устройства отделочных покрытий, научить их использовать декоративно-художественные элементы в дизайне интерьера.
Развивающая - способствовать развитию интереса и способностей к творческой деятельности.
Воспитательная - способствовать воспитанию чувств ответственности за порученное дело, добросовестности, дизайнерского подхода к работе.
Задачи проекта:
1. Исследование аудиторий колледжа на предмет применения современных материалов и технологий для оформления интерьеров.
2. Исследование воздействия цвета на психику человека, на работоспособность
и использование свойств цвета в интерьере.
3. Разработка вариантов дизайна аудитории с использованием декоративно-
художественных элементов и современных материалов.
Типологические признаки проекта:
- доминирующий вид деятельности в проекте - творческий;
- по продолжительности - средней продолжительности;
- по количеству частников - групповой;
- по форме предъявления - творческая работа.
Участники проекта: учащиеся группы С-89-04. Срок реализации проекта: 2006-2007 учебный год (1.10.06-20.03.07).
Ход работы над проектом
Этап | Задачи | Деятельность Учащихся | Деятельность преподавателя | ||||
Целепологание | Определение темы, выявление одной или нескольких проблем. Выбор рабочих групп. | Уточняют информацию. Обсуждают задания. Выявляют проблемы | Мотивирует учащихся. Объясняет цели. Наблюдает. | ||||
Планирование | Анализ проблемы» выдвижение гипотез, обоснование каждой из гипотез. | Выдвигают гипотезы. Формируют задачи. | Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает. | ||||
Выбор методов проверки принятых гипотез | Обсуждение методов проверки принятых гипотез, возможных источников информации. | Обсуждают методы проверки. Выбирают оптимальный вариант. Определяют источники информации. | Наблюдает. Консультирует. Советует (по просьбе). | ||||
Выполнение | Поиск необходимой информации, подтверждающий и опровергающий гипотезу. Выполнение проекта. | Работают с информацией. Синтезируют и анализируют идеи. Проводят исследование. Оформляют проект. | Наблюдает. Направляет процесс анализа (если это необходимо). | ||||
Защита проекта | Представление результатов проектирования. Оценка результатов. | Защищают проект. Участвуют в оценке результатов деятельности. | Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проектирования. | ||||
Результаты проекта:
Учащиеся представляют эскизные решения цветового оформления аудиторий, фотографии, рекомендации по цветовому решению интерьера и рекомендации по применению современных материалов (каталоги, образцы) и технологии устройства отделочных покрытий.
Подведение итогов:
- Сообщение цели и задачи проекта.
- Представление участников проекта.
- Презентация учащимися своих проектов.
- Дискуссия по проектам.
- Оценка проектов, комментарии жюри.
- Рефлексия.
Состав жюри: 1 преподаватель рисунка, 2 преподавателя спецдисциплин , 2 учащихся .
Подводятся итоги выступлений и дискуссий. Оцениваются проекты и определяется победитель. Однако подведение итогов не сводится только к определению победителей. Особое внимание уделяется анализу наиболее ценных решений и предложений в каждом проекте. Проводится рефлексия деятельности.
Победители награждаются выставлением отметки 10 по дисциплине «Технология строительного производства».
► Рекомендуемая литература
Гузеев В.В. Современные технологии профессионального образования: интегрированное проектное обучение // Прил. «Образовательные технологии в профшколе» №6 к журналу «Профессиональное образование». – Ч1. – М., 2006. – 47с.; №7, Ч2. - М., 2006. – 50с.
Запрудский Н.И. Современные школьные технологии: Пособие для учителей. – Мн.,2006. – 288с.
Метод проектов: Науч.-метод. сб./ БГУ, Центр развития образования; [Общая редакция М.А.Гусаковский]. – Мн.: БГУ, 2003. – 235с.
Проектное обучение в профессиональном и допрофессиональном образовании // Продуктивное образование: альманах. – Саратов: Науч. кн., 2005. – Вып.4. – 386с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предложенным в настоящем пособии перечнем педагогических технологий их многообразие не исчерпывается — в пособие вошли лишь многократно апробированные, зарекомендовавшие себя наилучшим образом и потому гарантирующие успех технологии.
Их освоение может потребовать от педагога дополнительных усилий: подготовки дополнительного раздаточного материала, изменения способа подачи учебной информации, перестройки собственного стиля общения с учащимися. Но результат этих усилий — повышение качества педагогического процесса.
Применение на занятиях современных педагогических технологий позволяет:
· оказывать комплексное: обучающее, развивающее, воспитательное воздействие на личность учащегося;
· изменить качество межличностных отношений между учащимися;
· создать психологически комфортные условия обучения;
· содействовать становлению субъектных качеств личности учащихся.
Хотелось бы надеяться, что работа с данным пособием, реализация описанных технологий, подтолкнет читателя к самостоятельному поиску и изучению (а может быть и созданию) новых педагогических технологий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бершадский М.Е. В каких значениях используется понятие «технология» в педагогической литературе // Школьные технологии. - 2002. - №1. – с.3-19.
2. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов: 17000 сл. – М.: ООО «Русские словари»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 957с.
3. Большой энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2000. – 1456с.
4. Братенникова А.Н., Василевская Е.И. Метод проектов в контексте преемственности формирования ключевых компетенций// Метод проектов. – Мн.: РИВШ БГУ, 2003. – 240с.
5. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. – М., 1996. – 111с.
6. Инновационные педагогические технологии. Модульное пособие для преподавателей профессиональной школы. – СПб., 2004.
7. Карлащук В.И. Обучающие программы. – Москва: Солон-Р, 2001. – 525с.
8. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 304с.
9. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 1986. – 797с.
10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М., 1998. – 256с.
11. Современный словарь по педагогике/ Сост. Рапацевич Е.С. – Мн.: Современное слово, 2001. – 928с.
12. Хейзинга, Йохан Homo ludens / Йохан Хейзинга. – 2001.
13. Юцявичене П. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989. – 272с.
14. Рудик Г.А. Интенсивная педагогика обучения рабочей профессии: Учебное пособие. – СПб., 1991. – 115
15. Государственная программа развития профессионально-технического образования на 2006-2010 годы. Утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 29.03.2006 №422 // Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларуси 3 апреля 2006г. №5/22107.
16. Государственная программа развития среднего специального образования на 2006-2010 годы. Утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 19.08.2006 №1064 // Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларуси
Сценарий обучающей программы
по теме: «Проведение финансовых расчетов, связанных с исчислением налогов»
дисциплины «Финансы организации»
Условные обозначения:
Т - текстовый кадр О - оценочный кадр
К - контрольный кадр ВО — верный ответ
Кво - контрольный кадр при верном ответе НО - неверный ответ
Кно - контрольный кадр при неправильном ответе
Номер кадра | Назва ние кадра | Содержание кадра | Переходк кадру |
Заглав ный | Учреждение образования «Брестский государственный профессионально-технический колледж торговли» ОБУЧАЮЩАЯ ПРОГРАММА По дисциплине «Финансы организации РАЗРАБОТЧИКИ: | ||
Т | Тема раздела: «Налогообложение предприятий» Практическая работа: Проведение расчетов, связанных с исчислением налогов | ||
Т ч | Надеюсь, что Вы усвоили материал, изложенный на прошлых занятиях, а также выполнили домашнее задание! Пожалуйста, ответьте на поставленные вопросы. Будьте внимательны и строго выполняйте указания! ВНИМАНИЕ!За каждый первоначальный верный ответ на вопрос - 0,25 балла к итоговой отметке занятия. | ||
Т | вопрос №1 Тема «Налогообложение предприятий» содержит основные понятия. Из предложенных вариантов выберите верное определение каждого понятия. | ||
К | НАЛОГИ-это... - обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно взимаемые государством в ходе перераспределения части общественного продукта; - ежегодные отчисления части стоимости основных фондов, соответствующей износу этих фондов, а также отчисления части стоимости НМА; - совокупность всех воспроизводственных затрат предприятия | ||
к | НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ- это... - все отечественные и иностранные юридические лица; - юридическое или физическое лицо, на которое законом возложено уплачивать налоги; |
К | ОБЪЕКТ НАЛОГА- это... - финансовые отношения в процессе формирования и использования финансовых фондов; - предмет (доход, имущество, товары), подлежащие обложению; - денежные средства либо иное имущество в денежном выражении, полученные или подлежащие получению в результате реализации товаров, готовой продукции, работ, услуг. | ||
К | ИСТОЧНИК УПЛАТЫ НАЛОГА- это... - общая прибыль за вычетом доходов, полученных в виде дивидендов; - выручка от реализации продукции в отпускных ценах за вычетом НДС; - себестоимость, доход плательщика (прибыль, зарплата), из которого уплачивается налог; надбавка к цене. | ||
К | НАЛОГОВАЯ СТАВКА- это... - базовая величина заработной платы; - универсальный финансовый инструмент; -размер налога с единицы налогообложения. | При ВО - к кадру 10, при НО - к кадру 11 | |
Кво | Правильно! У Вас всё хорошо получается! Первые 0,25 балла ~ ВАШИ! | ||
Кно | Увы... Неверно! Прочтите определения и попытайтесь ответить ещё раз! | ||
Т | Налоги - это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно взимаемые государством в ходе перераспределения части общественного продукта. Налогоплательщики - это юридическое или физическое лицо, на которое законом возложено уплачивать налоги. Объект налога — это предмет (доход, имущество, товары), подлежащие обложению. Источник уплаты налога - это себестоимость, доход плательщика (прибыль, зарплата), из которого уплачивается налог; надбавка к цене. Налоговая ставка - это размер налога с единицы налогообложения. | ||
К | ВОПРОС №2 Из перечисленных ниже налогов выберите налоги, уплачиваемые из выручки (косвенные налоги): -НДС; - акцизы; - отчисления в ФСЗН; - налог на прибыль; - налог с продаж товаров в розничной сети торговли. | ||
К | ВОПРОС №З Из перечисленных ниже налогов выберите налоги, относимые на себестоимость продукции: - платежи за землю (земельный налог и арендная плата за землю); - экологический налог (в пределах установленного лимита); - - акцизы; - отчисления в ФСЗН; - налог на недвижимость. |
К | ВОПРОС №4 Из перечисленных ниже налогов выберите налоги, уплачиваемые из прибыли предприятия: -НДС; - налог на прибыль; - налог на недвижимость; - платежи за пользование природными ресурсами, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду и за размещение отходов сверх установленных лимитов; - земельный налог | При ВО - к кадру 16, при НО - к кадру 17 | |
Кво | Ура! Правильно! У Вас всё хорошо получается! Первые 0,75 балла - ВАШИ! | ||
Кно | Неверно! Внимательно изучите классификацию налогов в зависимости от источника уплаты и попытайтесь ответить ещё раз! | ||
Т | Классификация налогов в зависимости от источника уплаты Налоги, Налоги, относимые Налоги, уплачиваемые из на себестоимость уплачиваемые из выручки (косвенные) продукции прибыли - НДС, - отчисления в - налог на не-- акцизы, ФСЗН, движимость, ) - налог с продаж - платежи за землю - налог на товаров в роз- (земельный налог прибыль, ничной сети, и арендная плата - платежи за - РЕП -1 за землю, пользование - платежи за пользо^/ природными ваниеприродными^ ресурсами, ресурсами в преде- выбросы (сбро лах установленного сы) загрязняю-лимита (экологиче- щих веществ ^ский налог) в окружающую среду сверх установленных лимитов | ||
Т | Сегодня Вам предстоит решить задачи на исчисление налогов. Будьте внимательны! За каждую верно решённую задачу можно получить максимально 3 балла! | ||
Т | Задача №1 - на расчёт косвенных налогов Задача №2 - на расчёт налогов, уплачиваемых из прибыли Задача №3 - на расчёт налогов, уплачиваемых из прибыли | 21 24 | |
К | ЗАДАЧА №1 Розничным торговым предприятием приобретены товары стоимостью 1180 млн.р., в т.ч. НДС - 180 млн.р. Размер торговой надбавки составляет 30%, ставка НДС -18%, ставка налога с продаж - 5%. Рассчитайте: 1. Товарооборот от реализации указанных товаров на территории РБ. 2. Валовой доход, полученный предприятием. | При ВО-к кадру 22, при НО или неполном - к кадру 23 |
3. Сумму НДС, налога с продаж и отчислений в целевые бюджетные фонды. Округление произвести до сотых. | |||
Кво | Ура! Правильно! У Вас здорово всё получается! За задачу №1 Вы набрали 3 балла! | ||
Кно | За задачу № 1 Вы набрали балла | ||
К | ЗАДАЧА№2 Стоимость основных производственных фондов по бухгалтерскому балансу торговой организации на 1 января текущего года - 2500 млн.р. Норма амортизации -1% в месяц. Определите: 1. Остаточную стоимость ОПФ на 01.04. текущего года 2. Сумму налога на недвижимость за П квартал текущего года. 3, Сумму налога на недвижимость за май месяц текущего года. Округление произвести до сотых. | При ВО - к кадру 25, при НО или неполном - к кадру 26 | |
Кво | Ура! Правильно! У Вас здорово всё получается! За задачу №2 Вы набрали 3 балла! | ||
Кно | За задачу № 2 Вы набрали балла | ||
К | ЗАДАЧА №3 Рассчитать сумму налога на прибыль, подлежащую перечислению в бюджет за февраль месяц текущего года, если: 1) прибыль предприятия по балансу на 1 марта -100 тыс.р., 2) налог на недвижимость за январь - 20 тыс.р., за февраль - 20 тыс.р., 3) начислен налог на прибыль за январь - 30 тыс.р. Округление произвести до сотых. | При ВО-к кадру 28, при НО или неполном - к кадру 29 | |
Кво | Ура! Правильно! У Вас здорово всё получается! За задачу №3 Вы набрали 3 балла! | 20 30 | |
Кно | За задачу № 3 Вы набрали балла | 20 30 | |
О | Итоговый балл за практическое занятие - «_ » баллов | Если учащийся набрал «9» и менее баллов -к кадру 31, Если «10» - к кадру 32 | |
Т | Желаем удачи и успехов в изучении дисциплины «Финансы организации»! | ||
Т | Поздравляем! Вы можете получить ещё 10 баллов, если решите задачу №4 | ||
Т | ЗАДАЧА №4 ■Розничный товарооборот предприятия за январь месяц- 1989 млн.р. ■ Покупная стоимость товара - 893 млн.р. ■ Материальные затраты - 9 млн.р. ■ Расходы на топливо - 3 млн.р. ■ Начисленная зарплата - 17 млн.р. ■ Прочие издержки обращения - 16 млн.р. ■ Внереализационные доходы — 4 млн.р. ■ Первоначальная стоимость основных средств на 1 января -1065 млн.р. ■ Сумма износа - 322 млн.р. | При ВО - к кадру 34, при НО-к кадру-31 |
■ Ставка налога с продаж - 5% ■ Ставка НДС -18%. ■ Ставка РЕП-3%. Рассчитайте: ♦♦♦ Сумму налога с продаж ♦ Сумму НДС ♦ Сумму РЕП ♦ Сумму налога на недвижимость за январь месяц. ♦♦♦ Валовой доход предприятия ♦ Сумму налога на прибыль за январь месяц. Округление произведите до сотых. | |||
Т | БРАВО! МОЛОДЕЦ! ТАК ДЕРЖАТЬ! Вы получили ещё 10 баллов!!! |