Лекция 5,6. Методы обучения информатике в школе. Организационные формы обучения информатике в школе 2 страница
Вопрос о частоте текущего контроля является непростым, тем более что он выполняет и другие функции кроме обратной связи. Если в ходе контроля учитель сообщает ученику его результаты, то контроль выполняет функцию подкрепления и мотивации. На начальном этапе формирования навыка действия контроль со стороны учителя необходимо проводить достаточно часто, а в последующем он постепенно заменяется самоконтролем в разных формах. Таким образом, в ходе обучения текущий контроль меняется как по частоте, так и по содержанию, а также по исполнителю.
По результатам текущего контроля учитель делает оценку учебной деятельности ученика и выставляет отметку. При этом следует учитывать возможное воздействие оценки на учебную работу ученика. Если учитель решит, что отметка не произведёт нужного воздействия на ученика, то он может её не выставлять, а ограничиться оценочным суждением. Этот приём называется «отсроченная отметка» При этом следует заявить ученику, что отметка не выставлена потому, что она ниже той, которую он обычно получал, а также указать на то, что ему необходимо сделать, чтобы получить более высокую оценку.
При вынесении неудовлетворительной оценки учителю следует сначала выяснить причины её и потом решить - выставлять неудовлетворительную отметку или применить методический приём отсроченной отметки.
Периодический контроль (его ещё называют тематическим) проводят обычно после изучения важных тем и больших разделов программы, а также в конце учебной четверти. Поэтому целью такого контроля является определение уровня овладения знаниями по определённой теме. Кроме того, периодический контроль следует проводить при выявлении систематических ошибок и затруднений. В этом случае производится коррекция, доработка умений и навыков учебной работы, даются необходимые пояснения. При этом контролю подлежат знания, зафиксированные в образовательном стандарте по информатике и ИКТ. Организация периодического контроля предполагает соблюдение следующих условий:
• предварительное ознакомление учащихся со сроками его проведения;
• ознакомление с содержанием контроля и формой его проведения;
• предоставление учащимся возможности пересдачи для повышения отметки.
Форма проведения периодического контроля может быть разнообразной - письменная контрольная работа, тест, зачет, компьютерная контролирующая программа и др. Учителю предпочтительно использовать для этого готовые тесты, как бланковые, так и компьютерные.
Важным требованием проведения периодического контроля является своевременное доведение до сведения учащихся его результатов. Наилучшим является объявление результатов сразу по его окончании, когда у каждого ученика ещё есть большая потребность узнать, правильно ли он выполнил работу. Но, в любом случае, обязательным условием является сообщение о результатах на следующем занятии, на котором следует провести разбор допущенных ошибок, когда у учеников ещё не остыл эмоциональный накал. Только при этом условии контроль будет способствовать более прочному усвоению знаний и созданию положительной мотивации учения. Если же результаты контроля будут объявлены только через несколько дней, то эмоциональный накал у детей уже пройдет, а работа над ошибками не принесет результатов. С этой точки зрения неоспоримым преимуществом обладают компьютерные контролирующие программы, которые не только сразу выдают результаты, но могут показать допущенные ошибки, предложить проработать слабо усвоенный материал или просто повторить процедуру контроля.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года, а также при переводе на следующую ступень обучения. Он имеет цель установить уровень подготовки, который необходим для продолжения обучения. По его итогам определяется успешность обучения и готовность ученика к дальнейшей учебе. Обычно проводится в форме итоговой контрольной работы, теста или экзамена. Новой формой итогового контроля по информатике может служить выполнение проекта и его защита. В этом случае проверяются как теоретические знания, так и навыки работы с различными прикладными программными средствами информационных технологий.
Для выпускников 9 класса итоговый контроль в последние годы проводится в форме экзамена по выбору. Этот экзамен является государственной (итоговой) аттестацией по информатике и ИКТ за курс основного общего образования. Примерные билеты для экзамена составляются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Билеты для экзамена содержат две части - теоретическую и практическую. Теоретическая часть предполагает устный ответ на вопросы билета с возможностью иллюстрации ответа на компьютере. Практическая часть включает задание, которое выполняется на компьютере и имеет цель - проверить уровень компетентности выпускников в сфере информационно-коммуникационных технологий. В качестве примера приведем содержание двух билетов [48].
Билет 2.
1) Измерение информации: содержательный и алфавитный подходы. Единицы измерения информации.
2) Создание и редактирование текстового документа (исправление ошибок, удаление или вставка текстовых фрагментов), в том числе использование элементов форматирования текста (установка параметров шрифта и абзаца, внедрение заданных объектов в текст).
Билет 7.
1) Основные алгоритмические структуры: следование, ветвление, цикл; изображение на блок-схемах. Разбиение задачи на подзадачи. Вспомогательные алгоритмы.
2) Работа с электронной таблицей. Создание таблицы в соответствии с условием задачи, использование функций. Построение диаграмм и графиков по табличным данным.
Для выпускников 11 класса итоговая аттестация проводится в форме теста, который описан ниже.
Под методом контроля понимают способ действий учителя и учащихся для получения диагностической информации об эффективности процесса обучения. В практике работы школы термин «контроль» имеет своим содержанием обычно проверку знаний учеников. Контролю же умений и навыков уделяется недостаточное внимание, а между тем при обучении информационным технологиям именно умения и навыки должны более всего подвергаться контролю. Чаще всего в школе применяют следующие методы контроля:
Устный опрос является самым распространенным и состоит в устных ответах учащихся по изученному материалу, обычно теоретического характера. Он необходим на большей части уроков, т.к. во многом носит обучающий характер. Опрос перед изложением нового материала определяет не только состояние знаний учеников по старому материалу, но и выявляет их готовность к восприятию нового. Он может проводиться в следующих формах: беседа, рассказ, объяснение учеником устройства компьютера, аппаратуры или схемы и т.п. Опрос может быть индивидуальным, фронтальным, комбинированным, уплотненным. Опытные учителя проводят опрос в форме беседы, но при этом не всегда можно оценить знания всех учеников, участвовавших в ней.
Устный опрос у доски может проводиться в различных формах. Например, вариант опроса «тройкой», когда к доске одновременно вызываются три любых ученика. На заданный вопрос отвечает первый из них, второй добавляет или исправляет ответ первого, затем их ответы комментирует третий. Этим приёмом достигается не только экономия времени, но и состязательность учеников. Такая форма опроса требует от учеников умения внимательно слушать ответы товарищей, анализировать их правильность и полноту, оперативно конструировать свой ответ, поэтому применяется в средних и старших классах.
Устный опрос на уроке является не столько контролем знаний, сколько разновидностью текущего повторения. Это хорошо понимают опытные учителя и уделяют ему необходимое время.
Требования к проведению устного опроса:
• опрос должен привлечь внимание всего класса;
• характер задаваемых вопросов должен быть интересен всему классу;
• нельзя ограничиваться только формальными вопросами типа: «Что называется ...?»;
• вопросы желательно располагать в логической последовательности;
• использовать различные опоры - наглядность, план, структурно-логические схемы и др.;
• ответы учеников надо рационально организовать по времени;
• учитывать индивидуальные особенности учеников: заикание, дефекты речи, темперамент и т.п.
• учителю следует внимательно выслушивать ответ ученика, поддерживая его уверенность жестом, мимикой, словом.
• ответ ученика комментируется учителем или учениками после его завершения, прерывать его следует лишь в случае уклонения в сторону.
Письменный опрос на уроках информатики обычно проводится в средних классах, а в старших классах он становится одним из ведущих. Достоинством его является большая объективность по сравнению с устным опросом, большая самостоятельность учеников, больший охват учащихся. Обычно он проводится в форме кратковременной самостоятельной работы.
Нетрадиционной формой письменного контроля является диктант со строго ограниченным временем на его выполнение. К недостаткам диктанта относится возможность проверки только знаний учеников в ограниченной области - знание основных терминов, понятий информатики, названий программных и аппаратных средств и т.п. Некоторые учителя при этом используют следующий приём - текст короткого диктанта заранее записывают на диктофон и запись воспроизводят на уроке. Это приучает учащихся внимательно слушать и не отвлекать учителя переспрашиванием вопросов.
Контрольная работа проводится обычно после изучения важных тем и разделов программы. Она является эффективным методом контроля. О её проведении ученики оповещаются заранее, и с ним проводится подготовительная работа, содержанием которой является выполнение типовых заданий и упражнений, проведение кратковременных самостоятельных работ. Для предупреждения списывания задания дают по вариантам, обычно не менее 4-х, а лучше 8-ми, или по индивидуальным карточкам. Если контрольная работа проводится с использование контролирующей программы, то проблема списывания не стоит так остро, тем более что некоторые программы могут генерировать случайным образом большое число вариантов заданий.
Проверка домашнего задания позволяет проверять усвоение учебного материала, выявлять пробелы, корректировать учебную работу на последующих занятиях. Применяется и взаимопроверка письменных домашних работ, однако к такой форме проверки детей надо постепенно готовить.
Тестовый контроль. Он пришел в широкое употребление в наши школы совсем недавно. Впервые тесты в обучении начали применять в конце 19 века в Англии, а затем в США. Вначале они применялись, в основном, для определения некоторых психофизиологических характеристик учащихся - скорости реакции на звук, объёма памяти и др. В 1911 году немецкий психолог В. Штерн разработал первый тест для определения коэффициента интеллектуального развития человека. Собственно педагогические тесты стали использоваться в начале 20 века и быстро стали популярны во многих странах. В России ещё в 1920 годы был выпущен сборник тестовых заданий для использования в школах, однако в 1936 году постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Нар-компросов» тесты были объявлены вредными и запрещены. Лишь в 1970 годы опять началось постепенное применение в наших школах тестов успеваемости по отдельным предметам. Сейчас применение тестов в обучении в нашей стране переживает своё второе рождение - создан Центр тестирования Минобразования России, который проводит централизованное тестирование школьников и абитуриентов вузов.
Тест представляет собой набор определенных заданий и вопросов, предназначенных для выявления уровня усвоения учебного материала, а также эталона ответов. Такие тесты часто называют тестами обученности или тестами достижений. Они направлены на определение того уровня, которого достиг школьник в процессе обучения. Существуют тесты для определения не только знаний, но и умений и навыков, для определения уровня интеллекта, психического развития, отдельных качеств личности и др. Кроме дидактических, имеются психологические тесты, например, тесты для определения объёма памяти, внимания, темперамента и др. Применяются разнообразные компьютерные психологические тесты, как для взрослых, так и для детей разного возраста.
Достоинством тестов является их высокая объективность, экономия времени преподавателя, возможность количественно измерить уровень обученности, применять математическую обработку результатов и использовать компьютеры.
В школе обычно используют компьютерные тесты с выбором ответа на вопрос из предлагаемых вариантов (избирательный тест), которых обычно бывает от 3 до 5. Эти тесты наиболее просты для реализации программными средствами. Недостатком их является достаточно большая вероятность угадывания ответа, поэтому рекомендуется предлагать не менее четырёх вариантов ответов.
Применяются и тесты, где требуется заполнить промежуток в тексте (тест-подстановка), путём подстановки пропущенного слова, числа, формулы, знака. Применяются тесты, где требуется установить соответствие между несколькими приведенными высказываниями - это тесты на соответствие. Они являются достаточно сложными для исполнения, поэтому учителю необходимо провести предварительное знакомство с ними учащихся.
При обработке результатов тестирования обычно каждому ответу присваивается определенный балл, а затем сравнивают полученную сумму баллов за все ответы с некоторым принятым нормативом. Более точная и объективная оценка результатов тестирования состоит в сравнении полученной суммы баллов с заранее определённым критерием, который учитывает необходимый круг знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся. Затем на основе принятой шкалы проводят перевод набранной суммы баллов в отметку по принятой шкале. В компьютерных тестах такой перевод производится самой программой, однако учитель должен был знаком с принятыми критериями.
Современная дидактика рассматривает тест как измерительный прибор, инструмент, который позволяет выявить факт усвоения учебного материала. Сравнивая выполненное задание с эталоном можно по числу верных ответов определить коэффициент усвоения учебного материала, поэтому к тестам предъявляют достаточно строгие требования:
• они должны быть достаточно краткими;
• быть однозначными и не допускать произвольного толкования содержания;
• не требовать больших затрат времени на выполнение;
• должны давать количественную оценку результатов их выполнения;
• быть пригодными для математической обработки результатов;
• быть стандартными, валидными и надежными.
Применяемые в школе тесты должны быть стандартными, т.е. предназначенными для всех школьников и прошедшие проверку на валидность и надежность. Под валидностью теста понимается то, что он обнаруживает и измеряет именно те знания, умения и навыки, которые хотел обнаружить и измерить автор теста. Иными словами, валидность - это пригодность теста для достижения поставленной цели контроля. Под надежностью теста понимается то, что он при неоднократном применении показывает одинаковые результаты в сходных условиях.
О степени трудности теста судят по соотношению правильных и неправильных ответов на вопросы. Если на тест учащиеся дают более 75 % правильных ответов, то такой тест считается легким. Если на большинство вопросов теста все обучаемые отвечают правильно или, наоборот, неправильно, то такой тест практически непригоден для контроля. Дидакты считают, что наибольшую ценность имеют такие тесты, на которые правильно отвечают 50 - 80 % учащихся.
Разработка хорошего теста требует больших затрат труда и времени высококвалифицированных специалистов - методистов, преподавателей, психологов, а также экспериментальной проверки на достаточно большом контингенте учащихся, на что может уйти несколько лет (!). Тем не менее, применение тестов для контроля знаний по информатике будет расширяться. В настоящее время учитель имеет возможность использовать готовые программы -тестовые оболочки, позволяющие самостоятельно вводить в них задания для контроля. Общепринятой практикой становится компьютерное тестирование при поступлении в вузы по большинству учебных предметов.
Компьютерное тестирование имеет то преимущество, что позволяет учителю всего за несколько минут получить срез уровня обученности всего класса. Поэтому его можно использовать практически на каждом занятии, конечно, если имеются соответствующие программы. Это побуждает всех учеников систематически трудиться, повышает качество и прочность знаний.
Однако не все показатели умственного развития школьников в настоящее время можно определить с помощью тестов, например, умение логически выражать свои мысли, вести связное изложение фактов и т.п. Поэтому тестирование необходимо сочетать с другими методами контроля знаний.
Многие учителя разрабатывают свои тесты по предметам, которые не прошли проверку на валидность и надежность, поэтому их часто называют внутренними или учебными. Более правильно их следует называть тестовыми заданиями. При составлении такого теста, учителю необходимо соблюдать следующие требования:
• включать в тест лишь тот учебный материал, который был пройден на уроках;
• предлагаемые вопросы не должны допускать двойного толкования и содержать «ловушки»;
• правильные ответы следует располагать в случайном порядке;
• предлагаемые неправильные ответы должны быть составлены с учетом типичных ошибок учащихся, и выглядеть правдоподобно;
• ответы на одни вопросы не должны служить подсказкой для других вопросов.
Такие тесты учитель может использовать для текущего контроля. Длительность их выполнения не должна превышать 8 - 10 минут. Более подробную информацию по вопросам составления тестов можно найти в книге [45].
При использовании компьютеров для тестирования можно эффективно применять следующий приём. В начале изучения темы, раздела и даже учебного года можно поместить на винчестерах ученических компьютеров, или только на учительском компьютере, комплект тестов и сделать его доступным для учащихся. Тогда они могут в любое время с ними ознакомиться и протестировать себя.
Этим мы нацеливаем учеников на конечный результат, позволяем им двигаться вперед своим темпом и выстраивать индивидуальную траекторию обучения. Такой приём особенно оправдан при изучении информационных технологий, когда часть учащихся их уже освоили и могут, пройдя контроль, не задерживаясь двигаться вперед.
При выполнении компьютерного тестирования заметная часть учащихся допускает ошибки, связанные с особенностью восприятия информации на экране монитора, вводом ответа с клавиатуры, щелчками мышью по нужному объекту на экране и др. Эти обстоятельства следует учитывать и давать возможность исправить такие ошибки, пройти повторное тестирование.
В настоящее время итоговую аттестацию учащихся 11 класса по курсу информатики и ИКТ проводят в форме теста в соответствии с требованиями Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Такое тестирование состоит из четырех частей [18]:
Часть 1 (А) (теоретическая) - содержит задания с выбором ответов и включает 13 теоретических заданий: 12 заданий базового уровня (выполнение каждого оценивается в 1 балл), 1 задание повышенного уровня (выполнение которого оценивается в 2 балла). Максимальный балл за часть А - 14.
Часть 2 (В) (теоретическая) - содержит задания с кратким ответом и включает 2 задания: 1 задание базового уровня (выполнение которого оценивается в 2 балла), 1 задание повышенного уровня сложности (выполнение которого оценивается в 2 балла). Максимальный балл за часть В - 4.
Часть 3 (С) (теоретическая) - содержит 2 практических задания высокого уровня сложности с развёрнутым ответом (выполнение которых оценивается в 3 и 4 балла). Максимальный балл за часть С - 7.
Часть 4 (D) (практическая) - содержит 3 практических задания базового уровня. Каждое задание необходимо выполнить на компьютере с выбором соответствующего программного обеспечения. Правильное выполнение каждого практического задания максимально оценивается в 5 баллов. Максимальный балл за часть D - 15.
На выполнение всего теста отводится 1 час 30 минут (90 минут) и делится на два этапа. На первом этапе (45 минут) без компьютера выполняются задания частей А, В и С. На втором этапе (45 минут) выполняется на компьютере задание части D. Практические задания должны выполняться на компьютерах с операционной системой Windows 96/98/Ме/2000/ХР и офисным пакетом Microsoft Office и/или StarOffice (OpenOffice). Между двумя этапами тестирования предусматривается перерыв в 10-20 минут для перехода в другое помещение и подготовки к выполнению заданий на компьютере.
Как видно из этого краткого рассмотрения, применение компьютерного тестирования в школе будет расширяться, и охватывать многие школьные предметы.
Рейтинговый контроль. Этот вид контроля не является чем-то новым и пришел в среднюю школу из высшей. Например, в университетах США рейтинг применяется с 60 годов прошлого века. В нашей стране рейтинговая система в последние годы стала применяться в ряде высших и средних специальных учебных заведений, а также в некоторых средних школах в порядке эксперимента.
Суть этого вида контроля состоит в определении рейтинга ученика по тому или иному учебному предмету. Рейтинг понимается как уровень, положение, ранг учащегося, который он имеет по результатам обучения и контроля знаний. Иногда под рейтингом понимают «накопленную отметку». Используется и такой термин, как кумулятивный индекс, т.е. индекс по сумме отметок. При обучении в вузе рейтинг может характеризовать результаты обучения, как по отдельным дисциплинам, так и по циклу дисциплин за определенный период обучения (семестр, год) или за полный курс обучения. В условиях школы рейтинг применяется по отдельным учебным предметам.
Определение рейтинга ученика за один урок или даже за систему уроков по отдельной теме мало пригодно, поэтому целесообразно использование этого метода контроля в системе, при обучении по одному предмету в течение учебной четверти и учебного года. Регулярное определение рейтинга позволяет осуществлять не только контроль знаний, но и вести более чёткий их учёт. Обычно рейтинговая система контроля и учёта знаний применяется совместно с блочно-модульным обучением.
Случалось ли вам видеть такую картину - ученик написал контрольную работу на «5», однако затем приходит к учителю на дополнительное занятие и просит разрешения переписать её на более высокую оценку? Думаю, читатель с таким не сталкивался. При использовании же рейтинговой системы такое не только возможно, но и становится обычным явлением - учащиеся быстро осознают преимущества работы по рейтингу и стремятся набрать как можно больше баллов, переписывая ещё раз уже сданную контрольную работу или повторно выполняя компьютерный тест, повышая тем самым свой рейтинг.
Основные черты применения рейтинговой системы состоят в следующем:
1) Все виды учебной работы учащихся оцениваются баллами. Заранее устанавливается, какой максимальный балл можно получить за: ответ у доски, самостоятельную, практическую и контрольную работы, зачёт.
2) Устанавливаются обязательные виды работ и их количество в четверти и учебном году. Если используется блочно-модульное обучение, то устанавливается максимальный балл, который можно получить за каждый модуль учебного материала. Заранее можно определить максимальный суммарный балл на каждую календарную дату, за четверть и учебный год.
3) Определяются виды работ, за которые начисляются дополнительные и поощрительные баллы. При этом важным моментом является необходимость так сбалансировать баллы по всем видам работы, чтобы ученик понимал, что добиться высокого рейтинга можно лишь при условии систематической учебы и выполнения всех видов заданий.
4) Регулярно ведется суммарный учёт полученных баллов, и результаты доводятся до сведения учащихся. Затем определяется собственно рейтинг ученика, т.е. его положение по сравнению с другими учениками в классе и делается вывод об успешности или неуспешности обучения.
5) Обычно результаты рейтингового контроля заносятся для всеобщего обозрения на специальный лист, где указывается также максимально возможный балл рейтинга на данную календарную дату и средний балл рейтинга по классу. Такая информация позволяет легче ориентироваться школьникам, учителям и родителям в результатах рейтингового контроля. Регулярное определение рейтинга и доведение его до сведения учащихся значительно активизирует их, подвигает на дополнительную учебную работу, вносит элемент соревновательности.
6) Интересным методическим приемом при этом является выставление поощрительных баллов, которые начисляют как за ответы на вопросы учителя, так и за вопросы учеников учителю. Это побуждает учеников задавать вопросы, проявлять творческую активность. Жестко регламентировать баллы в этом случае нет необходимости, так как обычно эти баллы зарабатывают лучшие ученики, которые увлечены предметом, имеют высокий рейтинг и стремятся обогнать своих товарищей по классу.
В конце учебной четверти, а также учебного года начинают проявляться в наибольшей степени психологические факторы влияния рейтинговой системы на активность учащихся. Начинается череда переписываний контрольных работ и сдачи тестов с «пятерки» на «пятерку», соревнование между учениками за выход на первые места в рейтинге.
Какие достоинства имеет рейтинговая система?
• Она является относительной оценочной шкалой, которая сравнивает текущее положение ученика с его же положением некоторое время назад. Поэтому рейтинговая система оценивания более гуманная. Она относится к личностному способу оценивания, так как рейтинг позволяет сравнивать достижения ученика с течением времени, т.е. сравнивать ученика с самим собой по мере его продвижения в учёбе.
• Отсутствие текущих отметок способствует устранению боязни получить двойку за неверный ответ, улучшает психологический климат в классе, повышает активность на уроке.
• Ученику психологически легче приложить усилия и передвинуться немного в рейтинге, например с 9 места на 8, нежели из «троечника» сразу стать «хо-
рошистом».
• Стимулирует активную равномерную, систематическую учебную работу школьников в течение четверти и учебного года.
• Отметки, выставляемые по результатам рейтинга за четверть и за год, становятся более объективными.
• Задает некоторый стандарт требований к оценке знаний и умений.
• Позволяет самим учащимся определять свой балл рейтинга и проводить оценку своих достижений в учебе.
• Позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении, поэтому она находится в духе требований современной педагогики.
У рейтинговой системы есть и недостатки - количество баллов, начисляемых за тот или иной вид учебной работы, назначается экспертным способом (учителем), поэтому может сильно варьироваться, отражая вкусы педагогов. Обычно количество баллов устанавливают эмпирическим путем. Кроме того, небольшая часть учеников испытывает затруднения в ориентации по системе баллов рейтинга и оценке своих достижений.
Для перевода баллов рейтинга в привычную 5-ти балльную шкалу отметок можно использовать следующую ориентировочную таблицу:
от 90 % максимального рейтинга и выше - отметка «5», от 80 % максимального рейтинга и выше - отметка «4», от 70 % максимального рейтинга и выше - отметка «3».
В истории отечественной школы рейтинговая система уже применялась до революции, но затем от неё отказались. Сейчас она применяется лишь в незначительном числе школ отдельными учителями. Однако достаточно широкое распространение в настоящее время рейтинговой системы в вузах делает актуальным введение её в старших классах средней школы, в частности, в профильном обучении информатике. Её также следует использовать для ознакомления учащихся с такой формой учёта и контроля знаний.
4. Оценки и отметки в обучении
С вопросами проведения контроля тесно связана процедура оценки его результатов и выставление учащимся отметок. Напомним кратко основные положения дидактики в этой сфере.
Оценкой называют процесс сравнения знаний, умений и навыков учащихся с эталонными, зафиксированными в учебной программе. Оценка происходит в ходе процедуры контроля. Отметка - это условная количественная мера оценки, обычно выраженная в баллах. В широком обиходе часто оценки и отметки не разделяют. Педагоги обычно ещё используют различные формальные и неформальные способы оценки тех или иных действий ученика, например, одобрительное замечание, похвала, восклицание или наоборот, укоризненное замечание, нахмуренные брови, мимика, жесты, могут даже погрозить и пальцем нерадивому ученику. В то же время отметка всегда выставляется в баллах.
В отечественной школе практически принята 4-х балльная шкала отметок, хотя по инерции её все ещё называют 5-ти балльной. За рубежом широко применяются и другие шкалы отметок. Например, на Украине недавно ввели 12-ти балльную шкалу отметок. До революции в российской школе была 6-ти балльная шкала отметок - от нуля до пяти, после революции перешли к 5-ти балльной шкале, а в современной школе даже «двойка» перестала использоваться и шкала отметок фактически стала 3-х балльной. В таком виде отметочная шкала вовсе не стимулирует надлежащим образом напряженный учебный труд - более того, ведет к «психологическому заражению», когда большинство учеников видят, что учиться на «4» и «5» им недостижимо, а «3» и так поставят, хоть учи, хоть не учи. Эту «истину» школьники постигают очень рано, поэтому большинство перестают учиться вовсе.