Виды коммуникационных каналов и перспективы их развития

КК – коммуникационные каналы

КК – это реальная или воображаемая линия связи, по которой сообщения движутся от коммуниканта к реципиенту. КК предоставляет участникам коммуникации языки, коды, материальные носители, технические средства.

Движение смыслов в процессе социальной коммуникации – духовный процесс. Всякий духовны процесс нуждается в материальной основе, чтобы другие люди могли воспринять результат процесса. И КК – это и есть материальная сторона духовной социальной коммуникации. Смыслы движутся в социальном пространстве, а сообщения передаются по КК в геометрическом пространстве и в астрологическом времени.

КК возникли одновременно с формированием homo sapiens. Их называют естественные. Затем, на базе естественных КК образовались искусственные.

Естественные каналы делятся на два вида: невербальные и вербальные. Невербальные – наследие зоо-коммуникации, их используют животные. Это звуковые сигналы, позы, движения. Служат для передачи эмоций. Вербальные каналы тоже от природы, т.к. есть нейро-анатомические предпосылки: асимметрия мозга (левое полушарие абстрактно мыслит), наличие артикуляционного аппарата.

Искусственные каналы. Потребность возникает, когда между коммуникантом и реципиентом нет контакта, но остались смыслы, которые нужно передать в пространстве и времени. Древнейшим каналом был иконический (живопись) и символьный (украшения, амулеты, идолы) каналы. Иконические применялись для передачи опыта молодому поколению, символьные – магическая потребность. Неосознанно также эти каналы выполняли следующие функции: развитие интеллекта (восприятие живописи и религиозной культуры требует абстрактного мышления), эстетическая функция. На основании естественных каналов и исходных искусственных позже образовались два семейства искусственных: художественный и технический.

Художественные каналы образовались на основе естественного и искусственного; получили развитиев классической Древней Греции.

Важнейшим достижением СК было изобретение письменности. Письменность возникла на базе иконического канала в 3 тыс. до н.э. Древний Египет, жрецыи Двуречье (Тигр и Ефрат) – клинопись.

1 тыс. до н.э. также финикийцы (Ближний Восток) изобрели алфавитное письмо.

Новый канал книгопечатание – 15 в. Германия.

Россия, Иван Федоров. Изобрел мануфактурное книгопечатание. Механизированное запечатление форма на бумаге.

В 1801 г. изобрели печатную машинку, которая обеспечивала оперативность, дешевизну и многотиражность. К середине 50-х сложилась целая полиграфическая промышленность. Изобретение телеграфа 1832 г. Павлом Шиллингом. В 1837 изобретатель Сэмюэл Морзе изобрел реле и получил на него патент. Дагер – французский художник и химик изобрел дагеротипию (первый технически разработанный и получивший распространение способ фотографии, более не используется). 1877. Томас Эдисон запатентовал фонограф (изобретение звукозаписи). 1876 – Александр Белл изобрел телефон. 1895 – Попов стал проводить свои опыты, беспроволочный телеграф и в 1897 г. Маркони начал работу над передачей речи и в 1907 г. получил Нобелевскую премию за изобретение радиовещания.1895 г. братья Люмьер впервые продемонстрировали кино. В 50-60-е появление первых ЭВМ. День 2 сентября 1969 принято считать днем рождения Интернета.

XX век стал свидетелем второй технической революции, плодами которой явились фототелеграф и телевидение, видеозапись и компьютерная связь, электронная почта, выросшая в конце 90-х годов в глобальную коммуникационную систему Интернет. Вторая техническая революция знаменовала появление нового рода социальной коммуникации — электронной коммуникации. Становление электронной коммуникации еще не завершено.

Различают следующие рода коммуникации:

· Устная коммуникация,использующая, как правило, одновременно и в неразрывном единстве естественные невербальные и вербальные каналы; ее эмоционально-эстетическое воздействие может быть усилено за счет использования таких художественных каналов, как музыка, танец, поэзия, риторика. К устной коммуникации относятся путешествия с познавательными целями — экспедиции, туризм.

· Документная коммуникация,применяющая искусственно созданные документы, первоначально — иконические и символьные, а впоследствии письменность, печать и различные технические средства для передачи смыслов но времени и пространстве

· Электронная коммуникация,основанная на космической радиосвязи, микроэлектронной и компьютерной технике, оптических устройствах записи.

Все три рода взаимодействуют друг с другом, образуя смешенные, гибридные коммуникационные каналы.

В наши дни существуют три вида коммуникации: устная, документная, электронная. Суждено ли им мирное сосуществование в дальнейшем? М. Маклюэн и многие его единомышленники давно уже пророчат крах "Галактики Гутенберга", обвиняя ее во многих смертных грехах и обещая духовное возрождение человечества, живущего в "глобальной деревне". Итак, речь идет о конкуренции искусственных социально-коммуникационных систем. Если телевизионно-компьютерная система сможет выполнять социальные функции лучше, чем ДОКС, и при этом коммуникационные барьеры будут снижены, документная коммуникация утратит свои социально-культурные приоритеты и будет оттеснена на периферию социальных коммуникаций. Что касается устной коммуникации, ее позиции всегда будут незыблемы, потому что она зиждется на естественных коммуникационных каналах — вербальном и невербальном, которые не подлежат ампутированию и протезированию. Заменить можно лишь искусственные, а никак не естественные каналы передачи смыслов.

Оценим функциональные свойства документов с точки зрения возможности замены электронной коммуникацией:

Мнемическая, функция распространения смыслов в социальном пространстве и ценностно-ориентационная функция несомненно могут быть выполнены более полно, оперативно, комфортно и экономично электронной системой. Причем, в глобальном масштабе.

Социально-прагматические функции, такие как образовательная, идеологическая, вспомогательная, бюрократическая, уже сейчас успешно освоены телевидением и компьютерной техникой и здесь вопроса о конкуренции уже нет. Несомненно также, что классическая художественная литература, а может быть, и постмодернистские издания не изменят книжной формы и останутся бастионами книжности. Тогда сохранится и книжный рынок, и социальный престиж книги, делающий ее ценным и привлекательным предметом. Следовательно, останутся в силе художественно-эстетическая функция документов, товарная функция и мемориальная функция. В обыденной сфере познавательная и гедонистическая функции будут перехвачены телевизорами и компьютерными системами, которые способны предавать не только знания, упакованные в тексты и изображения, но и умения (компьютерные тренажеры, имитаторы, программированное обучение и т.п.); зато библиофильская функция, представительская функция и функция личных реликвий вряд ли могут быть поколеблены. Что касается индивидуально-пользовательских функций, то они сохранятся, если сохранится ДОКС, и отомрут, если она исчезнет.

Итак, несмотря на некоторые оговорки, получается в целом неблагоприятный для ДОКС прогноз: все функции документной коммуникации могут так же или лучше выполняться электронной коммуникацией. При этом надо иметь в виду, что потенциал электронной коммуникации не только не реализовался в полной мере, но даже не осмыслен общественным сознанием (за исключением писателей-фантастов).

Наши рекомендации