Отметьте номера предложений, где правильно расставлены знаки препинания.

ГРАМОТЕЙ

Рабочая тетрадь по русскому языку и культуре речи

КРАСНОЯРСК 2009

Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»

Автор-составитель:

Кандидат филологических наук, доцент

Н.Н. Бебриш

Рецензенты:

Кандидат филологических наук, доцент

кафедры русского языка и культуры речи

Е.В. Ворошилова

Кандидат филологических наук, доцент

кафедры современного русского языка и методики

Т.П. Жильцова

Грамотей: рабочая тетрадь по русскому языку и культуре речи / сост. Н.Н. Бебриш; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2009. – 83 c.

Содержит справочный материал и задания контрольно-тренировочного характера по ряду тем дисциплины «Русский язык и культура речи».

Предназначена для студентов нефилологических факультетов, изучающих курс «Русский язык и культура речи».

©Красноярский государственный

педагогический университет

им. В.П. Астафьева, 2009

© Бебриш Н.Н., 2009
Пояснительная записка

Курс "Русский язык и культура речи" введен в стандарт второго поколения в качестве федерального компонента во всех вузах при подготовке специалистов всех профилей. Это, очевидно, связано, с одной стороны, с осознанием обществом значения вербальной коммуникации для развития успешной личности, с требованиями современной социально-исторической и технико-экономической обстановки по профессиональному использованию русского языка в сфере производства, науки и техники; с другой – с падением культуры речи.

Цель общего курса – повышение уровня владения современным русским литературным языком у специалистов нефилологического профиля. Курс формирует у студентов три вида компетенции: языковую, коммуникативную (речевую) и общекультурную.

В предлагаемой «Рабочей тетради по русскому языку и культуре речи» представлены упражнения и проверочные работы по основным нормам современного русского языка, а также задания по выразительно-изобразительным средствам языка и речевому этикету, глоссарий по культуре речи, вопросы для зачета по русскому языку и культуре речи и список литературы.

Рабочая тетрадь предназначена как для аудиторной, так и для самостоятельной работы по русскому языку и культуре речи студентов нефилологических факультетов; может быть использована на уроках русского языка и русской словесности в средней школе.

1. Нормы орфографии и пунктуации

Чередующиеся гласные в корне слова

Вопросы к теме

1. Какие звуки чередуются в корнях слов?

2. От каких формальных условий может зависеть выбор гласной буквы?

3. В каких корнях выбор гласных зависит от ударения?

4. В каких корнях выбор гласных зависит от качества согласной буквы перед гласной буквой?

5. В каких корнях выбор гласных зависит от значения корня?

6. В каких корнях выбор гласных зависит от суффикса, следующего за корнем?

7. Составьте таблицу или алгоритм правописания чередующихся гласных в корне.

 

Упражнения к теме

1. Запишите слова-исключения к изучаемому правилу.

 

2. Запишите предложения, вставьте пропущенные буквы, объясните и выделите изучаемую орфограмму (чередующиеся гласные корня), подчеркните и объясните другие орфограммы и пунктограммы.

1.Заг…релые тела пл…вцов напоминали о юге. 2. Небо по временам оз…рялось зарницами. 3. Мы прекл…няемся перед памятью павших бойцов. 4. Больно было прик…саться к ушибленному месту. 5. Теоретические пол…жения должны подтверждаться практикой. 6. Оборудован пл…вучий дом отдыха. 7. Утки прятались в зар…слях тростника. 8. Упавший бегун вск…чил на ноги. 9. Яловые сапоги не пром..кают. 10. Отстающий ученик выр…внялся в учебе. 11. Школьные товарищи часто соб…рались вместе. 12. Глаза заст…лались слезами. 13. Лектор к..снулся ряда вопросов. 14. Игроки прил…гали все усилия, чтобы отыграться. 15. Всадники проск…кали дальше. 16. Поступили в продажу выр…щенные в теплице огурцы.

  1. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.*

Ск…кать вдоль дороги; переск…чить через препятствие; заск…кать от радости; выск…чить на улицу; доск…кать до деревни; небольшой скач..к; заносчивый выск…чка; вск…чить на ходу; остановиться на ск…ку; степные ск…куны; ск…чите к командиру.

Держать р…внение в рядах; совершать р…вномерное движение; разр..внять грядки; ср..внить два числа; неср…внимые величины; подр..внять кусты сирени; увеличить ур…вень производства; р…вняться на передовиков; решить ур…внение; удачное ср…внение; зар…внять канаву; великолепная р…внина.

* Упражнение взято из «Пособия для занятий по русскому языку в старших классах средней школы» /В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 1984.

4. Составьте связный рассказ (или словосочетания), используя слова-исключения из изучаемого правила.

5. Распределите приведенные ниже слова по столбцам в соответствии с формальным показателем выбора гласной буквы.

Заг…релый, приб…рать, р…внина, предл…жить, пом…кать сухарь в чай, прид…раться, уст…лить, претв…рять, ср…внять с землей, прир..щение, выг…рки, к…снуться, вым…ченная рыба, выч…тать, тв…рчество, покл…н, прииск…кать, з…ревать, утв…рь, обм…кнуть кисть в краску, бл…стеть, к…сательная, скл…ниться, вым…кнуть под дождем, бл…снуть, выр…сти, Р…стов, водор…сли, изг…рь, на ск…ку, пл…вчиха, уст…лать, р..внение по росту, решать ур…внение, ур…вень производства.

Ударение Значение корня Суффикс Качество предшествующей согласной буквы Исключение
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

Употребление –н- и –нн- в причастиях, отыменных и отглагольных прилагательных

Познакомьтесь с алгоритмом по теме «Употребление –н- и –нн- в причастиях, отыменных и отглагольных прилагательных», обратите внимание на формальные признаки выбора правописания –н- и –нн-.

1. От какой части речи образовано анализируемое слово?

I. От имени существительного

2. От основы на –н- + суффикс -н- ?

ДаНет

Пишется -нн- 3. Какой суффикс в слове?

(сонный) 1) -ан-, -ян-, -ин- = -н- (львиный)

Исключение: стеклянный

оловянный

деревянный

2) –енн-, -онн- = -нн- (жизненный,

станционный)

Обратите внимание!

1.Слова юный, румяный, багряный, пряный являются непроизводными и пишутся с одной буквой –н-.

2.От слов на …мя прилагательные с –н- образуются от родительного падежа (имя – имени – именной).

3.Различайте слова масляный от масло и масленый от маслить: масляные краски, масляный насос, НО масленые блины, масленая неделя, масленые глазки.

II. От глагола

2. Определите вид глагола.

Совершенный видНесовершенный вид

Пишется -нн- 3. Есть ли зависимое слово?

(выглаженное) Да Нет

Исключение: Пишется -нн- 4. Есть ли в слове суффикс –ова- ?

приданое (сущ.) (глаженное мамой белье) ДаНет

посаженый (отец) Пишется -нн- Пишется -н-

названый (брат) (балованный) (глаженый)

смышленый Исключение:

кованый, жеваный

Обратите внимание!

1. В словах невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, читанный, священный, обещанный, желанный пишется –нн-.

2. Приставка не не влияет на употребление –н- и –нн- в причастиях и отглагольных прилагательных (некрашеный, неезженый).

3. В словах с дефисом правописание –н- и –нн- определяется формой первой основы

( хоженые-перехоженые тропинки)

Упражнения к теме

1. Пользуясь алгоритмом, объясните правописание слов. Составьте с данными словами словосочетания, предложения или связный текст.

Торжественный, отечественный, званый, призванный, равнинный, полотняный, сеяный, недосеянный, некрашеный пол, цельнокроеное платье, фасованный, вымышленный, соловьиный, пряный, павлиний, тюлений. Фазаний миллионный, редакционный, именной, пламенный, жестяной, донный, клятвенный, румяный, подаренный, груженные лесом вагоны, ветреный вечер, безветренная погода, ветряная мельница, кованые стрелы, кованные кузнецом стрелы, подкованный конь.

2. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Только совершенно (не) заинтересова…ому взгляду русская природа кажется бедной и нисколько (не) разнообразной. Неброская, но какая-то сосредоточе…ая и сразу (не) раскрывающаяся красота её вызывает (не) повторимое, долго (не) забывающееся чувство щемящей грусти. Я не знаю ничего более трогательного, чем первый снег, который, несмотря на свою хрупкость, властно манит далью ещё почти (не) проторё…ых дорог.

Сколько песен сложено про зиму, сколько поэм посвящено юной красавице в сарафане из серебр…ой парчи, а нам всё (не) достаёт. Когда особенно безветре…а и румяна зорька, (не) спеша умывается она студё…ым рассыпчатым снегом. А как поведёт потом синими очами из-под опуще…ых инеем ресниц, так каждый поверит, что такая красота никем и нигде (не) видана.

Чего только не вспомнишь из далёкой поры юности! Я до сих пор вижу дуги с узорами, писа…ыми масл…ой краской, золочё…ую упряжь коней с лебед…ыми шеями, которые на масл…ой неделе, едва (не) сцепившись оглоблями, наперегонки мчат нас по вовсе (не) узкой деревенской улице. Часто за мной приезжал брат, и мы, ни минуты не медля, отправлялись в соседнее село. Заметив, что я загляделся по сторонам, он с (не) привычной мне ловкостью выталкивал меня из саней и пускал обындевевшего коня в галоп.

В тяжёлых валенках и овчи…ом свежедублё…ом полушубке быстро не побежишь, но я налегал изо всех сил, а брат не останавливал коней, пока я не начинал спотыкаться. Но сколько ни пробовал я вытолкнуть его из саней, это мне никогда не удавалось.

Нет, русской зимы нельзя не любить. Люди, (не) видевшие её, досыта (не) залюбовавшиеся ею, не поймут русской жизни и русского характера.

Сформулируйте основные орфограммы, представленные в тексте.

3. Запишите слова и словосочетания, объясняя выбор –н- или –нн-.

Образец: лиственный – от листва + суффикс –енн-; мощенные брусчаткой тротуары – от глагола несов. вида мостить, но есть зависимое слово.

Словосочетание для анализа Объяснение
Пламе…е чувство  
Традицио…е встречи  
Кожа…е изделия  
Кожеве…я промышленность  
Исти…ый героизм  
Лебеди…я стая  
Песча…ый пляж  
Серебря…ые украшения  
Искусстве..е препятствия  
Сенсацио…е известие  
Мыши…ый писк  
Маши…ая обработка  
Семе…ой фонд  
Ю…ые спортсмены  
Глиня…ая ваза  
Клятве…ые уверения  
Оловя…ый солдатик  
Ржа…ой хлеб  
Стари…ый дом  
Моще…ая улица  
Вымоще…ая улица  
Сея…ые травы  
Сея…ые под зиму травы  
Солее…ые огурцы  
Лома…ая линия  
Слома…ый карандаш  
Кипяче…ое белье  
Гране…ый алмаз  
Испуга…ый взгляд  
Стира…ое белье  
Некипяче…ое молоко  
Зва…ый ужин  
Чита…ые-перечита…ые книги  

Правописание букв 0-Ё после шипящих и Ц

Вопросы и задания к теме

1. Какие условия необходимо учитывать, чтобы правильно выбрать букву О или Ё после шипящих?

2. Составьте алгоритм выбора букв 0-Ё после шипящих.

   

3. От чего зависит выбор букв О или Е после Ц?

4. Приведите примеры слов-исключений на изучаемую орфограмму.

   

Упражнения к теме

1. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограмму.*

I. Ж…сткий диван, искусственный ш…лк, мельничный ж…рнов, утлый ч…лн, лесная трущ…ба, чугунная реш…тка, крепкая беч…вка, купить по деш…вке, ч…порный человек, спелый крыж…вник, тяж…лый ож…г, подж…г сарая, ож…г руку, борьба с саранч..й, отправиться за багаж…м, идти с нош…й, быстрый скач…к, забавная собач…нка, смешной медвеж…нок, парч…вая скатерть, камыш…ваяя крыша, ноч…вка в лесу, вооруж…нное нападение, асфальтированное ш…ссе, ш…коладный цвет, буржуазный ш…винизм.

II. Тихий ш…рох, говорить общ…, выступать горяч…, боч…нок с водой, искусный ж…нглер, опытный ш…фер, деш…вый товар, двойной ш…в, вертеть трещ…тку, печ…ные яблоки, холщ…вый меш…к, мягкая ш…рстка.

III. Ц…кольный этаж, ц…канье копыт, получить письмец…, идти с отц…м, погрозить пальц…м, молодц…ватый вид, отличный танц…р, танц…вать мазурку, гарц…вать на лошади, облиц…вка стен, облиц…вать здание, склониться над колодц…м, пунц…вые губы.

* Упражнение взято из «Пособия для занятий по русскому языку в старших классах средней школы» /В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 1984.

2. Распределите приведенные ниже словосочетания в две колонки: употребление О после шипящих, употребление Ё после шипящих, объясните ваш выбор.

Ж…лтая краска, ловкий ж…нглер, тяж…лый ж..рнов, трудный зач…т, кош…лка с грибами, спелый крыж…вник, ненасытный обж…ра, серьезный ож…г, жареная печ…нка, плавать саж…нками, негритянские трущ…бы, легкий ч…лн, ч…рствый хлеб, ш…мпол для винтовки, тихий ш…пот, чуть слышный ш…рох, ш…роховатая поверхность.

Употребление О после шипящих Употребление Ё после шипящих
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Упражнения на основные правила орфографии и пунктуации

1. Повторите правописание наречий; отличие союзов чтобы, зато, также, тоже от местоимений и наречий; правописание корней –равн-/ -ровн-, -лаг-/-лож-, -скак- (-скач-) /-скоч-; правописание страдательных причастий прошедшего времени; правописание не с причастиями.

Вспомните, как пишутся слова г..р..зонт, инст..нктивно, р..ве..ник, смышле..ый, м..ршрут, (под) уз..цы.

Вспомните правила постановки знаков препинанияприпрямой речи; правила постановки запятой перед союзом и в сложносочиненном предложении.

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. *

По Владимирской земле

Пр..хотливо извива…щаяся линия м..ршрута ползет по карте (в)след за нами и врезается (в)глубь Владимирских земель.

Два паренька лет по двенадцати едут с нами за во..чиков. Одного зовут Коля другого Николай. Так они просили называть их что (бы) не было пута…ицы. Они рове..ники, одного р..сточка, оба (русо) головые, бойкие, смышле..ые. Кажется и разница вся между ними только в произношении их то(же) одинаковых имен. Чу..твуется что Коля и Николай (не) твердо знают дорогу и волнуются как (бы) не завезти чужих людей куда (не) надо.

Устраивайтесь как следует (по) хозяйски предл..гает Коля. Мальч..нки уходят в кусты и возвращаются с двумя охапками (не) давно накош..ной травы перемеш..ной с цветами. Они разравнивают ее по телеге. Едем (не) спеша. На подъеме в гору я спрыгнул с телеги и пошел (по)тихоньку (с) зади Коля с Николаем то (же) соскочили.

Так и едем: (по) ровному месту на телеге, в гору пешком, а с горы трусц..й и даже (в) ска.. .Плывут (на) встречу перелески осталась (по) зади стари..ая роща и (в) скоре мы в..жаем в самый настоящий лес перепута..ый (на) столько что без топора и не пробра..ся. Это, (в ) сущности, (не) просто лес а поле битвы (не) прекращающ..ся (не, ни) днем, (не, ни) ночью.

Чем дальше мы ехали (в) глубь леса по у..кой дороге по которой до нас (в) ряд ли кто проехал в пред..дущие два месяцатем тревожней переш…птывались Коля и Николай. (Не) ожиданно перед нами возникла (не) широкая, но глубокая к..нава из которой т..рчали два облома..ых сколь..ких бревна.

Обязанности распр..делились так я тянул лошадь(под) уз..цы Коля правил а Николай понукал упира…щуюся лошадь.

(В) сторону! вдруг (не) своим голосом закричал один из мальчиков. Инст..нктивно я отпрянул (в) сторону и в то (же) мгновение на ур..вне моего лица мелькнуло в воздухе кова..ое лошади..ое копыто.

Нужно было обладать отнюдь (не) мальчишеской опытностью, что (бы) пр..угадать прыж..к лошади и (во) время пр..дупредить о нем.

А лошадь уже как н..(в) чем н.. бывало стояла на том берегу, утопая в разноцветь.. и разнотравь.. .

Через (пол) часа мы в..ехали в Дубки, то (есть) попали на моще..ую дорогу соединяющую Владимир с Кольчугин..м. (От) сюда хорошо было огляну..ся (на) зад. До г..ризонта спло.. р..ст..лались леса черные (в) близи и (темно) синие (в) дали. Там, (по) зади , прот..нулась (не) зримая ниточка пройд..ного нами пути.

(По Вл. Солоухину.)

2. Повторите правописание наречий; правописание НЕ с причастиями; правописание сложных прилагательных, обозначающих оттенки цвета.

Вспомните правила постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении с союзом И; повторите правила постановки тире в неполном предложении.*

За брусникой

Солнце еще греет (по) летнему но трава уже чуть (чуть) пожелтела. В (темно) зеленых косах берез (кое) где виднеются (светло) желтые пряди.

(В) верху над нами (бледно) голубое небо, (с) лев.. лес а (с) прав.. еще (не) скоше…ое овся..ое поле за ним (в) дали (не) большая реч..нка. Мы проходим меж..й и сворачиваем (в) лево к лесу.

Лес и теперь (по) прежнему хорош. Волей (не) волей мы, заворож..ные его красотой, останавливаемся, а (за) тем шагаем (на) прямик в чащ..бу.

Широкие ветви могучих деревьев крепко (на) крепко переплелись (в) вышине в лесу темно и прохладно.

Медленно продвигаемся (в) перед и (не) жданно (не)гаданно попадаем на полянку (на) сквозь продуваемую легким ветерком.

Здесь должна быть брусника и ее во (что) бы (то) (не, ни) стало нужно раз..скать.

(По) моему надо идти дальше (в) глубь леса но мои подружки (в) рассыпную разбегаются по поляне и уже сыплют в к..рзинки (кроваво) красные ягоды.

(На) конец и я замечаю под блестящими как (будто) кож..ными листьями ягоды брусники. Да их здесь видимо (не) видимо! Поляна спло.. покрыта ягодами. Мы разбрелись (по) одиночке и только (из) редка перекликаемся друг (с) дружкой. (По) немногу к..рзины наполнились (до) верху да и сами мы наелись до (сыта).

Однако обед все (таки) нужен. Маруся ра..телила на траве сложе..ую (в) двое газету положила на нее хлеб соль и яйца варе..ые (в) крутую. По..чевать (ни) кого (не) приходится. С а..етитом мы с..ели все и раст..нулись на траве.

Где (то) (по) близости в (пол)голоса звенит кузнеч..к. (Не) хочется уходить, но и ноч..вка в лесу (ни) кого не прельщает. Уже темнеет а до дому путь вовсе (не) близкий. Уда..ся ли вернуться (за) светло?

Мы берем к..рзины наполне..ые ягодами и выходим к дороге. (Не) смотря на усталость все шагают быстро озабоченно погляд..вая на солнце еще (не) скрывшееся за лесом. Ветви деревьев еле (еле) колыш..тся как (бы) прощаясь с нами.

*Упражнения взяты из пособия для студентов-заочников педагогических институтов «Практикум по русскому языку» / В.Ф. Мазилова. – М., 1971.

3. Запишите основные орфограммы и пунктограммы, представленные в тексте, приведите примеры.

…На двенадцатый день корпус стал на ночлег в маленьком немецком городке. Горы, покрытые снегом, белели среди ночи. Буковые леса простирались вокруг, и одни только звезды мерцали в небе среди всеобщей неподвижности.

Маршал остановился в гостинице. После скромного ужина в маленьком зале он сел у камина и отослал подчиненных. Он устал, ему хотелось остаться одному. Молчание городка, засыпанного по уши снегом, напоминало ему не то детство, не то недавний сон, которого, может быть, и не было. Маршал знал, что на днях император даст решительный бой, и успокаивал себя тем, что непривычное желание тишины нужно сейчас ему, маршалу, как последний отдых перед стремительным потоком атаки..

(К.Г.Паустовский)

   

4. Приготовьтесь написать подготовленный диктант: разберите основные орфограммы и пунктограммы, представленные в тексте.*

Волга

Матерью русских рек издавна называют люди Волгу. Из-под сруба старинной часовенки близ деревеньки Волгино-Верховье вытекает неприметный ручеек, через который перекинут бревенчатый мостик.

Проделав путь в три тысячи шестьсот восемьдесят восемь километров, Волга приходит к Каспийскому морю.

Какие только суда не встречаются на Волге!

Тяжело проплывает огромная нефтеналивная баржа, заменяющая собой много железнодорожных цистерн. Вслед за ней тянутся не спеша широкие баркасы с невысокими бортами, доверху нагруженные арбузами. Взгляните издали с берега – точь-в-точь огромное блюдо с плодами плывет по реке. А навстречу движется длинная улица, мощенная бревнами. Как полагается, на улице выравнялись, будто по линейке, игрушечные домики. Перед домиком догорает костер, кипит чай в закопченном котелке, колышется на бечевках вывешенное белье – и все это хозяйство медленно движется вниз по реке.

Не поодиночке, а караванами тянутся огромные плоты, насчитывающие до пятидесяти тысяч бревен. Провести такую громадину по своенравным поворотам в течении реки – большое искусство.

На залитой июньским солнцем палубе с комфортом расположились в камышовых креслах пассажиры трехэтажного теплохода, точно серебряного от солнца. Неслышно рассекает он зеленовато-серые волны реки.

Бегут скоростные поезда, несутся автомобили по трассам необъятной России, но Волга по-прежнему величайшая магистраль нашей Родины.

*Упражнение взято из пособия для студентов-заочников педагогических институтов «Практикум по русскому языку» / В.Ф. Мазилова. – М., 1971.

5. Объясните орфограммы и пунктограммы, представленные в тексте, приготовьтесь писать подготовленный диктант. **

Лесное озеро

Прежде чем попасть в высокий зубчатый лес, который четко обозначился за околицей небольшой деревеньки, пришлось пересечь несколько лугов и полей. Местные жители называли этот зеленый массив Дюковым бором.

Хорошо утоптанная тропинка приведет путешествующего по этому бору к живописному болоту, образовавшемуся, по-видимому, из лесной речонки. Яркая камышовая зелень растет здесь вперемежку с белыми облаками цветущего дягиля, распространяющего вокруг себя неповторимый речной аромат. Заросли кудрявого ивняка, сплотившегося на берегу, как бы сдерживали напор густого темного бора.

Над болотцем – дощатая лава (так называют на севере пешеходный мостик через реку, болото, озерцо). Шириной доски в три, она уходит в даль, темно-зеленую, блестящую от падающих лучей солнца, таинственно-прекрасную. Вдали лава как бы суживается от расстояния и теряется в прибрежном густом кустарнике на противоположном берегу. С одной стороны к лаве приделаны бревенчатые перила, чтобы держаться при переходе. Длина лавы никак не меньше ста – ста пятидесяти метров.

Когда зайдешь на середину ее, направо и налево открываются живописные виды заболоченной лесной речонки. Кое-где виднеются брошенные в яркую зелень черные зеркальца воды. Там цветут желтые кувшинки и белые водяные лилии. Скорее всего речушка еще сохраняет свою текучесть и пробирается сквозь плотную зелень незаметными струйками.

Как только кончилась лава, тропинка поднялась на безлесный пригорок и , устремившись по нему наискось влево, привела к единственному крашенному в зеленый цвет домишку неведомой лесной деревеньки. Остальные дома, стоявшие чуть поодаль, были старые, а некоторые даже покосились набок. Стекла в некоторых оконцах были составлены из небольших кусочков при помощи замазки.

Это была одна из немногих лесных деревень, которые, чаще всего, беднее полевых, так как земля вокруг них серая, как пепел, а под тонким слоем подзола почва чисто песчаная.

(По В. Солоухину)

**Текст взят из сборника «Пособие для работников печати и студентов: упражнения и диктанты по русскому языку» / под ред. Н.С. Валгиной и Д.Э. Розенталя. – М., 1959.

6. Выполните тест по пунктуации.

Вариант 1

1.Пунктуация – это…

1. Учение о правильном написании слов и морфем.

2. Наука о выразительной и красивой речи.

3.Раздел грамматики, изучающий строй языка, строение и значение синтаксических единиц.

4.Система правил, в которых описываются современные нормы пунктуационного оформления письменного текста.

5. Правила произношения слов и словосочетаний, постановки ударения.

2. Запятая в предложении «Засыпьте пропасть невежества, и вы уничтожите притон преступлений» служит для…

1. Выделения части сложного предложения;

2.Выделения обособленных членов предложения.

3.Оформления сравнительного оборота;

4. Оформления вводных слов и конструкций.

3. Впервые знаки препинания были использованы…

1. Александром Македонским;

2. Дионисием Фракийским;

3. Аристофаном Византийским;

4. Феофаном Греком;

5.Юлием Цезарем.

4. В построении причастного оборота «В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц» допущена ошибка…

1. Разрушение целостности причастного оборота;

2.Причастный оборот затрудняет восприятие предложения;

3.Причастие употреблено в форме будущего времени;

4. Причастие употреблено в форме сослагательного наклонения.

Отметьте номера предложений, где правильно расставлены знаки препинания.

1. Волны, огромные, страшные, обрушились на маленькое судно.

2. На ранней утренней заре уезжали в леса, и в поле.

3. Пробовал идти пешком – ноги его подкосились.

4. Белый, как снег с блестящими глазами, лебедь прекрасен, когда спокойно плывет по гладкой поверхности воды.

5. Человек сорвал с плеча ружье – что-то больно хлестнуло зверя по ушам.

6. Назовите причину обособления в предложении «Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой».

1.Определение относится к определяемому слову – личному местоимению.

2. Одиночные согласованные определения стоят после определяемого слова.

3. Согласованное определение стоит перед определяемым словом, имеет добавочное обстоятельственное значение.

4. Распространенные приложения относятся к определяемому слову – существительному нарицательному.

5. Распространенные и одиночные приложения, стоящие после определяемого слова – имени собственного.

7.Определите вид связи в словосочетании «способный на подвиг».

1. Согласование;

2. Управление;

3. Примыкание.

Вариант 2

1.Синтаксис – это…

1. Учение о правильном написании слов и морфем.

2. Наука о выразительной и красивой речи.

3.Раздел грамматики, изучающий строй языка, строение и значение синтаксических единиц.

4.Система правил, в которых описываются современные нормы пунктуационного оформления письменного текста.

5. Правила произношения слов и словосочетаний, постановки ударения.

2. Запятая в предложении «В процессе перенесения мысли на бумагу, по-видимому, ускользает самая тонкая ее часть» служит для…

1. Выделения части сложного предложения;

2.Выделения обособленных членов предложения.

3.Оформления сравнительного оборота;

4. Оформления вводных слов и конструкций.

3. Впервые теория пунктуации была предложена…

1. Александром Македонским;

2. Дионисием Фракийским;

3. Аристофаном Византийским;

4. Феофаном Греком;

5.Юлием Цезарем.

4. В построении причастного оборота «Издалека были видны плывущие бревна по воде» допущена ошибка…

1. Разрушение целостности причастного оборота;

2.Причастный оборот затрудняет восприятие предложения;

3.Причастие употреблено в форме будущего времени;

4. Причастие употреблено в форме сослагательного наклонения.

Наши рекомендации