Методические рекомендации для учителя, использующего на уроке русского языка метод игры
Организация и проведение игры.
Перед тем как начать игру, учитель сообщает, на каком материале она будет проводиться, предупреждает о возможных затруднениях, с помощью вопросов выясняет понимание школьниками материала, на котором построена игра. Далее он сообщает задачу, объясняет правила игры, показывает образец игрового действия. Нельзя начинать игру, не убедившись, что ученики поняли, что надо делать и что от них требуется. В процессе игры учитель помогает при затруднениях, иногда подсказывает наводящими вопросами решение, направляет действия играющих[6].
Перечислим основные правила проведения игры:
1. Учитель следит за соблюдением правил игры, старается не допускать нарушений, подбадривает детей, побуждает к поискам ответов на вопрос.
Отличительной особенностью игры является её добровольность, поэтому творческие задания не должны быть обязательными для всех.
2. Важно соблюдать соответствующий темп и ритм ведения игры: быстрый вызывает отставание большинства учащихся, медленный порождает потерю интереса.
3. Во время игры учитель должен проявлять максимум внимания, такта, доброжелательности к учащимся, чтобы неуместным замечанием не повлиять на активность и инициативу детей. Если ответ не верен, следует тактично поправить ученика. Не нужно стремиться, во что бы то ни стало довести до сознания ребёнка допущенную ошибку, так как это нарушает темп игры и отрицательно действует на играющего.
4. Нежелательно во время игры делать дисциплинарные замечания. В игре школьники должны чувствовать себя свободно, непринуждённо, испытывать удовлетворение от сознания своей самостоятельности.
5. Дидактические игры можно проводить как соревнования команд, групп и т.д.
В этом случае избираются капитаны команд. Они осуществляют контроль за правильностью ответов, решений и устанавливают порядок ответов. На первых порах роль контролёра учитель берёт на себя. В последующих играх учитель следит только за правильностью действий капитанов. Желательно, чтобы учащиеся по очереди становились капитанами команд.
7. В каждую команду лучше включать школьников с различной подготовкой. Желательно, чтобы не выигрывала одна и та же команда. Проигрывающим один раз при повторной игре нужно дать возможность выиграть, почувствовать себя победителями.
8. Для проведения некоторых игр необходимо выбрать водящего. Это один из учеников, которому в процессе игры приходится что-то отгадывать, находить спрятанные предметы, отвечать на вопросы других учащихся и т.п., можно выбирать водящего с помощью считалок.
9. Подведение итогов игры. Для игры на уроке отводиться примерно 5-8 минут. Затем подводятся итоги, объявляются победители. Учитель напоминает, какой материал надо повторить, чтобы в следующий раз одержать победу. В проведении итогов принимает участие весь класс вместе с учителем. Это необходимо для выработки навыков самоконтроля, самооценки. В некоторых играх результаты оцениваются учителем совместно с капитанами и ведущими. При подведении итогов учитель отмечает похвалой как тех, кто закончил работу первым, так и тех, кто выполнил её последним, но успешно справился с заданием. Любая игра должна приносить детям удовольствие, радость, особенно в младших классах. Проводить игру, можно на разных этапах учебного процесса:
- при объяснении нового учебного материала (например, педагог может подготовить подсказки, которые косвенно дают представление о новом знании, а дети попытаются в групповом обсуждении найти принцип, по которому учитель подобрал эти подсказки, и найти ключ к правильному решению и т.д.);
- при усвоении и закреплении учебного материала (классической игрой в этом направлении является игра «Кто сделает лучший доклад на заданную тему?».) Педагог может ввести критерии, по которым группы будут оценивать доклады друг друга;
- при повторении пройденного материала (этот этап учебного процесса является одним из актуальных и нуждающихся в методах и средствах игровой педагогики).
Игра может проводиться на разных этапах урока. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер[13].