Упражнение «Встаньте в круг»
Ведущий: Сейчас мы сделаем следующее. Соберитесь тесной кучкой вокруг меня. Когда я скажу « Начали!», вы закроете глаза и начнете двигаться в любую сторону, самым хаотичным образом, стараясь при этом ни на кого не наступать.
При этом, вы будете жужжать как пчелы, собирающие мед. Через некоторое время я хлопну в ладоши: вы должны мгновенно замолкнуть и застыть в том месте и позе, где вас застал сигнал. После этого я хлопну в ладоши дважды. Не открывая глаза и ни к кому не прикасаясь руками, вы попробуете выстроиться в круг.
Это будет происходить в полной тишине, иначе вам не удастся почувствовать ни людей, стоящих рядом с вами, ни той совершенной фигуры, которой является круг. Когда все участники игры займут свои места и остановятся, я хлопну в ладоши трижды, вы откроете глаза и посмотрите, какую фигуру вам удалось создать. Все ясно? Можно начинать?»
Когда группа выстроилась в круг и открыла глаза, ведущий обводит полученную фигуру веревочкой и просит кого-либо из участников нарисовать то, что получилось.
3. Упражнение «Потерпевшие кораблекрушение»
Материалы: копии инструкций, большие бумажные листы и карандаши. Каждому члену группы дают следующую инструкцию и просят выполнить задание в течение 15 минут.
Инструкция: вы дрейфуете на яхте в юной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но вы находитесь примерно на расстоянии тысячи миль к юго-западу от ближайшей земли.
Ниже дан список 15 предметов, которые остались целыми и не повреждены после пожара. В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы. Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять рубленых банкнот.
Ваша задача - классифицировать 15 ниже перечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания. Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 - у второго по значению и так далее до пятнадцатого, наименее важного для вас.
Список предметов:
секстант
зеркало для бритья
двадцатилитровая канистра с водой
противомоскитная сетка
одна коробка с необходимым запасом пищи на 1-2 дня
карты Тихого океана
надувная подушка (спасательное плавательное средство, санкционированное береговой охраной)
десятилитровая канистра бензина
маленький транзисторный радиоприемник репеллент, отпугивающий акул
двадцать квадратных метров непрозрачного полиэтилена
один литр спирта
пятнадцать метров нейлонового каната
две коробки шоколада
рыболовная снасть.
После того, как завершена индивидуальная классификация, участники разбиваются на группы по 4-5 человек и в течение 20 минут работают над принятием группового решения. Группа должна прийти к единому мнению относительно места в классификации каждого из пятнадцати предметов, прежде чем оно станет частью группового решения. Достичь согласия трудно потому, что каждая оценка должна получать полное одобрение всех участников. Несогласие одного может заблокировать решение всей группы.
После того, как каждая группа проранжировала 15 предметов в соответствии с их важностью, участники тренинга переходят к коллективному обсуждению. Затем объявляется правильный порядок классификации, приведенный ниже. Участники могут сравнить данные индивидуального ран жирования с данными, к которым пришла группа и весь коллектив участников в результате обсуждения. Для этого удобно использовать следующую таблицу, которую каждый участник заполняет в ходе игры:
Название предмета | Инд. | Груп. | Кол. | Прав. | Прав.- Инд. | Прав.- Груп. | Прав.- Кол. |
Шоколад | |||||||
Для обсуждения процесса принятия решений ведущий задает следующие вопросы:
Какие виды поведения помогали или мешали процессу достижения согласия?
Кто участвовал, а кто нет в обсуждении?
Кто оказывал влияние в группе? Почему?
Какая была атмосфера в группе во время дискуссии?
Оптимально ли использовались возможности группы?
Какие действия предпринимали участники группы для «протаскивания» своих мнений?
Как улучшить принятие решения группой?
4. Упражнение «Чемпионат борьбы на пальцах»
По команде ведущего участники группы разбиваются на пары случайным образом. Ведущий объявляет о начале необычного соревнования. С помощью одного из членов группы показывает как происходит поединок. Большой палец правой руки поднимается вверх(знак «во!»), остальные четыре пальца захватывают пальцы соперника. Задача каждого игрока - производя энергичные движения большим пальцем, увернуться от нападения соперника и прижать его большой палец к боковой стороне указательного. Вся игра занимает минимальное время, однако мгновенно разряжает напряженную обстановку в группе, снимает усталость и задает мажорный тон.
5. Упражнение «Слон, утка, обезьяна»
Участники становятся в круг. Для каждого животного придумываются движения( например, слон – участник должен изобразить хобот, а двое, стоящие справа и слева от него – уши слона). Изобразив, участник, стоящий в середине, показывает на любого другого участника и называет любое из трех животных. Тот, на кого указали, и его соседи справа и слева не должны растеряться. Им нужно быстро сориентироваться и выполнить оговоренные движения. Кто спутался, выбывает из игры.
6. Упражнение»Волшебное слово»
Когда мы волнуемся, мы можем произнести про себя волшебное слово, и почувствуем себя немного увереннее и спокойнее. Это могут быть разные слова: покой, тишина, нежная прохлада, любые другие. Главное, чтобы они помогали вам. Давайте попробуем».
По окончании ведущий спрашивает, какие «волшебные слова» подобрал каждый из участников и что он чувствовал.
Упражнение«Рюкзак идей».
Каждый по кругу «кладет» в общий рюкзак свои идеи, мысли, впечатления о сегодняшнем занятии.
Тренер объявляет об окончании занятия, просит участников выходить из команды по очереди. Встает первый участник, делает несколько шагов к двери, за ним отправляется второй, стараясь копировать все движения первого и добавив к ним свою деталь. За ним третий, копируя все движения второго и добавляя свою деталь и т.д. Последним выходит ведущий, повторяя движения всех участников(хромая на обе ноги, дергая шеей и подпрыгивая).
Занятие №3
Цель: актуализация опыта и знаний из области эмоциональной сферы. Определение рациональных способов выражения своих эмоций.
1. Психогимнастика. Варианты разминки:
- имитация хождения по раскаленному песку;
- идти как очень нежное создание,
- как фея,
- как боевой генерал и т.п.