Метод вживания в роль (role-playing)
При использовании этого метода необходимо, чтобы человек, занятый поиском идей, ставил себя на место рассматриваемой вещи, идеи или устройства и, отвечая на собственные вопросы, представлял себе, что бы он стал делать в этом случае. Этим методом можно также эффективно пользоваться для проверки осуществимости идеи; для этого один человек "становится" идеей, а другие задают ему наводящие вопросы, как защищающие, так и критикующие эту идею. Для проверки возможностей сбыта изделия несколько инженеров или руководителей фирмы берут на себя роль покупателей и критически оценивают это изделие или обдумывают все причины возможной коммерческой неудачи своего продукта.
Вживание в роль с целью выработки эффективных идей может быть индивидуальным или в составе группы. Однако для применения этого метода необходима некоторая практика, позволяющая выбрать наиболее продуктивного медиума.
Диаграмма идей
Исключительно трудно думать о нескольких вещах сразу, хотя глаз может воспринимать одновременно почти бесконечное множество предметов и легко отличать один от другого. Метод генерирования идей на основе диаграммы идей своей наглядностью способствует повышению гибкости мысли при отыскании различных вариантов решения проблемы или задания.
Составление диаграммы начинается с перечисления широких областей, которые могут служить источником идей, затем подобластей, более мелких рубрик и т.д. Чем более детальной является диаграмма, тем больше вероятность извлечения из нее полезных идей. Наглядное представление некоторых идей содействует их более четкому пониманию, что побуждает конструктора к более творческому подходу.
Матрица идей
Более сложный метод генерирования идей заключается в морфологическом (т.е. относящемся к форме или структуре) анализе независимых переменных, связанных с решаемой проблемой или поставленной задачей. Для каждой из этих переменных рассматриваются различные параметры, типы систем, свойства или методы, и в совокупности эти характеристики образуют таблицу, или матрицу.
Различные сочетания указанных характеристик рождают альтернативные идеи или рекомендуемые решения поставленной задачи. Таким образом, число возможных комбинаций здесь больше, чем в случае генерирования идей методом свободных ассоциаций.
Метод мозгового штурма
Мозговой штурм представляет собой метод получения новых идей путем творческого сотрудничества отдельных членов организованной группы. Образование термина связано с тем, что группа как единый мозг штурмует творческие решения рассматриваемых проблем. Это необходимо делать энергично, причем все члены группы должны сосредоточивать свое внимание на одном и том же вопросе.
Если сеанс мозгового штурма оказывается безуспешным или заканчивается хаосом, то неудачу следует полностью отнести на счет его руководителя. Ни при каких обстоятельствах руководитель не должен подчеркивать свою осведомленность в рассматриваемом вопросе или пытаться подчинить группу своей воле, поскольку это может привести к плачевному результату: мало кто отважится выступать. Очень важно, чтобы руководитель умел подавлять любую критику, которая может возникать в процессе работы в форме таких замечаний: "Это не будет работать", "Это уже продавалось", "Этого никто не купит", "Где ты слышал, чтобы так делали?" Руководитель должен с самого начала потребовать, чтобы идеи, высказываемые во время сеанса, обсуждались не сразу.
Сеанс, проводимый в непринужденной обстановке, когда все участники свободно высказывают идеи по обсуждаемой проблеме, а руководитель выступает в роли арбитра и иногда побуждает членов группы к высказыванию идей, обычно является полезным и плодотворным.
Мозговой штурм - это не упражнения в высказывании нелепостей, а целенаправленная работа группы, стремящейся найти новые творческие идеи. Каждый член группы должен сосредоточить свое внимание на решаемой задаче и не увлекаться рассуждениями или высказыванием критических мнений. Наилучшие результаты получают тогда, когда группа в составе 5-10 человек работает не более часа. Если руководитель считает, что число участников больше оптимального, то он может составить из них две конкурирующие группы и посмотреть, какая из них получит большее число идей. Для проведения сеанса мозгового штурма необходим руководитель или арбитр и стенографистка (или магнитофон), а один из выделенных членов группы должен первым предлагать идеи для затравки. В некоторых случаях руководитель может сам выступать в этой роли. Метод основан на том, что одна высказываемая идея базируется на другой, комбинируется с ней и порождает следующую, в результате чего возникает поток идей. Члены группы должны высказывать свои идеи абсолютно свободно. Идеи, высказанные во время сеанса, подвергаются пересмотру, явно плохие отбрасываются, и для более глубокого исследования составляется упорядоченный перечень, начинающийся с хороших идей и заканчивающийся неудовлетворительными.
Недопустимость критики идей. Об этом необходимо предупредить в самом начале сеанса, и если происходит нарушение, то нарушитель получает замечание либо его просят уйти. Критика часто приводит к насмешкам, обрывающим творческий процесс.
Свободное выражение идей. Осборн отмечает: "Чем шире идея, тем лучше; легче сказать банальность, чем что-то придумать".
Чем больше идей, тем лучше. Как уже указывалось ранее в этой главе, вероятность появления одной или большего числа действительно важных идей прямо пропорциональна общему числу получаемых идей.
Обмен мыслями и сочетание идей. Члены группы должны стараться развивать идеи своих коллег, строить одну идею на основе другой и пытаться комбинировать некоторые идеи в других сочетаниях.
Синектика
Синектический подход к генерированию идей напоминает мозговой штурм в том отношении, что он также основан на усилиях группы, направленных на получение возможных решений предложенной задачи.
Различие состоит в том, что первоначально ведется поиск лишь небольшого числа идей (двух-трех), которые затем рассматриваются детально, при этом в процессе обсуждения основную роль играет руководитель.
Вначале группе (состоящей из руководителя, 5-10 членов и стенографистки) детально объясняется проблема или задание, причем объяснение повторяется до тех пор, пока все не поймут задачу до конца. Затем руководитель начинает сеанс с выбора методики работы. Это может быть вживание в роль (метод, описанный выше), исследование некоторых второстепенных деталей проблемы или рассмотрение аналогичной ситуации, которая, однако, не обязательно должна иметь непосредственное отношение к предложенной проблеме. Когда кто-либо из членов группы высказывает интересную идею, которая может оказаться полезной, руководитель стремится направить обсуждение на развитие, а иногда и на анализ этой идеи.
В общем случае синектический метод опирается на тот факт, что умственная деятельность более продуктивна в новой или незнакомой человеку обстановке. Ситуация, аналогичная рассматриваемой, быстро отвлекает человека от конкретных условий исследуемой задачи (с традиционным подходом к решению) и требует от него рассмотрения другой задачи, связанной с данной. Таким образом, знакомая ситуация превращается в незнакомую.
ПРЕПЯТСТВИЯ ТВОРЧЕСТВУ
Наряду с применением методов генерирования идей и стимулирования творческого процесса необходимо устранить многие обычные препятствия, мешающие творческому подходу к проектированию. Эти препятствия могут быть как личного, так и организационного порядка. Перечислим их.