Моделирование дискуссии со студентами педагогического
Колледжа
Содержание работы: разработать схему проведения дискуссии со студентами педагогического колледжа.
Инструкция по выполнению. Работа осуществляется в два этапа. Первый — домашняя заготовка плана дискуссии. Второй — его обсуждение в студенческой аудитории.
Методические рекомендации.
Прежде чем приступать к разработке модели проведения дискуссии, обратите внимание на следующие ключевые моменты:
1. Определите тему по курсу «Дошкольная педагогика», в которой будете разрабатывать дискуссию.
2. В применении к технологии разработки дискуссии модель обучения представляет собой схему, план действия педагога при осуществлении учебного процесса с преобладающей деятельностью студентов.
3. Учебная деятельность в дискуссии рассматривается как поисковая и коммуникативно-диалоговая, поэтому преподавателю нужно предусмотреть наличие в дискуссии поисковых процедур и процедур обсуждения, которые будут реализовывать студенты, а также эмоциональной и интеллектуальной рефлексии.
4. Преподавателю важно не только сформулировать проблему, но и определить, на каком уровне исследовательской модели ее будут решать студенты. Так, на первом преподаватель ставит проблему и намечает пути ее решения. На втором преподаватель ставит проблему, а студенты сами определяют метод ее решения. На третьем студентам предоставляется право и выделять проблему, и разрабатывать ее решение.
5. Лучше, если преподаватель заранее определит круг спорных вопросов, которые могут возникнуть по ходу дискуссии, и занесет в своеобразную «шпаргалку», составленную в виде таблицы:
Спорные вопросы | Факты опровержения/доказательства позиции участника дискуссии |
1........... | |
6. Схема ведения дискуссии зависит от ее разновидности, поэтому нужно четко представлять себе, какой она будет: «Круглый стол», «Заседание экспертной группы», «Форум», «Симпозиум», «Дебаты», «Судебное заседание», «Панельная дискуссия» или «Дискуссия по технике аквариума».
7. Описание дискуссии можно проводить разными способами. Например, в таком варианте:
а) тема дискуссии;
б) вид дискуссии;
в) форма организации участников дискуссии;
г) постановка проблемы;
д) методы активизации мыслительной деятельности студентов; е) виды учебной деятельности студентов;
ж) фиксация фактических данных, полученных в ходе учебной работы студентов.
Можно представить дискуссию в виде опорной схемы:
^ Подготовительная работа I . ———————.———————Гч
Начало игры
Проблемная группа 2
Выдвижение проблемы | ||||
Подготовка выступления | ||||
Совместное заседание групп. Принятие решений на основе докладов | ||||
^ | ||||
Публичное обсуждение принятого решения |
8. Разработку модели дискуссии осуществляйте с опорой на методические рекомендации, изложенные в следующих источников.
Литература
Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. — Рига, 1995.
Морева Н.А. Основы педагогического мастерства. — М., 2005.
Морева Н.А. Тренинг педагогического общения. — М., 2003.
Обсуждение модели дискуссии проходит как собеседование.
Инструкция. Работа организуется в триадах, где один из партнеров — «интервьюер», а другой — «разработчик», преподаватель выступает как «наблюдатель». Разработки «Интервьюеров» проверяет преподаватель. Роли между студентами распределяются по принципу свободного выбора. В начале собеседования в течение 15 — 20 минут «интервьюер» знакомится с материалом «разработчика» дискуссии. В это время «разработчик» готовит устное выступлении в защиту созданной модели, выделяя ключевые мо-
менты (регламент выступления 5 — 7 минут). Затем происходит обсуждение предложенной модели дискуссии в паре. Когда обсуждение в диадах завершено, «наблюдатель» приглашает всех на подведение итогов.
Правила для «интервьюера».
1. Ознакомьтесь с описанием модели дискуссии.
2. По ходу делайте пометки на листе с кратким описанием предложенной модели.
3. Запишите, какие вопросы вы зададите разработчику дискуссии.
4. Обозначьте основные моменты своего отзыва. При этом вносите предложения, но ничего не навязывайте, по возможности не допускайте негативных отзывов, делайте акцент на своем мнении, больше оперируйте фактами, меньше выносите суждения.
Правила для «разработчика» во время собеседования.
1. Слушайте внимательно, чтобы уловить все нюансы.
2. Не пытайтесь обороняться, определите, что в отзыве действительно полезно для улучшения представленной вами модели.
3. Отзыв — это мнение конкретного человека. Если принципиально с ним не согласны, предложите свою модель «наблюдателю» или другим участникам.
4. Получив отзыв, возьмите тайм-аут на несколько минут, чтобы проанализировать возникшие вопросы, а затем продолжите собеседование, отвечая на поставленные вопросы.
Правила для «наблюдателя».
1. Следует оказать внимание всем работающим диадам.
2. Обсуждение не должно выходить за рамки установленного регламента.
3. В завершающем обзоре представленных моделей во время подведения итогов фиксируются общие моменты, вызывающие трудности их составления.
4. Окончательная оценка выставляется после проверки всех представленных разработок.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 7
Подготовка плана проведения семинарского занятия со студентами педагогического колледжа
Задание 1. Самоконтроль-тренировка.
Содержание работы: актуализация знаний по технологии организации и проведению семинарского занятия.
Инструкция. Проверьте свои знания, заполнив карту «Последовательность шагов конструирования семинарского занятия». Сделайте это методом ранжирования.
Элемент учебного занятия | Последовательность шагов |
Отбор учебного материала для семинара | п |
Определение целей занятия | п |
Использование средств обучения, соответствующих выбранным методам | п |
Вступительное слово преподавателя | п |
Подведение итогов семинара | п |
Заключительное слово преподавателя | п |
Система оценки знаний и умений студентов | п |
Реализация поставленных целей | п |
Выделение методов ведения семинара | п |
Условия для реализации воспитательных возможностей семинара | п |
Система заданий для развития познавательной самостоятельности студентов на семинаре и дома | п |
Инструктирование студентов по подготовке и проведению семинара | а |
Задание 2.Структурирование плана семинарского занятия.
Содержание работы: разработайте план семинарского занятия по одной из тем дисциплины предметной подготовки по специальности 0313 «Дошкольное образование» (по выбору студентов).
Инструкция. Задание выполняется в три этапа.
1. Разработайте план семинара, используя как подсказку заполненную карту из задания 1. Кроме этого, сконцентрируйте свое внимание:
- на основном методе организации учебной деятельности студентов;
- способах мотивировки студентов;
- установлении правил семинара;
- роли преподавателя на семинарском занятии.
2. Подготовьте макет будущего семинара. Здесь сосредоточьте свои усилия на оформлении плана и способах его презентации.
3. Заседание «экспертного совета» «Выбери лучший». Члены «экспертного совета» в количестве 4 — 6 человек организуют свою работу следующим образом. Часть из них составляет письменную
экспертизу на полученные планы семинарскою шнятия. Другая заслушивает выступления-презентации студентки * иставителей. Лучшие работы отбираются для методических кабингнж базовых
колледжей.
«Экспертный совет» разрабатывает критерии оценки шмосто-
ятельно.
Студентам-составителям дается право выбора формы ириигрки
планов семинарского занятия.
Назначение студентов в «экспертный совет» проходит по о1н» юдному желанию студентов и преподавателя.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная
Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. — Рига, 1995. Культура современного урока / Под ред. Н.Е. Щурковой. — М., 1997. Кульневт С. В., Лакоценина Т. П. Современный урок. — Часть 1. — Рос-
•ов н/Д., 2004.
Левина М. М. Технологии профессионального педагогического образования. — М., 2001.
Матросов В.Л., Трайнев В.А., Трайнев И.В. Интенсивные педагогические и информационные технологии. — Том 1. Организация управления
обучения. — М., 2000.
Матросова Л. Н. Деловая игра в подготовке учителя. — М., 1996.
Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: В 2 кн. — Кн. 1. — М., 2001.
Семушина Л. Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. — М., 2001.
Сластенш В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика / Под ред. В. А, Сла-
стенина. — М., 2002.
Сластенш В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика. — М., 2001.
Трайнев В. А., Матросова Л. Н., Бузукина А. Б. Методы игрового обучения и интенсивные учебные процессы (теория, методология, практика). — М., 2003.
Дополнительная
Зборовский В. С. Технология развивающего обучения. — СПб., 1996. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. — СПб., 2001. Кулъневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок. — Воронеж, 2001.
Кулъневич С. В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок. — Воронеж,
2001.
Лезинский В.М. О методической работе в школе. — М., 2002.
Мельникова Е. Л. Проблемный урок или Как открывать знания с учениками. — М., 2002.
Морева Н.А. О развитии познавательной активности студентов // До-
• школьное воспитание. — 1994. — № 10.
Яковлев Н. М., Сохор А. М. Методика и техника урока в школе. — М., 1985.
8 3.510
Глава 5