Значение педагогических идей М.Монтессори для
Современности
Одной из главных заслуг М. Монтессори является именно то, что своей системой она впервые дала возможность применить индивидуальную систему воспитания в классах, где находится от двадцати пяти до тридцати детей, причем этот класс может быть руководимым опытной учительницей с одной помощницей.
Заслугой Монтессори явилось то, что она впервые ввела в практику работу дошкольных учреждений систематические антропологические измерения, видоизменив и приспособив к условиям детского учреждения конструкцию антропометра, предложила соответствующую систему фиксации антропометрических показателей.
Чтобы обеспечить детям условия свободной самостоятельной деятельности, Монтессори произвела существенную реформу в стандартном оборудовании здания и комнат детского сада, в частности, были заменены тяжелые парты на более легкие; специально была оборудована мебель в соответствии с ростом детей; смонтировано оборудование для гигиены детей и их занятий по ручному труду и т.д.
Суммируя выше сказанное, отметим, что концептуально может дать нам созданная Марией Монтессори авторская школа, ее специфика и климат.
Во-первых, показана субъектная роль создателя, влияние личности которого сказывается на всем укладе учебного заведения, тем самым позволяющее организовать детское учреждение , существенно отличающееся от массовой практики.
Во-вторых, продемонстрирована возможность четко разработанной и последовательно реализуемой оригинальной концепции, формирующей определенную философию данного образовательного учреждения.
В-третьих, представлена специфическая культура школы со своей системой ценностей, а также атмосферой сотрудничества и творческими видами жизнедеятельности.
В-четвертых, осуществлено создание наиболее благоприятных условий для формирования личности ученика по заданной модели, несущей на себе отпечаток внутренней среды школы.
В-пятых, наработан опыт по формированию соответствующих профессионально-личностных особенностей педагогов, разделяющих авторскую концепцию и идентифицирующих себя с системой сложившихся в школе ценностей.
В-шестых, даны стабильно устойчивые и долговременные положительные результаты педагогической деятельности.
Таким образом, педагогика Монтессори, реализуемая в практике школы, не только доказала свою состоятельность в возможности создания гуманистического духа учебного заведения, но и обеспечила жизнеспособность созданной образовательной культуры, ставшей, по сути, естественным явлением педагогической действительности.
В США после недолгого охлаждения, связанного с увлечениями некоторыми новомодными психологическими теориями, педагогика Монтессори сегодня переживает настоящий бум. Она становится не только педагогическим, но и социальным инструментом. Так власти ряда штатов, где сильны межрасовые противоречия, идут на немалые затраты для открытия школ Монтессори в черных кварталах. Они настолько превосходят традиционные, что в них стремятся отдать своих детей и белые семьи. Сегодня окончание школы Монтессори стало в США важным дополнительным фактором при приеме на работу. Работодатели знают, что в лице этих людей, получат с одной стороны добросовестных и дисциплинированных, а с другойстороны – творчески активных сотрудников.
Но наиболее крепкие корни система Монтессори пустила в Голландии. Именно там находится штаб-квартира Международной Монтессори Ассоциации, основанной самой М.Монтессори в 1929 году. Именно в Голландии появилась первая полноценная средняя школа Монтессори, идеи которой оказались заразительны для всей голландской системы образования.
В Россию педагогика Монтессори вернулась после долгого перерыва и сегодня делает первые шаги. Тем не менее, в нашей стране уже открыты сотни детских садов с группами, работающими по системе Монтессори. Есть уже и около двух десятков начальных школ. Но будущее этой педагогической системы в нашей стране зависит не только от возможности или невозможности вложить деньги в ее развитие, но и от того, будет ли, наконец, в России востребована ответственная и творчески активная личность.
Педагогика же Марии Монтессори доказала свою жизнеустойчивость, и ее востребованность зависит только от нас.
Заключение
Изученные историко-педагогические материалы позволяют судить, что, будучи ярким представителем педагогики свободного воспитания, Мария Монтессори внесла серьезный вклад в развитие гуманистической педагогической традиции. Фундаментальной основой этой теории является признание самоценности индивидуальности и права личности на свободное развитие. Заслуга Монтессори состоит в том, что она не только дала психологическое обоснование значимости свободы для личностного развития ребенка, но и основала уникальное учебно-воспитательное учреждение «Дом ребенка», в котором была апробирована ее концепция обучения и воспитания, применяемая затем в школах, где и по сей день успешно реализуются ее идеи свободного воспитания.
Идеей свободного развития пронизана вся педагогическая концепция Монтессори. Создавая «Дом ребенка», она сознательно противопоставила свою концепцию той практике традиционной школы, которая опирается на режим, дисциплину и принуждение.
М.Монтессори и ее последователям удалось создать детское сообщество, в котором ратовали за развитие уникальности каждого ребенка – члена коллектива, за уважение и принятие его точки зрения, формирование чувства собственного достоинства. Специальное изучение опыта школы Монтессори позволяет утверждать, что в организации жизнедеятельности детей в своем учреждении этот ученый избежала жесткой формальной регламентации, навязчивой опеки, заорганизованности, поставив во главу угла собственную активность и интерес ребенка. Для современной воспитательной практики несомненное значение могут иметь следующие педагогические условия организации жизнедеятельности детей, выявленные в данном пособии: вовлечение ребенка в деятельность, раздвигающую рамки его самоопределения и самоутверждения; наполнение деятельности гуманистическим содержанием; разумная и педагогически выверенная организация деятельности; ее эмоциональная насыщенность.
Представленная нами обобщенная характеристика практики свободного воспитания Марии Монтессори имеет особую актуальность и значимость. На основе полученных данных стало возможным выявить прогностическое значение педагогических положений Монтессори, которые проявились как в констатации факта разработки в современный период выдвинутых ею идей, так и в дальнейшей их разработке в современных условиях. Главные среди этих положений: отказ от насилия и давления на ребенка в любой форме; обращение к личностному началу в человеке, к его внутренним силам и потенции; уделение внимания инициативе учащихся в познавательной деятельности; создание в школе атмосферы эмоциональной искренности, взаимного принятия и сотрудничества; гармонизация отношений личности и общества в целях эффективного взаимообусловленного развития; реальное, а не декларируемое равноправие взрослых и детей, отношения доверия и уважения между ними.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Назовите персоналии, внесших существенный вклад в решение проблемы свободного воспитания в образовательном процессе.
2. Краеугольным камнем своей педагогической концепции М.Монтессори считала веру в ребенка Что вы усматриваете в этом: абстракцию или конкретное средство в воспитании подрастающего человека?
3. Что, прежде всего, роднит педагогическую концепцию М.Монтессори с другими сторонниками теории свободного воспитания?
4. Какую аксиому вкладывают в основу своей теории свободного воспитания крупнейшие представители этого течения?
5. Назовите центральную идею педагогической концепции М.Монтессори.
6. Объясните суть понятия «инкарнация», в котором Монтессори видела путь к духовному воспитанию ребенка
7. В чем заключается идея нравственного императива, принятого теорией свободного воспитания?
8. Назовите основные сущностные характеристики педагогической концепции М.Монтессори.
9. Назовите ведущие принципы работы с дидактическим материалом, введенных Монтессори.
10. Что считала Монтессори стержнем своей педагогической концепции?
11. Как вы понимаете девиз школы Монтессори «Помоги мне сделать это самому»?
12 Какую предпосылку в основу своей педагогической системы положила М.Монтессори?
12. Как трактовала М.Монтессори вопрос о дисциплине?
13. Согласны ли вы с мнением Монтессори о том, что необходимо максимально индивидуализировать учебно-воспитательную деятельность?
14. В чем суть педагогической антропологии М.Монтессори?
15. Какую главную задачу Монтессори определяла в воспитании ребенка?
16. Почему Монтессори подготовку среды считала фундаментом практической педагогики?
17. Из каких ступеней состоит так называемый «урок номенклатуры», реализуемый в школе Монтессори?
18. Какую идею вкладывала М.Монтессори в свое «космическое воспитание»?
19. Дайте основную характеристику школы Монтессори.
20. Что для современной практики могут дать положения Монтессори по организации жизнедеятельности детей?
Литература для самостоятельной работы
1. Бойд У. Система Монтессори. Историко-критический анализ системы. Пер. с англ. - М.:Мир,1925.- 179 с.
2. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания //Педагогика.- 1995.- №4.- С.29-36.
3. Бондаревская Е.В., Бермус Г.А. Теория и практика личностно ориентированного образования //Педагогика.- 1996.- №5.- С.72-80.
4. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). – М.: Смысл, 1999. – 137 с.
5. Валеева Р.А. Гуманистическое воспитание: опыт реформаторских школ Европы первой половины ХХ века. -Казань: КГПУ, 1996. - 172 с.
6. Валеева Р.А. Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике (первая половина ХХ века).- Казань: КГПУ, 1997. - 172 с.
7. Валеева Р.А.Школа Саммерхилл – система свободного воспитания //Гуманистические воспитательные системы: вчера и сегодня. – М.,1998. – С.40-60
8. Вейкшан Н.В. Движение «нового воспитания» в конце Х1Х- начале ХХ века и его психолого-педагогические основы //Советская педагогика.- 1968.- №10.- С.119-124.
Выготский Л.С.Собрание сочинений: В 6 т. – Т.3. – М., 1983. – С.250
9. Газман О.С. Гуманизм и свобода //Гуманизация воспитания в современных условиях.- М.,1995.- С.1-13.
10. Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы //Новые ценности образования : содержание гуманистического образования.- М.,1995. -С.16-45
11. Газман О.С. Свобода ребенка в образовательном процессе //Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей.- М.,1993.- С.18-20.
12. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства: вопросы теории. – Казань: Изд-во «R-пресс», 2000. – 164 с.
13. Ечинац А.Ф. Подготовка к жизни и свободная школа. - СПб.: Тип.Н.Н.Фридберга, 1905. - 72 с.
14. Ив В. Мария Монтессори, ее предшественники и критики //Вестник воспитания.- 1915.- №4.- С.103-133; №5.- С.96-138.
15. Кагаров Е.Г. Современное педагогическое движение в Западной Европе и Америке.- М.:Работник просвещения, 1928. - 271 с.
16. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики: цивилизационный подход //Педагогика.-1995.-№3.-С.29-33.
17. Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы.- М.:ИТПИМИО, 1993. - 135 с.
18. Корнетов Г.Б. К вопросу о парадигме гуманистической педагогики //Свободное воспитание.- 1993.- Январь-февраль.- С.20-24.
19. Корнетов Г.Б. Педагогика свободного воспитания// Свободное воспитание.- М.,1995. - С.5-33.
20. Кулешова И.В. Идеи свободного воспитания: век спустя //Классный руководитель. – 1997. - №1. – С.21-29
21. Кумекер Л., Дж.С.Шейн. Свобода учиться. Свобода учить.- М.: Народное образование, 1994. - 160 с.
22. Лихачев Б.Т. Воспитание: необходимость и свобода //Педагогика.- 1994.- №2.- С.35-40.
23. Мак-Мённ Н. Путь к свободе в школе.- Пг.: Прибой, 1919. - 76 с.
24. Монтессори. - М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1999 – 224 с. (Антология гуманной педагогики).
25. Монтессори М.Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитания в Домах ребенка. – М. , 1920
26. Монтессори. – М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1999 – 224 с. (Антология гуманной педагогики).
27. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики.- М.:Задруга, 1913. – 339 с.
28. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в домах ребенка.-М.:Задруга, 1915. – 316 с.
29. Монтессори М. Руководство к моему методу.- М., 1916. – 64 с.
30. Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе.-М.:Работник просвещения,1922.-162 с.
31. Нигматов З.Г., Хузиахметов А.Н.Теория и методика воспитания. - Казань: Таткнигоиздат, 1996. - 182 с.
32. Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике //Советская педагогика.- 1990.- №9.- С.41-47.
33. Новые идеи в педагогике. Непериодическое издание, выходящее под ред. Г.Г.Зоргенфрея. Сб. № 1. Самоуправление в школах.- СПб:Образование, 1912.-168 с.
34. Образование в мире на пороге ХХ1 века.- М.: АПН СССР, 1991. - 97 с.
35. Обухова А. Свободное воспитание и дисциплина //Вестник воспитания.- 1909.- №6.- С.1-32; №7.- С.20-81.
36. Орлов Ю.М. Проблема ненасилия в педагогике //Педагогика.- 1993.- №4.- С.21-26.
37. Педагогика Марии Монтессори: Курс лекций. - М.: РОУ, 1992.- 69 с.
38. Педагогическое наследие русского зарубежья, 20-е годы.- М.:Просвещение, 1993. – 288 с.
39. Пилиповский В.Я. Неогуманистические идеи в западной педагогике// Педагогика.- 1993.- №6.- С.97-102.
40. Плеханов А.В. Педагогическая теория и практика М.Монтессори //Дошкольное воспитание.- 1989.- №10.- С.66-70.
41. Рогожникова Р.А. Дисциплина, свобода, гуманизм: Педагогический аспект. - Пермь: ПГПИ, 1994.- 115 с.
42. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т.- М.:Большая Российская энциклопедия, - Т.1., 1993.- 608 с.
43. Румянцев В.М. Гармонизация свободы и дисциплины// Советская педагогика.- 1990.- №8.- С.24-31.
44. Свободное воспитание: Хрестоматия /Составитель и автор вступит.статьи Г.Б.Корнетов.- М.:РОУ, 1995. - 224с.
45. Соколова Н.Д.Развитие гуманистических идей в отечественной и зарубежной педагогике. - Екатеринбург: Урал.госпед.ун-т, 1992. - 110 с.
46. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- Киев: Рад. Школа, 1977. - 382 с.
47. Сухотина Т.Л. М.Монтессори и новое воспитание.-М., 1914. - 94 с.
48. Ферьер А. Новое воспитание //Свободное воспитание.- 1911-1912.- №7.- С.12-32.
49. Фрадкин Ф.А. Педология: мифы и действительность. М.: Знание, 1991.- 79 с.
50. Фромм Э. Человек для себя/ Пер. с англ.- Мн.: Коллегиум, 1992. - 253 с.
51. Цырлина Т.В. Школы, которые не умирают... -Курск: КГПУ, 1993. - 120 с.
52. Цырлина Т.В. Феномен гуманистической авторской школы в педагогической культуре ХХ в. – Курск: Изд-во КГПУ, 1999. – 196 с.
53. Шиянов Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы.- М.-Ставрополь, 1991. - 205 с.
54. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности.-Ростов-на-Дону: АО «Цветная печать», 1995. - 310 с.
55. Шуберт А. Школа Монтессори в теории и на практике //Вестник воспитания.- 1916.- № 2.- С.75-105.
56. Янжул Е.Н. Новейшие течения европейской педагогики в направлении самодеятельности учащихся.- М., 1914. - 96 с.
57. Barrow R. Radical Education: a Critique of Freeschooling.- London:Martin Robertson, 1978
58. Montessori M.Uber die Bildung des Menshen. – Freiburg, 1966. – C. 83-87
59. Montessori M.Schule des Kindes. – Freiburg, 1987. – C.89
60. Montessori M.Das creative Kind. – Freiburg, 1991. – C.154
61. Montessori M.Das creative Kind. – Freiburg, 1994. – C.57
62. Montessori M.Die Entdeckung des Kindes. – Freiburg, 1994. – C.193
63. Montessori M.Kinder sind anders. – Munchen, 1998. – C.42
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
- Жизнь и деятельность Марии Монтессори 6
- Основные педагогические идеи М.Монтессори 10
Создание подготовительной среды 14
Принципы использования дидактического материала 19
Развитие двигательной активности 26
«Абсорбирующий дух» – духовная энергия 27
«Mneme» - память ребенка 29
Сензитивные периоды 30
Развитие чувства упорядоченности 32
«Поляризация внимания» 36
Инкарнация 38
Сенсорное воспитание (физиологическое воспитание) 39
Воспитание тишиной 41
Ручной труд 42
Организация процесса обучения 44
«Сенсибилизация совести» 48
«Космическое воспитание» 52
- Система М.Монтессори в контексте свободного
воспитания 54
- Роль учителя в школе Монтессори 57
- «Дом ребенка» 61
- Значение педагогических идей М.Монтессори для современности 66
Заключение 68
Вопросы и задания для самопроверки 69
Литература для самостоятельной работы 70