Ход мероприятия (обязательно указать этапы воспитательного мероприятия в интерактивной форме)
Важным направлением многогранной деятельности классного руководителя является работа с родителями учащихся класса.
Классному руководителю следует помнить, что он призван вместе с родителями учеников создать воспитывающую среду, обеспечить единство требований школы и семьи по отношению к личности ребенка.
Взаимную деятельность следует строить на следующих принципах:
– обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
– доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
– позиция сотрудничества в общении в родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.
Вся деятельность классного руководителя с родителями учащихся может быть представлена следующими направлениями.
§ изучение условий семейного воспитания;
§ информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе;
§ психолого-педагогическое просвещение родителей;
§ взаимодействие с родительским комитетом;
§ совместная деятельность родителей и учащихся;
§ информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.
Формы взаимодействия педагогов с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения.
Л. В. Байбородова дает следующую классификацию форм взаимодействия классного руководителя и родителей. Они бывают коллективные, групповые и индивидуальные.
Коллективные: родительское собрание, родительский лекторий, конференция по обмену опытом, вечер вопросов и ответов, диспут-размышление по проблемам воспитания, встреча родителей с администрацией школы, учителями класса, «День открытых дверей».
Групповые: взаимодействие с родительским комитетом, групповые консультации, практические занятия для родителей с привлечением специалистов, формирование советов дел, комиссий.
Индивидуальные: беседа, задушевный разговор, консультация-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписка.
Следует остановиться на некоторых правилах взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся, способов установления их контактов.
1. В основе работы классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей.
2. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании.
3. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи.
4. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности.
Традиционной формой взаимодействия классного руководителя и родителей учащихся класса является родительское собрание.
В зависимости от специфики решаемых задач выделяются различные виды классного родительского собрания.
1. Организационные (выбор классного родительского комитета; выбор деятельности по направлениям; выбор представителей в совет школы; разработка и утверждение плана работы родительского комитета на четверть, полугодие; создание инициативных групп из числа родителей класса для помощи в подготовке общешкольных и классных мероприятий и т. п.). Основная задача таких собраний – сформировать работоспособный родительский актив, который станет помощником классного руководителя в организации воспитательной работы в классе, мобилизует родителей на непосредственное включение в педагогический процесс.
2. Тематические (ориентирующие на разрешение проблем педагогического просвещения родителей). По форме проведения это могут быть лекции и беседы по психолого-педагогической тематике, психолого-педагогические тренинги, дискуссии, читательские конференции по проблемам семейного воспитания. К тематическим можно отнести также экстренные собрания и совместные собрания родителей и детей, посвященные какому-либо празднику или определенной теме («Встреча поколений», «Мой выбор профессии», «Подготовка к выпускным экзаменам» и т. д.).
Основное назначение тематических собраний, посвященных проблемам педагогического просвещения – повысить уровень психолого-педагогической культуры родителей, вызвать интерес к научным путям решения проблем семейного воспитания, побудить к анализу и коррекции своих взаимоотношений с детьми с педагогических позиций.
Экстренные собрания призваны оперативно определить совместные действия педагогов и родителей в связи с каким-то чрезвычайным происшествием, сложной ситуацией, решением совета школы и т. п.
3. Итоговые (направленные на подведение итогов в работе за определенный период времени). Они проводятся по результатам четверти, полугодия и года. Основная задача таких собраний – подвести итоги работы класса за истекший период, проанализировать причины успехов и неудач, наметить пути дальнейшего сотрудничества. Эти собрания также могут проводиться совместно с детьми, что способствует повышению их ответственности за результаты своего учебного труда, поведение.
4. Комбинированные (включающие в себя задачи всех предыдущих видов собрания). Проведение таких собраний практикуется классными руководителями наиболее часто.
Вне зависимости от вида родительского собрания выделяют некоторые общие требования к его организации:
– своевременное информирование родителей о его проведении;
– тактичное информирование родителей о позитивных изменениях в воспитании и обучении их детей, информация о жизни класса как единого коллектива (о планах, достижениях, развитии гуманистических отношений);
– определение направлений дальнейшей совместной деятельности с родителями и управленческих аспектов учебно-воспитательного процесса класса, школы, мобилизация их к этому сотрудничеству;
– создание психологически комфортной обстановки в общении с родителями.
Охарактеризуем некоторые интерактивные формы работы с родителями (табл.).
Таблица
Формы работы с родителями | Сущность формы, тематика |
Родительские вечера | Форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив; обычно проводятся 2-3 раза в год либо в присутствии детей, либо без них. Тематика: «Год рождения моего ребенка – каким он был, этот первый год?», «Друзья моего ребенка», «Праздники нашей семьи», «Вечер воспоминаний. «Наказания и поощрения в нашей семье», «Вопросы детей, которые ставят нас в тупик», «Фотографии нашего детства», «Как научиться говорить спасибо своему ребенку?» |
Родительский ринг | Это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива; проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так. Темы родительских рингов: «Можно ли наказывать ребенка?», «Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?», «Соблазны и пути их преодоления», «За и против» школьной формы», «Как приучить ребёнка самостоятельно выполнять домашние задания», «Наказания и поощрения», «Учим ребенка общаться». «Соблазны и пути их преодоления», «Роль школьной оценки в воспитании ребёнка» и др. |
Дискуссия | Совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, попытка продвинуться к поиску истины, что позволяет прояснить (возможно, изменить) мнение, позиции, установки и ценности родителей Приемы организации дискуссии: «Круглый стол» – беседа, в которой участвует небольшая группа родителей и во время которой происходит обмен мнениями между ними и остальными (например, обсуждение вопросов родительским комитетом). «Форум» – обсуждение, в ходе которого группа вступает с аудиторией в обмен мнениями. По проблемам, например, причин плохой дисциплины. «Симпозиум» – более формализованное, по сравнению с предыдущим, обсуждение, в ходе которого родители и классный руководитель выступают с сообщениями, представляющими свои точки зрения, а затем отвечают на вопросы аудитории. Любой из родителей может заявить тему и выступить со своим видением ситуации или проблемы. «Дебаты» – обсуждение, построенное на ситуации: «докладчик – оппонент» |
Детско-родительские мероприятия | Проводятся в форме игры с элементами тренинга, в которой принимают участие команды смешанного состав: родители и дети. Их задача – показать родителям и другим взрослым возможности ребенка в общении, акцентировать наиболее значимые для них в том или ином возрасте темы; увидеть других детей в группе, классе, чтобы понять место своего ребенка среди них, а также через сравнение с другими точнее рассмотреть ресурсы и трудности сына или дочери |
Конференция | Конференция – форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференции матерей, конференции отцов. Конференции желательно проводить не чаще одного раза в год, так как они требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие родителей. К ним готовятся выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности детей. Темы конференции должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Как мы помогаем детям хорошо учиться», «За здоровый образ жизни», «О поощрениях и наказаниях в семье», «Развитие современного школьника в воспитательном пространстве школы», «Адаптация школьника к разным условиям современного общества», и т.п. Конференция проводится по следующему плану: 1. Вступительное слово классного руководителя о задачах и порядке проведения конференции. 2. Краткие доклады (сообщения) родителей по конкретным вопросам воспитания детей в семье. 3. Выступления по заслушанным докладам. 4. Подведение итогов конференции |
Ролевые игры | Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: “Утро в вашем доме”, “Ребенок пришел из школы”, “Семейный совет” и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий. |
Диспут | Диспут – размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Проходит в непринуждённой обстановке и позволяет всем включится в обсуждение проблемы. |
Семейные праздники, чаепития, конкурсы. | Семейные праздники, чаепития, конкурсы. Это свободное неформальное общение – наиболее распространенная и эффективная форма взаимодействия и сотрудничества с семьей, способствующая созданию атмосферы взаимного доверия, понимания и теплоты в отношениях всех участников образовательного процесса. |
Вечер вопросов и ответов | Вечер вопросов и ответовпроводится после опроса родителей или составления по группам проблемных вопросов, которые возникают в воспитании детей и взаимоотношениях с ними. На одни вопросы может ответить педагог, для ответа на другие приглашается специалист (например, по вопросам психологии, полового воспитания). Ряд вопросов проблемного характера может быть предложен на обсуждение родителей и стать основой для специально подготовленного диспута. |
Диспут-размышление | Диспут-размышлениепо проблемам воспитания – одна из самых интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Он проходит в непринужденной обстановке, позволяет включить в обсуждение проблем всех присутствующих. Предметом обсуждения могут быть конкретные ситуации из жизни класса, семей, просмотренные вместе спектакли или кинофильмы. |
Пресс-конференция с родителями | Пресс-конференции с родителями желательно проводить в начале – конце учебного года. Такая форма работы отличается от обычного собрания тем, что для её проведения можно пригласить специалистов, администрацию школы с тем, чтобы они ответили на интересующие родителей вопросы. Они проводятся в форме вопросов – ответов. |
Подготовка к применению интерактивных методов
на родительском собрании
Для того, чтобы обеспечить высокую результативность интерактивных форм взаимодействия с родителями учащихся класса, необходимо учитывать некоторые условия.
1. Обеспечить безопасность участников. Классный руководитель не должен оценивать правильность или неправильность родительских мнений и установок. Особо следует отмечать ценность обратной связи, полученной от родителей:
2. Заинтересовать родителей. Нужно объяснить родителям, что данная форма поможет лучше понять, прожить какие-то ситуации школьной жизни, применить полученные знания и т.п.
3. Организовать пространство. Обязательно нужно изменить расстановку парт в школьном классе (например, поставить их буквой П или полукругом) или выбрать другое помещение.
4. Предупредить родителей заранее. Сообщить о том, что на собрании будут применяться новые формы взаимодействия, можно различными способами (например, подготовить письменные приглашения и передать их с детьми).
5. Выбрать оптимальное время на родительском собрании для применения активных форм взаимодействия. Время это обычно ограничивается 20-30 минутами. Если родители ранее не принимали участия в такой работе, то имеет смысл начинать с небольших по времени заданий, постепенно увеличивая их длительность.
Литература для проектирования :
Семейные праздники и мероприятия
1. Курносова, Л.А. День семьи "Мама, папа, я - дружная семья" / Л.А. Курносова // Классный руководитель. – 1999. — № 2.
Сценарий проведения "Дня семьи".
2. Лукина, В. "Листая страницы семейного альбома" / В. Лукина // Я вхожу в мир искусств — 2002. — № 1.
Сценарий план семейного вечера.
3. Мельник, О.А. У самовара я и моя семья / О.А. Мельник // Педсовет — 2004. — № 6.
Внеклассное мероприятие.
4. Келеш, Т. Семейная летопись / Т. Келеш // Воспитание школьников — 2004. — № 7.
Сценарий.
5. Коренева, М.А. Из семейного архива / М.А. Коренева // Педсовет — 2004. — № 9.
Конкурсная программа.
6. Варанкина, Л.И. Моя родословная / Л.И. Варанкина // Педсовет — 2004. — № 9.
Семейный вечер.
7. Коренева, М.А. Семейный очаг / М.А. Коренева // Педсовет — 2004. — № 9.
Конкурсная программа.
8. Амусина, Л.Е. Папа, мама, я - читающая семья / Л.Е. Амусина // Последний звонок — 2004. — № 9.
Литературно-познавательный вечер.
9. Шейко, О. Дом, который построим мы / О. Шейко // Классный руководитель — 2005. — № 3.
Игра, посвященная Всемирному Дню семьи.
10. Погорелова, Т. В Международный день семьи / Т. Погорелова // Воспитание школьников — 2005. — № 4.
Сценарий программы.
11. Ушакова, О. "Под крышей дома твоего" / О. Ушакова // Научно-методический журнал заместителя директора по воспитательной работе — 2005. — № 6.
Сценарий семейного праздника.
12. Неугодникова, Т. "Вы мне писали..." / Т. Неугодникова // Воспитание школьников — 2005. — № 7.
Семейный классный вечер.
13. Гарипова, Г. "Родительский дом, начало начал..." / Г. Гарипова, Л. Шарафиева // Педсовет — 2005. — № 9.
Сценарий семейного праздника.
14. Маврина, О. День семьи / О. Маврина // Педсовет — 2005. — № 9.
Конкурсная программа.
15. Шебалина, В. Семейная академия / В. Шебалина // Педсовет — 2005. — № 9.
Сценарий.
16. Бабкина, О. Семейный конкурс "Пальчики оближешь" / О. Бабкина // Педсовет — 2005. — № 9.
Сценарий.
17. Нефедова, С. Семейный праздник "Цветок для мамы" / С. Нефедова // Педсовет — 2005. — № 9.
Сценарий.
18. Толщина, Г. Я, ты, он, она - вместе дружная семья! / Г. Толщина // Педсовет — 2005. — № 9.
Парад семей (методическая разработка).
19. Юринова, Н.Г. Сценарий семейного праздника в 5-м классе / Н.Г. Юринова // Классный руководитель — 2006. — № 1.
Сценарий.
20. Шутова, В. Коллективный творческий праздник "В кругу семьи" / В. Шутова // Воспитание школьников — 2006. — № 3.
Сценарий.
21. Пахомова, О.А. Остров семейных сокровищ / О.А. Пахомова // Педсовет — 2006. — № 11. — С. 3-7.
Семейная ролевая игра-путешествие.
22. Устинова, Т.А. Папа, мама, я - трудовая семья / Т.А. Устинова // Досуг в школе — 2006. — № 11. — С. 21-22.
Сценарий.
23. Макеева, Г. Вот такие пироги / Г. Макеева // Сценарии и репертуар — 2007. — № 1. — С. 60-66.
Сценарий шоу-программы для семейных пар.
24. Варнавская, И. Всему начало - отчий дом / И. Варнавская // Сценарии и репертуар — 2007. — № 1. — С. 44-53.
Сценарий семейного вечера.
25. Тимофеева, Н.М. "Счастливая семья": сценарий гостиной для родителей / Н.М. Тимофеева // Классный руководитель — 2007. — № 7. — С. 130-132.
Сценарий.
26. Дорженсковская, Л.К. Конкурс творческих семей "Город счастливых надежд" / Л.К. Дорженсковская // Классный руководитель — 2007. — № 7. — С. 132-135.
Методическая разработка.
27. Семья глазами ребенка // Справочник классного руководителя — 2007. № 7. — С. 38-40.
Сценарий.
28. Бортко, Н.Б. Сценарий семейного вечера "Семейному кораблю - счастливого плавания" / Н.Б. Бортко // Классный руководитель — 2007. — № 8. — С. 103-106.
Сценарий.
29. Гончарова, Г.В. Вечер, посвящённый Дню отцов / Г.В. Гончарова // Досуг в школе — 2007. — № 8. — С. 21-22.
Сценарий.
30. Яковлева, П.Е. Семейный праздник в школе "Сказ от сердца и души о том, как мамы хороши" / П.Е. Яковлева // Классный руководитель — 2008. — № 2. — С. 70-76.
Сценарий.
31. Калашникова, А. Этикет и мы / А. Калашникова // Сценарии и репертуар — 2008. — № 3. — С. 37-49.
Сценарий семейной викторины.
32. Воробьёва, З.В. Давайте расскажем о себе / З.В. Воробьёва, Н.Л. Терехова // Досуг в школе — 2008. — № 8. — С. 20-21.
Семейные встречи "Счастливая семья".
33. Маврушина, Т.С. Папа,мама и я - дружная семья! / Т.С. Маврушина // Досуг в школе — 2008. — № 8. — С. 21-23.
Семейная игра.
34. Градусова, Г.Н. Роль отца в воспитании детей / Г.Н. Градусова, Н.А. Юдина // Досуг в школе — 2008. — № 8. — С. 28-32.
Конференция.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ