Схема оформления и ведения дневника практики

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИДЛЯ СТУДЕНТОВ И ПЕДАГОГОВ

ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

«ПЕРВЫЕ ДНИ РЕБЁНКА В ШКОЛЕ»

Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

ПМ 01 Преподавание по программам начального общего образования

Группы 32, 33, 203

Пояснительная записка

Цель практики:формирование у студентов общих и профессиональных компетенций в части организации педагогического процесса в условиях адаптации обучающихся к школе.

Задачи практики:

1.Ознакомление студентов с особенностями организации педагогического процесса в первые дни обучения детей в школе.

2.Совершенствование у студентов исследовательских умений как условия развития проектного педагогического мышления.

3.Создание условий для осознания будущими педагогами значения преемственности в работе с детьми дошкольных учреждений, семьи и школы.

4.Развитие у обучающихся потребности в профессиональном и личностном развитии.

5.Формировнаие у студентов умения вести записи наблюдений, обрабатывать, обобщать полученную в ходе наблюдений информацию, полно и правильно отражать её в дневнике практики.

План проведения практики

Виды работ Тематика заданий по виду работ Количество часов
1. Ознакомление обучающихся с целью и планом практики, с требованиями к отчётной документации по практике. Ведение дневника по практике. 1. Оформить дневник по практике. 2. Вклеить методические рекомендации по практике. 3. Подготовить необходимые материалы к практике. 4. Распределиться на подгруппы для прохождения практики.
2.Наблюдение и анализ организации образовательного процесса в первые дни обучения в школе. 1. Провести наблюдение и анализ организации образовательного процесса в первые дни обучения детей в школе. 2. Изучить работу учителя по организации адаптационного периода для первоклассников. 3.Провести беседу с учителем по проблемам адаптации обучающихся к школе. 4.Выявить особенности организации обучения детей в первые дни школьной жизни.
3.Наблюдение и анализ педагогических ситуаций. 1. Описать проблемную (нестандартную) ситуацию, возникшую на уроке или во время перемены. 2. Проанализировать ситуацию. 3. Определить возможные способы решения ситуации.
4. Составить психолого-педагогическую характеристику на класс. 1. Провести наблюдения за обучающимися в процессе адаптации к школьному обучению. 2. Составить психолого-педагогическую характеристику класса.
5.Наблюдение и анализ работы учителя с родителями 1.Определить формы взаимодействия учителя с родителями. 2.Выявить содержание и характер взаимодействия учителя и родителей первоклассников.
6.Оказание помощи учителю в организации образовательного процесса. 1.В период практики организовать деятельность детей на переменах. 2.Создать дидактические и иные пособия и материалы по запрос учителя.
7. Составление отчёта по итогам практики. 1. Обобщить полученные на практике результаты.  
  Итог

Отчётные документы по практике

1. Дневник по практике (заполненный в соответствии с требованиями и видами работ).

2. Протоколы наблюдения за организацией образовательного процесса.

3. Психолого-педагогическая характеристика класса.

4. Отчёт по итогам практики.

Обязанности практиканта

¾ Изучить литературу по организации первых дней ребёнка в школе

¾ Присутствовать на всех уроках в прикреплённом классе

¾ Помогать учителю в организации детей, подготовке к занятиям и т.д.

¾ Участвовать в обсуждении учебного дня

¾ Выполнять правила внутреннего распорядка в школе

¾ Выполнять задания по практике и вести дневник

¾ Своевременно сдать отчётную документацию

Задания для студентов

Задание 1 Ознакомьтесь с условиями, созданными в школе для первоклассников. Проведите беседу с учителем о специфике комплектования первых классов.

Проведите анализ условий в классе для обучения первоклассников, выполнение гигиенических требований в подборе мебели, оборудования, их размещении.

Проанализируйте особенности организации среды, обеспечивающей психологический комфорт учащимся и учителю.

Вопросы для обсуждения

1.Соответствует ли расположение, назначение классной комнаты санитарно-гигиеническим и педагогическим требованиям?

2.Насколько рационально подобраны и размещены предметы мебели?

3.Каковы особенности организации среды, обеспечивающей психологический комфорт учащимся и учителю?

4.Сформулируйте предложения по улучшению условий в классе.

Задание 2 Охарактеризуйте специфику работы учителя с первоклассниками. Познакомьтесь с учителем, понаблюдайте за его работой.

Вопросы для обсуждения

1.Как можно быстро установить контакт с детьми, запомнить их имена?

2.Какие педагогические приёмы организации детей кажутся вам наиболее эффективными?

3.Какие задания, виды работ вызывают наибольший интерес у учащихся, как это можно использовать при организации образовательного процесса?

4.Какие способы активизации внимания учащихся использует учитель?

5.Какие обучающиеся требуют повышенного внимания учителя (имеют ОВЗ, проявляют признаки дезадаптации)?

Задание 3 Ознакомьтесь с расписанием уроков. Изучите особенности его составления в адаптационный период. Понаблюдайте за подготовкой учителя к уроку, ознакомьтесь с наглядными пособиями, раздаточным материалом, оцените эффективность их использования в образовательном процессе.

Задание 4 Познакомьтесь с учащимися первого класса. Постарайтесь получить сведения о состоянии их здоровья, уровне дошкольной подготовки. Понаблюдайте за особенностями учащихся в учебной деятельности и во время перемен, попытаться выявить учащихся с проявлениями признаков дезадаптации.

Приложения

Приложение 1

Схема оформления и ведения дневника практики

1. Титульный лист

Дневник по учебной практике

«Первые дни ребёнка в школе»

ПМ 01 Преподавание по программам начального общего образования

Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Студента(ки) ______группы ГБПОУ СО «НТПК №1»

Ф.И.О. (в родительном падеже)

Руководитель практики:

_______________(Ф.И.О.)

Г.Нижний Тагил

2016-2017 учебный год

2. Методические рекомендации по практике (вклеенные).

3. Содержание практики, оформленное в таблице:

Дата Содержание деятельности Пояснения, примечания, анализ деятельности
 

Приложение 2

СОДЕРЖАНИЕ ДНЕВНИКА

1. Титульный лист

2. Фотографии и анализы уроков

3. Записи по наблюдениям и выводы по исследованию класса

4. Психолого-педагогическая характеристика класса

Приложение 3

Наши рекомендации