Схема оформления и ведения дневника практики
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИДЛЯ СТУДЕНТОВ И ПЕДАГОГОВ
ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
«ПЕРВЫЕ ДНИ РЕБЁНКА В ШКОЛЕ»
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
ПМ 01 Преподавание по программам начального общего образования
Группы 32, 33, 203
Пояснительная записка
Цель практики:формирование у студентов общих и профессиональных компетенций в части организации педагогического процесса в условиях адаптации обучающихся к школе.
Задачи практики:
1.Ознакомление студентов с особенностями организации педагогического процесса в первые дни обучения детей в школе.
2.Совершенствование у студентов исследовательских умений как условия развития проектного педагогического мышления.
3.Создание условий для осознания будущими педагогами значения преемственности в работе с детьми дошкольных учреждений, семьи и школы.
4.Развитие у обучающихся потребности в профессиональном и личностном развитии.
5.Формировнаие у студентов умения вести записи наблюдений, обрабатывать, обобщать полученную в ходе наблюдений информацию, полно и правильно отражать её в дневнике практики.
План проведения практики
Виды работ | Тематика заданий по виду работ | Количество часов |
1. Ознакомление обучающихся с целью и планом практики, с требованиями к отчётной документации по практике. Ведение дневника по практике. | 1. Оформить дневник по практике. 2. Вклеить методические рекомендации по практике. 3. Подготовить необходимые материалы к практике. 4. Распределиться на подгруппы для прохождения практики. | |
2.Наблюдение и анализ организации образовательного процесса в первые дни обучения в школе. | 1. Провести наблюдение и анализ организации образовательного процесса в первые дни обучения детей в школе. 2. Изучить работу учителя по организации адаптационного периода для первоклассников. 3.Провести беседу с учителем по проблемам адаптации обучающихся к школе. 4.Выявить особенности организации обучения детей в первые дни школьной жизни. | |
3.Наблюдение и анализ педагогических ситуаций. | 1. Описать проблемную (нестандартную) ситуацию, возникшую на уроке или во время перемены. 2. Проанализировать ситуацию. 3. Определить возможные способы решения ситуации. | |
4. Составить психолого-педагогическую характеристику на класс. | 1. Провести наблюдения за обучающимися в процессе адаптации к школьному обучению. 2. Составить психолого-педагогическую характеристику класса. | |
5.Наблюдение и анализ работы учителя с родителями | 1.Определить формы взаимодействия учителя с родителями. 2.Выявить содержание и характер взаимодействия учителя и родителей первоклассников. | |
6.Оказание помощи учителю в организации образовательного процесса. | 1.В период практики организовать деятельность детей на переменах. 2.Создать дидактические и иные пособия и материалы по запрос учителя. | |
7. Составление отчёта по итогам практики. | 1. Обобщить полученные на практике результаты. | |
Итог |
Отчётные документы по практике
1. Дневник по практике (заполненный в соответствии с требованиями и видами работ).
2. Протоколы наблюдения за организацией образовательного процесса.
3. Психолого-педагогическая характеристика класса.
4. Отчёт по итогам практики.
Обязанности практиканта
¾ Изучить литературу по организации первых дней ребёнка в школе
¾ Присутствовать на всех уроках в прикреплённом классе
¾ Помогать учителю в организации детей, подготовке к занятиям и т.д.
¾ Участвовать в обсуждении учебного дня
¾ Выполнять правила внутреннего распорядка в школе
¾ Выполнять задания по практике и вести дневник
¾ Своевременно сдать отчётную документацию
Задания для студентов
Задание 1 Ознакомьтесь с условиями, созданными в школе для первоклассников. Проведите беседу с учителем о специфике комплектования первых классов.
Проведите анализ условий в классе для обучения первоклассников, выполнение гигиенических требований в подборе мебели, оборудования, их размещении.
Проанализируйте особенности организации среды, обеспечивающей психологический комфорт учащимся и учителю.
Вопросы для обсуждения
1.Соответствует ли расположение, назначение классной комнаты санитарно-гигиеническим и педагогическим требованиям?
2.Насколько рационально подобраны и размещены предметы мебели?
3.Каковы особенности организации среды, обеспечивающей психологический комфорт учащимся и учителю?
4.Сформулируйте предложения по улучшению условий в классе.
Задание 2 Охарактеризуйте специфику работы учителя с первоклассниками. Познакомьтесь с учителем, понаблюдайте за его работой.
Вопросы для обсуждения
1.Как можно быстро установить контакт с детьми, запомнить их имена?
2.Какие педагогические приёмы организации детей кажутся вам наиболее эффективными?
3.Какие задания, виды работ вызывают наибольший интерес у учащихся, как это можно использовать при организации образовательного процесса?
4.Какие способы активизации внимания учащихся использует учитель?
5.Какие обучающиеся требуют повышенного внимания учителя (имеют ОВЗ, проявляют признаки дезадаптации)?
Задание 3 Ознакомьтесь с расписанием уроков. Изучите особенности его составления в адаптационный период. Понаблюдайте за подготовкой учителя к уроку, ознакомьтесь с наглядными пособиями, раздаточным материалом, оцените эффективность их использования в образовательном процессе.
Задание 4 Познакомьтесь с учащимися первого класса. Постарайтесь получить сведения о состоянии их здоровья, уровне дошкольной подготовки. Понаблюдайте за особенностями учащихся в учебной деятельности и во время перемен, попытаться выявить учащихся с проявлениями признаков дезадаптации.
Приложения
Приложение 1
Схема оформления и ведения дневника практики
1. Титульный лист
Дневник по учебной практике
«Первые дни ребёнка в школе»
ПМ 01 Преподавание по программам начального общего образования
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Студента(ки) ______группы ГБПОУ СО «НТПК №1»
Ф.И.О. (в родительном падеже)
Руководитель практики:
_______________(Ф.И.О.)
Г.Нижний Тагил
2016-2017 учебный год
2. Методические рекомендации по практике (вклеенные).
3. Содержание практики, оформленное в таблице:
Дата | Содержание деятельности | Пояснения, примечания, анализ деятельности |
Приложение 2
СОДЕРЖАНИЕ ДНЕВНИКА
1. Титульный лист
2. Фотографии и анализы уроков
3. Записи по наблюдениям и выводы по исследованию класса
4. Психолого-педагогическая характеристика класса
Приложение 3