Методическая редукция технических понятий
В советских и современных российских методиках обучения методическая редукция как самостоятельный методический прием не была обоснована. В то же время принцип доступности в обучении актуален для любой современной учебной Дисциплины и любой формы подготовки специалистов. Как указывалось выше, в различных видах анализа акцентируется внимание в основном на операциях с понятиями, определении трудностей усвоения новых знаний на уроке и т. д. Методическая редукция - это трансформация абстрактных теоретических положений научной области соответственно уровню понимания учащихся. Следовательно, методическая редукция имеет целью преобразовать содержание вновь изучаемого учебного материала в форму более простую и доступную для понимания его учащимися.
В методике профессионального обучения выделяют следующие приемы методической редукции:
¾ лингвистическую трансформацию учебного материала;
¾ вербальность и метафоричность формулировок;
¾ элиминацию менее важных аспектов из содержания учебного материала;
¾ мнемотехнику;
¾ операциональные определения технических понятий;
¾ остенсивные определения технических понятий и т. д.
Лингвистическая трансформация. Лингвистическая трансформация учебного материала – это преобразование данных конструкций слов, словосочетаний или предложений в ряд других, близких для понимания учащимися.
Вербальность. Вербальность заключается в том, что знаково-символические, невербальные формы репрезентации
информации замещаются на устную, словесную форму. Например, при наблюдении демонстрационных опытов, при самостоятельном выполнении лабораторных работ учащийся не сможет провести исследования без соответствующих словесных указаний, пояснений. Другие примеры. По математическому уравнению трудно представить способы работы электродвигателя, по схеме замещения или рисунку - процессы в электрической или механической системах. Преподаватель в словесной форме комментирует проведение демонстрационных опытов, анализирует математические формулы и представленные зависимости параметров в них и т. д.
Метафоричность (метафора).Этот прием в трансформации учебного материала может выступать в роли средства передачи и усвоения новых знаний и «нового видения мира и вещей». Метафора близка к таким механизмам понимания, как узнавание, ассоциирование. Метафоры должны сознательно отбираться преподавателем, чтобы учащиеся не воспринимали их в буквальном значении.
Мнемотехника. Мнемотехника хорошо известна и широко применялась педагогами в начале XX в. Цель применения мнемотехники - облегчить понимание и запоминание содержания путем образования искусственных ассоциаций.
Операциональные определения. Операциональные определения позволяют установить однозначное соответствие между термином и понятием через указание операционного состава действий с объектами учебного познания.
Например, силу тока в методике изучения электрических цепей операционально определяют как физическую величину, измеряемую измерителем тока (в простейшем случае - амперметром). Как подчеркивает К. К. Гомоюнов, «операциональное определение не является исчерпывающим, но оно уже позволяет практически действовать с определенным предметом».
Остенсивные определения. Остенсивные определения были обоснованы физиком-экспериментатором П.У.Бриджменом: «Остенсивные определения представляют собой способ установления соответствия между знаками (словом и словосочетаниями) и объектами, в результате чего знак приобретает для обучаемого значение». Остенсивные определения применяются при изучении технической дисциплины для обобщения признаков объектов технических систем и т. д. При изучении техники используются полуостенсивные определения, которые образуются демонстрацией не самого предмета, а его схем, чертежей, рисунков, сопровождаемых словесными пояснениями. Это один из самых распространенных и эффективных способов - сделать для учащихся понятным значение неизвестного ему слова. Следует подчеркнуть, что это особенно важно в обучении учащихся профессионально-технических училищ, будущая профессиональная деятельность которых связана с предметными практическими действиями, с объектами технической практики.
Таким образом, методическая редукция учебного материала не должна нарушать правильности, объективности и научности изучаемого. Способы редуцирования и представления учебного материала должны отбираться с учетом способностей учащихся к пониманию и запоминанию.
Методическое конструирование предметно-знаковых систем. Конструирование спецификации учебных элементов и графа учебной информации. Методика разработки метаплана.
Назначением предметно-знаковых систем обучения является опредмечивание в разных формах информации об объекте учебного познания. В данном параграфе рассматриваются инвариантные процедуры методической деятельности инженера-педагога по конструированию предметно-знаковых средств обучения. Одной из основных процедур разработки является представление элементов (понятий) учебного материала.
Для заполнения спецификации необходимо подготовить таблицу, в которую заносятся технические понятия, входящие в состав учебного материала урока. Каждому учебному элементу присваивается порядковый номер. Далее понятия отмечаются значком плюс (+) по различным основаниям. Первый номер присваивается понятию, являющемуся ведущим в данной теме урока. Обычно это понятие совпадает с наименованием темы.
Далее мы обращаем внимание на те операции, которые необходимо произвести с учебной информацией, чтобы подготовить ее к усвоению Учащимися на уроке. К таким операциям относится классификация учеб ных элементов по времени их изучения, т. е. выделение опорных и новых понятий. Например, по теме «Устройство и принцип действия трансформатора» предмета «Электротехника» опорными являются понятия, обобщенные законом электромагнитной индукции. Показ их в соответствующих колонках означает, что на этапе актуализации опорных знаний эти понятия должны быть активизированы в памяти учащихся с помощью определенных приемов: тестового контроля, демонстрационного опыта> и т. д. С точки зрения методики обучения это означает, что к данным понятиям преподаватель должен сконструировать вопросы или изготовить карточки программированного опроса, провести подбор соответствующих] задач или продумать, спланировать методику проведения демонстрационного опыта силами учащихся.
Отражение уровней усвоения понятий определяет методику работы на этапе применения знаний и умений. Для этого необходимо сконструировать тесты соответствующего уровня к рассмотренным понятиям, провести подбор соответствующих задач и т. д.
Другой формой представления содержания и структуры учебной информации является граф. Для построения графа можно воспользоваться методикой, изложенной в пособии М.Н.Ерецкого. Используя граф в качестве предметно-знаковых средств познавательной деятельности учащихся, важно особое внимание обратить на группировки понятий на соответствующих горизонталях или порядках. В методике разработки графа отмечается, что на горизонталях или порядках располагается понятие, образующее содержательную общность. Например, на одном порядке группируются понятия, отражающие конструкцию устройства, на другом - принцип действия, на третьем - классификацию и т. д. Это, в свою очередь, определяет общую логику познавательной деятельности учащихся. Для создания ориентировочной основы деятельности у учащихся необходимо сформировать понятия, описывающие конструкцию устройства, и с учетом этого вести формирование понятий, представляющих принцип действия устройства, затем основные параметры и режимы работы и т. д.
С методической точки зрения иерархия изучаемых понятий, представленная в виде графа, помогает обосновать упрощенную формулу организации учебной деятельности (УД) и управления ею. Формула учебной деятельности в виде УД = ООД + Ид + Кд (где ООД - ориентировочная основа деятельности; Ид — исполнительская деятельность; Кд — контролирующая деятельность) широко используется В.П.Беспалько и М.Н.Ерецким в методических целях.
Первые горизонтали графа создают ориентировочную основу деятельности, следующие представляют содержание исполнительских действий учащихся (усвоить принцип работы устройства; понять формулы, описывающие расчеты параметров; определить действия по вычислению системы параметров). И наконец, последние горизонтали определяют содержание контролирующих действий. Это своеобразное «выводное знание», представляющее режимы работы устройства, дополнительные параметры.
Методика разработки метаплана
Граф не опредмечивает содержательные признаки понятия и причинно-следственные связи между ними. Устранить эти недостатки поможет метаплан-техника.
Заметим, что метаплан при представлении учебного материала по техническим дисциплинам целесообразно применять в следующих случаях:
1)если в техническом тексте явно выражен или доминирует лингвистический признак внутри текстовой композиции;
2) если степень абстракции технического знания в конкретном электротехническом тексте адекватна степени абстракции общеобразовательного знания (что характерно для большинства учебников для профессионально-технических училищ).
Поясним данные положения. Если в техническом тексте преобладает экстралингвистический признак, т.е. в нем содержится много формул, уравнений, рисунков, диаграмм (векторных, временных, потенциальных, круговых и др.), схем, приводятся результаты исследований или расчеты схем и др., то исключается необходимость в использовании «инструмента метаплана» по дополнительному структурированию или редуцированию текста. Перечисленные формы технического знания в достаточной мере уже обладают наглядностью (условной, образной), и деятельность по их усвоению операционализирована.
Касаясь второго случая, можно отметить, что степень абстракции технического знания - прогностическая, т. е. функционирование технических объектов и прогнозирование их поведения описываются или представлены математическими моделями. Математическая модель технического объекта рассматривается, в свою очередь, как абстрактная математическая структура, в которой реальные и конкретные связи заменены абстрактными математическими отношениями через формулы, уравнения, функции.
Таким образом, если учебный текст имеет высокую степень абстракции (а это, например, характерно для вузовских учебников, научно-технической литературы и журналов), то применение метаплана-техники будет затруднительным и в целом нецелесообразным. Рассмотрим принцип построения метаплана учебного материала по теме «Электрические фильтры».
Главный дидактический объект усвоения- электрические фильтры-установлен в ходе смыслового анализа. Структура данного параграфа такова, что сначала через определение вводится новое базисное (родовое) понятие «электрические фильтры».
В параграфе указывается основа принципа действия электрического фильтра. Далее рассматриваются конкретные типы электрических фильтров, затем технические характеристики, диапазон угловых частот, схема фильтра, область применения и т. д.
Для обозначения новых понятий типов электрических фильтров рассматриваемых характеристик использованы прямоугольники. Ключевая информация, раскрывающая, поясняющая и конкретизирующая содержание характеристик, зафиксирована на овалах. Организованная таким образом схема из элементов метаплана позволяет заметить «информационные дырки» в содержании рассматриваемого учебного материала и предвосхитить возможные последствия этого. В частности, заградительный электрический фильтр не проиллюстрирован электрической схемой; для высокочастотного фильтра не указана конкретная область практического применения. По этой причине в реальной учебной ситуации учащиеся могут задать вопросы, на которые преподаватель должен быть готов ответить.
Преподаватель после конструирования метаплан-техники учебного текста обращает внимание студентов на новые методические возможности: 1) выявление структуры и логики учебного материала; 2) систематизацию и табулирование учебного материала; 3) выявление слабых мест в изложении и наличии информационных «дырок» в содержании учебного материала; 4) функционирование метаплана в качестве опорного конспекта (преподавателя, студента, учащегося), в качестве эскиза доски.