Основные тенденции и проблемы развития специального образования на современном этапе
Последнее десятилетие хх - начало XXIв. ознаменовались дальнейшим развитием обшего образования, что наглядно проявилось усилении внимания к содержанию и качеству обучения. Довольно остро был поставлен вопрос о разработке единых стандартных ТРС бований к знаниям школьников.
В связи с этим в 1991 г. создается Национальный совет по стандартам и тестированию, задачей которого стала разработка государственных требований к базовому образованию, обязательному для всех учащихся. На федеральном уровне приступили к работе комиссии по созданию стандартов по различным учебным дисциплинам математике, английскому языку, естественным наукам, истории, обществоведению, искусству. Вместе с тем Департамент образования заявил о необязательности стандартов, единых для всей страны. На такое решение повлияли два фактора - относительная автономия штатов, а также опасения по поводу возможного неприятия данной меры школьными властями разных регионов. Однако на практике все штаты поддержали концепцию стандартизации.
Динамично развивалась и система специального образования.
Этому способствовало совершенствование законодательства в отношении детей и подростков с ограниченными возможностями, распространение и углубление научных исследований, а также повсеместно усиливающееся стремление к интегрированному обучению.
В 90-х п. бьши приняты такие важные законы, как «Американцы с отклонениямю>, «О помощи лицам с отклонениями в развитии» и «Билль о правах» и ряд существенных поправок к закону «Об образовании всех аномальных»!. Отличительной особенностью законодательных актов данного периода стало обязательное соблюдение требований политической корректности при характеристике и использовании терминологии, при описании различных болезненных процессов и аномальных состояний.
На основании новых законов и нескольких поправок к уже дейcTByющиM были уточнены состав и особенности различных групп, подлежащих специальному образованию и нуждающихся в оказании государственной помощи. В частности, в них появилась информация о детях с аутизмом. Бьшо указано также на необходимость разработки и создания программ переходного периода для людей старше 16 лет; увеличения сети образовательных услуг для детей и подростков с эмоционально-поведенческими расстройствами; предусматривалось выделение средств на планирование, координацию и предоставление специальных услуг людям с нарушениями в развитии, а также на их юридическую защиту. Наиболее полно права и гарантии л юдей с ограниченными возможностями определил закон «АмериKHцы с отклонениями» (1992). В нем бьши указаны их права и обязанности и допустимые по отношению к ним дисциплинарные взыскания, а также права работодателей на введение квалификационных стандартов. Этот закон существенно расширил положения закона «О реабилитацию> (1973 г.), конкретизировал права и гарантии таких людей при трудоустройстве; указал на необходимость обеспечения для их доступа к местам общественного пользования на уровне государства и штата(ов); подчеркнул, что ни они, ни члены их семей не должны подвергаться дискриминации при трудоустройстве, выплате страховки, а также при получении зарплаты.
I Закон «Об образовании всех аномальных,) стал называться «Об образовании лиц, имеющих нарушению).
Сумма заработка инвалида не могла быть меньше, чем у работника, не имеющего отклонений, при вьшолнении аналогичного объема работ. Закон уточнял обязанности инвалидов на рабочем месте; оговаривал права работодателей. Так, дисциплинарные взыскания к инвалидам должны бьти применяться наравне с обычными работниками. Однако инвалида нельзя бьто уволить за некачественно выполненную работу, если бьто доказано, что это явилось следствием отсутствия необходимых для него приспособлениЙ. Тем не менее закон допускал право работодателя на увольнение «особого» работника в случаях, когда деятельность последнего на рабочем месте могла привести к прямой угрозе здоровью и/или жизни других людей.
Закон закреплял право работодателя на введение квалификационных стандартов в отношении аномальных. Это делалось для того, чтобы определить оптимальные места работы инвалидов и избежать несчастных случаев.
Не менее важными для развития специального образования явились и поправки к закону «Об образовании всех аномальных», принятые в 1997 г. В них содержались указания на следующие моменты: - необходимость проведения обязательного итогового тестирования на право получения сертификата о среднем образовании и участия в нем людей с отклонениями в развитии;
- пересмотр критериев диагностики школьников, имеющих нарушения развития; расширение прав родителей в выборе образовательных услут для ребенка;
- исключение неуспевающих детей и подростков из числа учащихся, нуждающихся в специальном образовании;
- сужение возрастных границ для детей с отклонениями в развиTии;
- применение дисциплинарных взысканий к «особым» детям;
- усиление юридических прав образовательных агентств штатов;
- соответствие деятельности парапрофессионалов стандартам,
принятым в том или ином штате.
Приведем краткое изложение этого закона в последовательности, представленной в оригинале.
Большое внимание уделял ось проведению общегосударственно го итогового тестирования (эквивалент сдачи экзамена на аттеСТат зрелости), которое должны проходить все школьники с нарушениями развития. Однако предусматривались различные модификации, касающиеся места проведения (отдельный кабинет) или его условий (один и тот же тест мог быть зачитан или представлен в письменной форме несколько раз). Содержание тестового материала модификации не подлежало.
Школьники, которые не могли участвовать в таком тестировании (по состоянию здоровья или интеллектуальным возможностям), ПРОХОдИЛи альтернативное тестирование (содержание и процедура которого к моменту выхода закона нахОдИЛись в стадии разработки).
Закон расширял права родителей, которые могли присутствовать на заседаниях, где рассматривались формы и способы предоставления их ребенку специального образования, участвовать во всех этапах проведения оценки.
Особо оговаривалось наличие группы детей и подростков, не подлежащих специальному образованию. Это - школьники, имеюшие пробелы в знаниях по основным учебным предметам; дети, для которых английский язык не бьт родным.
Расширялись права специалистов, занимающихся диагностикой и переоценкой состояния ребенка: они могли назначать повторное тестирование ребенка, за исключением тех случаев, когда решался вопрос о его исключении из системы специального обучения или против этого аргументированно выступали родители/учителя.
Конкретизировалось само понятие «отклонение В развитии», подчеркивалась возможность применения этого термина только по отношению к детям и подросткам в возрасте от 3 до 19 лет.
В поправках нашли отражение положения о дисциплинарных взысканиях к детям с ограниченными возможностями - они могли применяться к ним наравне с нормальными детьми. Любой «особый,> ребенок мог быть исключен из школы на срок от 10 до 45 дней в зависимости от тяжести совершенного им проступка. Особо оговаривалось, что детям и подросткам, исключенным или временно исключенным из школы, все равно должна предоставляться помощь специалистов.
Действие этой статьи не распространялось на молодых людей в возрасте 18 - 21 года, находящихся в исправительных учреждениях для взрослых.
Существенное значение имело введение положения о возможности перераспределения средств на специальное образование с целью оказания помощи и поддержки детям и подросткам, не имеющим отклонений, а также педагогическому персоналу на переподготовку (например, учителям начальных классов).
Уточнялись обязанности образовательных агентств штатов. В случаях, когда действия администрации местного школьного округа противоречили положениям закона «Об образовании всех аномальных'>, образовательное агентство штата имело право по своему усмотрению распределять государственные средства, вьщеленные данному школьному округу.
Ужесточились требования к частным общеобразовательным школам, которые обязаны более строго следовать установкам законодательства в отношении аномальных детей, т. е. принимать их в свои учреждения и бесплатно обучать.
При этом сумма затрат частной школы на каждого аномального ребенка должна бьша соответствовать средствам, вьщеляемым государством.
Большое внимание уделялось вопросам гласности: все документы образовательных учреждений, касающиеся их деятельности, должны были быть открытыми.
Помимо совершенствования законодательства и дальнейшего развития науки, в 90-х п. прошедшего столетия усилилось движение за проведение реформы специального образования и изменение модели размещения детей с ограниченными возможностями с целью предоставления им образовательных услуг. Этому во многом способствовали активность администраций штатов и школьных округов, связанная с увеличением числа интегрированных классов как экономически наиболее выгодной формы обучения <,особых» детей; мощные выступления родительских комитетов, общественных организаций и различных государственных деятелей, которые считали проводимую государством политику интегрированного обучения недостаточной, и требовали крупномасштабной реформы специального образования. Изменилась и официальная точка зрения на умственную отсталость как на состояние, в котором важным компонентом выступает не интеллектуальный дефект, а дефицит адаптации'.
Лидером движения становится Ассоциация лиц с выраженными нарушениями (TASH) - наиболее радикальное крьшо общественной организации «Инициатива массового обучения», которое отстаивает права детей и подростков с выраженными и тяжелыми интеллектуальными нарушениями. Ассоциация добивалась полного охвата всех без исключения детей общеобразовательным пространством (обучением в обычном классе или так называемым инклюзивным обучением), отказа от специализированной помощи в условиях школы и постепенного упразднение специального образования (с. Стейнбек, Р. Деннис, К. Клонингер, С. Эдельман, Д. Липски, Д. Йорк- Бар, т. Вандеркук).
В качестве условий интеграции детей и подростков с серьезными интеллектуальными нарушениями в массовое обучение указывались следуюшие: развитие социальных навыков, улучшение взаимоотношения и взаимопонимания с обычными сверстниками, развитие Пожительных чувств и привязанностей между ними и «особыми» детьми (М. Снелл, Т. Вандеркук, М. Флитам).
1 Стремление к реформе специального образования проявилось еще в конце 80-х гг. Официально об этом заявила помощник секретаря отдела специального образования и реабилитационных услуг Мамен Вилл. В 1986 Г. она опубликовала статью - обращение к американскому народу «Образование детей с проблемами в обучении. Общая ответственность», в которой, в частности, говорилось о том, что специальное образование утратило свою эффективность. Само понятие ,<специальное образование» у рядовых граждан зачастую ассоциируется с пожизненным клеймом. Уровень ожиданий от детей, обслуживаемых этой системой, чрезвычайно низок и не отвечает требованиям, предъявляемым современной жизнью. Автор приходит к выводу о необходимости радикальной реформы специального образования. Основные тезисы этой статьи вскоре стали программными.
Главными задачами и принципиальными основами полноценного включения представител и ассоциации считали: востребованность людей с ограниченными возможностями обществом; возможность их посильного участия в неятельности окружающих; развитие чувств дружбы и принятия СО сTOPOHbI обычных сверстников; формирование у «особых» людей ощущения собственной значимости и полезности, самоуважения, уверенности в себе, в своем будущем; восприятие себя как свободнОГО и удовлетворенного человека. В противном случае дети и подростки с выраженными интеллектуальными проблемами чувствуют сВОЮ ущербность, у них формируется комплекс неполноценности, развиваются фрустрация и депрессия. Это приводит к закреплению негативных личностных качеств, ощущению неуверенности, беспомощности, собственной ненужности и бесполезности.
Сторонники реформирования убедительно обосновывали свои поЗИЦИИ. ПОих мнению, сегрегация порождает сегрегацию: когда дети и подростки С выраженными интеллектуальными нарушениями оказываются в специальной школе, они лишаются возможности до"азать, что могут быть полноценными гражданами и принимать актИвное участие в жизни окружающих. Их нормальные сверстники ничего о них не знают, не понимают их и нередко относятся к ним пЛОХО. Большинство налогоплательщиков считают, что «особые» дети (в частности, имеюшие выраженные нарушения) должны находить'Н в отдельных учреждениях, вдали от глаз людских. В то же время родители таких детей боятся экспериментировать с интеграцией.
Подобная ситуация противоестественна и требует изменений прежде всего потому, что она ставит под угрозу существование плюралистического общества. Кроме того, никто из так называемой катеГОРИИ нормы не застрахован от появления больного ребенка. Понанным департамента образования США, подобная перспектива рсально существует для 15 % населения. Поэтому жизненно необходИМО, чтобы обычные члены общества оказывали помощь и поддержку «особым» людям.
Согласно разработанной реформаторами программе, одним из пеРВЫХ шагов является помещение детей с выраженными интеллек1 уальными нарушениями в наиболее значимое для них окружение, в интегрированное пространство (обычную школу). ЦелесообразI юсть данной меры очевидна: дети получают возможность учиться в IlIпегрированной школе, а вне ее получать разностороннюю помощь ('lIециалистов. Поокончании школы молодые люди смогут жить в современном обществе, где им будет оказываться необходимая под/Iсржка, благодаря чему они окажутся в состоянии выполнять не('/южную, но полезную работу.
Помещение школьников с выраженными интеллектуальными lIарушениями в общеобразовательные школы будет способствовать развитию положительного личного взаимодействия таких детей с нормально развивающимися сверстниками.
Формирование социальных взаимоотношений - процесс длительный, поэтому первые шаги в области социализации следует делать уже в детстве. Направленными на это приемами могут быть и совместные действия при выполнении уроков, и организация досуга, и классная работа, в которой нормальным сверстникам отводится роль помощника и руководителя.
Необходимо также всячески стимулировать родителей «особых» детей к участию в процессе интеграции: на их долю выпадает немало испытаний, нередко они разобщены, не уверены в своих силах.
Ассоциация выдвинула требование упразднения специального образования. Этот вопрос в начале 90-х гг. был поставлен весьма категорично (В. Стейнбек), однако он не получил широкой поддержки.
Деятельность Ассоциации лиц с выраженными нарушениями в конце прошедшего века бьша чрезвычайно многообразной и очень успешной: ее представители добились финансирования крупных проектов, в частности технического обеспечения жизнедеятельнос ти людей, имеющих серьезные нарушения.
Работа ассоциации во многом способствовала созданию Президентской комиссии по вопросам реформы и интеграции в области специального образования при Совете «особых» детей, которая под готовила проект закона о школах «включения» (впоследствии был ра тифицирован в Сан-Антонио, 1993). Действия ассоциации получили поддержку других влиятельных общественных организаций, таких как Национальная ассоциация советов образования штатов, Совет администраторов специального образования, Ассоциация КОНТРОлЯ и развития программ обучения. Важную роль сыграло и разносто роннее участие средств массовой информации. В 1993 г. по телеви дению бьш показан фильм «Обучение Питера» о судьбе 10-летнего мальчика с синдромом Дауна, где рассказывалось о трудностях, ко торые пришлось преодолеть ребенку (и его родителям) в стремлени и учиться в общеобразовательной школе. Выступая на получении об щенациональной премии за лучший документальный фильм, его режиссер П. Газдаускас высказался за преимущества «полного вклю чения» в массовое обучение. Газета «Нью-Йорк Таймс» в передовоii статье «Когда особые дети приходят в обычную школу» также под держала эту идею.
Широкое распространение по всей стране информации об успеш ной деятельности ассоциации и активная ее поддержка обществом оказали заметное влияние на политику, проводимую в области об разования.
В штатах Нью- Мехико и Мичиган местные власти приняли СООтветствующие законы о модернизации специального образования в направлении большей интеграции.
Однако деятельность ассоциации столкнулась и с противодействием со стороны ряда ученых, специалистов (т. Скртик, Дж. Кауфман, Л. Фачс, П. Фернстром, Д. Хаагер, О. Ли) и общественных оргаIlизаций (Ассоциации детей и подростков с трудНОСТЯМИ в обучении, Национального совместного комитета по проблемам трудностей в обучении, Национального совета различных нарушений, Американского общества слепых, Совета «особых» детей и др.).
С резким неприятием подобных идей выступила Американская ассоциация учителей. Ее представители заявили, что большинство учителей массового обучения протестует против давления со стороIIЫ департаментов образования штатов, требующих помещения в массовые классы школьников с выраженными и тяжелыми нарушеIlИЯМИ. Такие действия они считают произволом, нарушающим права учителей, которые не поддерживают эти позиции. Определенное )еспокойство высказывали и родители обычных школьников, отстаивающие право своих детей на получение полноценного образования.
Несмотря на жесточайшее противостояние, американское общество уступило давлению ассоциации, а также наиболее решительно настроенным педагогам и родителям. С начала 90-х гг. хх в. государственные школы всех штатов были обязаны принимать детей и подростков с выраженными и серьезными интеллектуальными нарушенИЯМИ и зачислять их, согласно решению администрации, в обычнbIe классы. Вопросы о программе обучения, а также о специалистах, которые должны бьши оказывать помощь «особым» детям, решались дифференцированно людьми, отвечающими за специальное образование в конкретной школе.
В случаях несогласия родителей с зачислением ребенка в обычную школу, а также с программой его обучения, эти вопросы, как правило, решались в суде. Чаще всего суд склонялся не в пользу школьной администрации. Родители также имели право отказаться от услуг специалистов (логопеда, дефектолога, психолога), и требовать от администрации просто обучения своего ребенка в общеобразовательном классе.
Следует подчеркнуть, что в США существует множество общественных организаций, профессиональных союзов педагогов-дефектологов, оказывающих значительное влияние на развитие системы специального образования, на совершенствование законодательства ит.Д. Старейшими из них являются такие, например, профессиоlIальные объединения учителей глухих детей, как: «Convention of merican Instructors of the Deaf» (действует с 1850 г.), «The Alexander (,raham ВеН Associacion for the Deaf (AGBAD»> (с 1890 г.). Последнее объединяет сурдопедагогов - приверженцев устного метода обучения глУХИХ (орализма).
Система учреждений. Несмотря на расширение интегрированIIOfO обучения и включение в систему массового образования учащихся с выраженными и тяжелыми интеллектуальными нарушениями, модель альтернативного обучения (оказания специализирован ной помощи) сохранилась. Помощь детям и подросткам, по желанию родителей, оказывается не только в общеобразовательных школах, но и в специальных классах, специальных школах, а так же закрытых учреждениях (и их модификациях). Такие дневные школы и школы-интернаты сушествуют для глухих, для слепых, для глубоко умственно отсталых детей, а также для детей с нарушени ями поведения. В частности в США имеются три школы для глу хих: школа Кларка, Центральный институт глухих и институт глу хих Святого Джозефа.
Из всех форм оказания помощи людям с ограниченными воз можностями наиболее пристальный интерес государственных, 06 щественных деятелей и ученых привлекают закрытые учреждения для глубоко умственно отсталых. В отношении этих заведений го сударство продолжает проводить политику разукрупнения. Бол ь шое внимание уделяется в том числе и развитию негосударственных программ.
Ведущая роль в их организации принадлежит различным част ным службам на уровне штатов (при этом доля штата в оказаНИи непосредственной помощи глубоко умственно отсталым чрезвычай но мала и составляет чуть больше 20 %).
В последние годы действуют несколько типов учреждений. Боль шинство из них составляют так называемые «конгригейтные», ИЛи целостные, учреждения. Они являются либо государственными, либ0 частными; персонал занимается опекой, обучением и предоставлс нием воспитанникам медицинских, терапевтических, образователь ных услуг.
Другая разновидность закрытых учреждений - заведения семей ного типа (и их различные формы). Здесь заботу об «особых» людях берут на себя родители или лица, их заменяющие. Как правило. объединяются несколько семей, имеющих таких детей и подростков
Третьим типом «закрытого учреждения» становится собственныйдом, если ребенок (взрослый) с ограниченными возможностями Является его владельцем, или если дом принадлежит родственникам, то они предпочитают держать умственно отсталого в домашних услови ях. Важное условие содержания глубоко умственно отсталого чело века дома, которое выдвигают и контролируют службы специально го образования, - обязательное его обслуживание группой специ алистов (не менее шести человек).
I В настоящее время оптимальным количеством воспитанников в таком у'! режцении считается 6 '-!еловек и меньше. Этой практики придерживаются в 31 ~I штате, часть штатов (в частности Арканзас, Джорджия, Иллинойс, Канз<н:, Виржиния, Оклахома, Техас) исходит из таких чисел, как 15 человек и MeHbUlt· 16 и больше, некоторые практикуют модель «3 человека и меньше».
Кроме реформирования системы оказания помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями школьного возраста, в 90-е п. расширялась и работа с детьми дошкольного возраста. Целевая установка программ для дошкольников состоит в раннем вынвлении и первичной профилактике болезненных процессов и нарушениЙ. В настоящее время эти программы имеют четкую структуру и оформлены законодательно: они регламентируются законами «Об оказании помощи детям дошкольного возраста», «Об образовании всех аномальных», единым законодательством штатов в отношении детей с нарушениями развития, который носит название «Общий IIлан осуществления специального образования».
Каждый штат и школьный округ обязаны контролировать выполнение программы по раннему выявлению и оказанию специализированной помощи детям в возрасте от рождения до пяти лет. программы предусматривают: участие специалистов (сурдопедаго'ОВ, логопедов, психологов, социальных работников, терапевтов); организацию обучения детей и научения их родителей (семейное обучение, консультирование, посещение на дому); в случае необходимости - проведение диагностики и лечения, оказание узкоl'lIециальных медицинских услуг, связанных с уходом и питанием ребенка, физиотерапия и массаж. Дети и родители обеспечиваютсн необходимыми техническими устройствами и приспособлениями (инвалидными колясками, слуховыми аппаратами), а также транспортировкой детей для получения услуг по обучению и леченИЮ вне дома.
***
Итак, знакомство с историей становления и развития специальнOгO образования в США показывает, что она во многом сходна с анологичными процессами в других странах. Это сказывается и в отношении к людям с ограниченными возможностями на разных "апах развития общества; и в особенностях развития способов и направленности образовательных услуг (сначала в сферу внимания попадают люди с более тяжелыми ограничениями жизнедеятельности, затем - с легкими случаями нарушений); и в организационных формах оказания помощи.
Педагогическая система США впитала в себя идеи исследователей и практиков многих стран мира - Франции, Англии, Германии, нидерландов.
Вместе с тем американские дефектологи сумели создать националЬНУЮ систему специального образования и раньше других провели ее реформу, став образцом для подражания для многих европейских стран.
Учитывая многие положительные моменты, связанные с реализациеЙ политики инклюзивного обучения, необходимо отметить, что избыточная интеграция детей и подростков с выраженными нарушениями (особенно, интеллектуальными) в общеобразовательное пространство препятствует обретению ими знаний и навыков, достуHыx их возможностям, а также затрудняет для их обычных сверстников получение полноценного среднего образования.
ВОПРОСЬ! и задания
1. Охарактеризуйте первые формы оказания помощи людям с нарушениями развития.
2. Какие формы оказания помощи «особым» детям и подросткам сложились к середине хх столетия?
3. Чем вызван повышенный интерес государства к проблемам детей с ограниченными возможностями в 60-х п. прошедшеro столетия? Какие права лиц с нарушениями развития бьши законодательно закреплены в этот период?
4. Раскройте суть концепции нормализации. Какое влияние она оказала на судьбу специального образования в США?
5. Охарактеризуйте реформу закрытых учреждений 70-х гг. хх в. Какой была их судьба в 70-90-х гг. хх в.?
6. Передайте основное содержание реформы специального образования, основные положения закона «Об образовании всех аномальных».
7. Объясните, что представляет собой «модель альтернативного размеще ния».
8. Расскажите о политике, про водимой государством в области общего и специального образования в начале 80-90-х п. прошедшего столетия. 9. Раскройте содержание законов «Американцы с отклонениями» и по правок к закону «Об образовании всех аномальных».
10. Выявите роль «Ассоциации лиц с выраженными нарушениями (TASH) в совершенствовании специального образования страны.
11. Объясните значения терминов «помещение В общий поток», «полно\: включение», «деинституциализация».
12. Укажите основные современные тенденции развития специальных учреждений.
13. Перечислите главные проблемы специального образования на совр\: менном этапе.
14. Составьте сообщение о деятельности любого американского иссл\: до в ателя, внесшего значительный вклад в развитие соответствуюшей обла сти специального образования.
ЛИТЕРАТУРА
Вишневская С. Е. Некоторые современные тенденции специалЬНОI () образования в США / / Дефектология. - 1987. - NQ 2.
Замский Х С. Умственно отсталые дети. История их изучения, ВОСЛlI тания и обучения с древних времен до середины хх столетия. - М., 199
Лернер д. В. Специальное образование в Соединенных Штатах. - Екагеринбург, 1993.
Марцuновскоя Е. Н, Егоров В. В. Обучение и воспитание глухих детей 11 США // Дефектология. - 1989. - NQ 1.
Моргачёва Е.Н История специального образования в США. - М., 2001. НОКС Д Некоторые вопросы подготовки сурдопедагогов в США / / Дефектология. - 1987. - NQ 6.
Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия / сост. Л. М. Шипицына. - СПб., 1997.
Sheereпberger R. С. А Нistory of Menta! Retardation in the US. - Baltimore, 1997.
Treпt J. W Inventing the РееЫе Mind. - Bercly-Los-Angeles, 1995.
Гл а в а 4
КАНАДА