Массовый спорт в жизни студентов РФ. Предпосылки создания Ассоциации спортивных студенческих клубов России
Существующие две основные взаимосвязанные организационные формы спорта: массовый самодеятельный спорт и спорт высших достижений – так или иначе задействуют студенчество. Массовый спорт является органической частью системы физического воспитания, физической культуры общества: массовый спорт относительно лимитируется состоянием здоровья, уровнем физического развития людей. В этой форме реализуются общие образовательно-воспитательные, подготовительно-прикладные, оздоровительные и рекреационные задачи спорта[36] .
Массовый спорт – основа спорта высших достижений, условие физического совершенствования подрастающих поколений, спорт высших достижений позволяет на основе выявления индивидуальных возможностей и способностей человека в определённой сфере спортивной деятельности (посредством углублённой специализации и индивидуализации учебно-тренировочного процесса, связанного с использованием возрастающих до предельных функциональных нагрузок) добиваться максимальных, рекордных спортивных результатов, моделировать для них эталонные ориентиры, вооружать массовую практику наиболее эффективными средствами и методами спортивного совершенствования[17].
Массовый спорт - это непрерывное накопление социального опыта, в ходе которого молодежь познает свои возможности, расширяет свой потенциал. Массовый спорт, выполняя развивающие, воспитательные, патриотические, коммуникативные функции, объединяет и координирует студентов и социальные группы, развивает нацию[18].
Стратегически важная задача развития спорта не только в высших учебных заведениях, но и всей стране ориентирована на досуг и популяризацию физической культуры и спорта, умение налаживать сотрудничество как среди студентов, так и с преподавательским составом и административно-управленческим персоналом, укрепление здоровья путём участия в мероприятиях ССК, повышение мотивации к занятиям спортом и достижению результатов в спорте.
Анализируя проблемы формирования здорового образа жизни молодого поколения, можно также утверждать, что многое зависит от активной социальной позиции студента [66].
Авторы многих исследований студенческого спорта приводят результаты опросов и мониторингов в студенческой среде, которые позволяют предположить, что большая часть молодежи не придает серьезного значения двигательной активности в процессе жизнедеятельности, в то время как студенты, активно занимающиеся спортом, все без исключения вне учебной деятельности занимаются физкультурно-оздоровительной деятельностью два-три раза в неделю и более[7, 12,13].
Повышение уровня здоровья молодых людей зависит от многих факторов, однако решающим среди них является позиция самого человека, его отношение к собственному здоровью. Физкультурно-оздоровительную деятельность необходимо рассматривать как важнейшую из видов деятельности, имеющих социально-культурный характер, ибо ее предметом, целью и главным результатом является развитие самого человека [5]. Здоровый образ жизни передает полноту включенности человека в многообразные формы и способы социальной деятельности соответственно оптимальному и гармоничному развитию всех его структур: телесной, психической, социальной, и включает все компоненты разных видов деятельности, направленные на охрану и улучшение здоровья молодежи. Здоровый образ жизни не сводится к отдельным формам активности: искоренению вредных привычек, следованию гигиеническим нормам и правилам, санитарному просвещению, обращению за лечением или советом в медицинские учреждения, соблюдению режима труда, тренировок, отдыха, питания и многим другим [7].
Так, анализируя свой социальный статус по десятибалльной шкале, студенты специальной медицинской группы оценили в среднем на 6,7, тогда как респонденты, активно занимающиеся спортом, на 8, тем самым определяя различие на 1,3 балла в пользу студентов, активно занимающихся спортом. В результате проведенного исследования была установлена тесная связь основ здорового образа жизни с уровнем удовлетворенности состоянием здоровья, а также социальным статусом студенческой молодежи. Деление студентов на две категории (активно занимающихся спортом и специальной медицинской группы) продемонстрировали эту связь. Тем самым реально просматривается, что физкультурно-оздоровительной деятельностью вне университета занимаются далеко не все студенты специальной медицинской группы. То же самое можно сказать и об основах здорового образа жизни, где их соблюдение в большей степени определено студентами, активно занимающимися спортом. Вследствие этого уровень удовлетворенности состоянием здоровья у студентов, активно занимающихся спортом, значительно выше, а это, в свою очередь, повышает самооценку социального статуса, что в особенности очень важно для молодых людей. [5]
В современных условиях актуализируется проблема вовлечения широких масс населения в сферу физической культуры. Увеличивается значимость пропаганды здорового образа жизни и физической культуры. Важнейшим моментом является так же то, что роль спорта становится не только все более заметным социальным, но и политическим фактором в современном мире. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой, а также успехи на международных соревнованиях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, а также ее военной и политической мощи.
По данным министерства спорта, первой проблемой на текущий момент является ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения [21]. Проанализировав информационно-справочный материал «О деятельности региональных органов исполнительной власти по развитию физической культуры и спорта с учетом основных показателей, установленных Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», выявлено ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения.
По данным 2008 года в Российской Федерации не менее 60% обучающихся имели нарушения здоровья (14% обучающихся старших классов являлись практически здоровыми). Свыше 40% допризывной молодежи не соответствовали требованиям, предъявляемым армейской службой [23]. Из 10 призывников 7 непригодны к службе в армии по состоянию здоровья.
Кроме того, 85% населения, в том числе 65% детей, подростков и молодежи, не занимались систематически физической культурой и спортом.
В документе отмечено отсутствие эффективной системы детско-юношеского спорта, отбора и подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд страны [21].
Нерешенные проблемы нормативно-правового, организационно-управленческого, материально-технического, научно-методического, медико-биологического и кадрового обеспечения сдерживали развитие детско-юношеского спорта, не позволяли готовить полноценный резерв для спортивных сборных команд страны, поэтому в последние десятилетия наблюдается усиление глобальной конкуренции в спорте высших достижений.
Тем не менее, официальная статистика свидетельствует, что в настоящее время Российская Федерация значительно отстает по показателю регулярных занятий физической культурой от развитых стран, в которых физическими упражнениями занимаются до 50% населения, тогда как в России составляет 22,5% общего населения страны. Среди мужского населения систематически физической культурой занимаются более 20 млн человек, или 30,6% общей численности мужчин, среди женского населения — около 12 млн человек, или 15,6% общей численности женщин. Учитывая социальную значимость физической культуры в современных условиях, в Государственном образовательном стандарте особо выделена учебная дисциплина «Физическая культура», которая вне зависимости от регионов, специфики учебных заведений и прочих обстоятельств является обязательной для всех учебных заведений, и программа по данному курсу не может быть сокращена[22].
Либерализация социокультурных процессов в обществе привела к отрицанию устоявшихся физкультурно-спортивных традиций в вузе и к формированию новых направлений двигательной активности, которые оптимально соответствуют стилю жизни студенческой молодежи, социально-психологическому и морфофункциональному статусу, особенностям ее ментальности. Это требует отказа от авторитарных методов учебного процесса и обращения к личности студента, его интересам и потребностям в сфере физкультурно-спортивной деятельности [16].
Такой подход подразумевает двусторонность учебного процесса и наличие у студента активной позиции в нем. Самоуправление в студенческих молодежных коллективах сегодня расценивается как атрибут и сущностная характеристика демократически устроенных образовательных учреждений.