Технология свободного труда (С. Френе)

Селестен Френе (1896–1966) – французский педагог, создавший оригинальную систему школьного обучения, основанную на природо-естественной, трудовой и самоорганизующей деятельности детей.

С. Френе разработал 30 педагогических инвариантов, выполняющих роль принципов школьной системы:

Инвариант 1. Природа ребенка такая же как и природа взрослого.

Инвариант 7. Любой человек предпочитает сам выбирать себе работу, даже если этот выбор ему невыгоден.

Инвариант 11. Наиболее эффективный путь усвоения знаний – не наблюдение и не демонстрация, составляющие основные приемы традиционной школы, а экспериментальное «нащупывание» – естественный и универсальный метод познания.

Инвариант 13. Знания добываются опытным путем, а не изучением правил и законов, как иногда думают. Браться в первую очередь за правила и законы – все равно что ставить повозку впереди лошади.

Инвариант 19. Выставление отметок успеваемости и классификация учеников в принципе ошибочны.

Инвариант 20. Учителю нужно как можно меньше говорить.

Основой учебного процесса в школе С. Френе является создание учениками свободных текстов на учебную тему, которую они выбрали. Это небольшие сочинения, в которых дети описывают свои впечатления от экскурсий, рассказывают о своих делах, друзьях, планах на будущее. Лучшие из свободных текстов обсуждаются на занятиях, распечатываются и отдаются всем детям; затем подшиваются в специальную тетрадку, играющую роль учебных пособий.

Для того, чтобы организовать публикацию и размножение текстов, действует школьная типография – главное техническое средство данной системы обучения. Работают в типографии сами школьники.

Создавая свободные тексты, ученик не только обучается родному языку, но и ощущает себя творческой личностью. Детские тексты являют собой социально-педагогический тест, обнаруживающий отношения ребенка к окружающему миру, помогающий ему осознавать свои образовательные результаты.

Традиционные учебники в этой школе отсутствуют. Вместо них – система карточек, содержащих математические задачи, грамматические упражнения, рассказы, иные тексты и задания по различным наукам и дисциплинам. На базе карточек создаются обучающие ленты, которые вкладываются для передвижения в специальную машины (прообраз программированного обучения). На одном кадре дается условие задачи или вопрос, на следующем может находиться рациональный способ решения или ответ. Такие пособия позволяют ребенку изучать материал в индивидуальном темпе и ритме.

Учебный процесс в школе Френе имеет четкое планирование. Учитель составляет месячный план работы для каждого класса с перечнем тем, подлежащих изучению, согласно государственным стандартам.

В соответствии с этим планом каждый ученик составляет свой индивидуальный недельный план, в котором отражаются все основные его виды деятельности: указывается, сколько свободных текстов он составит и на какие темы, отмечаются номера карточек, задания на которых будут выполнены, определяются виды трудовой деятельности (работа в мастерской, в саду, на скотном дворе и т. п.).

Учебный день в школе делится на две части. Первую половину дня старшие ученики занимаются обычно самостоятельно по своему плану: одни составляют свободные тексты, другие – выполняют задания по карточкам, третьи готовят материал для типографского набора. Учитель в это время большое внимание уделяет младшим школьникам: организует их занятия по чтению, письму, рисованию. Попутно старается не упускать из поля зрения старших учеников, помогая им разобраться с учебной картотекой или типографским станком.

Во второй половине дня в типографии печатается то, что сделано с детьми утром, подводятся итоги работы: ученики делают доклады, читают изданные тексты. Авторы лучших работ поощряются.

Чтобы не травмировать психику детей, отметки в школе Френе не выставляются. Взамен существует система оценивания с различными формами поощрений (лучших учеников в то время могли, например, награждать специальными орденами, возлагать на голову венки и показывать в театре, печатать их имена в газетах).

Специфическими элементами школы Френе являются школьный кооператив и общешкольная газета. Ученики изготавливают различные предметы для нужд школы, а также на продажу. Каждую субботу проводится общее собрание кооператива, где организуется выставка лучших работ, обсуждаются материалы школьной газеты.

Школьная газета здесь своеобразна. Каждый понедельник в коридоре вывешивается большой лист бумаги, разделенный на 4 колонки: «Я критикую», «Я хвалю», «Я хотел бы», «Я сделал». Рядом привязан карандаш, и любой ученик может в любое время сделать свою запись, обязательно подписавшись. Стирать или снимать записи не разрешается. Школа Френе отличается от традиционной тем, что здесь к каждому ученику имеется индивидуальный подход. Главным является возможность детей творчески развиваться, работая самостоятельно и экспериментально подкрепляя свои знания и умения.

Данную систему критикуют за отсутствие последовательности в изучении материала учениками, которые сами выбирают себе темы для изучения. В то же время, отдельные элементы педагогической системы Френе действуют и в сегодняшних школах, например, система карточек. Современная компьютерная техника может с успехом заменить громоздкую типографию и оперативно выполнять те творческие задачи, которые на нее возлагаются в школе Френе.

Вальдорфская школа

Основы Вальдорфской педагогики разработаны немецким философом и педагогом Рудольфом Штейнером (1861–1925), создателем антропософии. Развитие и образование человека в антропософской интерпретации представляется как целостное взаимодействие его телесных, душевных и духовных сфер с аналогичными сферами внешнего мира.

Задача вальдорфской педагогики – воспитание духовно свободной личности. Законы творчества рассматриваются в этой системе как вытекающие из законов природы и находящие выражение в духовном опыте человека. Вальдорфские педагоги видят своей задачей «искусство пробуждать» скрытые в человеке природные задатки.

В основе данной теории лежит идея метаморфоз И. Гете. Например, в семени сконцентрирована вся жизнь растения. Находясь в земле, из него развивается зародыш, который развертывается в первых зародышевых листиках. Затем растение стягивается в стебель, потом вновь расширяется в листьях, снова стягивается и так далее, пока не сосредоточится в одном семени.

Циклы метаморфоз делят развитие человека на семилетия. Человек последовательно рождается во всех своих сферах:

1. Тело как атрибут воли – это врожденные качества, индивидуаль-ные для каждого человека (телесное рождение) – 0 лет.

2. Душа как хранительница чувств и впечатлений – существует вне времени и пространства; основное развитие происходит до 7 лет (душевное рождение).

3. Дух и мысли – логическое мышление, важно развивать до 14 лет (рождение мыслящего человека).

4. Самодух «Я» – чувство мысли, ответственность личности, формируется к 21 году (совершеннолетие).

Задача педагога – прослеживать в ученике эти метаморфозы и создать благоприятные условия для их протекания. Вальдорфская педагогика исключает прямые воздействия на волю; считается, что воля развивается здоровым образом только в результате правомерных косвенных воздействий. Общий принцип их осуществления – сначала художественное, чувственное, духовное, затем – из него – интеллектуальное.

Особенности вальдорфской дидактики:

• Применение метода обучения детей через цветовое и образное переживание предметов.

• Изучение объектов как наделенных душой вещей – понимание их сущности через чувственное восприятие и физическое ощущение.

• Использование принципа дуализма – учения, признающего равноправие двух начал, а также различных противоречий (между небом и землей, белым и черным и т. д.)

• Учет жизненных биологических ритмов ребенка, чередование противоположных видов деятельности: «дыхание урока», «дыхание дня».

• Природосообразность и отрицание шаблонов (например, дети до 14 лет чертят линии без линеек).

Главным действующим лицом в школе является классный учитель. Он разрабатывает и ведет все основные общеобразовательные предметы в своем классе с 1-го по 8-е классы.

Учитель не работает по жесткому плану: необходимый план «прочитывается» им в каждом ученике. Задача учителя – не затрагивая собственного «Я» ученика, способствовать формированию его тела и души таким образом, чтобы индивидуальность (дух) когда-нибудь смогла стать его полным хозяином.

Начальное обучение ведется с преимущественным использованием его образных форм, которые принимаются и на старших ступенях. Предметы преподаются по этапам: в течение 3–4 недель ежедневно на первых двух-трех уроках проводится один и тот же ведущий предмет, чтобы ученики могли полностью вжиться в него. Затем подобным образом изучается другой ведущий предмет и т. д.

В традиционной школе обучение направлено на активизацию предметного восприятия. Вальдорфская педагогика стремится сделать переживание осмысленным. Дети учатся видеть смысл вещей через чувственное восприятие. Ребенок «пропускает через себя» объект изучения.

Поясним специфику изучения отдельных предметов на антропософской основе.

Письмо. Задание первоклассникам: «Нарисуй живые буквы»; более старшим ученикам: «Напишите предложение так, чтобы ваш шрифт соответствовал содержанию текста».

Чтение. Сказки – образное восприятие действительности. Все, что в них говорится, существует на самом деле. Сказки есть настоящие и придуманные (некачественные). Каждому возрасту, времени года или дня – своя сказка. Со второго класса – басни и легенды. Третий класс – Ветхий Завет.

Математика. Единица – самое большое число, все остальное происходит из него. Вычитание, деление – это щедрость. Сложение, умножение – скупость, эгоизм.

Геометрия. Две основные линии – прямая и дуга, проживаются детьми в движении. Фигуры – тоже. Например, прямоугольник прочувствуется детьми, когда они проходят вокруг прямоугольного дома. Линейки и линованные тетради почти не используются, это обеспечивает свободу для фантазии ребенка. Дети рукой ощущают смысл линии, превращения форм, познают символ границы.

Учебники в общепринятом смысле в этой школе не применяются. Необходимые записи ученики делают в самостоятельно оформляемых тетрадях «по эпохам». Отметки не выставляются. По окончании учебного года классный учитель составляет подробную характеристику каждого ученика. Сдаются итоговые (после 8-го класса) и выпускные (в конце 12-го класса) экзамены.

Значительное внимание уделяется трудовому воспитанию, где ученики овладевают разнообразными практическими навыками. Школа управляется педагогическим советом. Руководящих инстанций не имеет. Во всем мире сейчас около 500 школ, работающих по данной системе. В России первая Вальдорфская школа появилась в 1991 г.

Технология вероятного образования А. М. Лобок. Целевые ориен-тации: сформировать авторскую позицию ребенка в культуре; помочь ребенку обрести способности заявить себя в мире культуры и вести диалог с культурой; развить потребности самореализации в различных сферах и формах культуры (прежде всего навыки в лингвистике и математике); сформировать письмо у младшего школьника как авторское самовыражение и индивидуальную языковую интуицию (литературные способности).

Целевые ориентации технологии мастерских: предоставить младшим школьникам психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя, свое место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут.

Наши рекомендации