Работоспособность студентов при использовании «малых форм» физической культуры в режиме учебно-трудового дня
К разнообразным «малым формам» физической активности студентов относятся утренняя гимнастика, физкультурные паузы, микропаузы.
Утренняя гимнастика наименее сложна, но достаточно эффективна для активного включения в учебно-трудовой день за счет мобилизации вегетативных функций, повышения работоспособности центральной нервной системы, создания определенного эмоционального фона. Студенты, выполняющие утреннюю гимнастику, имеют более качественную готовность к активной учебной работе. Период врабатывания завершался у них в течение 15 мин., у студентов, начинающих трудовой день без зарядки, качественное включение в учебный труд затягивалось до 45 мин.
Действенным и доступным видом производственной гимнастики в вузе является физкультпауза, призванная решать задачу обеспечения отдыха студентов и повышения их работоспособности. Изучая эффективность использования двух вариантов комплексов физкультпауз для повышения устойчивости произвольного внимания студентов, обладающих разными типами внимания, было выяснено, что упражнения общеразвивающего характера на точность, четкость и координацию движений при соблюдении глубокого дыхания улучшают внимание так же как и при выполнении упражнений с преимущественно силовой и скоростной направленностью с произвольным дыханием. Применение в физкультпаузе комплексов упражнений определенной подготовленности может оказывать избирательный эффект повышения отдельных сторон умственной работоспособности.
Тема 6. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями
Самоконтроль– самонаблюдение человека в процессе тренировки, работы, отдыха и сна. Цель самоконтроля – следить за реакциями организма на физические, умственные, психологические и другие нагрузки.
Показатели самоконтроля делятся на объективные и субъективные.Субъективные показатели самоконтроля основаны на личных ощущениях. К ним относятся:
· Самочувствие
· Аппетит
· Сон
· Работоспособность
Самочувствие – комплексное состояние всего организма.
Аппетит – может быть хорошим, плохим, повышенным, пониженным или отсутствовать.
Сон – может быть хорошим и плохим (бессонница, длительный период засыпания, пробуждение среди ночи).
Работоспособность – кол-во работы, которое человек может выполнить с достаточно высокой интенсивностью.
При недостаточной или чрезмерной физ. нагрузке наблюдаются нарушения субъективных показателей самоконтроля.
Объективные показатели самоконтроля – выражаются цифровыми значениями и определяются при помощи приборов. Оценивается, прежде всего, деятельность СС и дыхательной систем.
Сердечно-сосудистая система:
· ЧСС – пульс. У взрослого нетренированного человека ЧСС в норме = 60-89 уд/мин. В положении лёжа пульс на 5-10 уд. Ниже, чем стоя, у женщин чаще, чем у мужчин, у детей выше, чем у взрослых. Во время тренировки ЧЧС может достигать 220 уд/мин., увеличивается при волнениях и заболеваниях. Патологией считается тахикардия (пульс в покое выше 90 уд/мин), брадикардия – ЧСС менее 40 уд/мин, а также аритмия (неритмичный пульс).
Пробы для оценки функциональных возможностей сердца:
1. Проба Мартине (с 20 приседаниями). Подсчитывается пульс в покое, выполняется 20 приседаний за 30 сек. И вновь подсчитывается пульс; определяется % учащения пульса от исходного уровня. Повышение на 25% - отлично, до 50% – хорошо, до 75% – удовл., выше 75% - неудовл.
2. Проба с одышкой. Одышка – ощущение нехватки воздуха и внешнее проявление функциональной недостаточности сердца. Чем большее расстояние человек способен пробежать в определённом темпе без одышки, тем выше его физическая работоспособность. Существует тест: если подняться по лестнице на 4-й этаж без одышки и ЧСС менее 140 уд/мин – хорошая физическая работоспособность, если есть одышка и ЧСС выше 140 уд/мин – плохая.
· АД – тонометр. На АД влияют: вес, рост (чем полнее человек, тем выше АД), ЧСС, характер питания (у вегетарианцев давление ниже), занятия ФК и спортом (виды спорта на выносливость снижают АД, силовые – повышают). Показатели АД не постоянны в течение жизни: с возрастом оно постепенно возрастает.
Нормой считается верхнее АД – 105-139 мм. рт. ст., нижнее 60-80. Повышенное АД – гипертония, пониженное – гипотония. Важно знать также пульсовое АД = разница верхнего и нижнего; в норме = 40.
Верхнее АД можно определить без тонометра: если пульс не прощупывается в лучезапястном суставе – АД 70 и менее, в локтевом – 60 и менее, на сонной артерии – 50 и менее; это говорит о критическом состоянии и большой кровопотере.
Дыхательная система.Характер дыхания определяется частотой и глубиной дыхания. Правильное дыхание характеризуется более продолжительным выдохом, т. е. выдох дольше вдоха по времени.
Дыхательная система хорошо развивается в циклических видах спорта (бег, л/г, плавание). Частота дыхания зависит от возраста, состояния здоровья, уровня тренировки. Взрослый человек выполняет в состоянии покоя 14-18 дых. циклов в минуту, спортсмены в состоянии покоя дышат реже. Во время физ. нагрузки ЧД м. достигать 60 раз в минуту. Основная характеристика дыхания – ЖЕЛ – измеряется спирометром в литрах. Рассчитывается ЖЕЛ (какая должна быть) по формуле Людвига:
- для мужчин ЖЕЛ= 40 х рост(см) + 30 х вес(КГ) – 4400
- для женщин ЖЕЛ= 40 х рост(см) + 10 х вес(КГ) – 3800
ЖЕЛ зависит от пола (у мужчин выше), от возраста (увеличивается до 20 лет, после 30 снижается), от размеров тела (прямопропорционально), от уровня тренировки (у спортсменов выше).
Пробы для оценки состояния дыхательной системы:
1) Проба Штанге: в положении сидя задерживаем дыхание после глубокого вдоха. Норма – 40-55 сек., у спортсменов- 60-90, менее 40 – патология.
2) Проба Генча: в положении сидя задерживаем дыхание после выдоха. Норма – 25-30 сек., у спортсменов- 40-60, менее 25 – патология.
3) Проба Розенталя – пятикратное измерение ЖЕЛ с 15-секундными интервалами отдыха. В норме определяются одинаковые или нарастающие значения ЖЕЛ. Снижение показателей говорит о плохом состоянии ДС.
К объективным показателям относятся также антропометрические данные (рост, масса, ОГК).
Для определения нормального соотношения роста и массы тела существуют различные формулы:
· Индекс Брока: при росте до 165см из роста вычитают 100, 165-175см - вычитают 105, при росте свыше 175см вычитают 110.
· Индекс Кетле: вес тела в граммах делят на рост в см. Норма у мужчин = 350-400 гр/см; у женщин = 325-375 гр/см. Если больше – избыточная масса тела; меньше – недостаточная.
· М= 50 + 0,75 х (рост – 150) + (возраст – 20):4
· Таблица нормальной массы тела в зависимости от роста, пола и телосложения.
Тема 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или системы физических упражнений
Физическая культура (ФК) – это особая часть человеческой культуры, которая представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования человека, укрепления его здоровья, повышения работоспособности.
Спорт – специфический вид деятельности, специально организованный процесс, направленный на выявление предельных возможностей человека в условиях спортивных соревнований или тренировки.
Основные отличия ФК от спорта:
1. Соревновательность, т. к. спорт основан на соревновательной деятельности и подготовке к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются возможности человека
2. Задачи: ФК – оздоровительные, спорт – достижение максимального результата.
Физическое воспитание – способ освоения ценностей, накопленных в сфере физической культуры, пед. процесс, направленный на формирование ФК личности, спец. Знаний, умений и на развитие разносторонних физических способностей.
Физическое развитие – процесс изменения форм и функций организма Ч. в течение его индивидуальной жизни под воздействием естественных условий (пищи, быта, труда) и целенаправленных физических упражнений. ФР можно измерить в любой момент времени: это м. б. размеры тела (рост, вес, ОГК), функциональные возможности систем организма (ЧСС, ЖЕЛ – спирометр, жировые отложения –калипер, АД – тонометр), показатели различных ДК (сила – динамометр, Б, В, Л, Г).
Спортделится на массовый спорт (уровень достижений до 1 взрослого разряда) и спорт высших достижений.
В спорте предусматривается присвоение следующих разрядов и званий (от низших к высшим): 2, 1 юношеские, 3, 2, 1 взрослые, КМС – это спортивные разряды, их необходимо подтверждать 1 раз в 2 года.
Далее идут спортивные звания: МС, МСМК, ЗМС – они присваиваются пожизненно.
Для присвоения указанных разрядов и званий в одних видах спорта необходимо выполнить разрядные нормативы и требования, в других – только требования.
Разрядные нормативы выражаются в мерах времени, длины, веса и др. количественных показателях (Например: бег 100м – 11 сек., прыжки в длину – 5 м., штанга 100 кг и т. д.)
Разрядные требования могут быть следующими:
1. занять определённое место на соревнованиях того или иного масштаба (в л/г 1-3 место на области – МС, 4-6 – КМС),
2. добиться определённого количества побед над спортсменами соответствующих разрядов (наст. теннис).
Спортивная классификация носит подвижный, динамичный характер, периодически (как правило, 1 раз в 4 года – к новым Олимпийским играм) корректируется, т. к. совершенствуется теория и методика физического воспитания (ТМФВ), техническая оснащённость спорта.
Системы проведения соревнований:в игровых видах спорта существуют различные системы проведения соревнований. Наиболее распространены олимпийская, круговая и их сочетание.
Олимпийская– проигравший выбывает из дальнейших соревнований, победитель выходит в следующий круг. Достоинство – быстро. Недостаток – необъективно, т. к. уже в первом туре могут встретиться сильнейшие и потенциальный серебряный призёр выбывает из соревнований.
Круговая– играет каждый с каждым, набирая определённое количество очков за победу, проигрыш и ничью. Достоинство – объективность. Недостаток – долго.
Чаще применяется сочетание систем – сначала участников делят на группы, они играют внутри групп по круговой, затем лучшие команды выходят в следующий тур и играют по Олимпийской системе.
Мотивы выбора вида спорта для индивидуальных занятий.Наиболее распространены следующие мотивы выбора:
1. Достижение наивысших спортивных результатов – при этом нужно учитывать природные задатки (рост в - спортивных играх, быстроту - в легкой атлетике (л/а), гибкость - в гимнастике. В видах спорта на выносливость - высокие результаты доступны всем).
2. Укрепление здоровья, коррекция недостатков физического развития и телосложения. Регулярные занятия спортом изменяют многие показатели физического развития:
· массу тела: её уменьшают виды спорта на выносливость (марафон), жир начинает расщепляться через 30 мин непрерывной физической нагрузки, до этого расщепляются углеводы. Т. е. занятия с целью уменьшения массы тела должны продолжаться не менее 40 минут и носить равномерный аэробный характер. Силовые нагрузки приводят к увеличению мышечной массы и, следовательно, общей массы тела (гимнастика, гребля увеличивают мышцы рук и плечевого пояса, конькобежный спорт, велосипед развивают мышцы бедра).
· плавание, лыжные гонки – увеличивают ЖЕЛ и ОГК
· труднее всего коррекции поддаётся рост, причём занятия штангой в подростковом возрасте могут замедлять рост, и др.
3. Повышение функциональных возможностей организма. Регулярные занятия спортом нормализуют АД, уменьшают ЧСС в покое, увеличивают УОК (количество крови, выбрасываемое сердцем в сосуды за 1 сокращение), понижают частоту и увеличивают глубину дыхания.
4. Психофизическая подготовка к будущей профессиональной деятельности и овладение жизненно необходимыми умениями и навыками (плавание, туризм и т. д.)
5. Активный отдых.
Тема 8. Основные направления и формы физкультурно-оздоровительной работы в детских лагерях
Задачи физического воспитания:
· укрепление здоровья, содействие нормальному развитию и закаливанию детей;
· совершенствование у школьников умений и навыков в естественных видах движений, развитие физических качеств;
· привитие интереса к занятиям физической культурой и спорта; воспитание привычки к самостоятельным занятиям в свободное время физическими упражнениями;
· формирование организаторских навыков средствами физической культуры;
· формировать основы знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма; развивать волевые и нравственные качества;
· воспитывать дисциплинированность, самостоятельность, взаимопомощь, инициативность, чувство ответственности.
Основные требования, предъявляемые к организации и методике работы.Мероприятия по физическому воспитанию должны:
· соответствовать возрасту детей, состоянию их здоровья, физическому развитию и физической подготовленности;
· быть неотъемлемой частью режима оздоровительного лагеря;
· вовлекать в систематические занятия физической культурой и спортом всех отдыхающих в лагере детей;
· обеспечить разнообразие занятий (плавание, туризм, упражнения и игры на местности, преодоление полы препятствий);
· отвечать здоровым запросам и интересам детей, их стремлению к любознательности;
· способствовать развитию инициативы и самостоятельности;
· сочетаться с трудом (посильные работы по благоустройству и поддержанию в порядке мест занятий спортом, изготовление и ремонт простейшего инвентаря и т.д.).
Основные формы работы по физическому воспитанию:
· физкультурные мероприятия в режиме дня (утренняя гимнастика, солнечные и воздушные ванны, купание);
· отрядная физкультурная работа (физкультурные занятия, прогулки, экскурсии, походы, игры на местности);
· массовая спортивная работа (спортивные игры, конкурсы, соревнования по различным видам спорта, подвижные игры, товарищеские встречи, спартакиады);
· учебно-тренировочные занятия секций, команд по различным видам спорта;
· общественно-полезные формы труда, и др.
Тема 9.Развитие Олимпийского движения
Олимпийское движение – самое массовое движение современности, цель которого – способствовать построению мира через воспитание людей при помощи спорта без какой-либо дискриминации (политической, религиозной или расовой).
Термин Олимпиада означает четырёхлетний период между Олимпийскими играми. Правильно говорить ХХ Олимпийские игры или игры ХХ Олимпиады.
Ведущей организацией Олимпийского движения является Международный олимпийский комитет (МОК). Штаб-квартира МОК находится в Швейцарии в г. Лозанне. Основные функции МОК – руководство и развитие Олимпийского движения, выбор столицы Олимпийских игр. Россия победила в конкурсе за право проведения Олимпийских игр 2014 года г. Сочи.
Первые достоверно известные Олимпийские игры состоялись в 776 г. до н. э. в Древней Греции. Право участвовать в них имели только мужчины, только свободные люди и только греки по происхождению. В 394 г. нашей эры римский император Феодосий I Олимпийские игры запретил, и они были забыты на полторы тысячи лет.
Идея возрождения Олимпийских игр принадлежит французскому барону Пьеру де Кубертену (1863-1937). 23 июня 1894 г. на Конгрессе в Париже был создан МОК. С тех пор 23 июня во всём мире отмечается как Олимпийский день.
Атрибуты Олимпийских игр:
- Олимпийские кольца, символизирующие единство континентов. Цвета колец расположены в определённом порядке и обозначают: синий – Европа, чёрный – Африка, красный – Америка, жёлтый – Азия, зелёный – Австралия.
- Олимпийский флаг – пять колец на белом фоне
- Олимпийские клятвы (клятва спортсменов и клятва судей)
- Олимпийская хартия – свод законов об олимпийском движении
- Олимпийский талисман – символ страны, проводящей Олимпийские игры (например, в Москве в 1980 г. талисманом был медвежонок Миша)
- Олимпийский гимн
- Олимпийский огонь. Зажигается в Греции у подножия горы Кронос от солнечных лучей при помощи вогнутого зеркала, затем в виде факельной эстафеты лучшими спортсменами доставляется к месту проведения игр
- Олимпийские медали (покрытие из драгоценных металлов не менее 6 граммов)
- церемонии открытия и закрытия игр.
Открытие: обязательно присутствует глава государства, проводится красочное художественное представление. Затем начинается парад участников. Первой идёт команда Греции, далее команды в порядке алфавита страны-организатора, последней идёт команда-хозяйка. Звучит олимпийский гимн, вносят олимпийский флаг, зажигается олимпийский огонь, звучат клятвы спортсменов и судей, и президент МОК объявляет Игры открытыми.
Закрытие: на параде участников спортсмены идут единой колонной. Гаснет Олимпийский огонь, флаг передаётся будущей стране-хозяйке игр, президент МОК объявляет игры закрытыми.
Летние олимпийские виды спорта: лёгкая атлетика, гребля, бадминтон, бейсбол, баскетбол, волейбол, гимнастика (спортивная и художественная), тяжёлая атлетика, гандбол, хоккей на траве, дзюдо, борьба, плавание, водное поло, прыжки в воду, синхронное плавание, теннис, настольный теннис, стрельба, велоспорт, конный спорт, прыжки на батуте, бокс, фехтование, футбол, парусный спорт и т. д.
Зимние олимпийские виды спорта: бобслей, хоккей, санный спорт, биатлон, конькобежный спорт, фигурное катание, шорт-трек, лыжные гонки, прыжки на лыжах с трамплина, горнолыжный спорт, лыжное двоеборье, фристайл, кёрлинг и т. д.
Для того чтобы стать олимпийским видом, для летнего вида спорта нужно быть широко распространенным в 75 странах мира на четырёх континентах для мужчин и в 45 странах на трёх континентах для женщин. Для зимнего: быть широко распространенным в 25 странах мира на трёх континентах.
Наибольшее количество золотых олимпийских медалей у одного человека – 9! В истории 4 девятикратных олимпийских чемпиона: Лариса Латынина (гимнастика, СССР), Карл Льюис (лёгкая атлетика, США), Пааво Нурми (лёгкая атлетика, Финляндия), Марк Спитц (плавание, США).
Летние Олимпийские игры:
1. 1896 год. Афины (Греция)
2. 1900 г. Париж (Франция) – впервые выступают женщины
4. 1908 г. Лондон (Англия) – впервые участвует Россия. Первый российский Олимпийский чемпион – Николай Панин-Коломенкин (фигурное катание)
6. 1916 г.– не проводились (Первая мировая война)
12 и 13 игры в 1940 и 1944 гг. не проводились (Вторая мировая война)
15. 1952 г. Хельсинки (Финляндия) – дебют СССР
22. 1980 г. Москва (СССР) – бойкотировали США, ФРГ, Япония
23. 1984 г. Лос-Анджелес (США) – бойкотировал СССР
27. 2000 г. Сидней (Австралия)
28. 2004 г. Афины (Греция)
29. 2008 г. Пекин (Китай)
Зимние Олимпийские игры:
1. 1924 г Шамони (Франция)
7. 1956 г. Кортина д´Ампеццо (Италия) – дебют СССР
19. 2002 г. Солт-Лейк-Сити (США)
20. 2006 г. Турин (Италия).
Проблемы современного Олимпийского движения:
1. Допинг – применение запрещённых медицинских препаратов с целью повышения результатов
2. Субъективность судейства (особенно в гимнастике, фигурном катании и т. д.)
3. Отсутствие материальной базы для развития спорта (в России отсутствуют сооружения для многих видов спорта).
Тема 10. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями