Окислительно-восстановительные процессы
Ряд активности металлов
Li Rb K Ca Na Mg Al Hf Zr Mn Ti Zn Cr Ga Fe In Ni Sn Pb H Cu Tl Ag Hg Au
Опыт 1. Термическое разложение дихромата аммония (тяга)
Реактивы и оборудование: тонкоизмельченные кристаллы дихромата аммония (NH4)2Cr2O7, спирт‚ асбестированная сетка, спички.
Ход работы: поместите небольшое количество дихромата аммония на асбестированную сетку, оформите в виде конуса и внесите на его вершину каплю спирта. Затем подожгите дихромат аммония. В результате реакции наблюдаем ______,
а уравнение реакции имеет вид:
уравнение электронного баланса:
“Вулканообразное” протекание процесса объясняется.______________________
Опыт 2. Сравнение химической активности железа и меди
Реактивы и оборудование: железная и медная пластина, 1 М растворы сульфата меди и железа (II), ацетон, соляная кислота, химические стаканы.
Ход работы: предварительно обезжиренную ацетоном и протравленную в соляной кислоте железную и медную пластину поместить в разные химические стаканы, заполненные (20-40мл), соответственно, сульфатом меди и сульфатом железа (II). Наблюдения: в первом стакане (железо и сульфат меди) - ________________________________________________, а во втором стакане (медная пластина и сульфатом железа (II)) – _____________, уравнение реакции процесса, происходящего в(о) ____________ случае имеет вид
соответствующее уравнение электронного баланса:
Вывод:
Опыт 3. Гальванический элемент
Реактивы и оборудование: 1М растворы сульфата цинка и сульфата меди (II), пластинки меди и цинка, насыщенный раствор хлорида калия, U-образная трубка, гальванометр (вольтметр), 2 химических стакана.
Ход работы: в два стакана налейте равные объемы 1М растворов сульфата цинка и сульфата меди (II). U-образную трубку наполните насыщенным раствором
хлорида калия, одно колено плотно закройте, и трубку переверните вниз отверстиями, осторожно погружая в растворы солей меди и цинка (электролитический ключ). Погрузите пластинки цинка и меди в растворы сульфата цинка и сульфата меди (II), соответственно, а затем присоедините пластинки к гальванометру (см. рис. 4).
Отклонение стрелки гальванометра объясняется _______________________
Рис. 4
Направление перехода электронов во внешней цепи:
Переход ионов во внутренней цепи:
Вывод:
Упражнения для самостоятельного решения
1. Сформулируйте понятие окислителя и восстановителя, исходя из представлений об изменении степеней окисления элементов.
2. Закончите следующие уравнения реакций, составьте для уравнений 1 и 2 электронный, а для уравнений 3, 4 и 5 электронно-ионный баланс, расставьте коэффициенты, укажите окислитель и восстановитель.
(1) Zn + S → ZnS
(2) FeCl3 + HI → FeCl2 + I2 + HCl
(3) Zn + H2SO4(к) →
(4) KMnO4 + NaNO2 + H2SO4 →
(5) Mg + HNO3 → Mg(NO3)2 + NH4NO3 + H2O
3. Какие из следующих веществ – Cl2, KMnO4, Na2S, FeSO4, NaNO2, KI, PbO2, KBr, Na2SO3, K2Cr2O7 – могут проявлять только окислительные свойства, какие – только восстановительные, какие – как окислительные так и восстановительные. Ответ поясните соответствующими уравнениями электронного баланса.