Как процедура оценки результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования
дошкольное образование
Определяя физическое развитие, мы оцениваем не только степень его гармоничности (соответствие массы тела его длине), но и физической подготовленности детей.
Характеристика нервно-психического развития ребенка имеет такое же существенное значение для общей оценки состояния его здоровья, как и характеристика физического развития. Правильная и в достаточной степени полноценная характеристика уровня нервно-психического развития дается на основании оценки совокупности показателей, отражающих разные стороны нервно-психического развития дошкольника. Особенно это важно в старшем дошкольном возрасте при определении функциональной готовности к обучению в школе.
Функциональное состояние органов и систем - критерий, характеризующий здоровье детей с позиций морфологической и функциональной зрелости организма, связанной с его возрастными особенностями. Для выявления воздействия условий окружающей среды, несоответствующих возможностям детей, следует тестировать состояние наиболее быстро реагирующих - сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и чувств, нервной системы. Выявление функциональных нарушений будет способствовать своевременному устранению (коррекции) их при применении профилактических и оздоровительных технологий и устранит возможность их перехода в хронические формы.
Резистентность определяет устойчивость организма к различного рода патогенным факторам и отражает состояние его сопротивляемости. Повышенные физические или умственные нагрузки способствуют снижению резистентности ребенка и повышению острой заболеваемости, поэтому необходимо отслеживать уровень заболеваемости детей в течение года для определения влияния воспитательно-образовательного процесса на детей.
В настоящее время снизился возраст возникновения многих хронических заболеваний у детей, поэтому при освоении основной общеобразовательной программы важно не допустить ухудшения со стороны основного заболевания при его наличии.
По мере роста и развития ребенка становления основных функций его организма возрастает активность и самостоятельность детей. Поэтому все годы пребывания детей в дошкольном учреждении необходимо заниматься гигиеническим воспитанием детей, как одной из составляющих его здоровья в будущем. Постепенное и систематическое привитие культурно-гигиенических навыков должно способствовать гармоничному физическому развитию и закаливанию детей, воспитанию сознательного отношения к своему здоровью и здоровью своих близких, формированию потребности следования принципам здорового образа жизни.
Специфика подходов к определению результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы заключается в выборе наиболее информативных, адекватных возрасту, неинвазивных методик диагностики уровня физического и нервно-психического развития; функциональных возможностей дошкольников; а также критериальных показателей оценки эффективности учебно-воспитательного процесса и оздоровительной работы в ДОУ.
Параметры оценки физического развития - это определение уровня развития:
- антропометрических показателей (рост, масса тела);
- физиометрических показателей (жизненная емкость легких и мышечная сила);
- основных физических качеств;
- основных двигательных умений и навыков.
Параметры оценки культурно-гигиенических навыков - это определение уровня развития:
- личностных качеств (аккуратность, социализированность);
- социальных навыков: культуры еды, навыков опрятности, моторной умелости и др.
Параметрами оценки оздоровления, в том числе эффективности закаливания и коррекционной работы с детьми по подготовке к школьному обучению являются:
- уровень заболеваемости;
- уровень физического и нервно-психического развития;
- функциональная готовность к школьному обучению.
Медико-педагогическая диагностика (оценка уровня физического развития и здоровья) также состоит из двух составляющих - медицинской и педагогической.
Медработниками ОУ осуществляется диагностика и оценка уровня физического развития по антропометрическим показателям, физиометрическим показателям, состоянию костно-мышечной системы, а также анализ заболеваемости детей.
Педагогический персонал ДОУ должен оценивать уровень развития двигательных умений и навыков у детей, их уровень физической подготовленности и двигательной активности, функциональную готовность к школьному обучению, сформированность культурно-гигиенических навыков.
Критерии эффективности освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования:
1. Положительная динамика состояния здоровья в соответствии с комплексной оценкой;
2. Снижение заболеваемости детей по расчетным показателям:
- инфекционный индекс;
- показатель эффективности оздоровления;
- процент частоболеющих детей;
3. Положительная динамика нервно-психического развития.
4. Положительная динамика психо-эмоционального состояния.
5. Повышение уровня физической и умственной работоспособности.
6. Положительная динамика физического развития детей:
- прирост антропометрических показателей с улучшением уровня и гармонизации физического развития;
- прирост физиометрических показателей;
- оптимальный темп прироста основных показателей физической подготовленности с учетом индивидуальных особенностей состояния здоровья и развития детей;
- улучшение качества выполнения двигательных заданий;
- улучшение психомоторного развития;
- соответствие двигательных умений и навыков возрастным требованиям;
- формирование правильной осанки и нормального свода стопы.
При наличии выраженных функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата - улучшение состояния, при хронической патологии - улучшение состояния или стабилизация процесса.
В ДОУ любого вида должен быть обеспечен дифференцированный подход к организации физического воспитания детей с отклонениями в состоянии здоровья и развития, что является основополагающим критерием эффективности оздоровительной и воспитательно-образовательной работы.
7. Овладение культурно-гигиеническими навыками:
- формирование навыков культуры еды;
- оптимизация уровня моторной умелости;
- формирование навыков опрятности и ухода за своим телом;
- приобретение навыков самостоятельности игровой деятельности;
- формирование доброжелательности, отзывчивости к окружающим взрослым и детям.
8. Улучшение сна и аппетита.