Создание коллекции женской молодёжной одежды на основе элементов русского народного костюма
В творческом процессе создания новых моделей одежды большое значение придается одному из важнейших источников художественных идей - наследию материальной культуры прошлого. Русский народный костюм по праву является неиссякаемым источником, способствующим обогащению современного костюма. Приобщение к фольклору, к народному творчеству – одна из тех прочных нитей, которая связывает молодежь с традициями прошлого, со своей Родиной.
Основной смысл и ценность народного костюма, его философия – в его демократичности, широко понятой функциональности, логике форм и конструкций, его рациональности и целесообразности.
В настоящее время изменился подход к принципу использования фольклорного материала в современной одежде: основную роль в проектировании играет образное решение модели. Художник, занимающийся проектированием современного костюма, не должен копировать формы народного костюма, выразительность и образность достигается путем осмысления первоисточника средствами ассоциативного представления. Национальные мотивы в современных моделях больше угадываются, чем акцентируются.
Объектом изучения является возможность создания коллекции молодёжной одежды на основе элементов женского русского костюма.
Русский народный костюм всех регионов составляли одни и те же элементы. Для женского костюма характерны – рубаха, сарафан (понёва или юбка), передник, обувь, головнойу бор, верхняя одежда, навесные украшения.
В женском костюме большинства регионов характерной поясной одеждой была понёва, и лишь в некоторых регионах (Архангельском, Вологодском, Московском) присутствует сарафан.
Ткани исторического русского костюма, особенно для народной крестьянской одежды, были домотканые холсты и шерсть простого полотняного переплетения, а с середины 19 века – фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, кумач, ситец, сатин, цветной кашемир.
Основными способами орнаментации домашних тканей были узорное ткачество, вышивка, набойка. Использовались полосатые и клетчатые узоры, которые были разнообразны по форме и колориту. Техника народного узорного ткачества, а также вышивка по счёту нитей обусловили прямолинейные, геометрические контуры. Округлые очертания в узоре отсутствовали.
Без первичного материала нельзя даже говорить ни о фантазии, ни об ассоциациях, ни о художественном образе. Творческая трансформация первоисточника была начата со сбора материала.
Для достижения этой цели была осуществлена переработка первоисточников, изучение приемов декоративного оформления, характер декора, пропорции и формы женского народного костюма, тектонический и ритмический строй всего ансамбля. А нужная образность и идейно-эмоциональная выразительность содержаться в идеальных вариантах соотношения утилитарных и эстетических качеств многослойных костюмных комплексов русской народной одежды.
Принципы построения структурной формы моделей, их силуэта, активного характера орнамента, присущие сарафанному и понёвному комплексам, легли в основу разработки летней молодежной одежды (рис.1).
Рис.1 Коллекция летней молодежной одежды на основе элементов
русского народного костюма.
Творческая работа была направлена на поиск новых форм с широким использованием национальных традиций русской народной одежды, как основу пластики всей коллекции. Использовалась многокрасочная гамма цветов: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зелёный.
Тенденции моды акцентировать плечевой пояс, талию дали возможность использовать богатую орнаментом народную одежду, были использованы необычные сочетания материалов: ситец и щелк, вышивки по холсту, кружева, аппликации. Все это усиливает яркость коллекции в соответствии с современной модой и образом молодежи.
Созданная коллекция, состоит из платьев - сарафанов; юбок различных конструкций в виде «тюльпана», многоярусных и присборенных по линии талии, длинных и до середины икры; узких и укороченных жакетов с воротниками и без них в виде душегреи, платки. Основной акцент – отделка вышивкой, кружевом, лентами и тесьмой в народном стиле по низу рукавов переду, лифу, верхним краям карманов. Использован принцип лоскутного одеяла и многослойной одежды. Русская тема прошла через всю коллекцию через форму, ее членение, декоративное оформление, орнамент.
Подлинные коллекции русского народного костюма являются свидетельством неординарного мышления русских людей, их тонкого художественного вкуса, изобретательности и высокого мастерства, открывают перед специалистами прекрасное народное искусство.
Пожалуй, ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия: многообразие форм и образов, необычность конструктивно-композиционных решений, красочность элементов и всего костюма в целом, изящество и неповторимость декора. Это большой и увлекательный мир, обладающий неиссякаемыми жизненными силами для современника.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ список
1. Бланк А.Ф., Фомина З.М Русская народная одежда и современное платье. – М., Лёгкая и пищевая промышленность, 1982. – 176с.
2. Пармон Ф.М. Композиция костюма: Учебник для вузов. – М.: Легпромбытиздат, 1997г. – 318с.
Л.А. Михайлова