Средства и технологии дистанционного обучения
Достоинства и недостатки отдельных информационных средств передачи данных:
- Почтовая связь — единственная позволяет доставлять материальные носители типа учебного пособия или видеокассеты. К недостаткам относится большое время прохождения отправлений.
- Телефон — популярный телекоммуникационный канал, доступный в равной мере как для педагога, так и для любого его ученика. В классическом виде используется для консультаций при всех моделях заочного обучения. Недостаток: канал отвечает своему назначению, если оба клиента в определенное время могут быть у аппарата. Проблемы дозвона и разница часовых поясов будут характерны для всех вариантов контакта on line.
- Электронная почта — выделение ее в отдельный вид связи целесообразно для передачи текстовых сообщений. Достоинства: оперативность и дешевизна. Недостаток: необходимость иметь в поле достижения компьютер, подключенный к сети.
- Компьютерные сети — пожалуй, самый перспективный вид связи. Достоинства: возможность использовать огромные базы данных и базы знаний, оперативность, задействование аудио- и визуального канала восприятия информации. Недостаток: небольшое число компьютеров в глобальных и локальных сетях, высокая стоимость при использовании всех возможностей сети.
Схема дистанционного обучения
Техническое обеспечение включает сетевое оборудование компьютерной университетской сети России RUNNet и локальной сети, сервер базы данных и Web-сервер системы, рабочие места администраторов баз данных и системы, сетевое оборудование и Web-серверы кафедр, рабочие места преподавателей и обучающихся, файл-серверы, принтеры и другое вспомогательное оборудование. К техническому обеспечению системы дистанционного обучения следует отнести и домашние компьютеры ее пользователей.
Техническое обеспечение системы дистанционного обучения предназначено для решения следующих задач:
1) создание единой информационной среды и ее функционирование,
2) поддержка интерактивности системы,
3) доступ пользователей системы к ее ресурсам,
4) ограничение доступа к конфиденциальной информации.
Основными требованиями, которые предъявляется к техническим средствам системы дистанционного обучения, являются требования надежности, безотказности и информационной безопасности их функционирования. Это является следствием того, что дистанционное обучение связано с передачей огромных массивов информации, и она должна передаваться надежно, без сбоев, с соблюдением необходимого уровня конфиденциальности.
В работе систем дистанционного обучения наиболее широко используются следующие ресурсы Интернет:
- World Wide Web, или WWW - всемирная паутина;
- E-mail - система передачи электронной почты;
-ICQ и IRC - средства общения в режиме реального времени;
- News - система телеконференций.
Взаимодействие обучающихся с системой сводится к изучению материала, представленного на WWW- сервере, поиску необходимой информации на серверах и порталах Интернет, сдаче тестов в режиме on-line. Поддержка и консультирование обучающихся специалистами осуществляется по электронной почте или средствами общения в режиме реального времени. Входящие в состав системы дистанционного обучения базы данных обеспечивают предоставление обучающимся и другим пользователям системы учебного материала, сбор и анализ статистической информации об успешности обучения каждого из обучающихся, уровне усвоения ими тех или иных разделов, качестве учебно-методических материалов, используемых в системе.
Модели (типы) дистанционного обучения
Кейс-технология
В начале обучения, после сдачи предварительных тестов и составления индивидуального плана, каждый учащийся получает так называемый кейс, содержащий пакет учебной литературы, набор мультимедиа-энциклопедий и обучающих программ на CD-ROM, аудио- и видеокассетах, а также рабочую тетрадь. Последняя представляет собой своеобразный путеводитель по курсу и содержит рекомендации по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания.
Изучая материал курса, обучающийся может запрашивать помощь по телефону, факсу или электронной почте. По этим же каналам в учебный центр отправляются результаты тестирования и выполнения практических заданий. Два-три раза в неделю, обучающиеся по однотипным программам, собираются вместе для участия в семинарах, групповых занятиях или рубежного контроля. По окончании обучения лица, успешно сдавшие выпускные экзамены и защитившие выпускные квалификационные работы, получают соответствующие документы об образовании.
Достоинства кейс-технологии:
- проработанность методик
- большой опыт ее практического применения в дистанционном обучении
Интернет-технология
Обеспечение обучающихся учебными и учебно-методическими материалами, связь между обучающимися и обучающими, а также управление обучением осуществляются с использованием современных телекоммуникационных систем и прежде всего глобальной компьютерной сети Интернет.
Достоинства Интернет-технологии: