Игра – как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
Вопрос 1. Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста.
Возрастная психология выделяет следующие виды ведущей деятельности на разных этапах:
- непосредственное эмоциональное общение ребенка и окружающих его взрослых (от 0 до 1 года);
- предметно-манипулятивная (от года до 3 лет);
- игровая (от 3 до 7 лет).
· у младших школьников (6-11 лет) приоритетной выступает учебная деятельность.
· интимно-личностное общение (у подростков 11-15 лет)
· учебно-профессиональная деятельность (ранняя юность, старший школьник 15-17 лет)
Возрастная периодизация Д.Б.Эльконина
№ п/п | Возраст | Ведущая деятельность | Новообразования возраста |
1. | Младенчество (до 1 года) | Непосредственно-эмоциональное общение | 1) потребность в общении; 2) эмоциональные отношения; 3) закладывание структур речевого и предметного действия. |
2. | Раннее детство (1-3 года) | Предметно-манипулятивная деятельность | 1) система «Я»; 2) ходьба; 3) наглядно-действенное мышление |
3. | Дошкольное детство (3 – 6 (7) лет) | Игровая деятельность | 1) потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности; 2) соподчинение мотивов; 3) усвоение нравственных норм |
Ведущая деятельность от 0 до 1 года
Начало жизни новорожденного характеризуется тем, что он полностью зависит от матери или лица, ее заменяющего. В полном смысле своего значения ведущий вид деятельности от 0 до 2 месяцев еще не определяется. Начиная со второго периода (с 2 до 12 месяцев) для малыша таковым становится непосредственное эмоциональное общение с самым родным человеком – мамой. Оно позволяет сформироваться не присущим ранее младенцу новообразованиям в психике:
- разделение ощущений и эмоциональных состояний;
- непроизвольное внимание (ребенок способен к кратковременной фиксации на определенных объектах);
- зачатки наглядно-действенного мышления;
- восприятие объектов;
- автономная речь.
Ведущая деятельность младенческого возраста формирует центральное, самое главное новообразование, определяющее переход к следующему этапу развития, – все более возрастающую потребность в общении с окружающими взрослыми.
Ведущая деятельность раннего возраста
В младенческом возрасте ведущая деятельность сформировала психологические свойства ребенка, которые позволили ему перейти на более высокий уровень развития. Теперь определяющими становятся предметно-манипулятивные действия, посредством которых малыши познают окружающий мир, наполненный множеством разнообразных предметов. Весь этот процесс проходит под пристальным вниманием взрослых.
Особенность раннего возраста заключается в определенном разделении линий развития психики мальчиков и девочек. Для мальчиков достаточно значимой становится предметно-орудийная деятельность, а для девочек – коммуникативная. Это происходит из-за специфики общения с ними: культурные образцы отношений в обществе ориентируют мальчиков и девочек на отличные друг от друга типы деятельности. Поэтому у первых сильнее развито абстрактное мышление, а у вторых – социальное.
Ведущая деятельность в раннем возрасте формирует у малышей обоих полов следующие психологические новообразования:
- самооценка;
- наглядно-действенное мышление;
- узнавание с воспроизведением;
- развитие активной речи;
- формирование непроизвольного внимания;
- становление Я-концепции (Я – сам).
Ребенок требует большего доверия и предоставления ему значительной доли самостоятельности.
Игра – как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
На этапе дошкольного детства развитие происходит в ситуации познания человеческих отношений под влиянием все более возрастающей потребности их имитировать. Поэтому ведущей для малышей 3-7 лет становится игровая деятельность. К концу возрастного периода она формирует очень важные новообразования в психике дошкольника:
- правильная речь;
- непроизвольная память;
- анализирующее восприятие;
- наглядно-образное мышление;
- творческое воображение;
- зачатки произвольной памяти;
- словесное мышление;
- эмоциональная регуляция поведения.
Все они имеют крайне важное значение для дальнейшего становления полноценной личности человека. Такое большое количество новообразований появляется в процессе последовательной смены видов игровой деятельности на протяжении 4 лет.
Детская игра — исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. Игра (по определению А. Н. Леонтьева) является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, т. е. такой деятельностью, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.
Эволюция игры
Игра для ребенка является способом выразить полученный жизненный опыт. Таким образом он старается войти в манящий мир взрослых, строя свою модель социальных отношений на основе подражания существующей. Игра в процессе развития личности малыша проходит вместе с ним несколько ступеней эволюции.
Большинство исследователей раннего детства считают первыми играми ребенка - игры с его собственным телом.
Лежа на спине, поднимает ноги, дотрагивается до них и опускает. Эти действия еще не игра, но в них имеются зародыши игры: ребенок намеренно производит движения и испытывает от этого удовольствие.
Познавательный характер ранних детских игр еще ярче проявляется во второй четверти года, когда ребенок начинает манипулировать с разными предметами. Дети хватают их, бросают, двигают, мнут, рвут.
В 6-7 месяцев ребенка побуждают к целенаправленным действиям с игрушкой с помощью слов: дай, на, положи, постучи. У детей обнаруживается предпочтение, оказываемое одной какой-нибудь игушке или предмету.
Как правило, малыш выбирает игрушки, с которыми он может действовать по своему усмотрению. В некоторых случаях они прнвлекают его яркой окраской, своим звучанием. Однако, интересны и такие факты: ребенок бросает красивую деревянную игрушку ради серой резниовой, которую можно смять, засунуть в рот.
Многие исследователи опмисывают игры, во время которых ребенок "разговаривает" сам с собой, что-то лепечет, причем много раз произносит один и тот же звук, доставляюший ему удовольствие.
Иногда, случайно возникшая игра повторяется и в следующие дни без изменений, превращяясь как бы в "игру с правилами".
К концу первого года взрослые учат малыша играть в прятки, "ладушки", "сороку-ворону". Обычно, дети быстро усваивают эти игры и активно участвуют в них: сами загибают пальцы, поднимают руки на голову.
Таким образом, игры с правилами возникают уже на первом году жизни и оказывают большое влияние на развитие самостоятельной игровой деятельности.
Игра предметная
В период раннего возраста значима предметная игра. Она не является ведущим видом деятельности, но очень важна для развития ребенка. Малыш активно пытается знакомые предметы опробовать в новых для них условиях. Он одинаково увлеченно кормит с ложки всех подряд: маму, машинку, лошадку, куклу. А ложкой может быть обычная палочка от эскимо. Она же спустя пять минут станет расческой, или градусником для больного. Любая баночка может превратиться в лодку, чайную чашку. В итоге все понарошку пьют чай из этой чашки, где в воображаемой воде помешивают воображаемой палочкой-ложкой такой же воображаемый сахар. Именно так, посредством предметной игры, карапуз учится логике действий.