Комбинированный (смешанный) урок
Структура урока –совокупность элементов урока, обеспечивающих целостность урока и сохранение основных его характеристик при различных вариантах.
Структурные элементы урока:
§ Организация начала урока.
§ Постановка цели и задач урока.
§ Проверка домашнего задания.
§ Объяснение.
§ Закрепление.
§ Повторение.
§ Домашнее задание.
§ Подведение итогов работы.
Урок усвоения новых знаний.
1. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.
2. Мотивация учебной деятельности.
3. Сообщение цели, задач, темы урока.
4. Восприятие и первичное осознание нового материала.
5. Осмысление объективных связей и отношений в изучаемом материале и раскрытие внутренней сущности изучаемых явлений.
6. Обобщение и систематизация знаний.
7. Подведение итогов урока.
8. Сообщение домашнего задания.
Урок усвоения навыков и умений.
1. Актуализация опорных знаний и практического опыта учащихся.
2. Мотивация учебной деятельности.
3. Сообщение цели, задач, темы урока.
4. Изучение нового материала (упражнения).
5. Первичное применение приобретенных навыков и умений.
6. Применение знаний и действий в стандартных ситуациях.
7. Творческий перенос знаний и навыков в новые или измененные условия.
8. Итоги урока.
9. Сообщение домашнего задания.
Урок применения знаний, навыков и умений.
1. Актуализация опорных знаний и действий.
2. Мотивация учебной деятельности.
3. Сообщение цели, задач и темы урока.
4. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий.
5. Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем и с помощью учителя.
6. Обобщение и систематизация учащимися результатов работы.
7. Отчет учащихся о способах и результатах выполненной работы и теоретическое обоснование полученных результатов.
8. Подведение итогов урока.
9. Домашнее задание.
Урок обобщения и систематизации знаний.
1. Мотивация учебной деятельности.
2. Сообщение цели, задач и темы урока.
3. Обобщение отдельных фактов, событий, явлений.
4. Повторение и обобщение понятий, и усвоение соответствующей им системы знаний.
5. Повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей науки.
6. Подведение итогов урока.
7. Домашнее задание.
Урок контроля и коррекции.
1. Мотивация учебной деятельности и сообщение цели, задач и темы урока.
2. Проверка знания фактического материала и умения раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях.
3. Проверка знания учащимися основных понятий (законов) и умения самостоятельно объяснять их сущность, приводить аргументы и примеры.
4. Проверка глубины осмысления знаний и степени обобщения их.
5. Применение знаний в стандартных условиях.
6. Применение знаний в нестандартных условиях.
7. Сбор выполненных заданий, их проверка, анализ, оценка.
8. Итоги урока и сообщение домашнего задания.
План-конспект урока:
Ø Тема урока (время изучения).
Ø Цели и задачи урока.
Ø Структура урока.
Ø Перечень необходимого для проведения урока оборудования и учебных пособий.
Требования к структуре урока:
1. Структура урока должна отражать логику учебного процесса (от Коменского до Гербарта выделено четыре звена урока: подготовка к усвоению новых знаний; усвоение новых знаний, умений; закрепление и систематизация знаний и умений; применение на практике), иначе говоря:
§ Восприятие учебного материала.
§ Осмысление и запоминание учебного материала.
§ Первичное применение.
§ Применение учебного материала в новых (нестандартных условиях).
2. Структура урока должна соответствовать его целям, уровню развития учащихся и их возрастным возможностям;
3. Структура урока должна учитывать роль и место в общей системе уроков по теме, разделу (быть взаимосвязанным с предыдущими и последующими уроками);
4. Каждый структурный элемент должен быть взаимосвязан с предыдущими и последующими так, чтобы каждое действие, каждая учебная ситуация подготавливала бы последующую и использовала бы результаты предыдущей;
5. Структура урока должна предусматривать условия обеспечения непрерывности руководства учебным процессом со стороны учителя;
6. Количество структурных элементов должно быть оптимальным, урок не должен быть примитивно однообразен и перегружен разнообразием;
7. Определять структуру урока необходимо из процесса УЧЕНИЯ.
Требования к уроку:
1. Дидактические требования:
§ Четкое определение места уроков и задач данного урока в системе других уроков.
§ Определение оптимального содержания урока в соответствии с учебной программой с учетом подготовки учащихся.
§ Осуществление принципов целостного педагогического процесса.
§ Выбор оптимальных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля.
§ Наличие межпредметных связей.
§ Сочетание различных видов коллективной, групповой и индивидуальной работы.
2. Организационные требования:
§ Наличие продуманного плана, цели проведения урока.
§ Организационная четкость проведения урока.
§ Сознательная рабочая дисциплина.
§ Подготовка и рациональное использование разнообразных средств обучения.
§ Структурная гибкость урока.
§ Целостность, завершенность отдельного урока.
§ Системность урока внутри темы, раздела.
3. Воспитательные (развивающие требования):
§ Формирование мышления, памяти внимания.
§ Воспитание нравственных качеств личности.
§ Развитие познавательных интересов, положительных мотивов учебной деятельности.
§ Учет психологических особенностей учащихся.
§ Соблюдение учителем педагогического такта, выдержки, терпения.
§ Формирование потребности в знаниях.
§ Формирование творческих способностей.
§ Создание проблемных ситуаций.
§ Обогащение опыта общения и отношений.