Связь дидактики с другими отраслями знания и с практикой

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

ЗАГРЕКОВА Л. В., НИКОЛИНА В. В.

ДИДАКТИКА

В наши дни ни одна наука, в том числе и дидактика, не может успешно развиваться вне связи с другими отраслями знания. В последние годы ярко проявилась закономерность: наибольшего успеха ученые достигают тогда, когда используют идеи и методы исследования смежных наук, выходя за рамки своей узкой специальности.

Исследования дидактики, решения ее проблем требуют междисциплинарного подхода, связи научно-дидактической и образовательно-воспитательной деятельности с опорой на данные различных наук о человеке. Поэтому современная дидактика активно взаимодействует со многими науками: с философией, социологией, кибернетикой, физиологией человека, педагогической психологией, частными методиками, теорией воспитания, педагогической технологией. Такой широкий спектр взаимодействия дидактики, как теории образования и обучения, обусловлен сложностью и многоаспектностью предмета ее исследования – процесса обучения подрастающего поколения, который рассматривается, как единое целое, характеризуемое единством обучения и воспитания, единством преподавания и учения, единством процесса и содержания образования.

Данные других наук дидактика использует в преобразованном виде для теоретического анализа сущности обучения, его целостного научного обоснования и разработки на этой основе практических рекомендаций по проектированию учителями-пред-метниками своей профессионально-педагогической деятельности, моделированию и конструированию современных педагогических технологий.

В зависимости от значимости используемых общей дидактикой результатов исследований других наук выделяются четыре формы связи дидактики со смежными отраслями знаний. К ним относятся:

– использование дидактикой основных методологических идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук;

– использование дидактикой методов исследования, применяемых в других науках;

– использование дидактикой данных некоторых других наук, результатов их исследований;

– комплексные исследования.

Большое значение для дидактики имеют данные исследований философии (о познавательном, ценностном, нравственном и эстетическом отношениях человека к миру), социологии (о социальных проблемах развития личности, «социальном заказе» системах воспитания, региональных и социально-культурных особенностях воспитания и др.).

Дидактика использует при разработке теории руководства учебным процессом данные кибернетики – науки об управлении сложными динамическими системами.

При обосновании методов и средств рациональной организации учебной деятельности учащихся, определении учебной нагрузки школьников дидактика опирается на результаты исследований физиологии человека, в частности физиологии высшей нервной деятельности и школьной гигиены.

Особенно тесно дидактика связана с педагогической психологией, которая исследует вопросы развития личности в процессе обучения: психологические основы обучения и воспитания на разных ступенях образования, выявляет и изучает закономерности усвоения учащимися содержания образования, педагогического общения, преподавания и др.

Актуальным является вопрос о соотношении дидактики и частной методики. Успехи в развитии дидактики и методики взаимосвязаны: методика не только опирается на общие положения дидактики, но и обогащает последнюю. Методика предлагает дидактике материал для теоретического анализа и обобщения. Чем в большей степени методика как наука выделяет и исследует специфические закономерности и принципы, тем содержательнее становится общая педагогическая теория обучения – дидактика. В этом случае ориентация дидактики на практику в системе научного обоснования обучения все в большей степени реализуется через методику.

Дидактика тесно связана с теорией воспитания: методы и организационные формы обучения разрабатываются в единстве с методами и организацией воспитания, обеспечивающими формирование и развитие личности школьников.

Эффективной формой связи дидактики с другими науками являются комплексные исследования. Они основаны на синтезе теоретических положений двух или более наук (например, дидактики и психологии; дидактики, теории воспитания и социологии). В комплексных работах используются методы разных наук, дополняющих друг друга.

Преодоление научной обособленности дидактики и переход к широким и разнообразным контактам с другими науками о человеке является сегодня одним из перспективных путей прогресса дидактической теории и образовательной практики[23].

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

Наши рекомендации