Педагогическая поддержка семьи
Школе принадлежит ведущая роль в организации семейного и общественного воспитания в микрорайоне. Для успешной координации воспитательного влияния она должна перестроить свою работу, отказаться от прежних, во многом заформализованных форм работы с родителями и общественностью, стать на гуманистические позиции педагогического просвещения. Координация деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию детей осуществляется в определенных организационных формах:
— координация планов воспитательной работы педагогического коллектива школы, родительского комитета, советов общественности по месту жительства, клубов, библиотек, стадионов, милиции и здравоохранительных органов с четким распределением функций каждого из участников воспитательного процесса;
—организация силами школы систематического обучения родителей и представителей общественности наиболее эффективным приемам работы с детьми;
—тщательное изучение и совместное обсуждение хода и результатов воспитательной работы, выявление причин обнаруживаемых недостатков и осуществление совместных мер по их устранению.
Основную работу с родителями школа проводит через родительские объединения, носящие различные названия: родительские комитеты, советы, конгрессы, ассоциации, общества содействия, ассамблеи, президиумы, комиссии, клубы и т. п. Каждое из таких объединений имеет свой устав (положение, регламент, план), в котором указаны главные направления деятельности, права и обязанности участников воспитательного процесса. Во многих случаях составляется единый план совместной деятельности семьи, школы и общественности. А там, где перешли к более тесной интеграции школьного и семейного воспитания, создаются комплексы «школа—семья». Главным требованием устава таких комплексов является обеспечение родительского контроля за всеми направлениями школьной деятельности.
Родители получили доступ к рассмотрению тех вопросов, куда традиционно их не допускали: выбор предметов для обучения, определение объемов их изучения, составление учебных планов, изменение сроков и длительности учебных четвертей и каникул, выбор профиля школы, выработка внутришкольных уставов, разработка системы мер по обеспечению дисциплины, труда, отдыха, питания, медицинского обслуживания школьников, система поощрений и наказаний и т. д. Словом, при хорошо организованной совместной деятельности школа и семья становятся действительными партнерами в воспитании детей, где каждый имеет вполне определенные задачи и выполняет свою часть работы.
Одной из главных задач родительских объединений остается организация и осуществление педагогического всеобуча. Лектории, родительские университеты, «круглые столы», конференции, родительские школы, многие другие постоянные и разовые формы педагогического просвещения помогают тем родителям, которые хотят лучше понять своего ребенка, правильно организовать процесс общения с ним, помочь в решении трудных вопросов, преодолеть конфликтные состояния. Многие родительские комитеты выделяют средства на закупку педагогической литературы для родителей, поддерживают издание и распространение популярных педагогических газет и журналов.
Работа по созданию общих этических, эстетических, нравственных, волевых, интеллектуальных ценностей начинается с создания родительской школы. Ее актив, как наиболее способный к сотрудничеству занимается убеждением всех родителей в необходимости изучения основ гуманистической педагогики, педагогики сотрудничества, деятельностного подхода. Результатом должно стать стимулирование стремления пополнять свои знания, научиться практическим основам правильного воспитания детей в семье.
Подавляющее большинство родителей хотели бы видеть своих детей одаренными и культурными, воспитанными и преуспевающими. На этом естественном стремлении и строятся отношения между школой и семьей. Последняя становится открытой системой для координации воспитывающих усилий. Скоординировать усилия школы и семьи — значит устранить противоречия, создать однородную воспитательную и развивающую среду.
Совместная деятельность школы и семьи направлена на развитие у детей интеллекта, нравственных качеств, физического здоровья, эстетического восприятия окружающего мира.
Современное семейное воспитание основывается на принципах гуманистической педагогики:
•креативности — свободного развития способностей детей;
•гуманизма — признания личности в качестве абсолютной ценности;
•демократизма, основанного на установлении равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми;
•гражданственности, основанной на осознании места своего «Я» в общественно-государственной системе;
•ретроспективности, позволяющей осуществлять воспитание на традициях народной педагогики;
•приоритетности общечеловеческих нравственных норм и ценностей.
Развитие и воспитание ребенка в семье требует множества деятельностных ситуаций, в которых происходит формирование личности заданной ориентации.
Главная нагрузка по обеспечению реальной связи с семьей ложится на плечи классного руководителя. Свою деятельность он организует через классный родительский комитет, родительские собрания, а также учителей, работающих в данном классе. Важной частью его практической деятельности по поддержанию контактов с семьей является регулярное личное посещение учащихся на дому, изучение условий их жизни на месте, согласование и координация с родителями совместных мер по усилению воспитательного воздействия, предотвращению нежелательных результатов. Традиционной функцией классного руководителя остается просвещенческая: многие семьи нуждаются в педагогических советах, профессиональной поддержке.
В родительских лекториях полезно провести лекции-беседы о задачах, формах и методах семейного воспитания; психофизиологических особенностях учащихся данного возраста; подходах к воспитанию детей различного возраста; отдельных направлениях воспитания — нравственном, физическом, трудовом, интеллектуальном; новых сферах интеллектуального освоения действительности — экономическом, экологическом, хозяйственном, правовом воспитании; проблемах укрепления здоровья детей, организации здорового образа жизни; гражданственности и патриотизме; воспитании сознательной дисциплины, долга и ответственности. Отдельно следует рассмотреть наиболее острые вопросы семейного воспитания — преодоление отчужденности между родителями и детьми, конфликтных и кризисных состояний, возникновение затруднений в семейном воспитании, ответственность перед обществом, страной и Богом.
На родительских собраниях важно не просто информировать родителей об итогах успеваемости и посещаемости, фактах нарушения дисциплины, отставания в учебе, а вместе с ними выяснить причины, заинтересованно обсудить пути преодоления негативных явлений, наметить конкретные меры. Недопустимо превращать родительские собрания в нотации и разносы, нельзя подвергать учащегося и его семью публичному шельмованию, категорически запрещено педагогу брать на себя роль судьи, выносить безапелляционные решения и приговоры. Учитель-гуманист не имеет даже права на разнос, категорическое суждение, так как понимает насколько сложны и противоречивы причины, приводящие школьников к тому или иному действию. В ожесточающемся обществе классный руководитель показывает пример терпения, милосердия и сострадания, защищает своих питомцев. Его советы родителям — мягкие, взвешенные, добрые.
Постоянная тема для обсуждения на родительских собраниях — соблюдение единства требований семьи и школы. Для этого берутся конкретные аспекты координационного плана, анализируется их выполнение, намечаются пути устранения появившихся рассогласований.
Сохраняет остроту проблема нравственного воспитания подрастающих поколений, различные аспекты которой приходится постоянно обсуждать на родительских собраниях. В последние годы многие классные руководители приглашают для бесед на темы нравственности местных священнослужителей. Образующиеся объединения «школа—семья—церковь» обладают большими воспитательными возможностями, и хотя по закону школа отделена от церкви, вряд ли разумно возражать против духовного влияния, идущего на пользу родителям и их детям, способного приостановить процессы «одичания» молодежи.
Традиционной формой работы классного руководителя с семьей остается приглашение родителей в школу для беседы. Поводом для этого в школах с гуманистической ориентацией становятся достижения учащихся, о которых сообщается родителям для согласования программы дальнейшего развития дарований школьника. В авторитарных школах причина всегда одна — недовольство поведением или учебой, а повод — конкретный факт. Как показали исследования, именно такие вызовы родителей, где они получают заряд негативных эмоций, больше всего отчуждают родителей от школы, а школу от детей. Многие школы вводят правило: каждый родитель должен побывать в школе обязательно раз в неделю. Тогда и проступки школьника, если они случатся перед очередным посещением, воспринимаются нормально и не вызывают острой реакции на общем положительном фоне. В такой форме школа помогает родителям (и приучает их!) систематически заниматься воспитанием собственных детей. Естественно, нагрузка на классного руководителя существенно возрастает, поскольку ему ежедневно приходится общаться с четырьмя—пятью родителями, а польза огромная. Со временем устанавливается как бы постоянное «расписание» посещений, оказывающее воздействие на всех школьников — отличников и отстающих, дисциплинированных и не очень.
Классный руководитель при посещении своих воспитанников изучает на месте не только бытовые условия, но и характер организации семейного воспитания. Опытному наставнику многое может рассказать сама атмосфера дома, отношения между членами семьи. Исключительно важно соблюдать при посещении учащегося на дому следующие правила:
•Не идите непрошенным, постарайтесь любыми путями получить приглашение от члена семьи.
•Проявляйте высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинайте с похвалы и комплиментов.
•Исключите жалобы на ученика, говорите о проблемах, подсказывайте пути их решения.
•Беседуйте в присутствии учащегося, только в исключительных случаях требуйте конфиденциальной встречи.
•Не предъявляйте претензий к родителям.
•Всячески подчеркивайте свою заинтересованность судьбой воспитанника.
•Советы и рекомендации давайте не навязчиво, взвешивайте уровень своих требований и возможности семьи.
•Выдвигайте совместные проекты, договоритесь о конкретных совместных делах.
•Не давайте беспочвенных обещаний, будьте крайне сдержанны в сложных случаях, выражайте осторожный оптимизм.
ДИАГНОСТИКА ВОСПИТАННОСТИ
Как узнать, достиг ли цели воспитательный процесс в целом или отдельный его этап? Естественно, для этого нужно сопоставить запроектированные и реальные результаты воспитания. Без знания достигнутых результатов, как промежуточных, так и конечных, ни планирование, ни управление процессом невозможно. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности. Он может соответствовать запроектированному, но может и отличаться от него. Выявить степень соответствия помогает диагностика — оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. Данные диагностического изучения сопоставляются с исходными (начальными) характеристиками воспитанности, разница между начальным и конечным результатами определяет эффективность процесса воспитания.
В качестве эталонных показателей, с которыми сравниваются достигнутые результаты, используются критерии (от лат. criterium — сравнение). Критерии воспитанности — это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива).
Среди множества критериев воспитанности можно выделить две группы: содержательные и оценочные. Первые связаны с выделением адекватных изучаемому качеству показателей, а вторые — с возможностью более или менее точной фиксации интенсивности проявления диагностируемого качества.
Есть еще общие критерии — для диагностики конечных результатов достигнутого уровня воспитанности личности или коллектива и частные критерии — для анализа промежуточных результатов, связанных с выработкой отдельных свойств, черт и качеств. Первые отражают требования, зафиксированные в формулировке цели, а вторые — конкретные задачи воспитательного процесса.
По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся иа две группы: связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме — суждениях, оценках, поступках, действиях личности и связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя — мотивами, убеждениями, планами, ориентациями.
Среди наиболее часто применяемых на практике методов диагностики воспитанности — прямые вопросы типа: «Что такое честность?», «Зачем людям нравственность?» и т. п. Ответы на них помогают воспитателю и самому воспитаннику лучше разобраться в различных качествах, осмыслить их. Для определения того, как относятся воспитанники к тем или иным фактам, поступкам, действиям, событиям, применяются специальные вопросы в устной или письменной форме: «Какие профессии ты считаешь самыми престижными?» и т. п. Они могут быть открытыми, требующими аргументированного ответа, или закрытыми, предполагающими выбор одного из альтернативных ответов.
Для диагностики оценочных суждений широко применяются сочинения на заданную тему: «Мой идеал современника», «Милосердие — как я это понимаю» и т. п. Ценность этих работ в том, что они отражают внутренние позиции выпускников, их сомнения, колебания и раздумья. Однако в последнее время усилился разрыв между внутренней позицией молодых людей и ее выражением, меньше стало откровенности в ученических сочинениях, а поэтому их ценность как диагностического средства уменьшилась. Зато откровеннее стала молодежь в своих устных высказываниях — открыто выражает свои взгляды и убеждения.
Диагностическое значение имеет и позиция «умолчания», характеризующая стремление части воспитанников оставаться в тени, уклоняться от прямых ответов на поставленные вопросы, занимать нейтральную или примиренческую позицию. Наблюдения за поведением воспитанников и способами их самовыражения проверяются в личных беседах и обязательно корректируются; применяются также другие, в частности социометрические, методы выявления внутренней позиции. Только комплекс диагностических методов позволяет составить представление о степени сформированности необходимых качеств.
Внутренняя позиция личности обнажается в поведении. Как человек воспитан, так он и действует. Педагогика использует эффективный способ диагностики поведения — метод воспитывающих ситуаций. Он позволяет в единстве решать две задачи: диагностировать уровень развития требуемых качеств и воспитывать эти качества. Воспитывающая ситуация — это естественная или преднамеренно созданная обстановка, в которой воспитанник вынужден действовать и в своих действиях обнаружить уровень сформированности у него определенных качеств. Естественными ситуациями полна повседневная жизнь на уроках, переменах, в столовой, школьном дворе и т. д. Преднамеренно созданные ситуации обычно затрагивают очень важные для воспитанников стороны их жизни. Это, например, ситуация распределения обязанностей, поручений, подарков и наград, выбора между личным и общественным и т. п. В таких ситуациях поведение человека обычно адекватно его внутренней позиции. Эти ситуации могут стать остроконфликтными и даже неуправляемыми, а поэтому требуют пристального внимания и очень тонкого педагогического руководства.
В последнее десятилетие передовая педагогическая практика тяготеет к созданию проблемных воспитывающих ситуаций. Искусственно создаются ситуации, когда ребята вынуждены решать поставленные проблемы, а воспитатель может оценить, в каком состоянии находится коллектив и каждый из его членов на данном этапе, и, следовательно, правильно построить воспитательный процесс. Выделяются такие виды ситуаций: проверочная, воспитывающая, контролирующая, закрепляющая, не предусмотренная воспитателем, но помогающая, не предусмотренная воспитателем, мешающая или вредная.
Регистрация результатов диагностики осуществляется в различных формах. Чаще других способов используется шестибалльная шкала: +1 (готовность к положительным проявлениям); + 2 (устремленность к положительным действиям); +3 (устойчивость, активность при совершении положительных действий); 0 (нейтральная позиция); —1 (готовность к отрицательным проявлениям); —2 (устремленность к отрицательным действиям); —3 (антиобщественное поведение).
Следует всегда помнить, что в основу оценки воспитанности должна быть положена общая нравственная направленность личности,а не отдельные ее качества. Последние следует рассматривать в связи с мотивами поведения, поскольку поступок или действие, взятые вне связи с мотивом, их вызвавшим, не могут адекватно характеризовать уровень воспитанности. Известно, что иногда даже гуманные поступки, якобы свидетельствующие о воспитанности человека, на самом деле бывают обусловлены далеко не лучшими побуждениями. В других условиях, при иных обстоятельствах поведение могло бы измениться.
Учебное издание
Подласый Иван Павлович
ПЕДАГОГИКА
Вопросов — 100 ответов
Учебное пособие для студентов
высших учебных заведений
Редактор Н.А. Лелекова
Художник обложки М.Л. Уранова
Компьютерная верстка А.И. Попов
Корректор И.А. Правкина
Отпечатано с диапозитивов, изготовленных
ООО «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС ».
Лицензия ИД № 00349 от 29.10.99.
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 77.99.02.953.Д.006153.08.03 от 18.08.2003.
Сдано в набор 10.10.00. Подписано в печать 23.01.01.
Формат 60x90/16. Печать офсетная. Бумага газетная. Усл. печ. л. 23,0.
Доп. тираж 5 000 экз. Заказ № 1517
Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС.
119571, Москва, просп. Вернадского, 88,
Московский педагогический государственный университет.
Тел. 430-04-92, 437-25-52, 437-99-98; тел./факс 735-66-25.
E-mail: [email protected]
http://www.vlados.ru
ООО «Полиграфист».
160001, Россия, г. Вологда, ул. Челюскинцев, 3.
Уважаемые коллеги!
«ИЗДАТЕЛЬСТВО ВЛАПОС-ПРЕСС»