Внеклассные и внешкольные мероприятия
Материалы по производственной (педагогической) практике
Студентам факультета технологии
Заочной формы получения высшего образования
(технический труд)
1. Методические рекомендации для студентов факультета технологии, проходящих производственную (педагогическую) практику.
2. Бланк «Аттестационной карточки».
3. Пример ведения дневника наблюдений.
4. Бланк отчёта о прохождении практики.
5. Бланк отзыва характеристики на студента-практиканта.
6. Индивидуальный план работы.
7. Пример оформления титульного листа.
8. Примерные критерии оценки уроков студента-практиканта.
9. Критерии оценки знаний и умений студентов-практикантов по педагогической практике.
10. Бланк договора на проведение практики.
Зав. кафедрой
методики технологического образования С.Я. Астрейко
Методические рекомендации
Для студентов факультета технологии, проходящих производственную (педагогическую) практику
1.Цель практики ‑ подготовка к целостному выполнению функций учителя-предметника и классного руководителя, к проведению системы учебно-воспитательной работы с учащимися, овладение системой профессионально-педагогических умений.
Задачи:
· формирование и развитие основных профессионально-педагогических умений и опыта деятельности в соответствии с требованиями стандарта высшего образования и квалификационной характеристики специалиста;
· формирование основных умений владения педагогической техникой и педагогическими технологиями;
· овладение методами, приемами и средствами проведения уроков, занятий по специальности, а также навыками руководства познавательной, учебной и творческой деятельностью школьников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
· обучение творческому применению на практике знаний, полученных при изучении психолого-педагогических дисциплин и частных методик;
· развитие потребности в педагогическом самообразовании и постоянном самосовершенствовании.
Продолжительность практики – 4 недели
2. Студент-практикант обязан:
прибыть своевременно в организацию;
присутствовать в организации не менее 6 астрономических часов;
выполнить программу практики.
3. Содержание практики (объём работы по кафедрам):
Задания по методике трудового обучения:
Задание 1.
Разработать и провести 2 пробных урока по техническому труду.
Задание 2.
Разработать и провести 3 зачётных урока по техническому труду:
а) 1 традиционный урок любого типа (комбинированный урок; урок приобретения новых знаний; урок формирования умений и навыков; урок применения знаний на практике; урок повторения и обобщения; урок проверки и оценки знаний);
б) 1 урок с использованием нетрадиционных методов обучения (игровые методы, интерактивные методы, рефлексивные методы, проблемные методы и т.п.) либо нетрадиционный урок (урок-игра, урок-мастерская, проблемный урок и т.п.).
Задание 3.
Провести внеклассное воспитательное мероприятие по трудовому обучению.
Задание по психологии:
Изучить личность одного из учеников из закрепленного за практикантом класса:
1. Продумать, какие методы можно использовать для изучения личности учащегося в соответствии с параметрами, заданными в схеме составления психолого-педагогической характеристики учащегося
2. Подобрать методики, необходимые для изучения личности учащегося.
3. Организовать наблюдение социально-психологических особенностей учащегося с обязательной фиксацией результатов в дневнике наблюдений.
4. Сопоставить данные, полученные при проведении методик с данными наблюдений.
5. Сделать психолого-педагогические выводы и разработать рекомендации по содержанию и организации работы с учащимся .
Рекомендации по выполнению задания содержатся в пособии: Педагогическая практика по психологии: методические рекомендации для студентов пед. ун-та / авт.-сост. М.А. Дыгун [и др.]; под общ. ред. М.А. Дыгуна. ‑ Мозырь: УО МГПУ им. И.П. Шамякина, 2007.– 31 с.
Задания по педагогике
Задание 1.
Изучить опыт работы учителя-предметника и оформить альбом.
Альбом с описанием опыта работы учителя-предметникадолжен содержать:
· общие сведения об учреждении образования, где студент проходил педагогическую практику;
· сведения об учителе-предметнике, чей опыт изучался;
· анализ и обобщение педагогической системы учителя-предметника;
· краткое описание основных технологий и методик преподавания;
· планы-конспекты уроков учителя-предметника.
4. Перечень отчётной документации:
1. Аттестационная карточка студента-практиканта (Приложение А).
2. Дневник наблюдений (Приложение Б), который включает:
· общие сведения о школе и классе, в котором проходил практику студент;
· ежедневные наблюдения за организацией учебно-воспитательного процесса в учреждении образования;
· анализ посещённых уроков и воспитательных мероприятий;
· рефлексию собственной педагогической деятельности.
· выводы по педагогической практике.
3. Отчёт о прохождении практики (Приложение В).
4. Отзыв-характеристика о прохождении практики, подписанный руководителем учреждения образования или его заместителем и заверенный печатью (Приложение Г).
5. Индивидуальный план работы (Приложение Д).
6. Альбом с описанием опыта работы учителя-предметника (задание по педагогике).
7. Планы-конспекты зачётных уроков по техническому труду.
8. Сценарий внеклассного воспитательного мероприятия по техническому труду.
9. Материалы психодиагностического исследования личности учащегося (описание 5 методик, протоколы исследований, обработка результатов, выводы по каждой методике, бланки ответов учащихся) (задание по психологии).
10. Психолого-педагогическую характеристику учебного класса (задание по психологии).
5. Сроки предоставления отчётной документации, форма проведения дифференцированного зачёта.
Отчётная документация сдаётся в папке. Титульный лист оформляется по образцу (Приложение Е). Отчётная документация сдаётся руководителю практики от кафедры методики технологического образования после проверки и подписания соответствующих документов у руководителей практики от кафедры педагогики и кафедры психологии в течение первой недели сессии.
Дифференцированный зачёт проводится в течение второй недели сессии, согласно установленного графика, в форме индивидуальной беседы со студентом, на которой он представляет свой отчёт по практике (Приложение В).
Оценка практики.
Критерии оценки уроков и итоговой оценки по практике приведены в приложениях Ж, И.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
УО «Мозырский государственный педагогический университет
им. И.П. Шамякина»
АТТЕСТАЦИОННАЯ КАРТОЧКА
Студент _____
ФИО
факультет ________________________________, _______курс, ______группа
специальность ________________________________________________________________
с_____________________20______ по____________________20______
проходил практику в _____________________________________________________
(название учреждения образования)
Руководитель учреждения образования _____________________________________
подпись
МП _______________________________________
ФИО
Методист по техническому труду ____________________________________________
Руководитель от кафедры педагогики ____________________________________________
Руководитель от кафедры психологии ____________________________________________
1. Зачётные уроки
№ п/п | Дата | Класс | Тема | Отметка | Подпись учителя (методиста) |
Внеклассные и внешкольные мероприятия
№ п/п | Дата | Класс | Тема | Отметка | Подпись учителя (методиста) |
Заключение о воспитательной работе
_________________________________________________________________
Отметка________________________ Методист _______________________________
(подпись, ФИО)
Заключение о работе по психологии
_________________________________________________________________
Отметка________________________ Методист _______________________________
(подпись, ФИО)
Заключение о работе по специальности
______________
Отметка________________________ Методист _______________________________
(подпись, ФИО)
Характеристика
_________________
Общая отметка____________________________________________
Руководитель
практики ______________________________________________
(подпись, ФИО)
Дата__________________________________ 20______
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Дневник наблюдений
студента-практиканта __ группы ___ курса
_________ формы получения образования
факультета _____________________________ УО «МГПУ им. И.П. Шамякина»
________________________________(Ф.И.О.)
20___– 20___ учебного года
Вторая страница
Учреждение образования __________________№ _________ г. _______________________
Адрес _______
Класс, кабинет ________________________
Учитель _____
Зам. директора _______________________________________________________________
Директор ____
Руководитель практики от факультета ____________________________________________
Руководители практики ________________________________________________________
Третья и следующие страницыдневника включают следующую информацию:
1. Заполняется один раз в начале дневника:
· список учащихся по форме последней страницы классного журнала;
· недельное расписание уроков в классе;
· расписание звонков;
· план размещения учащихся в классе;
· график уроков студента-практиканта;
· график внеклассных мероприятий учителя;
2. Заполняется регулярно с указанием даты и времени:
· протокольная запись уроков;
· анализ посещенных уроков;
· анализ воспитательных мероприятий;
· рефлексия собственной педагогической деятельности;
· фиксация и анализ трудностей, с которыми пришлось столкнуться в ходе практики;
· анализ собственных успехов и достижений.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Отчёт
о прохождении ____________________________ практики
(название практики)
в ____________________________________________________________
(полное название учреждения образования)
студента-практиканта дневной (заочной) формы получения образования ____ курса_____ группы факультета УО «МГПУ им.И.П. Шамякина»
__________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество студента-практиканта)
Руководитель практики от организации учитель технического труда, _________ категории ____. Стаж работы ________________лет.
Учебная работа.
За время прохождения практики было проведено _________ пробных и __________ зачётных урока по следующим темам: ____________________________________________ _________________________________________________________________.
В ходе уроков были использованы следующие методы обучения ________________ _______________________________________.
Основными формами организации деятельности учащихся были: ________ _____________.
В качестве дидактических средств использовались ____________________________ _______________________________________.
При подготовке к урокам я использовал(а) следующие источники информации: _____________ ______________.
В процессе подготовки к урокам и разработке планов-конспектов я испытывал(а) затруднения __________________________________________________________________ _______________________________________, которые, на мой взгляд связаны с ________________________________________________ __________________________.
Во время проведения уроков основные затруднения вызывало ___________ ____________________________________________________. Причину эти затруднений я вижу в ______________________________________________ _______________________________________.
На моих уроках учащиеся (проявляли заинтересованность, равнодушие, активность, были пассивными и т.п.) _____________________________________________ __________________________. Это связано с _________________________________________________________________ __________________________.
Воспитательная работа.
В период прохождения практики мной были разработаны и проведены следующие воспитательные мероприятия ___________________________________________________
_______________________________________.
Принял(а) участие в следующих воспитательных мероприятиях ________________ _______________________________________.
При организации и проведении воспитательного мероприятия были использованы следующие материалы: _________________________________________________________ _______________________________________.
В ходе воспитательной работы я испытывал(а) следующие затруднения: _________ _______________________________________. Они связаны с ________________________________________________________________ __________________________.