Глава vii. правовое положение осужденных

§ 1. Понятие правового положения осужденных

Правовой статус осужденных, их обязанности и основные права закреплены на уровне закона, что в современных условиях имеет исключительно важное значение, в том числе и в плане неукоснительного соблюдения законности при исполнении уголовных наказаний. В самом общем виде правовое положение лиц, отбывающих уголовные наказания, можно сформулировать как закрепленное с помощью правовых норм положение осужденных во время отбывания уголовного наказания.

Институт правового положения осужденных имеет важное социальное значение.

Любой вид уголовного наказания связан с комплексом ограничений прав и свобод, поскольку лица, отбывающие уголовные наказания, остаются гражданами государства, обладают их правами и обязанностями, что предъявляет особые требования к нормативному закреплению ограничения этих прав и свобод.

Конституция РФ установила, что права и свободы гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в такой мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Согласно Конституции РФ ограничения прав и свобод человека допускаются в соответствии с федеральным конституционным законом и образуют определенную систему, которая включает в себя ограничения:

1) общего характера, которые определяют допустимые пределы изъятий из основных прав и свобод;

2) устанавливаемые в связи с введением чрезвычайного положения;

3) в связи с особенностями правового статуса отдельных категорий граждан (например, осужденных к лишению свободы).

Не подлежат ограничению такие основные права и свободы, как право на жизнь, право на достоинство, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Не подлежат ограничению право на судебную защиту, право каждого на международную защиту своих прав и свобод, на рассмотрение дела в том суде и теми судами, к подсудности которых оно отнесено законом, право на получение квалифицированной юридической помощи, право считаться невиновным, пока виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда, право на пересмотр приговора вышестоящим судом, право не свидетельствовать против себя и близких родственников, право на доступ к правосудию, право на возмещение вреда.

Субъектами ограничения прав человека могут быть: суд, прокуратура, учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания, судебные приставы, органы ФСБ России, внутренние войска, таможенная служба.

Основные права ограничиваются применительно к душевнобольным, задержанным в уголовно-процессуальном порядке.

В ч. 2 ст. 10 УИК РФ сказано, что осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным законодательством РФ.

Таким образом, в правовом государстве речь может идти лишь о степени ограничения основных прав и относится это прежде всего к осужденным в пенитенциарных учреждениях.

Осуждение лица ведет к сужению объема правового статуса.

Уголовное наказание в виде лишения свободы в зависимости от вида преступления может привести к очень существенным ограничениям в правах и свободах.

Правовой статус осужденного не может быть статичным, он, в зависимости от поведения осужденного, может меняться в лучшую или худшую сторону. При отбывании наказания к осужденному применяются меры поощрения и взыскания, которые существенно расширяют или сужают права осужденного.

Лишение свободы, как наиболее суровое наказание, влечет за собой ограничение и временное приостановление ряда основных прав личности, что вытекает из целей наказания.

Одной из основных целей наказания является предупреждение новых преступлений с помощью средств исправительного воздействия. Применение указанных средств предполагает ограничение основных прав на посткриминальный, пенитенциарный и постпенитенциарный период. Такое ограничение не должно выступать главным в сравнении с другими средствами исправительного воздействия. Ограничение прав и свобод в связи с лишением свободы, как нам представляется, носит вынужденный характер, так как без него невозможно применение других средств исправительного воздействия, да и самого наказания.

Четко определенное правовое положение осужденных является юридической гарантией ограждения их от произвола, подлинного обеспечения реализации прав и законных интересов.

От качества исполнения осужденными возложенных на них обязанностей, реализации их прав и законных интересов зависит эффективность уголовного наказания, одной из главных целей которого является исправление осужденных.

Актуальность института правового положения лиц, отбывающих наказание, возрастает с учетом предпринимаемых Россией мер по интеграции в мировое сообщество. Как известно, одним из важнейших условий такой интеграции является защита прав человека и, не в последнюю очередь, соблюдение прав осужденных.

Развитие института правового положения осужденных важно по политическим соображениям, так как служит показателем стремления и возможности России соблюдать взятые на себя обязательства, а также решать различные аспекты прав человека осужденного.

Различают три вида правового статуса личности:

1) общегражданский (или общий правовой статус граждан);

2) специальный (видоизмененный статус какой-либо категории граждан);

3) индивидуальный (правовое положение конкретного лица).

Соответственно, осужденные, как особая категория граждан, обладают специальным правовым статусом, который в свою очередь подразделяется на правовые статусы лиц, отбывающих отдельные виды уголовного наказания, а также по иным основаниям. Например, внутри специального статуса осужденного к лишению свободы выделяют специальный правовой статус осужденных, отбывающих лишение свободы в исправительной колонии, специальный правовой статус осужденных, отбывающих лишение свободы в колонии-поселении, специальный правовой статус осужденных-женщин, специальный правовой статус несовершеннолетних осужденных и т.д.

Уголовное наказание не приводит к потере гражданства, поэтому специальный правовой статус осужденного базируется на общем правовом статусе граждан России. Это обстоятельство важно, так как способствует обеспечению законности при исполнении уголовного наказания, повышает его воспитательный потенциал и подчеркивает тот факт, что осужденные не ограничиваются в реализации ряда прав и несут обязанности, возложенные на граждан РФ (даже осужденные к лишению свободы пользуются без существенных ограничений правами в сфере трудовых, брачно-семейных, наследственных и иных правоотношений).

Таким образом, значительная часть элементов общего правового статуса граждан в специальном правовом статусе сохраняется.

Выражается это в форме:

а) дублирования (в ст. 13 УИК РФ "Право осужденных на личную безопасность" отражена ст. 22 Конституции РФ; в ст. 14 УИК РФ "Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных" отражена ст. 28 Конституции РФ и Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" <1>);

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465.

б) конкретизации (в ст. 112 УИК РФ "Общее образование осужденных к лишению свободы" не только отражены положения ст. 43 Конституции РФ и Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" <1>, но имеет место уточнение субъекта в указании на обязательность получения основного общего образования осужденных, не достигших 30 лет, и по желанию для осужденных старше 30 лет и инвалидов. Кроме этого, конкретизуется значимость получения осужденными основного общего и среднего образования как поощряемого и учитываемого фактора при определении степени их исправления).

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1797.

Вместе с тем специальный статус осужденного существенно отличается от общего правового статуса граждан.

Во-первых, пользование некоторыми общегражданскими правами и свободами для осужденных ограничивается. В этом проявляется сущность уголовного наказания как реакции государства на совершенное преступление. Собственно, наказание и заключается в создании определенных лишений и ограничений осужденным с целью их исправления и предупреждения совершения новых преступлений как ими, так и иными лицами.

Во-вторых, правовое положение осужденных включает в себя реальность применения к осужденным правоограничений, и основной формой их закрепления может быть федеральный закон. Данное положение содержится в ст. 10 УИК РФ.

В ней закреплена возможность ограничений прав и свобод осужденных граждан только федеральным законом.

Правоограничения - это лишь часть специального статуса осужденного. Кроме этого, правовое положение осужденных дополняется специфическими элементами:

а) они не имеют аналога в общегражданском правовом статусе;

б) их содержание не зависит от общегражданского правового статуса, а отражает особенности исполнения того или иного вида наказания (например, ст. 40 УИК РФ определяет, что в период отбывания исправительных работ осужденным запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения в письменной форме уголовно-исполнительной инспекции; в соответствии со ст. 48 УИК РФ осужденные к ограничению свободы следуют к месту отбывания наказания за счет государства самостоятельно).

Эти нормы регулируют специфические отношения, присущие конкретным условиям отбывания наказания того или иного вида, и имеют особенность: значительная их часть регламентируется подзаконными правовыми актами.

Таким образом, можно дать следующее определение правового положения осужденных.

Правовое положение осужденных представляет собой комплекс гарантированных прав и свобод граждан РФ с ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ.

§ 2. Основы правового положения осужденных

Уголовно-исполнительный кодекс РФ достаточно разносторонне и полно воспринял международные нормы и стандарты в сфере исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными.

В частности, правовое положение осужденных в российском уголовно-исполнительном законодательстве формируется исходя из общих принципов положения человека и гражданина в обществе и государстве, подлежащего защите с учетом требований международных стандартов обращения с осужденными.

В общем виде правовое положение осужденных представляет собой совокупность возлагаемых на них уголовно-исполнительным законодательством обязанностей и предоставляемых им в связи с исполнением приговора прав (включая и их охраняемые законные интересы). Конкретное правовое положение осужденного будет определяться в зависимости от вида наказания, личностных характеристик и поведения во время отбывания наказания.

При исполнении уголовных наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством.

Никакие иные ограничения или ущемления их прав и свобод не допускаются. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом. Например, осужденные, отбывающие лишение свободы, не могут быть призваны в армию, не избирают и не могут быть избранными в выборные органы. Осужденные на общих основаниях защищают в судебном порядке свои нарушенные права и интересы как лично, так и через своих представителей. Они правомочны поддерживать международные связи, в полной мере реализовывать права субъектов авторского, изобретательского права и т.д.

Осужденные иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности по международным договорам и по законодательству РФ.

§ 3. Структура правового статуса осужденного

В содержание правового статуса лиц, отбывающих наказания, входят права и юридические обязанности. Каждый из этих элементов правового статуса самостоятелен, так как характеризуется социальным назначением, сущностью и содержанием.

Можно сформулировать определение правового статуса осужденных как представляющего собой совокупность личных, политических, социально-экономических и культурных прав и свобод и специальных прав и обязанностей осужденных.

Субъективные права осужденных - закрепленные законом и гарантируемые государством реальные варианты возможного поведения осужденного или пользования им социальными благами, обеспечиваемые юридическими обязанностями должностных лиц, органов, исполняющих наказания, других субъектов уголовно-исполнительных правоотношений.

Например, в ст. 13 УИК РФ закреплено право осужденных на личную безопасность, реализация которого обеспечена обязанностью должностных лиц исправительных учреждений принять неотложные меры при возникновении угрозы безопасности конкретной личности. Согласно требованиям ст. 98 УИК РФ осужденные к лишению свободы имеют право на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Гарантией в данном случае является пенсионное законодательство РФ, обязывающее органы социальной защиты населения при наличии оснований не только определить пенсию, но и перечислить ее на лицевой счет осужденного.

Общие права осужденных можно подразделить на конституционные и гражданские.

Конституционные права осужденных подвергаются меньшим ограничениям, нежели гражданские права.

В некоторых источниках в качестве самостоятельного элемента правового статуса осужденных называют законные интересы осужденных.

На наш взгляд, законные интересы являются дополнительными элементами правового положения личности. Их можно считать предпосылками правового статуса осужденных. Они прямо не выделены в юридических правах и обязанностях, хотя имеют много общего с ними, но не тождественны им.

Законные интересы осужденных - закрепленные в правовых нормах возможности для осужденных к обладанию теми или иными благами, удовлетворение которых связано, как правило, с оценкой должностными лицами органов, исполняющих наказания, прокуратуры, судом личности и поведения осужденных во время отбывания наказания.

Например, в ч. 3 ст. 14 УИК РФ предусмотрено, что осужденным к ограничению свободы по их просьбе может быть дано разрешение на посещение мест богослужений, находящихся за пределами исправительного центра; нормами ст. 97 УИК РФ предоставлено право администрации исправительных учреждений принимать решение о выезде осужденных к лишению свободы за пределы исправительных учреждений; согласно требованиям ст. 175 УИК РФ должностным лицам исправительных учреждений предоставлено право решать вопросы об условно-досрочном освобождении осужденных от отбывания наказания.

Виды законных интересов:

1) возможность применения поощрения (ст. 87 УИК РФ - перевод на улучшенные условия содержания осужденных к лишению свободы);

2) возможность применения льгот (ст. 139 УИК РФ - оставление в воспитательных колониях осужденных, достигших совершеннолетия);

3) возможность получения благ, по своей социально-правовой сущности не являющихся ни поощрением, ни льготой (ст. 103 УИК РФ - привлечение осужденных к лишению свободы к труду "по возможности" с учетом специальности).

Юридические обязанности осужденных - установленные в обязывающих и запрещающих нормах права меры необходимого поведения осужденных во время отбывания наказания, обеспечивающие достижение целей уголовного наказания, поддержание правопорядка во время его отбывания, соблюдение прав и законных интересов как самого обязанного лица, так и иных лиц.

Например, в ст. 26 УИК РФ закреплено требование к осужденным к обязательным работам работать на определяемых для них объектах; в ст. 31 УИК РФ - обязанность осужденного к штрафу добровольно оплатить штраф в течение 30 суток; в ст. 40 УИК РФ - обязанность осужденного к исправительным работам сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места работы и места жительства в течение 10 дней; в ст. 118 УИК РФ - запрет для осужденных, лишенных свободы, водворенных в штрафной изолятор (ШИЗО), на свидания, телефонные разговоры, приобретение продуктов питания, получение посылок, передачу бандеролей.

Особое место в правовом статусе осужденных занимают специфические права, законные интересы и обязанности, которым нет аналога в общегражданском правовом статусе (например, обязанность осужденных вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным - ст. 11 УИК РФ).

Сфера их правового регулирования достаточно обширна - она распространяется на все стороны деятельности учреждений, исполняющих наказания: материально-бытовое обеспечение, воспитательную работу, внутренний распорядок, а также правовой статус осужденных, отбывающих дисциплинарные взыскания в штрафном изоляторе, помещении камерного типа, карцере.

Среди специфических обязанностей осужденных интересна обособленная группа - так называемые моральные обязанности осужденных (примером является обязанность выполнять правила личной и общей гигиены, требования санитарии, иметь опрятный внешний вид).

Если в социальном статусе личности моральные обязанности - это сфера морали, а не права, то в отношении осужденных этот вопрос имеет свою специфику, так как речь идет об обязанностях осужденных, не имеющих юридического закрепления в общем, правовом статусе гражданина, а содержащихся в иных социальных, в том числе и моральных нормах. Смысл закрепления их в правовых нормах в том, что в условиях лишения свободы возрастает значимость нравственных и этических начал в отношениях осужденных как основы воспитательной работы, а требования санитарии и гигиены - это не только показатель уровня культуры осужденного, но и внешний аспект реализации задачи охраны здоровья этих лиц.

Представляется необходимым отметить такую тенденцию развития правового статуса осужденных, как гуманизация условий отбывания наказания.

В результате проведенных реформ уголовно-исполнительного законодательства были закреплены и применены многие меры гуманитарного характера обращения с осужденными. В числе мер, направленных на гуманизацию отбывания наказания, можно назвать: усиление гарантий реализации осужденными права на личную безопасность, информацию, свободу совести.

§ 4. Основные обязанности осужденных

К основным обязанностям отнесены те из них, которые обеспечивают правопорядок во время отбывания наказания или создают условия для деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания.

Осужденные должны исполнять установленные законодательством РФ обязанности ее граждан, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены, т.е. соблюдать общегражданские обязанности.

Но если в условиях свободы граждане вольны в установлении пределов выполнения таких обязанностей, то в местах лишения свободы к этим аспектам их жизнедеятельности предъявляются определенные требования, соблюдать которые осужденные уже обязаны.

На осужденных возлагается обязанность соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов.

Нормы о соблюдении федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказания, принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, а также выполнении законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, составляют правовую основу поддержания правопорядка во время исполнения уголовного наказания.

На осужденных возлагается специальная обязанность выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. Речь идет о выполнении осужденными законных требований, а не любых указаний и приказов администрации.

Невыполнение осужденным предъявленного сотрудником требования со ссылкой на его незаконность должно быть обоснованным (требование носит сугубо личный характер, не предусмотрено правовой нормой, противоречит закону и пр.).

В целях обеспечения нормальных взаимоотношений между осужденными и персоналом в законе установлена специфическая обязанность осужденных вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения и органы, исполняющие наказания, а также к другим осужденным.

Следует отметить, что если требования о вежливом отношении к персоналу и иным лицам осужденными в целом воспринимаются положительно и в основном соблюдаются, то поддерживать вежливые отношения между собой им удается далеко не всегда. На этой почве больше всего совершается нарушений режима и преступлений. Поддерживать требование о выполнении осужденными данной обязанности помогают жесткий надзор и контроль за поведением в местах их нахождения, а также проведение широких мероприятий воспитательного характера. Важными, безусловно, являются и пример взаимоотношений персонала, и форма обращения со стороны его отдельных членов к осужденным.

Еще одной специфической обязанностью осужденных выступает обязанность являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора. Данная обязанность в большей мере является специфической для осужденных, в отношении которых исполняются наказания без изоляции от общества, где явка к соответствующему должностному лицу выступает еще и формой контроля, а также проведения воспитательной работы. В случае неявки осужденный может быть подвергнут принудительному приводу. Должностное лицо может предложить осужденному дать объяснения как в устной, так и в письменной форме. Отказ от дачи объяснений влечет за собой применение предусмотренных законодательством мер воздействия.

Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации влекут установленную законом дисциплинарную или материальную ответственность, в крайнем случае, перевод в учреждение с более строгим видом режима.

§ 5. Основные права осужденных

Права осужденных представляют собой важный элемент их правового статуса. Реальность и гарантированность прав позволяют повысить эффективность деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, обеспечить законность при исполнении уголовного наказания.

Закрепление прав осужденных в законе, обеспечение и соблюдение их в практике исполнения наказания имеют большое значение с точки зрения выполнения Российской Федерацией международных актов по обращению с лицами, подвергнутыми задержанию или заключению в каких бы то ни было формах.

Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому осужденному возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Уголовно-исполнительным кодексом РФ конституционная норма о праве на информацию конкретизируется и дополняется.

Осужденные имеют право получать информацию о своих правах и обязанностях, о порядке и условиях отбывания назначенного судом вида наказания.

Информация о правах и обязанностях осужденных должна содержать в себе извлечение из УИК РФ, в первую очередь из норм, предусматривающих правовое положение осужденных. Речь идет о разъяснении порядка подачи предложений, заявлений и жалоб, реализации права на личную безопасность, о предоставлении юридической и социальной помощи.

Верующие осужденные получают информацию о порядке реализации свободы совести и свободы вероисповедания.

Осужденные иностранные граждане, отбывающие арест, ограничение свободы или лишение свободы, получают информацию о порядке поддержания связей с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств.

Сведения о порядке и условиях отбывания назначенного судом вида наказания должны включать в себя разъяснения правил поведения осужденных, вытекающих из необходимости обеспечения изоляции в тех наказаниях, в которых она предусмотрена, охраны осужденных и надзора за ними, поддержания внутреннего распорядка в исправительных учреждениях, арестных домах, исправительных центрах, дисциплинарных воинских частях.

До сведения осужденных доводится также информация о мерах поощрения и взыскания, возможности применения мер безопасности.

Администрация учреждений и органов, исполняющих наказания, обязана предоставлять осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменением порядка и условий отбывания наказания.

Такая информация может предоставляться как в письменном, так и в устном виде. Кроме того, она доводится до сведения осужденных по радио, телевидению, на личном приеме осужденных и другими способами.

В помещениях, где проживают осужденные, вывешивается информация об их основных правах и обязанностях.

Осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.

Данное положение основывается на международных актах о правах человека и обращении с заключенными.

Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка прямо требует, чтобы при выполнении своих обязанностей должностные лица уважали и защищали человеческое достоинство, поддерживали и защищали права человека по отношению ко всем лицам <1>.

--------------------------------

<1> См.: ст. 2 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка. Принят XXXI сессией Генеральной Ассамблеи ООН 17 декабря 1979 г. (приложение к Резолюции 34/169) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990. С. 319 - 325.

Российская Федерация является участницей Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.

В соответствии с ней в ч. 2 ст. 21 Конституции РФ установлено, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

На основе указанных положений в ч. 2 ст. 12 УИК РФ осужденным гарантируется неприменение жестоких или унижающих человеческое достоинство видов обращения.

Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона. Порядок применения к осужденным, например, физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия детально регламентирован в Законе РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".

Следствием влияния международных стандартов обращения с осужденными выступает правило, согласно которому осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье.

Осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями, жалобами к администрации учреждений, исполняющих наказания, в вышестоящие органы, суд, прокуратуру, органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

Принципиально новой является возможность обращения осужденных в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Это не только дань тому, что Россия вступила в мировое сообщество в качестве цивилизованного и равноправного партнера, признающего юрисдикцию специальных судебных органов мирового и Европейского сообщества, но и подтверждение открытости уголовно-исполнительной системы.

Межгосударственными органами по защите прав и свобод человека являются Комитет ООН по правам человека и Комитет ООН против пыток, созданные на основе важнейших международных договоров.

В августе 1991 г. бывший СССР, а затем и Россия как правопреемница признали компетенцию указанных Комитетов ООН рассматривать индивидуальные жалобы лиц (в том числе и осужденных), находящихся под юрисдикцией России, о нарушении их политических и гражданских прав, а также о применении пыток.

Существует еще ряд требований к жалобам, поданным в указанные органы ООН.

Так, жалобы не рассматриваются в Комитетах, если они:

1) анонимны;

2) не содержат утверждения или конкретные факты того, что лицо или лица стали жертвами нарушения прав или к ним были применены пытки, другие жестокие, бесчеловечные или унижающие человеческое достоинство средства обращения и наказания;

3) представляют собой злоупотребление правом обращения в международные организации или несовместимы с положениями Пакта или Конвенции;

4) рассматриваются в соответствии с другими процедурами международного разбирательства (например, в Комиссии ООН по правам человека).

В УИК РФ закрепляется важнейшее право осужденных давать объяснения, вести переписку, обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами на государственном языке РФ по месту отбывания наказания.

Государственным языком РФ является русский язык, он также выступает языком межгосударственного общения. В случае, если документы изготовляются на языке субъекта РФ и направляются в органы, расположенные вне пределов его территории, либо в межгосударственные органы, расположенные за границей РФ, они должны быть переведены на русский язык по месту отправления документов. Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на государственном языке РФ (русском языке). Перевод полученного ответа на язык обращения обеспечивается учреждением или органом, исполняющим наказания.

Осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку, а также обращаться с заявлениями, предложениями и жалобами на родном или любом другом языке, которым они владеют; в необходимых случаях они могут пользоваться услугами переводчиков. Ответы осужденным данной категории также даются на языке обращения.

Осужденные имеют право на охрану здоровья и получение квалифицированной медицинской помощи.

Осужденные к наказанию без изоляции от общества, за исключением ограничения свободы, получают медицинскую помощь в обычных органах здравоохранения в России. Такая помощь осужденным должна предоставляться на равных условиях с другими гражданами, без каких-либо изъятий и дискриминационных ограничений.

Применительно к ограничению свободы, а также наказаниям, связанным с изоляцией от общества (лишение свободы, арест), право на охрану здоровья осужденных реализуется путем создания общих и специализированных амбулаторно-поликлинических и стационарных медицинских учреждений.

Осужденные имеют право на психологическую помощь, оказываемую психологической службой исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия.

Осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий. Такое право имеют осужденные независимо от вида отбываемого наказания. Оно осуществляется на общих основаниях в соответствии с законодательством РФ.

Ранее осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы, ни пенсии, ни пособия не выплачивались: на время отбывания наказания их выплаты приостанавливались. Теперь этот порядок изменен: пенсии и социальные пособия данным лицам как выплачивались на свободе, так и выплачиваются во время отбывания наказания, а при наступлении необходимых условий будут назначаться через органы социальной защиты по месту отбывания наказания.

Конституция РФ гарантирует право на получение квалифицированной юридической помощи, устанавливая, что задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ гарантирует получение юридической помощи от адвокатов и иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи, в процессе отбывания уголовного наказания, т.е. тогда, когда уже завершено судебное разбирательство и вынесен приговор.

Юридическая помощь на стадии исполнения наказания может оказываться, например, по вопросам отбывания наказания; применения мер поощрения и взыскания; возможности условно-досрочного освобождения; помилования или амнистии; реализации гражданских, семейных, трудовых прав и законных интересов осужденных.

Юридическая помощь осужденным, как правило, оказывается адвокатами, т.е. юристами, работающими на профессиональной основе в составе адвокатских коллегий, консультаций, кабинетов или бюро.

Юридическая помощь может оказываться и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи: представителями профессионального союза (профсоюза) или другой общественной организации, в которой состоял осужденный, законными представителями, опекунами осужденного.

Осужденные - иностранные граждане, отбывающие наказание в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы, имеют право поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств в РФ. Если на территории РФ нет дипломатических представительств и консульских учреждений в силу отсутствия дипломатических отношений с государством, гражданином которого является осужденный, то такая связь устанавливается с дипломатическими представительствами государств, взявших на себя охрану их интересов, или с межгосударственными органами, занимающимися защитой указанных лиц.

Формы поддержания связей с дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, а также с межгосударственными органами различны. Они могут включать в себя направление предложений, заявлений и жалоб, переписку, телефонные переговоры и свидания с дипломатическими и консульскими работниками и предоставляться с учетом отбываемого вида наказания.

При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказания, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

§ 6. Право осужденных на личную безопасность

Осужденные имеют право на личную безопасность.

Право осужденных на личную безопасность гарантируется целым рядом правовых, психолого-педагогических и организационных мер.

Прежде всего это меры уголовно-правового характера, предусматривающие уголовную ответственность за посягательство на жизнь, здоровье и неприкосновенность личности.

К средствам обеспечения личной безопасности осужденных следует отнести надзор за поведением осужденных во время отбывания наказания. Представляя собой систему наблюдения и контроля за поведением осужденных, надзор в качестве одной из своих целей имеет предупреждение преступлений, в том числе совершаемых в отношении осужденных.

Важным средством обеспечения личной безопасности осужденных является применение мер безопасности и оружия, а также мер дисциплинарного воздействия к осужденным.

Другое важное средство обеспечения личной безопасности осужденных - профилактическая деятельность оперативных частей, отделов безопасности и других подразделений исправительных учреждений, арестных домов, исправительных центров, дисциплинарных воинских частей и органов внутренних дел по предупреждению преступлений в отношении осужденных.

При возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющему наказания в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы, с просьбой об обеспечении личной безопасности. В этом случае указанное должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного.

Применительно к исправительным учреждениям это могут быть действия по вызову наряда контролеров и сопровождению осужденного в безопасное место (например, из общежития в дежурную часть) либо по задержанию лица, от которого исходит опасность для осужденного, изоляции его от других осужденных. Это, как их можно назвать, первоначальные меры по устранению угрозы личной безопасности осужденного. Устранение угрозы личной безопасности осужденного в окончательном виде возлагается на начальника исправительного центра, арестного дома или исправительного учреждения.

Начальник учреждения может принять решение:

1) о переводе осужденного в безопасное место - в отдельную камеру, помещение камерного типа - до устранения угрозы его личной безопасности либо в другой исправительный центр, арестный дом или исправительное учреждение, если угроза несет долговременный характер и не может быть устранена полностью;

2) о принятии иных мер, устраняющих угрозу личной безопасности осужденного (разрешение возникшего конфликта между осужденными, привлечение лица, от которого исходит опасность, к ответственности, перевод его в другое учреждение и т.п.).

Меры безопасности в отношении осужденного, являющегося участником уголовного судопроизводства, осуществляются начальником учреждения или органа, исполняющего наказание, на основании мотивированного постановления (определения) суда, прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя.

§ 7. Обеспечение свободы совести и свободы

вероисповедания осужденных

Свобода совести и свобода вероисповедания являются основными правами человека, гарантированными Всеобщей декларацией прав человека (ст. 18), Пактом о гражданских и политических правах (ст. 18) и другими международными документами. Согласно ст. 28 Конституции РФ каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Осужденным гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания без каких-либо особых ограничений.

Свобода совести включает в себя право свободно выбирать, иметь и распространять как религиозные, так и атеистические убеждения, свобода вероисповедания - выбирать и исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным и не может осуществляться под принуждением администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

В Федеральном законе "О свободе совести и о религиозных объединениях" в качестве одного из условий реализации свободы совести и свободы вероисповедания указывается на необходимость соблюдения требований уголовно-процессуального законодательства РФ (ст. 16). Реализация свободы совести и свободы вероисповедания не должна нарушать установленных в учреждениях правил внутреннего распорядка, а также ущемлять права других лиц. Например, проведение религиозных обрядов не должно ущемлять право осужденных на восьмичасовой сон в ночное время либо приводить к срыву запланированных на этот день мероприятий (лекций, просмотра кинофильма, посещения библиотеки и т.д.).

Осужденные к ограничению свободы могут посещать места богослужения, расположенные на территории исправительного центра. Если же таковых нет, то осужденным к ограничению свободы может быть выдано разрешение на посещение мест богослужения, расположенных за пределами исправительного центра. Такой выезд может быть разрешен в пределах территории субъекта РФ, на которой находится исправительный центр.

К осужденным к аресту или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям. Осужденные самостоятельно или вместе со священнослужителями могут отправлять религиозные обряды в специально оборудованных для этих целей помещениях. Им также разрешается получать в посылках и передачах, приобретать, иметь при себе религиозную литературу, предметы религиозного культа индивидуального пользования (нательные крестики, библии и др.) и пользоваться ими.

Тяжело больным осужденным, а также осужденным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителей.

§ 8. Обращения осужденных и порядок их рассмотрения

Осужденные могут направлять предложения, заявления и жалобы по вопросам, связанным с нарушением их прав и законных интересов.

Предложения - это обращения осужденных, в которых содержатся сведения о необходимости сохранения либо изменения существующих явлений или процессов. Обычно они выражаются в предложениях об изменении действующего законодательства и нормативных правовых актов, а также практики исправительных учреждений.

Заявления - это обращения осужденных, в которых, как правило, излагаются просьбы о необходимости принятия каких-либо решений или действий в интересах заявителя, например заявления осужденных с просьбой разрешить выезд за пределы исправительного учреждения (ст. 97 УИК РФ).

Жалобы - это обращения осужденных, в которых сообщается о нарушении прав, свобод и законных интересов и содержатся требования или просьбы о восстановлении нарушенных прав, свобод и интересов осужденных.

Предложения, заявления и жалобы осужденных могут быть изложены в устной и письменной формах.

Осужденные могут направлять как индивидуальные, так и коллективные предложения, заявления и жалобы. Указанные обращения могут быть поданы как в интересах самого осужденного, так и в интересах третьих лиц.

Осужденные, отбывающие наказание в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательных работ, исправительных работ, ограничения по военной службе и ограничения свободы, направляют предложения, заявления и жалобы самостоятельно в общем для всех граждан порядке. Если они адресованы администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, то они регистрируются и рассматриваются по существу. О результатах рассмотрения извещается осужденный, подавший обращение.

Все предложения, заявления и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные в органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, направляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания.

Для этого согласно Правилам внутреннего распорядка организуется ежедневный прием предложений, заявлений и жалоб осужденных как в устном, так и в письменном виде.

Предложения, заявления и жалобы, как и другие виды корреспонденции, исходящей от осужденных к аресту и лишению свободы, подлежат цензуре.

Однако из этого правила есть исключение. Предложения, заявления и жалобы, адресованные в органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, цензуре не подлежат и не позднее одних суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляются адресату. Для этого они принимаются от осужденных в запечатанных конвертах, вскрывать которые запрещено.

Аналогичный порядок установлен в отношении жалоб, направляемых Уполномоченному по правам человека в РФ. Согласно ст. 19 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" <1> жалобы, направленные Уполномоченному по правам человека в РФ лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются адресату.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 1011.

Предложения, заявления и жалобы осужденных, адресованные в органы государственной власти, общественные объединения, не пользующиеся правом контроля и надзора, а также иным юридическим и физическим лицам (например, адвокату), подвергаются цензуре и после этого направляются по принадлежности.

Если в предложениях, заявлениях и жалобах осужденных поставлены вопросы, которые могут быть разрешены на месте администрацией, то согласно Правилам внутреннего распорядка с согласия осужденного они адресату не направляются. В этом случае администрация принимает меры по разрешению законных просьб и предложений, содержащихся в обращениях осужденных.

Если администрация не компетентна разрешить вопросы, поставленные в предложениях, жалобах или заявлениях, либо автор настаивает на их отправке адресату, они направляются в соответствии с его желанием.

Предложения, заявления и жалобы, содержащие сведения, которые могут способствовать совершению преступления, выполненные тайнописью, шифром, содержащие государственную или иную охраняемую законом тайну, адресату не направляются, а приобщаются к личному делу осужденного.

Подача предложений, заявлений и жалоб осужденными не приостанавливает решения администрации и ее действия, по поводу которых обращаются осужденные.

Органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством РФ сроки и довести принятые решения до сведения осужденных.

Предложения, заявления и жалобы должны быть рассмотрены в течение одного месяца. В случаях, когда не требуется специальная проверка, срок рассмотрения установлен в 15 дней. Продление сроков возможно в случаях, если необходимо дополнительное изучение вопросов. Запрещено направлять жалобы тем органам и должностным лицам, чьи действия или решения обжалуются.

Наши рекомендации