Наглядные средства обучения природоведению
Наглядные средства обучения природоведению разнообразны как по дидактическим характеристикам, так и по их количественному составу и способам применения.
I, Натуральные или предметные наглядные пособия, К этой
группе относятся, живые, неживые объекты природы и натуральные объекты неживой природы.
Живые объекты— это комнатные растения, которые подбираются с учетом программы по природоведению и их требований к условиям жизни, а также животные, которых можно содержать в условиях уголка живой природы или кабинета природоведения. На уроках природоведения широко,используются культурные растения, выращенные на учебно-опытном участке: декоративные, овощные, зерновые и др., а также; отдельные насекомые, домашние птицы, голуби, кролики или другие млекопитающие (см. § 3 — Уголок живой природы). Неживые объектыприроды занимают большую часть среди наглядных пособий. Разнообразие их обусловлено тем, что они длительное время хранятся, не требуя систематического ухода, и вместе с тем обеспечивают рассмотрение и изучение объектов как в целом, так и отдельных их частей. Неживые объекты природы используются для проведения лабораторных и самостоятельных работ, а также как демонстрационный материал на различных занятиях и в процессе внеклассной кружковой работы.
Натуральные неживые объекты применяются в сочетании с живыми объектами, что значительно повышает и развивает познавательные возможности детей младших классов.
К натуральным неживым, или препарированным, пособиям относятся следующие:
Гербарий— это засушенные на стандартных листах бумаги в определенной тематической последовательности растения со всеми органами или частями. Гербарий необходим для изучения деревьев и кустарников, культурных растений, сорняков, медоносных и лекарственных растений, растений различных экологических групп.
Чучела— это натуральные объекты, которые полностью передают все внешние признаки животного (величина, форма, окраска). В начальных классах используются чучела рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и мелких млекопитающих.
Коллекции— это группа одинаковых объектов или объектов, имеющих общие признаки. В коллекции объединяют некрупные объекты, на которых можно рассматривать общие и отличительные признаки, проводить сравнения и сопоставления; По природоведению используются коллекции полезных и вредных насекомых, листьев, плодов, семян и др. Из объектов неживой природы могут быть коллекции полезных ископаемых, горных пород, минералов, образцов почв, удобрений, торфа и др. Многие из них можно закупить в магазине наглядных пособий, а также собрать и оформить с учащимися во время кружковых занятий. Коллекции монтируются в специальных коробках, поэтому удобны для использования.
Влажные препараты — это объекты, зафиксированные вспирте, формалине или других концентрированных растворах
(сахар, соль). В учебном процессе используются зафиксированные животные, растения или отдельные их органы: например лягушки, рыбы, ящерицы; может быть вскрыто животное для рассмотрения внутренних органов (птица или млекопитающее); животные, на которых показан цикл развития (рыбы, земноводные, птицы), а также влажные препараты моллюсков, насекомых, отдельных органов растений, крупных цветков, плодов и овощей.
Сухие препараты — это натуральные засушенные отдельные органы или целые растения и животные. К ним относятся наборы засушенных зерновых, технических или овощных культур, препараты частей вегетативных органов растений, цветков. К сухим препаратам относятся расчлененный речной рак, скелеты различных позвоночных животных, наборы костей и др.
Объектынеживой природыпродаются в магазинах наглядных пособий в наборах, поэтому могут применяться как для самостоятельного изучения учащимися, так и для демонстраций. Объекты неживой природы могут быть собраны школьниками. Их монтируют в коробках в виде коллекций или наборов. Особое место при обучении природоведению занимают объекты неживой природы своей местности.
II. Искусственные или изобразительные наглядные пособия. Эта~Тр"упп¥ наглядных пособий по природоведению, как ипо другим школьным предметам, представлена очень широко. Большинство из них выпускается фабричным способом и закупается школами в необходимом количестве. Многие изобразительные наглядные пособия используются как раздаточный материал, поэтому в кабинете природоведения должны быть их комплекты или наборы.
В процессе подготовки к использованию искусственных наглядных пособий на уроках природоведения необходимо учитывать, какие основные стороны этого объекта будут изучены, какова связь его с содержанием учебного материала.
К объемным изобразительным наглядным пособиям относятся следующие:
Модель— это трехмерное наглядное пособие, дающее изображение предмета или отдельных его частей в увеличенном или уменьшенном виде. Модели, как правило, бывают разборными, действующими и статическими. Изучается не только внешняя форма модели, но и внутреннее содержание, что приближает модель к натуральным объектам. На действующих моделях можно показывать принципы работы объекта. Например, модели гидроэлектростанции, буровой скважины, движения Земли вокруг Солнца, работы колодца, ветряной мельницы и др. Теллурий— действующая модель, при помощи которой можно показать, как осуществляется движение Земли вокруг Солнца. Теллурий используется для демонстрации, поэтому в кабинете природоведения можно иметь один прибор.
К крупным неразборным моделям неживой природы относятся глобус, овраг, гора. Их используют для демонстрации.
Глобус представляет собой модель земного шара в уменьшенном биде. На уроках природоведения он используется как действующая модель, показывающая вращение Земли вокруг своей оси. На глобусе изображены параллели и меридианы, моря и океаны, выдержан масштаб частей света: север, юг, восток, запад. По цвету и оттенкам на глобусе можно легко найти любую часть света. В начальных классах глобус изучается на многих уроках, поэтому необходимо иметь большой демонст-" рационный глобус диаметром 46 см и несколько маленьких — 15 см в диаметре — для организации самостоятельной работы учащихся.
Среди природоведческих разборных моделей широко применяются модели внутренних органов; сердца, легких, почек; модели цветков, плодов, семян. Такие модели можно закупить в нужном количестве, а некоторые могут сделать сами уча-щиэся.
В условиях школы можно изготовить разнообразные модели из пластилина, парафина, картона, бумаги и других материалов. По имеющимся образцам во время кружковых занятий дети могут изготовить их в необходимом количестве. Кроме этих материалов, для изготовления моделей используют папье-маше. Для этого измельчают бумагу и варят ее со столярным клеем. Получается легкая пластическая мягкая масса, которой можно придать любую форму.
Муляжи (слепки). Муляж — это наглядное пособие, имеющее трехмерное измерение, передающее натуру по внешним признакам (цвет, размеры, форма) без внутреннего содержания. По природоведению используются муляжи плодов, овощей и корнеплодов. Готовят муляжи фабричным способом из парафина специально для учебных целей; их можно закупить в магазине наглядных пособий в необходимом количестве, например набор сортов плодово-ягодных культур, овощей и корнеплодов, изучаемых по программе в школе. Муляжи также можно изготовить в школе на кружковых занятиях или уроках труда.
Аппликации — это одностороннее объемное пособие. В условиях школы можно делать их из пластилина на оргстекле, пластике, другом материале. На аппликациях удобно рассматривать объект в разрезе. Например, строение кожи, легких, почек и других внутренних органов. Близки по содержанию к аппликациям рельефные наглядные пособия. Например, односторонний торс человека, система органов кровообращения, дыхания, головного мозга и др. Их изготавливают из пластических материалов фабричным способом.
Диорама — это объемная картина, на которой виден только ближний (передний) план или его часть. Диорама может быть установлена в краеведческом уголке кабинета природоведения,
П
на ней компактно изображается какой-либо ландшафт в сочетании объектов живой и неживой природы. Особое значение имеют диорамы, на которых изображены охраняемые участки или урочища. Диорамы могут быть выполнены школьниками. Например, диорама учебно-опытного участка, географической площадки, цветника. Монтируются объекты на тонкой ткани или матовом стекле, чтобы через них просвечивался и весь фон картины.
Большое значение в начальных классах уделяется работе с такими наглядными пособиями, как компас, термометр и др. Компас — прибор для ориентирования на местности. Главной частью его является магнитная стрелка, вращающаяся на острие в центре круга (лимба) разделенного на градусы или румбы.'При помощи компаса можно ориентироваться на местности при загородных прогулках в лес, во время экскурсий, походов и путешествий. Поэтому необходимо научить каждого школьника пользоваться компасом. Компасов должно быть в школе необходимое количество. Кроме того, учащимся следует знать, что компас имеет большое практическое применение. Он используется в работе геологов, географов, моряков, туристов. Поэтому программой по природоведению предусмотрено научить школьников пользоваться компасом.
Термометр — прибор, который устроен на основе расширения жидкости (ртути, спирта) при изменении температуры. В термометре при повышенной или пониженной температуре ртуть поднимается или опускается, достигая максимума. Термометры необходимы для ведения наблюдений за погодой, для измерения температуры воды, тела, а также они широко используются на уроках при проведении опытов с растениями. Учащиеся III класса должны овладеть умениями работать с термометрами.
К плоскостным изобразительным наглядным пособиям относятся динамические или экранно-звуковые и статические наглядные пособия, дающие изображение в одной плоскости.
Динамические или экранно-звуковые наглядные пособия дают изображение в движении. К ним относятся аудиовизуальные наглядные средства: учебные фильмы, диафильмы, грамзаписи, учебные телепередачи.
Учебный фильм. Учебные фильмы, кинофрагменты, кино-кольцовки дают изображение в движении (в действии). Демонстрация цветного учебного фильма позволяет воспринимать предметы и явления во всей их многогранности и богатстве. В процессе применения учебных фильмов обеспечивается звуковое и зрительное усвоение знаний, поэтому их еще называют аудиовизуальными средствами наглядности. Учебный фильм интенсифицирует процесс подачи учебной информации. Количество и многообразие учебных фильмов, кинокольцовок и фрагментов ежегодно пополняется. За последние годы накоплен
богатый опыт по методике их использования а учебном процессе. ,...-.,.
Диафильмы — это фотографическое изображение на позитивной светочувствительной пленке. Для начальных классов выпущена серия диафильмов. Методика применения диафильмов в учебном процессе простая, поэтому к их демонстрации привлекаются учащиеся. Диафильмы, как правило, используются для изучения нового материала, а также применяются при закреплении и проверке усвоенных знаний.
Грамзаписи применяются при прослушивании голосов птиц, млекопитающих. Кроме того, для прослушивания на уроках используются магнитофонные звуковые записи. Это выступления .ученых, передовиков производства, отрывки рассказов путешественников и др.
, Учебные телепередачи демонстрируются централизованно, в Ч..Х, их содержание входит строго отобранный природоведческий материал по очределенным темам.
Статические изобразительные наглядные пособия удобны для хранения и использования, поэтому они широко представлены в кабинете природоведения. К ним относятся учебные картины, таблицы, диаграммы, слайды, диапозитивы, схемы, карты, портреты, открытки, рисунки, разнообразный дидактический материал. N
Учебная картина представляет собой плоскостное наглядное пособие, на котором изображен объект или явление природы. В начальных классах учебные картины представлены с большим разнообразием. Например, картины «Холм», «Овраг», «Смешанный лес», «Степь», «Пустыня», «Тундра», «Белый медведь», «Бурый медведь», ««Зимующие птицы», «Рысь», «Тигр», «Лиственница», «Пихта», «Яблоня» и т. д.
Учебная таблица — это наглядное пособие, в котором с помощью рисунков, текста и цифровых обозначений дана информация о строении целого организма, отдельных его органов или частей, и расположена эта информация в определенной последовательности и системе. Учебная таблица всегда имеет обучающую информацию. С целью развития активности школьников используют различные типы таблиц: сравнительные, инструктивные, вопросительные, контрольные, циклические, табли-цы-свитки.
Таблицы для начальных классов выпускаются фабричным способом. Например, «Календарь природы и труда», «Строение тела человека», «Насекомые-вредители» и др. К учебным таблицам предъявляются следующие дидактические требования:
— объекты должны быть достаточно крупные; размеры, про
порции и масштаб их соответственно выдержаны;
— таблицы должны представлять собой монографическое
.изображение, поэтому на них может быть один объект, про
цесс или явление;
— на таблицах рисунки, текст и цифровые обозначения сле
дует располагать в определенной дидактической последователь
ности; иначе говоря, таблицы должны быть «читаемые»;
— учебные таблицы не должны заменять натуральные объ
екты, а поэтому используются как дополнение к ним;
— все таблицы и картины должны отвечать эстетическим
требованиям.
Диаграмма — это плоскостное наглядное пособие, в котором дается графическое изображение числовых соотношений и величин с использованием геометрических фигур, линий, схем. Диаграммы можно изготовить в школе по результатам полученного урожая за ряд лет, по результатам выполнения плановых заданий подшефного хозяйства за год, пятилетку, по результатам добычи полезных ископаемых своей местности.
Слайды в настоящее время широко используются в учебном процессе. Они применяются в наборах. В магазине наглядных пособий есть тематические наборы слайдов на цветных пленках. Например, «Охраняемые растения и животные», «Заповедные места», «Растительность различных зон», «Биоценоз водоема», «Биоценоз леса», «Растения Красной книги», «Лекарственные растения» и др.
Диапозитивы — это фотографическое изображение объектов природы на стекле. Демонстрация диапозитива на экран дает изображение в увеличенном виде. По природоведению используются диапозитивы: «Строение органов человека», «Организм человека и охрана его здоровья», «Учебно-опытный участок», «Географическая площадка», «Весенние работы в поле», «Весенние работы в лесу» и мн. др.
Диапозитивы и слайды удобны для использования в обучении, потому что демонстрируются фрагментарно. При подготовке к уроку учитель подбирает их в определенной последовательности.
Схема — плоскостное краткое изображение общих признаков. Она может быть в виде рисунка (наброска) или линий. Схемой может быть представлен план школы, школьного двора, учебно-опытного, участка. В учебном процессе применяются схематические рисунки учителя и учащихся на доске. Рисунком можно показать в динамике объект или процесс: это обеспечивает синхронное восприятие слова и изображения. При выполнении схематического рисунка необходимо не только восприятие, но и осмысление; поэтому необходимо научить учащихся «читать» рисунок и самим выполнять схематические рисунки на доске, в тетради и в «Дневнике наблюдений».
Разнообразные наглядные пособия используются с помощью соответствующего вспомогательного оборудования и технических средств обучения. В кабинете природоведения необходимо иметь набор посуды: пробирки, колбы, воронки, химические стаканы различных размеров, чашки Петри, кристаллизаторы,
71!
пробки резиновые различных размеров, штативы, чашки фарфоровые, пинцеты, ножницы, препаровальные иглы, зажимы, держатели для пробирок. Измерительные приборы:весы, рулетки, линейки. Нагревательныеприборы: спиртовки, электроплитка, сушильный шкаф. Оптические приборы:лупы ручные, штативные, проекционная аппаратура — кинопроектор, диапроектор, кодоскоп, ЛЭТИ и др. Инструменты:набор столярных и слесарных инструментов, набор сверл, лобзиков, паяльник, дрель. Набор экскурсионного оборудования:папки гербарные, водные и воздушные сачки, расправилки, ботанические ведра, бумага. Реактивы:гипс, мел, нашатырь.
УГОЛОК ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Уголок живой природы — это не только место для хранения живых растений и животных и для подготовки опытов с ними, но и место для проведения внеурочных и внеклассных занятий. Приучать детей работать в уголке живой природы следует с I класса.
Уголок живой природы может быть в кабинете природоведения и являться его составной частью. Лучше, если школа располагает отдельной комнатой для его размещения. Это может быть общешкольный уголок для детей младших и старших классов.
Требования к уголку живой природы.Комната для уголка живой природы должна быть хорошо освещена, отвечать нормам и требованиям для содержания животных и выращивания растений. В уголке живой природы следует поддерживать постоянную температуру: это является оптимальным условием для роста растений и содержания животных. Отбор растений и животных и определение их количества зависят от конкретных условий школы.
Растения уголка живой природы.Эти растения подбираются в соответствии с учебной программой по природоведению. Наибольшее многообразие представляют комнатные растения.
Комнатные растенияследует подбирать так, чтобы на их примере можно было познакомить учащихся с внешним строением органов растения, способами размножения и проводить разнообразную практическую работу по выращиванию. В уголке живой природы следует содержать неприхотливые растения, имеющие эстетичный вид. Наиболее распространенные комнатные растения: аспидистра, аспарагус, алоэ, араукария, бегония, бальзамин, камнеломка, колеус, различные виды кактусов, кипарис, монстера, пеларгония, папоротники, сансевьера, традесканция, узамбарская фиалка, фикус, фуксия.
Аспидистра — субтропическое теневыносливое растение, растет при температурах от +22° до +10°. Лучшей почвой для нее является смесь дерновой или торфяной с добавлением песка
(2:1). Аспидистра является очень интересным объектом для изучения в школе. На ней можно показать размножение при помощи отрезков корневища с почками. При проведении внеклассной работы в IIIклассе по пересадке аспидистры школьники обнаруживают на корневищах большое количество почек. Учащиеся проводят интересную работу по размножению почками подземных побегов как одного из способов вегетативного размножения. Во время цветения аспидистры можно провести опыты по опылению, а затем после созревания семян вырастить аспидистру из семян.
Алоэ древовидное.Объект интересен для изучения листьев, которые запасают большое количество влаги. Алоэ приспособлено к жизни в пустыне, способно переносить недостаток влаги и длительную засуху. Поэтому с учащимися IV классов можно провести опыты, выясняющие потребность алоэ в воде. Обильные и частые поливы алоэ останавливают рост, и загнивает корневая система. Размножается алоэ корневыми отпрысками, стеблевыми черенками. Учащимся следует знать, что алоэ широко используется как лекарственное растение.
Бегония— многолетнее тропическое растение с декоративными вегетативными органами и цветками. Светолюбивое и влаголюбивое растение, даже в зимнее время требует оптимального освещения и обильной поливки. Хорошо растут бегонии в богатых питательными веществами почвах, лучше всего — в торфяной почве пополам с листвой и крупным речным песком (1:1:1).
Размножаются бегонии чаще всего листом и частью листа,
но можно размножать черенками и семенами. Семена очень мел
кие, высевают их с января по апрель, проращивают семена при
температуре +20°-- Ь25°. Всходы также очень мелкие и тре
буют тщательной работы при проведении пикировки.
Валлиснерия— водное субтропическое растение. Хорошо' укрепляется корнями в грунте аквариума. Листья ярко-зеленые, линейные, конец листа закруглен. Быстро растет, является хорошим объектом для размножения в воде побегами (усами), на которых образуются почки. В аквариумах используется четыре вида. На примере валлиснерии можно показать приспособленность листьев для жизни в воде, способность их сопротивляться току воды и сразу же завядать и гибнуть на суше.
Водяной папоротник— водное растение, требователен к свету и постоянной температуре воды. Оптимальная температура воды +25°—Ь26". Высаживают маленькими кустиками на дно аквариума. После укоренения листья быстро растут, на их краях образуются листовые почки, которые отрываются, плавают на поверхности или на определенной глубине, и из них вырастают молодые папоротники.
Колеус—декоративное растение, быстро растет в условиях уголка живой природы, Колеус — влаголюбивое растение и хо-
рошо растет при обильном свете. Его выращивают в школе для проведения наблюдений за ростом растений, за изменением окраски листьев в зависимости от освещенности, температуры и состава почвы. Растение размножается черенками, что так-$се можно использовать в школе для организации практической работы.
Пеларгония, или герань, быстро растет как в комнатных условиях, так и в цветнике. Растение имеет хорошо развитую листовую поверхность, хорошо ветвится и обильно цветет. При выращивании пеларгонии в почвах, приготовленных из смесей листовой, дерновой и песка (1:1:1), и обильном поливе растет быстро, и в течение 1,5—2 месяцев из черенков вырастают) цветущие растения. Пеларгония является одним из лучших школьных объектов для ознакомления учащихся со способами вегетативного размножения. В процессе размножения черенками, ухода за ними и молодыми растениями, ведения наблюдений за их ростом и развитием учащиеся приобретают умения и навыки, предусмотренные программой.
Риччия, или водяной мох, — светолюбивое растение, быстро растет, свободно переносит колебания температуры от +5° до +25°. Риччия представляет собой ветвящиеся пластинки, плавающие на поверхности воды.
Стрелолист — неприхотливое водное растение, свободно растет в различных аквариумах. Переносит колебание температуры воды, Хорошо прикрепляется к грунту, довольно быстро разрастаются вегетативные органы, особенно листья. В аквариумах листья очень похожи на валлиснерию, только конец листа у стрелолиста более заострен. Плавающие листья создают декоративный водный пейзаж. В середине лета стрелолист выбрасывает на поверхность воды цветочную стрелку.
Сансевьера — тропическое неприхотливое для выращивания в условиях школы растение. Сансевьера светолюбива, требует умеренного полива. Почву для выращивания сансевие-рии готовят в смеси дерновой, листовой и песка (2:1:1). На этом растении можно показать приспособления к определенным условиям жизни: листья покрыты плотной кутикулой. Сансевьера — интересный объект для размножения корневищем и частями листа. Берут крупные (зрелые) листья, делят на части и проращивают в прокаленном чистом влажном песке.
Традесканция — декоративное тропическое растение. Очень быстро растут ее побеги. Традесканция — наиболее выносливое комнатное растение, свободно переносит перепады температуры и затенение. Она хорошо растет как в почве, так и в водных растворах, поэтому широко используется для озеленения школы и для проведения практической работы с учащимися IIIклассов по размножению стеблевыми черенками и наблюдению за ростом. В уголке живой природы можно использовать несколько видов традесканции.
№
Хара, или тояняк,— водное растение, переносит резкие колебания температуры, быстро растет и ветвится, образуя разросшиеся «кусты» в воде; поэтому необходимо периодически удалять его из аквариума, промывать и делить на более мелкие кустики.
Элодея канадская растет во всех водоемах европейской части. Хороший объект Для выращивания в аквариумах, легко переносит пониженную температуру воды.
При использовании в аквариумах водных растений необходимо учитывать особенности их внешнего строения и требования к условиям среды. При подборе растений для аквариума учитывается, для каких рыб он создается. Валлиснерию или элодею лучше расположить по углам аквариума. На задней стенке размещают водяной папоротник, на переднем плане — спиралелистную валлиснерию. Из плавающих лучше всего использовать риччию. Кроме того, важно правильно расположить грунт: он не должен занимать все дно аквариума; толщина грунта в аквариуме устанавливается в зависимости от размеров корневой системы.
Животные уголка живой природы. В уголке живой природы могут содержаться гидры, моллюски (катушки, физы, прудовики, беззубки), дафнии, циклопы, плавунцы, личинки плавунцов, стрекоз, поденок. Из насекомых — шелкопряды (тутовый и дубовый), бабочка-капустница, божья коровка и др. Из позвоночных содержатся рыбы, земноводные (лягушки, тритоны), пресмыкающиеся (ящерицы, черепахи), птицы и мелкие млекопитающие.
Рыбы.Аквариумных рыб необходимо подбирать с учетом особенностей уголка живой природы, размеров аквариума. Для содержания в аквариуме используют холодноводных рыб: карася, красноперку, вьюна, гамбузию, гуппи. Из тепловодных: меченосца, даниорерио, макропода, гурами пятнистого и голубого и др. С тепловодными рыбами могут свободно уживаться гамбузия, гуппи. Они также свободно переносят недостаток кислорода в аквариуме. Основным правилом по уходу за рыбами является постоянный контроль за уровнем воды. Доливать воду следует не реже одного раза в неделю. Перед этим водопроводную воду необходимо отстоять два-три дня при комнатной температуре. Полностью заменять воду нужно только в исключительных случаях, и делают это один раз в два-три года. Доливают воду при помощи шланга слабой струей, стараясь не взбалтывать Дно, не нарушать сложившийся планктон. Стекла от водорослей и слизи очищают щеткой. Периодически, путем обламывания, удаляют почерневшие растения и сильно разросшиеся кустики водных растений.
Потемнение и загнивание листьев растений чаще всего происходит от недостаточной освещенности аквариума. Пленку пыли и грязи с поверхности воды можно снять белым листом
6 Заказ 5300
бумаги, осторожно положив лист на поверхность воды аквариума и затем быстро подняв его. К нижней поверхности бумаги прилипают частицы грязи.
Кормление рыб.Лучшим кормом является живой корм, особенно для мальков рыб. Корм для рыб должен быть полноценным, и следует строго выдерживать его дозировку при кормлении. Подрастающие мальки и взрослые рыбы питаются маленькими рачками дафниями и . циклопами. Хорошим кормом также являются личинки мотыля, комаров разных видов. Широко используется сухой корм (дафнии и мотыли), а так-1 же гранулированные корма, состоящие из животных и растительных компонентов.
Иногда в условиях школы нет возможности купить корм для рыб, поэтому можно использовать сухое измельченное говяжье и рыбье мясо. Кормление рыб производится один-два раза в сутки в определенное время, лучше утром и вечером. Перекорм рыб приводит к заболеваниям, а оставшаяся пища разлагается в воде и загрязняет аквариум. Корм засыпают в определенное место аквариума в кольцо. За поеданием его необходимо следить. Важно, чтобы все рыбы активно двигались и хватали корм. Проявление такой активности характерно только для здоровых рыб.
Аквариумныеживотные. В аквариумах, кроме рыб, можно содержать некоторых моллюсков, плавунцов, гидр, пиявок и других беспозвоночных. Все они размножаются яйцами в воде. После кладки яиц через 20—25 суток появляются молодые улитки или личинки насекомых. Из моллюсков лучше всего приспособлена красная форма физы. Она питается водными формами растений, двигаясь по стенкам аквариума. Поедает одноклеточные водоросли и этим очищает аквариум. Катушка роговая также питается водорослями, в основном одноклеточными, поэтому уничтожает большое количество микроскопических водорослей. Моллюски являются санитарами аквариумов. В школьных аквариумах можно содержать и других моллюсков, собранных в местных водоемах, но при этом следует помнить, что после вылавливания их нельзя сразу помещать в аквариум. Моллюски являются переносчиками различных инфекционных заболеваний, поэтому их вначале содержат в чистой воде.
Земноводные.В уголке живой природы можно содержать только некоторых из них: амблистому, иглистого тритона, шпорцевых лягушек. Содержат их в акватеррариумах, где создаются условия для погружения в воду и островок, на который животные могут выбраться при необходимости воздушного дыхания. Для содержания земноводных не требуются особые условия: температура воды может быть от +12° до +18°, только для развития из икры молодых особей создают температуру + 20"— + 25U, Лучше всего икру из акватеррариума поме-
стить в отдельные банки с водой и проводить наблюдения за развитием.
При изучении в IIIклассе Темы «Изменения в жизни животных» используются лягушки. Учащиеся могут сделать сообщения о их размножении, развитии и питании. Амблистому и аксолотля можно использовать для проведения наблюдений с учащимися Ш—IV классов во время внеурочной и внеклассной
работы.
Пресмыкающиеся. Из класса пресмыкающихся в школе содержатся черепахи. Для уголка живой природы можно приобрести среднеазиатскую черепаху. Содержание черепахи для начальных классов не представляет трудностей. Главным условием для нее является сохранение постоянной подстилки, места нахождения и температуры воздуха. Летом температура должна быть +20°—Ь28°, а зимой—+20°—+ 22°. Местом для обитания черепахи является террариум или даже ящик. Ставить его лучше на деревянную подставку или какое-либо возвышение ближе к батарее.
Один раз в месяц черепаху следует промывать, обтирать влажной тряпкой. Для кормления черепах используют свежие овощи; капусту, морковь, салат, а также фрукты. Постоянно давать белый хлеб, булки, смоченные в молоке. В корм черепах следует добавлять клевер, листья одуванчиков, вареные имелко нарубленные яйца, мясо. Кроме того, в корм добавляют минеральную подкормку: мел, соль, яичную скорлупу и другие минеральные добавки. Кормят черепах через день.
Птицы. Для содержания птиц в уголке живой природы необходимо создать определенные условия, так как птицы в отличие от земноводных и пресмыкающихся более требовательны к условиям жизни. Птицы более подвижны, у них активный обмен веществ, они совсем не переносят голодание, поэтому их надо часто кормить. Прежде чем закупить птиц для уголка живой природы, необходимо соответственно подготовиться. Из многочисленного количества певчих птиц, которые могут содержаться в неволе, для школы рекомендуются следующие: чечетки, щеглы, чижи, попугай, канарейки.
Для кормления птиД используют просо и просяную кашу, семена конопли и подсблнечника, вареные измельченные яйца, разную крупу, мучных червей, творог, овощи (тертую морковь, рубленую капусту). Корм можно слегка смочить Подсоленной водой. Кроме указанных кормов, птицам дают минеральные подкормки (толченая яичная скорлупа и ракушняк, костная мука, мел, измельченный кирпич, древесный уголь) и мелкозернистый песок. Минеральная подкормка должна быть в кормушках постоянно. В случае авитаминоза следует добавлять в корм птицам рыбий жир, кормовые дрожжи. Для предупреждения заболевания птиц рекомендуется круглый год давать им зелень, особенно весной, летом, осенью.
А* : 83
Птицы изучаются во всех начальных классах, поэтому необходимо научить школьников проводить работу по уходу и наблюдению за птицами. Учащиеся III—IV классов должны овладеть умениями, как кормить птиц, чистить кормушки, вести наблюдения за их поведением.
Млекопитающие. В .уголке живой природы содержат ограниченное количество млекопитающих. Свободно переносят неволю белки, бурундуки, хомяки, ежи, а также можно содержать лабораторных млекопитающих — белых мышей и морских свинок.
В каждой школе в определенном месте учебно-опытного участка можно организовать микрокроликоферму. Содержат млекопитающих в специальных клетках, лучше железных. Для бурундуков клетки делают небольшие, так как они малоподвижны, особенно зимой. Белки же, наоборот, проявляют большую активность, требуют более свободную клетку-вольеру. В клетке, где находится белка, необходимо сделать специальное устройство для перебежек (перегон).
Хомячки очень разнообразны по окраске и величине. Для их содержания используют небольшие клетки, террариумы, а иногда просто стеклянные сосуды. На дно кладут нарезанную бумагу, вату или ветошь. Из этих материалов они готовят гнездо для потомства.
Морские свинки, как и хомячки, свободно живут и размножаются в неволе. Содержать морских свинок также можно в клетке или деревянном ящике.
Кормление млекопитающих зависит от особенностей их ротового аппарата. В уголке живой природы содержится большинство грызунов, поэтому следует еженедельно давать молодые побеги древесных растений (липы, шелковицы). Кроме того, необходимо постоянно давать свежие овощи (морковь, капусту, свеклу), летом — зеленый клевер и разные травы, зимой— сено. Почти все млекопитающие хорошо поедают черный и белый хлеб, яйца, овес и овсяные хлопья, молоко. Для белок нужны орехи, сухофрукты, отваренное мясо. В корм также добавляются минеральные подкормки, а зимой — обязательно витамины.
Содержание животных в уголке живой природы требует соблюдения санитарно-гигиенических правил, поэтому нельзя приносить в школу случайных животных. Правилами Законодательства СССР категорически запрещена покупка животных вне зоомагазина и без проверки ветврача. Для создания нормальных условий животным в уголке живой природы необходимо соблюдать самые элементарные правила:
— проводить тщательную уборку помещений, все остатки
пищи и экскременты выносить в специальных урнах и зака
пывать в условленном месте;
— в уголке живой природы должны находиться лица, имею-
щие отношение к Их уходу и выращиванию (учитель и учащиеся). Посторонние лица могут находиться только в исключительных случаях;
— с целью обеспечения техники безопасности на окнах в
уголке живой природы должна быть металлическая сетка;
— в помещении должна быть вода (водопровод) для про
ведения влажной уборки и с целью противопожарной безопас
ности. Форточки необходимо ежедневно открывать для провет
ривания;
— растения и животные должны периодически дезинфици
роваться. Санитарной обработке подвергаются клетки, вольеры,
инвентарь.
Все наглядные пособия, а иногда и объекты уголка живой природы сосредоточиваются в кабинете природоведения. Лучше, если в школе один из кабинетов начальных классов оборудован под кабинет природоведения.
В кабинете природоведения в соответствии с типами наглядных пособий их сосредоточивают по темам, что позволяет учителю быстро подготовиться к уроку.
Наглядные пособия являются дополнительной информацией для учащихся и во время перерывов, поэтому многие из них выставляются в шкафах и витринах, на них должны быть этикетки (коллекции, чучела, биогруппы и т. д.).
В краеведческом уголке кабинета природоведения или классной комнаты должны быть стенды и другие материалы, характеризующие объекты природы своей местности, охраняемые растения и животные, иллюстрирующие достижения в области сельского хозяйства и т. д.
Значение уголка живой природы. Уголок живой природы для начальной школы имеет исключительно важное значение. Постоянное общение с живыми объектами, проведение с ними наблюдений и опытов, а также выполнение систематической работы по уходу за животными и выращиванию растений приучают детей к самостоятельности, повышают ответственность за выполнение заданий, прививают любовь к природе.
В процессе длительных наблюдений за растениями и животными у школьников накапливаются знания, позволяющие правильно понять, отчего зависит их рост и развитие, какова взаимосвязь растений и животных с окружающей средой, что способствует формированию научного миропонимания явлений и процессов, происходящих в живых организмах.
В настоящее время появилась еще большая необходимость в создании уголков живой природы. Вызвано это тем, что значительно ограничен и регламентирован сбор живых объектов для создания гербариев, коллекций и других наглядных пособий. В июне 1980 г. в нашей стране был обсужден и утвержден Закон об охране и использовании животного мира. На его основе приняты законы союзных республик. В частности, в
85.
статье 27 этого Закона указывается, что создание живых коллекций, а также создание из них чучел, препаратов и т. д. для учреждений и учебных заведений допускается только по разрешениям, выдаваемым уполномоченным по охране и регулированию использования животных и растений.
При создании уголка живой природы необходимо не только знать, какие объекты следует подобрать для изучения, но и познакомить учащихся с теми, которые категорически запрещены для сбора. Школьникам III—IV классов уже известны статьи из Конституции СССР и Законодательства об охране окружающей природы, поэтому занятия в уголке живой природы должны иметь экологическую и природоохранную направленность. Это позволит обеспечить не только углубление и расширение природоведческих знаний, но и выполнение различной общественно полезной работы по изучению и охране живой природы своего района, области (края).
Важно, чтобы в уголке живой природы и на учебно-опытном участке выращивались растения, занесенные в Красную книгу, и главным образом те, которые подлежат охране в данной местности. Всю внеклассную и внешкольную работу следует направить на охрану, изучение и умножение охраняемых объектов природы.
Уголок живой природы является важной частью материальной базы в учебно-воспитательном процессе. Он способствует наилучшему осуществлению экологического и природоохранного воспитания, формированию научного мировоззрения, воспитанию научно-атеистических убеждений, привитию детям патриотических и нравственных чувств и любви к Родине.
Тщательное планирование уголка живой природы обеспечивает выполнение различных видов практических и исследовательских работ, способствующих подтверждению знаний на практике, а затем использованию приобретенных знаний" на уроках природоведения. В процессе работы в уголке живой природы • учащиеся знакомятся с наиболее распространенными профессиями, с людьми труда. В условиях организованного труда школьникам можно показать практическую и политехническую значимость различных профессий.
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА
Географическая площадка располагается вблизи от школы, в освещенном месте, чаще всего в отведенном месте учебно-опытного участка. Она необходима для проведения наблюдений за погодой, для осуществления комплексных наблюдений за неживой и живой природой, для организации и проведения фенологических наблюдений по программе природоведения и сельскохозяйственного труда.
Площадь Для нее отводится в соответствии с «Типовым по-
ложением об учебно-опытном участке общеобразовательной школы». Географическая площадка разделяется на соответствующие участки (см. рис. 1), на которых проводится работа с учащимися. Лучше, если географическая площадка квадратной формы, например 10X10 м. Обязательный объект географической площадки — гномон. Это прочный шест в 1,5 м длины. Гномон ставят в центре, и по нему школьники наблюдают за движением солнца, высотой тени в зависимости от времени суток и года. С помощью гномона учащиеся определяют направления сторон горизонта.
На географической площадке необходим флюгер. Его укрепляют на металлическом столбе, высота которого не менее 10 м. По флюгеру ведут наблюдения за направлением ветра. Для проведения наблюдений за погодой необходима метеорологическая будка. Это небольшое деревянное сооружение, которое устанавливается на опорах высотой 1,5—2 м. В ней находится термометр. К метеобудке ставят лестницу, чтобы дети могли свободно подняться при проведении наблюдений за показаниями термометра. На географической площадке предусмотрена измерительная делянка, на ней должен быть кубический метр с делениями на дециметры. Из измерительных приг боров необходим осадкомер: по нему определяется количество выпавших осадков. Осадкомер укрепляется на металлической трубе, высота которой 1,5—2 м. Для выполнения практических работ по измерению толщины снегового покрова необходима снегомерная линейка, длина которой 1,5—2 м, ширина 8—* 10 см. Лицевая сторона снегомерной рейки окрашивается в белый цвет, на нее наносятся деления через 1 см, а противоположная сторона окрашивается в черный цвет с делениями через 10 см.
Стороны географической площадки должны быть равны. Все приборы устанавливаются так, чтобы не затенять друг друга. Географическую площадку огораживают штакетником. Его окрашивают (через метр) в разные цвета. Штакетник используют как забор-измеритель. Учащиеся делают записи, на какой участок забора падает тень в различное время суток.
Дорожки на географической площадке необходимо разместить так, чтобы по ним можно было определить основные и промежуточные стороны горизонта. Это также способствует наилучшей ориентации учащихся на местности.
В объяснительной записке к программе по природоведению указывается, что «...ведущее место в его преподавании занимают свойственные этим наукам: непосредственные наблюдения предметов и явлений в самой природе... а также огранизация таких форм работы с учащимися, как экскурсии, практические работы, опыты, наблюдения на пришкольном учебно-опытном участке, географической площадке» (Программы средней общеобразовательной школы. Начальные классы. — М., 1988.—
план географической площадки-
1 - гномон; % •- флюгер; а - кубический метр; 4 - метеобудка-. 5 - снегомерная .рейка; 6 - забор; 7 - делянка для моделирования гор из песка-
сп7, АТЖКИ; 9-измерительная делянка; 10 - осадкомер; Напочвенный
срез, \1 — ящик с песком
С. 69). Поэтому во время проведения практических работ и экскурсий на географической площадке, а также выполнения индивидуальных заданий во внеурочное и внеклассное время необходимо вырабатывать у школьников знания и умения пользоваться такими приборами, как гномон, термометр, флюгер, осадкомер и др. При этом они учатся самостоятельно измерять длину полуденной тени, определять,высоту солнца над горизонтом, отрабатывают умения ориентироваться на местности в пределах учебно-опытного участка- Кроме того, самостоятельно анализируют явления природы; (ясно, пасмурно, туман, снег, дождь, ветер и т. д.), а затем делают анализ и обобщение о взаимосвязи неживой и живой природы-в определенный период времени. На географической площадке выполняются различные практические работы учащихся по определению движения солнца, по ориентированию на местности при помощи компаса, по измерению толщины снегового покрова, по определению направления ветра и др. Например, фрагмент урока, проведенного на географической площадке в IV классе по теме «Ориентирование на местности по солнцу».
, Основные задачи этого урока: формирование и развитие практических умений и навыков по определению движения солнца, определение сторон горизонта по солнцу, проведение наблюдений за движением тени по гномону, умение работать с другими приборами географической площадки.
Для проведения урока на географической площадке лучше всего выбрать солнечный день. Начало практической работы в 10 ч утра. Учащиеся разбиваются на звенья по 5—7 человек. Если на географической площадке один гномон, то задание выполняется поочередно, а записи ведут все учащиеся. Для такой практической работы можно подготовить несколько гномонов и временно установить их на небольшом расстоянии друг от друга, чтобы не затенять друг.друга. Перед выполнением задания гномоны проверяют отвесом на вертикальность.
Практическая работа начинается на уроке и заканчивается во внеурочное время. Задание учащимся для практической работы можно подготовить заранее.
1. Внимательно проверьте вертикальность гномона по от
весу. Подумайте, почему для наблюдений необходимо устано
вить гномон строго вертикально.
2. Измерьте длину тени и на конце ее вбейте колышек. За
пишите в тетради длину тени, которая была отброшена ше
стом. Запишите в тетрадь время первого измерения.
3. Проведите второе измерение через 10 мин и сделайте
отметку колышком. Объясните, в каком направлении передви
гается тень.
4. Проделайте еще через каждые 10 мин два измерения.
Затем учащиеся уходят на занятия в класс, а для измере
ний и наблюдений оставляют дежурного (учитель может ос-
тавить представителя от каждого звена, если работа проводится с несколькими гномонами).
Дальнейшее измерение проводится через час и заканчивается в 14.30. Каждое последующее измерение учащиеся записывают в тетради по результатам наблюдений дежурных.
На следующем уроке обобщаются и анализируются результаты наблюдений. Перед учащимися ставятся следующие вопросы:
1. В каком направлении передвигалась тень от гномона?
2. В какое время тень была самая короткая?
'5. Почему тень сначала становится короче, а затем длиннее?
4. Чем объясняется движение тени в определенном направлении? И т. д.
На географической площадке можно проводить практические работы по моделированию холма, горы, склона, вершины и т. д.
Важное место среди заданий, выполняемых школьниками, занимают наблюдения за погодой, направлением ветра, работы по измерению высоты снежного покрова, количества выпавших осадков и др.
Разнообразные практические работы и наблюдения, проведенные на географической площадке, позволяют осуществлять межпредметные связи, например, с математикой, чтением, сельскохозяйственным трудом и вместе с тем решать одну из важнейших задач школы по связи обучения с практикой.