Наглядные средства обучения природоведению

Наглядные средства обучения природоведению разнообраз­ны как по дидактическим характеристикам, так и по их коли­чественному составу и способам применения.

I, Натуральные или предметные наглядные пособия, К этой

группе относятся, живые, неживые объекты природы и нату­ральные объекты неживой природы.

Живые объекты— это комнатные растения, которые подби­раются с учетом программы по природоведению и их требова­ний к условиям жизни, а также животные, которых можно со­держать в условиях уголка живой природы или кабинета при­родоведения. На уроках природоведения широко,используются культурные растения, выращенные на учебно-опытном участке: декоративные, овощные, зерновые и др., а также; отдельные на­секомые, домашние птицы, голуби, кролики или другие млеко­питающие (см. § 3 — Уголок живой природы). Неживые объ­ектыприроды занимают большую часть среди наглядных по­собий. Разнообразие их обусловлено тем, что они длительное время хранятся, не требуя систематического ухода, и вместе с тем обеспечивают рассмотрение и изучение объектов как в целом, так и отдельных их частей. Неживые объекты природы используются для проведения лабораторных и самостоятельных работ, а также как демонстрационный материал на различных занятиях и в процессе внеклассной кружковой работы.

Натуральные неживые объекты применяются в сочетании с живыми объектами, что значительно повышает и развивает познавательные возможности детей младших классов.

К натуральным неживым, или препарированным, пособиям относятся следующие:

Гербарий— это засушенные на стандартных листах бумаги в определенной тематической последовательности растения со всеми органами или частями. Гербарий необходим для изучения деревьев и кустарников, культурных растений, сорняков, медо­носных и лекарственных растений, растений различных эко­логических групп.

Чучела— это натуральные объекты, которые полностью пе­редают все внешние признаки животного (величина, форма, ок­раска). В начальных классах используются чучела рыб, земно­водных, пресмыкающихся, птиц и мелких млекопитающих.

Коллекции— это группа одинаковых объектов или объектов, имеющих общие признаки. В коллекции объединяют некруп­ные объекты, на которых можно рассматривать общие и отли­чительные признаки, проводить сравнения и сопоставления; По природоведению используются коллекции полезных и вредных насекомых, листьев, плодов, семян и др. Из объектов неживой природы могут быть коллекции полезных ископаемых, горных пород, минералов, образцов почв, удобрений, торфа и др. Мно­гие из них можно закупить в магазине наглядных пособий, а также собрать и оформить с учащимися во время кружковых занятий. Коллекции монтируются в специальных коробках, поэтому удобны для использования.

Влажные препараты — это объекты, зафиксированные вспирте, формалине или других концентрированных растворах

(сахар, соль). В учебном процессе используются зафиксирован­ные животные, растения или отдельные их органы: например ля­гушки, рыбы, ящерицы; может быть вскрыто животное для рас­смотрения внутренних органов (птица или млекопитающее); животные, на которых показан цикл развития (рыбы, земновод­ные, птицы), а также влажные препараты моллюсков, насеко­мых, отдельных органов растений, крупных цветков, плодов и овощей.

Сухие препараты — это натуральные засушенные отдельные органы или целые растения и животные. К ним относятся набо­ры засушенных зерновых, технических или овощных культур, препараты частей вегетативных органов растений, цветков. К сухим препаратам относятся расчлененный речной рак, скелеты различных позвоночных животных, наборы костей и др.

Объектынеживой природыпродаются в магазинах нагляд­ных пособий в наборах, поэтому могут применяться как для са­мостоятельного изучения учащимися, так и для демонстраций. Объекты неживой природы могут быть собраны школьниками. Их монтируют в коробках в виде коллекций или наборов. Осо­бое место при обучении природоведению занимают объекты не­живой природы своей местности.

II. Искусственные или изобразительные наглядные пособия. Эта~Тр"упп¥ наглядных пособий по природоведению, как ипо другим школьным предметам, представлена очень широко. Большинство из них выпускается фабричным способом и за­купается школами в необходимом количестве. Многие изобра­зительные наглядные пособия используются как раздаточный материал, поэтому в кабинете природоведения должны быть их комплекты или наборы.

В процессе подготовки к использованию искусственных на­глядных пособий на уроках природоведения необходимо учи­тывать, какие основные стороны этого объекта будут изучены, какова связь его с содержанием учебного материала.

К объемным изобразительным наглядным пособиям отно­сятся следующие:

Модель— это трехмерное наглядное пособие, дающее изо­бражение предмета или отдельных его частей в увеличенном или уменьшенном виде. Модели, как правило, бывают разбор­ными, действующими и статическими. Изучается не только внешняя форма модели, но и внутреннее содержание, что приб­лижает модель к натуральным объектам. На действующих мо­делях можно показывать принципы работы объекта. Например, модели гидроэлектростанции, буровой скважины, движения Зем­ли вокруг Солнца, работы колодца, ветряной мельницы и др. Тел­лурий— действующая модель, при помощи которой можно по­казать, как осуществляется движение Земли вокруг Солнца. Тел­лурий используется для демонстрации, поэтому в кабинете при­родоведения можно иметь один прибор.



К крупным неразборным моделям неживой природы отно­сятся глобус, овраг, гора. Их используют для демонстрации.

Глобус представляет собой модель земного шара в умень­шенном биде. На уроках природоведения он используется как действующая модель, показывающая вращение Земли вокруг своей оси. На глобусе изображены параллели и меридианы, мо­ря и океаны, выдержан масштаб частей света: север, юг, восток, запад. По цвету и оттенкам на глобусе можно легко найти любую часть света. В начальных классах глобус изучается на многих уроках, поэтому необходимо иметь большой демонст-" рационный глобус диаметром 46 см и несколько маленьких — 15 см в диаметре — для организации самостоятельной работы учащихся.

Среди природоведческих разборных моделей широко при­меняются модели внутренних органов; сердца, легких, почек; модели цветков, плодов, семян. Такие модели можно закупить в нужном количестве, а некоторые могут сделать сами уча-щиэся.

В условиях школы можно изготовить разнообразные модели из пластилина, парафина, картона, бумаги и других материалов. По имеющимся образцам во время кружковых занятий дети могут изготовить их в необходимом количестве. Кроме этих ма­териалов, для изготовления моделей используют папье-маше. Для этого измельчают бумагу и варят ее со столярным клеем. Получается легкая пластическая мягкая масса, которой можно придать любую форму.

Муляжи (слепки). Муляж — это наглядное пособие, имеющее трехмерное измерение, передающее натуру по внешним приз­накам (цвет, размеры, форма) без внутреннего содержания. По природоведению используются муляжи плодов, овощей и корнеплодов. Готовят муляжи фабричным способом из пара­фина специально для учебных целей; их можно закупить в ма­газине наглядных пособий в необходимом количестве, например набор сортов плодово-ягодных культур, овощей и корнеплодов, изучаемых по программе в школе. Муляжи также можно изго­товить в школе на кружковых занятиях или уроках труда.

Аппликации — это одностороннее объемное пособие. В усло­виях школы можно делать их из пластилина на оргстекле, плас­тике, другом материале. На аппликациях удобно рассматривать объект в разрезе. Например, строение кожи, легких, почек и других внутренних органов. Близки по содержанию к аппли­кациям рельефные наглядные пособия. Например, односторон­ний торс человека, система органов кровообращения, дыхания, головного мозга и др. Их изготавливают из пластических ма­териалов фабричным способом.

Диорама — это объемная картина, на которой виден только ближний (передний) план или его часть. Диорама может быть установлена в краеведческом уголке кабинета природоведения,

П

на ней компактно изображается какой-либо ландшафт в со­четании объектов живой и неживой природы. Особое значение имеют диорамы, на которых изображены охраняемые участки или урочища. Диорамы могут быть выполнены школьниками. Например, диорама учебно-опытного участка, географической площадки, цветника. Монтируются объекты на тонкой ткани или матовом стекле, чтобы через них просвечивался и весь фон картины.

Большое значение в начальных классах уделяется работе с такими наглядными пособиями, как компас, термометр и др. Компас — прибор для ориентирования на местности. Главной частью его является магнитная стрелка, вращающаяся на ост­рие в центре круга (лимба) разделенного на градусы или рум­бы.'При помощи компаса можно ориентироваться на местности при загородных прогулках в лес, во время экскурсий, походов и путешествий. Поэтому необходимо научить каждого школьника пользоваться компасом. Компасов должно быть в школе необ­ходимое количество. Кроме того, учащимся следует знать, что компас имеет большое практическое применение. Он использу­ется в работе геологов, географов, моряков, туристов. Поэтому программой по природоведению предусмотрено научить школь­ников пользоваться компасом.

Термометр — прибор, который устроен на основе расшире­ния жидкости (ртути, спирта) при изменении температуры. В термометре при повышенной или пониженной температуре ртуть поднимается или опускается, достигая максимума. Термометры необходимы для ведения наблюдений за погодой, для измере­ния температуры воды, тела, а также они широко использу­ются на уроках при проведении опытов с растениями. Учащиеся III класса должны овладеть умениями работать с термомет­рами.

К плоскостным изобразительным наглядным пособиям отно­сятся динамические или экранно-звуковые и статические на­глядные пособия, дающие изображение в одной плоскости.

Динамические или экранно-звуковые наглядные пособия дают изображение в движении. К ним относятся аудиовизуаль­ные наглядные средства: учебные фильмы, диафильмы, грам­записи, учебные телепередачи.

Учебный фильм. Учебные фильмы, кинофрагменты, кино-кольцовки дают изображение в движении (в действии). Демон­страция цветного учебного фильма позволяет воспринимать предметы и явления во всей их многогранности и богатстве. В процессе применения учебных фильмов обеспечивается звуко­вое и зрительное усвоение знаний, поэтому их еще называют аудиовизуальными средствами наглядности. Учебный фильм интенсифицирует процесс подачи учебной информации. Количе­ство и многообразие учебных фильмов, кинокольцовок и фраг­ментов ежегодно пополняется. За последние годы накоплен

богатый опыт по методике их использования а учебном про­цессе. ,...-.,.

Диафильмы — это фотографическое изображение на пози­тивной светочувствительной пленке. Для начальных классов выпущена серия диафильмов. Методика применения диафиль­мов в учебном процессе простая, поэтому к их демонстрации привлекаются учащиеся. Диафильмы, как правило, использу­ются для изучения нового материала, а также применяются при закреплении и проверке усвоенных знаний.

Грамзаписи применяются при прослушивании голосов птиц, млекопитающих. Кроме того, для прослушивания на уроках ис­пользуются магнитофонные звуковые записи. Это выступления .ученых, передовиков производства, отрывки рассказов путе­шественников и др.

, Учебные телепередачи демонстрируются централизованно, в Ч..Х, их содержание входит строго отобранный природоведческий ма­териал по очределенным темам.

Статические изобразительные наглядные пособия удобны для хранения и использования, поэтому они широко представ­лены в кабинете природоведения. К ним относятся учебные картины, таблицы, диаграммы, слайды, диапозитивы, схемы, карты, портреты, открытки, рисунки, разнообразный дидакти­ческий материал. N

Учебная картина представляет собой плоскостное наглядное пособие, на котором изображен объект или явление природы. В начальных классах учебные картины представлены с большим разнообразием. Например, картины «Холм», «Овраг», «Смешан­ный лес», «Степь», «Пустыня», «Тундра», «Белый медведь», «Бурый медведь», ««Зимующие птицы», «Рысь», «Тигр», «Лист­венница», «Пихта», «Яблоня» и т. д.

Учебная таблица — это наглядное пособие, в котором с по­мощью рисунков, текста и цифровых обозначений дана инфор­мация о строении целого организма, отдельных его органов или частей, и расположена эта информация в определенной после­довательности и системе. Учебная таблица всегда имеет обу­чающую информацию. С целью развития активности школьни­ков используют различные типы таблиц: сравнительные, ин­структивные, вопросительные, контрольные, циклические, табли-цы-свитки.

Таблицы для начальных классов выпускаются фабричным способом. Например, «Календарь природы и труда», «Строение тела человека», «Насекомые-вредители» и др. К учебным таб­лицам предъявляются следующие дидактические требования:

— объекты должны быть достаточно крупные; размеры, про­
порции и масштаб их соответственно выдержаны;

— таблицы должны представлять собой монографическое
.изображение, поэтому на них может быть один объект, про­
цесс или явление;

— на таблицах рисунки, текст и цифровые обозначения сле­
дует располагать в определенной дидактической последователь­
ности; иначе говоря, таблицы должны быть «читаемые»;

— учебные таблицы не должны заменять натуральные объ­
екты, а поэтому используются как дополнение к ним;

— все таблицы и картины должны отвечать эстетическим
требованиям.

Диаграмма — это плоскостное наглядное пособие, в котором дается графическое изображение числовых соотношений и ве­личин с использованием геометрических фигур, линий, схем. Диаграммы можно изготовить в школе по результатам полу­ченного урожая за ряд лет, по результатам выполнения плано­вых заданий подшефного хозяйства за год, пятилетку, по ре­зультатам добычи полезных ископаемых своей местности.

Слайды в настоящее время широко используются в учебном процессе. Они применяются в наборах. В магазине наглядных пособий есть тематические наборы слайдов на цветных пленках. Например, «Охраняемые растения и животные», «Заповедные места», «Растительность различных зон», «Биоценоз водоема», «Биоценоз леса», «Растения Красной книги», «Лекарственные растения» и др.

Диапозитивы — это фотографическое изображение объектов природы на стекле. Демонстрация диапозитива на экран дает изображение в увеличенном виде. По природоведению исполь­зуются диапозитивы: «Строение органов человека», «Организм человека и охрана его здоровья», «Учебно-опытный участок», «Географическая площадка», «Весенние работы в поле», «Ве­сенние работы в лесу» и мн. др.

Диапозитивы и слайды удобны для использования в обуче­нии, потому что демонстрируются фрагментарно. При подготов­ке к уроку учитель подбирает их в определенной последователь­ности.

Схема — плоскостное краткое изображение общих признаков. Она может быть в виде рисунка (наброска) или линий. Схе­мой может быть представлен план школы, школьного двора, учебно-опытного, участка. В учебном процессе применяются схе­матические рисунки учителя и учащихся на доске. Рисунком можно показать в динамике объект или процесс: это обеспечи­вает синхронное восприятие слова и изображения. При выпол­нении схематического рисунка необходимо не только восприя­тие, но и осмысление; поэтому необходимо научить учащихся «читать» рисунок и самим выполнять схематические рисунки на доске, в тетради и в «Дневнике наблюдений».

Разнообразные наглядные пособия используются с помощью соответствующего вспомогательного оборудования и техниче­ских средств обучения. В кабинете природоведения необходимо иметь набор посуды: пробирки, колбы, воронки, химические стаканы различных размеров, чашки Петри, кристаллизаторы,

71!

пробки резиновые различных размеров, штативы, чашки фар­форовые, пинцеты, ножницы, препаровальные иглы, зажимы, держатели для пробирок. Измерительные приборы:весы, ру­летки, линейки. Нагревательныеприборы: спиртовки, электро­плитка, сушильный шкаф. Оптические приборы:лупы ручные, штативные, проекционная аппаратура — кинопроектор, диапро­ектор, кодоскоп, ЛЭТИ и др. Инструменты:набор столярных и слесарных инструментов, набор сверл, лобзиков, паяльник, дрель. Набор экскурсионного оборудования:папки гербарные, водные и воздушные сачки, расправилки, ботанические ведра, бумага. Реактивы:гипс, мел, нашатырь.

УГОЛОК ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Уголок живой природы — это не только место для хранения живых растений и животных и для подготовки опытов с ними, но и место для проведения внеурочных и внеклассных занятий. Приучать детей работать в уголке живой природы следует с I класса.

Уголок живой природы может быть в кабинете природове­дения и являться его составной частью. Лучше, если школа располагает отдельной комнатой для его размещения. Это мо­жет быть общешкольный уголок для детей младших и стар­ших классов.

Требования к уголку живой природы.Комната для уголка живой природы должна быть хорошо освещена, отвечать нор­мам и требованиям для содержания животных и выращивания растений. В уголке живой природы следует поддерживать пос­тоянную температуру: это является оптимальным условием для роста растений и содержания животных. Отбор растений и жи­вотных и определение их количества зависят от конкретных условий школы.

Растения уголка живой природы.Эти растения подбирают­ся в соответствии с учебной программой по природоведению. Наибольшее многообразие представляют комнатные растения.

Комнатные растенияследует подбирать так, чтобы на их примере можно было познакомить учащихся с внешним строе­нием органов растения, способами размножения и проводить разнообразную практическую работу по выращиванию. В угол­ке живой природы следует содержать неприхотливые растения, имеющие эстетичный вид. Наиболее распространенные комнат­ные растения: аспидистра, аспарагус, алоэ, араукария, бегония, бальзамин, камнеломка, колеус, различные виды кактусов, ки­парис, монстера, пеларгония, папоротники, сансевьера, траде­сканция, узамбарская фиалка, фикус, фуксия.

Аспидистра — субтропическое теневыносливое растение, рас­тет при температурах от +22° до +10°. Лучшей почвой для нее является смесь дерновой или торфяной с добавлением песка

(2:1). Аспидистра является очень интересным объектом для изучения в школе. На ней можно показать размножение при по­мощи отрезков корневища с почками. При проведении внеклас­сной работы в IIIклассе по пересадке аспидистры школьники обнаруживают на корневищах большое количество почек. Уча­щиеся проводят интересную работу по размножению почками подземных побегов как одного из способов вегетативного раз­множения. Во время цветения аспидистры можно провести опы­ты по опылению, а затем после созревания семян вырастить аспидистру из семян.

Алоэ древовидное.Объект интересен для изучения листьев, которые запасают большое количество влаги. Алоэ приспособ­лено к жизни в пустыне, способно переносить недостаток влаги и длительную засуху. Поэтому с учащимися IV классов можно провести опыты, выясняющие потребность алоэ в воде. Обиль­ные и частые поливы алоэ останавливают рост, и загнивает корневая система. Размножается алоэ корневыми отпрысками, стеблевыми черенками. Учащимся следует знать, что алоэ ши­роко используется как лекарственное растение.

Бегония— многолетнее тропическое растение с декоратив­ными вегетативными органами и цветками. Светолюбивое и влаголюбивое растение, даже в зимнее время требует оптималь­ного освещения и обильной поливки. Хорошо растут бегонии в богатых питательными веществами почвах, лучше всего — в тор­фяной почве пополам с листвой и крупным речным песком (1:1:1).

Размножаются бегонии чаще всего листом и частью листа,
но можно размножать черенками и семенами. Семена очень мел­
кие, высевают их с января по апрель, проращивают семена при
температуре +20°-- Ь25°. Всходы также очень мелкие и тре­
буют тщательной работы при проведении пикировки.

Валлиснерия— водное субтропическое растение. Хорошо' ук­репляется корнями в грунте аквариума. Листья ярко-зеленые, линейные, конец листа закруглен. Быстро растет, является хо­рошим объектом для размножения в воде побегами (усами), на которых образуются почки. В аквариумах используется четыре вида. На примере валлиснерии можно показать приспособлен­ность листьев для жизни в воде, способность их сопротивлять­ся току воды и сразу же завядать и гибнуть на суше.

Водяной папоротник— водное растение, требователен к све­ту и постоянной температуре воды. Оптимальная температура воды +25°—Ь26". Высаживают маленькими кустиками на дно аквариума. После укоренения листья быстро растут, на их краях образуются листовые почки, которые отрываются, пла­вают на поверхности или на определенной глубине, и из них вырастают молодые папоротники.

Колеус—декоративное растение, быстро растет в условиях уголка живой природы, Колеус — влаголюбивое растение и хо-

рошо растет при обильном свете. Его выращивают в школе для проведения наблюдений за ростом растений, за изменением окраски листьев в зависимости от освещенности, температуры и состава почвы. Растение размножается черенками, что так-$се можно использовать в школе для организации практической работы.

Пеларгония, или герань, быстро растет как в комнатных условиях, так и в цветнике. Растение имеет хорошо развитую листовую поверхность, хорошо ветвится и обильно цветет. При выращивании пеларгонии в почвах, приготовленных из смесей листовой, дерновой и песка (1:1:1), и обильном поливе растет быстро, и в течение 1,5—2 месяцев из черенков вырастают) цветущие растения. Пеларгония является одним из лучших школьных объектов для ознакомления учащихся со способами вегетативного размножения. В процессе размножения черенка­ми, ухода за ними и молодыми растениями, ведения наблюде­ний за их ростом и развитием учащиеся приобретают умения и навыки, предусмотренные программой.

Риччия, или водяной мох, — светолюбивое растение, быстро растет, свободно переносит колебания температуры от +5° до +25°. Риччия представляет собой ветвящиеся пластинки, плавающие на поверхности воды.

Стрелолист — неприхотливое водное растение, свободно ра­стет в различных аквариумах. Переносит колебание температу­ры воды, Хорошо прикрепляется к грунту, довольно быстро разрастаются вегетативные органы, особенно листья. В аква­риумах листья очень похожи на валлиснерию, только конец листа у стрелолиста более заострен. Плавающие листья соз­дают декоративный водный пейзаж. В середине лета стрело­лист выбрасывает на поверхность воды цветочную стрелку.

Сансевьера — тропическое неприхотливое для выращива­ния в условиях школы растение. Сансевьера светолюбива, требует умеренного полива. Почву для выращивания сансевие-рии готовят в смеси дерновой, листовой и песка (2:1:1). На этом растении можно показать приспособления к определенным ус­ловиям жизни: листья покрыты плотной кутикулой. Сансевье­ра — интересный объект для размножения корневищем и ча­стями листа. Берут крупные (зрелые) листья, делят на части и проращивают в прокаленном чистом влажном песке.

Традесканция — декоративное тропическое растение. Очень быстро растут ее побеги. Традесканция — наиболее выносли­вое комнатное растение, свободно переносит перепады темпе­ратуры и затенение. Она хорошо растет как в почве, так и в водных растворах, поэтому широко используется для озелене­ния школы и для проведения практической работы с учащими­ся IIIклассов по размножению стеблевыми черенками и на­блюдению за ростом. В уголке живой природы можно исполь­зовать несколько видов традесканции.

Хара, или тояняк,— водное растение, переносит резкие ко­лебания температуры, быстро растет и ветвится, образуя раз­росшиеся «кусты» в воде; поэтому необходимо периодически удалять его из аквариума, промывать и делить на более мел­кие кустики.

Элодея канадская растет во всех водоемах европейской ча­сти. Хороший объект Для выращивания в аквариумах, легко переносит пониженную температуру воды.

При использовании в аквариумах водных растений необхо­димо учитывать особенности их внешнего строения и требова­ния к условиям среды. При подборе растений для аквариума учитывается, для каких рыб он создается. Валлиснерию или элодею лучше расположить по углам аквариума. На задней стенке размещают водяной папоротник, на переднем плане — спиралелистную валлиснерию. Из плавающих лучше всего ис­пользовать риччию. Кроме того, важно правильно располо­жить грунт: он не должен занимать все дно аквариума; тол­щина грунта в аквариуме устанавливается в зависимости от размеров корневой системы.

Животные уголка живой природы. В уголке живой приро­ды могут содержаться гидры, моллюски (катушки, физы, пру­довики, беззубки), дафнии, циклопы, плавунцы, личинки пла­вунцов, стрекоз, поденок. Из насекомых — шелкопряды (туто­вый и дубовый), бабочка-капустница, божья коровка и др. Из позвоночных содержатся рыбы, земноводные (лягушки, трито­ны), пресмыкающиеся (ящерицы, черепахи), птицы и мелкие млекопитающие.

Рыбы.Аквариумных рыб необходимо подбирать с учетом особенностей уголка живой природы, размеров аквариума. Для содержания в аквариуме используют холодноводных рыб: ка­рася, красноперку, вьюна, гамбузию, гуппи. Из тепловодных: меченосца, даниорерио, макропода, гурами пятнистого и голу­бого и др. С тепловодными рыбами могут свободно уживать­ся гамбузия, гуппи. Они также свободно переносят недостаток кислорода в аквариуме. Основным правилом по уходу за ры­бами является постоянный контроль за уровнем воды. Доли­вать воду следует не реже одного раза в неделю. Перед этим водопроводную воду необходимо отстоять два-три дня при ком­натной температуре. Полностью заменять воду нужно только в исключительных случаях, и делают это один раз в два-три года. Доливают воду при помощи шланга слабой струей, ста­раясь не взбалтывать Дно, не нарушать сложившийся планк­тон. Стекла от водорослей и слизи очищают щеткой. Перио­дически, путем обламывания, удаляют почерневшие растения и сильно разросшиеся кустики водных растений.

Потемнение и загнивание листьев растений чаще всего про­исходит от недостаточной освещенности аквариума. Пленку пыли и грязи с поверхности воды можно снять белым листом

6 Заказ 5300

бумаги, осторожно положив лист на поверхность воды аква­риума и затем быстро подняв его. К нижней поверхности бу­маги прилипают частицы грязи.

Кормление рыб.Лучшим кормом является живой корм, особенно для мальков рыб. Корм для рыб должен быть полно­ценным, и следует строго выдерживать его дозировку при кормлении. Подрастающие мальки и взрослые рыбы питаются маленькими рачками дафниями и . циклопами. Хорошим кор­мом также являются личинки мотыля, комаров разных видов. Широко используется сухой корм (дафнии и мотыли), а так-1 же гранулированные корма, состоящие из животных и расти­тельных компонентов.

Иногда в условиях школы нет возможности купить корм для рыб, поэтому можно использовать сухое измельченное го­вяжье и рыбье мясо. Кормление рыб производится один-два раза в сутки в определенное время, лучше утром и вечером. Перекорм рыб приводит к заболеваниям, а оставшаяся пища разлагается в воде и загрязняет аквариум. Корм засыпают в определенное место аквариума в кольцо. За поеданием его не­обходимо следить. Важно, чтобы все рыбы активно двигались и хватали корм. Проявление такой активности характерно только для здоровых рыб.

Аквариумныеживотные. В аквариумах, кроме рыб, можно содержать некоторых моллюсков, плавунцов, гидр, пиявок и других беспозвоночных. Все они размножаются яйцами в воде. После кладки яиц через 20—25 суток появляются молодые улитки или личинки насекомых. Из моллюсков лучше всего приспособлена красная форма физы. Она питается водными формами растений, двигаясь по стенкам аквариума. Поедает одноклеточные водоросли и этим очищает аквариум. Катушка роговая также питается водорослями, в основном одноклеточ­ными, поэтому уничтожает большое количество микроскопиче­ских водорослей. Моллюски являются санитарами аквариумов. В школьных аквариумах можно содержать и других моллюс­ков, собранных в местных водоемах, но при этом следует пом­нить, что после вылавливания их нельзя сразу помещать в ак­вариум. Моллюски являются переносчиками различных инфек­ционных заболеваний, поэтому их вначале содержат в чистой воде.

Земноводные.В уголке живой природы можно содержать только некоторых из них: амблистому, иглистого тритона, шпорцевых лягушек. Содержат их в акватеррариумах, где соз­даются условия для погружения в воду и островок, на который животные могут выбраться при необходимости воздушного ды­хания. Для содержания земноводных не требуются особые ус­ловия: температура воды может быть от +12° до +18°, толь­ко для развития из икры молодых особей создают температу­ру + 20"— + 25U, Лучше всего икру из акватеррариума поме-

стить в отдельные банки с водой и проводить наблюдения за развитием.

При изучении в IIIклассе Темы «Изменения в жизни жи­вотных» используются лягушки. Учащиеся могут сделать сооб­щения о их размножении, развитии и питании. Амблистому и аксолотля можно использовать для проведения наблюдений с учащимися Ш—IV классов во время внеурочной и внеклассной

работы.

Пресмыкающиеся. Из класса пресмыкающихся в школе со­держатся черепахи. Для уголка живой природы можно приоб­рести среднеазиатскую черепаху. Содержание черепахи для начальных классов не представляет трудностей. Главным усло­вием для нее является сохранение постоянной подстилки, ме­ста нахождения и температуры воздуха. Летом температура должна быть +20°—Ь28°, а зимой—+20°—+ 22°. Местом для обитания черепахи является террариум или даже ящик. Ста­вить его лучше на деревянную подставку или какое-либо воз­вышение ближе к батарее.

Один раз в месяц черепаху следует промывать, обтирать влажной тряпкой. Для кормления черепах используют свежие овощи; капусту, морковь, салат, а также фрукты. Постоянно давать белый хлеб, булки, смоченные в молоке. В корм чере­пах следует добавлять клевер, листья одуванчиков, вареные имелко нарубленные яйца, мясо. Кроме того, в корм добавляют минеральную подкормку: мел, соль, яичную скорлупу и другие минеральные добавки. Кормят черепах через день.

Птицы. Для содержания птиц в уголке живой природы не­обходимо создать определенные условия, так как птицы в от­личие от земноводных и пресмыкающихся более требовательны к условиям жизни. Птицы более подвижны, у них активный обмен веществ, они совсем не переносят голодание, поэтому их надо часто кормить. Прежде чем закупить птиц для уголка живой природы, необходимо соответственно подготовиться. Из многочисленного количества певчих птиц, которые могут со­держаться в неволе, для школы рекомендуются следующие: чечетки, щеглы, чижи, попугай, канарейки.

Для кормления птиД используют просо и просяную кашу, семена конопли и подсблнечника, вареные измельченные яйца, разную крупу, мучных червей, творог, овощи (тертую морковь, рубленую капусту). Корм можно слегка смочить Подсоленной водой. Кроме указанных кормов, птицам дают минеральные подкормки (толченая яичная скорлупа и ракушняк, костная мука, мел, измельченный кирпич, древесный уголь) и мелко­зернистый песок. Минеральная подкормка должна быть в кор­мушках постоянно. В случае авитаминоза следует добавлять в корм птицам рыбий жир, кормовые дрожжи. Для предупреж­дения заболевания птиц рекомендуется круглый год давать им зелень, особенно весной, летом, осенью.

А* : 83

Птицы изучаются во всех начальных классах, поэтому не­обходимо научить школьников проводить работу по уходу и наб­людению за птицами. Учащиеся III—IV классов должны овла­деть умениями, как кормить птиц, чистить кормушки, вести на­блюдения за их поведением.

Млекопитающие. В .уголке живой природы содержат огра­ниченное количество млекопитающих. Свободно переносят не­волю белки, бурундуки, хомяки, ежи, а также можно содер­жать лабораторных млекопитающих — белых мышей и мор­ских свинок.

В каждой школе в определенном месте учебно-опытного участка можно организовать микрокроликоферму. Содержат млекопитающих в специальных клетках, лучше железных. Для бурундуков клетки делают небольшие, так как они малопод­вижны, особенно зимой. Белки же, наоборот, проявляют боль­шую активность, требуют более свободную клетку-вольеру. В клетке, где находится белка, необходимо сделать специаль­ное устройство для перебежек (перегон).

Хомячки очень разнообразны по окраске и величине. Для их содержания используют небольшие клетки, террариумы, а иногда просто стеклянные сосуды. На дно кладут нарезанную бумагу, вату или ветошь. Из этих материалов они готовят гнездо для потомства.

Морские свинки, как и хомячки, свободно живут и размно­жаются в неволе. Содержать морских свинок также можно в клетке или деревянном ящике.

Кормление млекопитающих зависит от особенностей их ро­тового аппарата. В уголке живой природы содержится боль­шинство грызунов, поэтому следует еженедельно давать моло­дые побеги древесных растений (липы, шелковицы). Кроме того, необходимо постоянно давать свежие овощи (морковь, капусту, свеклу), летом — зеленый клевер и разные травы, зи­мой— сено. Почти все млекопитающие хорошо поедают чер­ный и белый хлеб, яйца, овес и овсяные хлопья, молоко. Для белок нужны орехи, сухофрукты, отваренное мясо. В корм так­же добавляются минеральные подкормки, а зимой — обязатель­но витамины.

Содержание животных в уголке живой природы требует со­блюдения санитарно-гигиенических правил, поэтому нельзя при­носить в школу случайных животных. Правилами Законодатель­ства СССР категорически запрещена покупка животных вне зоомагазина и без проверки ветврача. Для создания нормаль­ных условий животным в уголке живой природы необходимо соблюдать самые элементарные правила:

— проводить тщательную уборку помещений, все остатки
пищи и экскременты выносить в специальных урнах и зака­
пывать в условленном месте;

— в уголке живой природы должны находиться лица, имею-



щие отношение к Их уходу и выращиванию (учитель и уча­щиеся). Посторонние лица могут находиться только в исклю­чительных случаях;

— с целью обеспечения техники безопасности на окнах в
уголке живой природы должна быть металлическая сетка;

— в помещении должна быть вода (водопровод) для про­
ведения влажной уборки и с целью противопожарной безопас­
ности. Форточки необходимо ежедневно открывать для провет­
ривания;

— растения и животные должны периодически дезинфици­
роваться. Санитарной обработке подвергаются клетки, вольеры,
инвентарь.

Все наглядные пособия, а иногда и объекты уголка живой природы сосредоточиваются в кабинете природоведения. Луч­ше, если в школе один из кабинетов начальных классов обо­рудован под кабинет природоведения.

В кабинете природоведения в соответствии с типами на­глядных пособий их сосредоточивают по темам, что позволяет учителю быстро подготовиться к уроку.

Наглядные пособия являются дополнительной информацией для учащихся и во время перерывов, поэтому многие из них выставляются в шкафах и витринах, на них должны быть эти­кетки (коллекции, чучела, биогруппы и т. д.).

В краеведческом уголке кабинета природоведения или класс­ной комнаты должны быть стенды и другие материалы, харак­теризующие объекты природы своей местности, охраняемые ра­стения и животные, иллюстрирующие достижения в области сельского хозяйства и т. д.

Значение уголка живой природы. Уголок живой природы для начальной школы имеет исключительно важное значение. Постоянное общение с живыми объектами, проведение с ними наблюдений и опытов, а также выполнение систематической работы по уходу за животными и выращиванию растений при­учают детей к самостоятельности, повышают ответственность за выполнение заданий, прививают любовь к природе.

В процессе длительных наблюдений за растениями и жи­вотными у школьников накапливаются знания, позволяющие правильно понять, отчего зависит их рост и развитие, какова взаимосвязь растений и животных с окружающей средой, что способствует формированию научного миропонимания явлений и процессов, происходящих в живых организмах.

В настоящее время появилась еще большая необходимость в создании уголков живой природы. Вызвано это тем, что зна­чительно ограничен и регламентирован сбор живых объектов для создания гербариев, коллекций и других наглядных посо­бий. В июне 1980 г. в нашей стране был обсужден и утверж­ден Закон об охране и использовании животного мира. На его основе приняты законы союзных республик. В частности, в

85.

статье 27 этого Закона указывается, что создание живых кол­лекций, а также создание из них чучел, препаратов и т. д. для учреждений и учебных заведений допускается только по раз­решениям, выдаваемым уполномоченным по охране и регули­рованию использования животных и растений.

При создании уголка живой природы необходимо не толь­ко знать, какие объекты следует подобрать для изучения, но и познакомить учащихся с теми, которые категорически запре­щены для сбора. Школьникам III—IV классов уже известны статьи из Конституции СССР и Законодательства об охране окружающей природы, поэтому занятия в уголке живой приро­ды должны иметь экологическую и природоохранную направ­ленность. Это позволит обеспечить не только углубление и рас­ширение природоведческих знаний, но и выполнение различ­ной общественно полезной работы по изучению и охране жи­вой природы своего района, области (края).

Важно, чтобы в уголке живой природы и на учебно-опыт­ном участке выращивались растения, занесенные в Красную книгу, и главным образом те, которые подлежат охране в дан­ной местности. Всю внеклассную и внешкольную работу сле­дует направить на охрану, изучение и умножение охраняемых объектов природы.

Уголок живой природы является важной частью материаль­ной базы в учебно-воспитательном процессе. Он способствует наилучшему осуществлению экологического и природоохранно­го воспитания, формированию научного мировоззрения, воспи­танию научно-атеистических убеждений, привитию детям пат­риотических и нравственных чувств и любви к Родине.

Тщательное планирование уголка живой природы обеспечи­вает выполнение различных видов практических и исследова­тельских работ, способствующих подтверждению знаний на практике, а затем использованию приобретенных знаний" на уроках природоведения. В процессе работы в уголке живой природы • учащиеся знакомятся с наиболее распространенными профессиями, с людьми труда. В условиях организованного труда школьникам можно показать практическую и политех­ническую значимость различных профессий.

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА

Географическая площадка располагается вблизи от школы, в освещенном месте, чаще всего в отведенном месте учебно-опытного участка. Она необходима для проведения наблюдений за погодой, для осуществления комплексных наблюдений за не­живой и живой природой, для организации и проведения фено­логических наблюдений по программе природоведения и сель­скохозяйственного труда.

Площадь Для нее отводится в соответствии с «Типовым по-

ложением об учебно-опытном участке общеобразовательной школы». Географическая площадка разделяется на соответст­вующие участки (см. рис. 1), на которых проводится работа с учащимися. Лучше, если географическая площадка квадратной формы, например 10X10 м. Обязательный объект географиче­ской площадки — гномон. Это прочный шест в 1,5 м длины. Гномон ставят в центре, и по нему школьники наблюдают за движением солнца, высотой тени в зависимости от времени су­ток и года. С помощью гномона учащиеся определяют направ­ления сторон горизонта.

На географической площадке необходим флюгер. Его ук­репляют на металлическом столбе, высота которого не менее 10 м. По флюгеру ведут наблюдения за направлением ветра. Для проведения наблюдений за погодой необходима метеоро­логическая будка. Это небольшое деревянное сооружение, ко­торое устанавливается на опорах высотой 1,5—2 м. В ней на­ходится термометр. К метеобудке ставят лестницу, чтобы дети могли свободно подняться при проведении наблюдений за по­казаниями термометра. На географической площадке предус­мотрена измерительная делянка, на ней должен быть кубиче­ский метр с делениями на дециметры. Из измерительных приг боров необходим осадкомер: по нему определяется количество выпавших осадков. Осадкомер укрепляется на металлической трубе, высота которой 1,5—2 м. Для выполнения практических работ по измерению толщины снегового покрова необходима снегомерная линейка, длина которой 1,5—2 м, ширина 8—* 10 см. Лицевая сторона снегомерной рейки окрашивается в белый цвет, на нее наносятся деления через 1 см, а противо­положная сторона окрашивается в черный цвет с делениями через 10 см.

Стороны географической площадки должны быть равны. Все приборы устанавливаются так, чтобы не затенять друг друга. Географическую площадку огораживают штакетником. Его окрашивают (через метр) в разные цвета. Штакетник ис­пользуют как забор-измеритель. Учащиеся делают записи, на какой участок забора падает тень в различное время суток.

Дорожки на географической площадке необходимо разме­стить так, чтобы по ним можно было определить основные и промежуточные стороны горизонта. Это также способствует наилучшей ориентации учащихся на местности.

В объяснительной записке к программе по природоведению указывается, что «...ведущее место в его преподавании занима­ют свойственные этим наукам: непосредственные наблюдения предметов и явлений в самой природе... а также огранизация таких форм работы с учащимися, как экскурсии, практические работы, опыты, наблюдения на пришкольном учебно-опытном участке, географической площадке» (Программы средней об­щеобразовательной школы. Начальные классы. — М., 1988.—





наглядные средства обучения природоведению - student2.ru

план географической площадки-

1 - гномон; % •- флюгер; а - кубический метр; 4 - метеобудка-. 5 - снего­мерная .рейка; 6 - забор; 7 - делянка для моделирования гор из песка-

сп7, АТЖКИ; 9-измерительная делянка; 10 - осадкомер; Напочвенный

срез, \1 — ящик с песком

С. 69). Поэтому во время проведения практических работ и экскурсий на географической площадке, а также выполнения индивидуальных заданий во внеурочное и внеклассное время необходимо вырабатывать у школьников знания и умения пользоваться такими приборами, как гномон, термометр, флю­гер, осадкомер и др. При этом они учатся самостоятельно из­мерять длину полуденной тени, определять,высоту солнца над горизонтом, отрабатывают умения ориентироваться на местно­сти в пределах учебно-опытного участка- Кроме того, само­стоятельно анализируют явления природы; (ясно, пасмурно, ту­ман, снег, дождь, ветер и т. д.), а затем делают анализ и обоб­щение о взаимосвязи неживой и живой природы-в определен­ный период времени. На географической площадке выполняют­ся различные практические работы учащихся по определению движения солнца, по ориентированию на местности при помощи компаса, по измерению толщины снегового покрова, по опреде­лению направления ветра и др. Например, фрагмент урока, проведенного на географической площадке в IV классе по теме «Ориентирование на местности по солнцу».

, Основные задачи этого урока: формирование и развитие практических умений и навыков по определению движения солнца, определение сторон горизонта по солнцу, проведение наблюдений за движением тени по гномону, умение работать с другими приборами географической площадки.

Для проведения урока на географической площадке лучше всего выбрать солнечный день. Начало практической работы в 10 ч утра. Учащиеся разбиваются на звенья по 5—7 человек. Если на географической площадке один гномон, то задание выполняется поочередно, а записи ведут все учащиеся. Для та­кой практической работы можно подготовить несколько гно­монов и временно установить их на небольшом расстоянии друг от друга, чтобы не затенять друг.друга. Перед выполнением задания гномоны проверяют отвесом на вертикальность.

Практическая работа начинается на уроке и заканчивается во внеурочное время. Задание учащимся для практической ра­боты можно подготовить заранее.

1. Внимательно проверьте вертикальность гномона по от­
весу. Подумайте, почему для наблюдений необходимо устано­
вить гномон строго вертикально.

2. Измерьте длину тени и на конце ее вбейте колышек. За­
пишите в тетради длину тени, которая была отброшена ше­
стом. Запишите в тетрадь время первого измерения.

3. Проведите второе измерение через 10 мин и сделайте
отметку колышком. Объясните, в каком направлении передви­
гается тень.

4. Проделайте еще через каждые 10 мин два измерения.
Затем учащиеся уходят на занятия в класс, а для измере­
ний и наблюдений оставляют дежурного (учитель может ос-



тавить представителя от каждого звена, если работа проводит­ся с несколькими гномонами).

Дальнейшее измерение проводится через час и заканчива­ется в 14.30. Каждое последующее измерение учащиеся записы­вают в тетради по результатам наблюдений дежурных.

На следующем уроке обобщаются и анализируются резуль­таты наблюдений. Перед учащимися ставятся следующие во­просы:

1. В каком направлении передвигалась тень от гномона?

2. В какое время тень была самая короткая?

'5. Почему тень сначала становится короче, а затем длиннее?

4. Чем объясняется движение тени в определенном направ­лении? И т. д.

На географической площадке можно проводить практиче­ские работы по моделированию холма, горы, склона, верши­ны и т. д.

Важное место среди заданий, выполняемых школьниками, занимают наблюдения за погодой, направлением ветра, работы по измерению высоты снежного покрова, количества выпавших осадков и др.

Разнообразные практические работы и наблюдения, прове­денные на географической площадке, позволяют осуществлять межпредметные связи, например, с математикой, чтением, сель­скохозяйственным трудом и вместе с тем решать одну из важ­нейших задач школы по связи обучения с практикой.

Наши рекомендации