Воспитание детей в целостном педагогическом процессе ДОУ
Воспитание – это процесс специально организованной деятельности педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях образовательного процесса.
В педагогической литературе встречается множество различных определений этого понятия. Формулировки их зависят от методологического подхода, концепции воспитания.
С позиции концепции гуманизации образования воспитание определяется как процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении (Е. В. Бондаревская).
Цель воспитания в гуманистической педагогике — наиболее полное культурное развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Результат воспитания — личность, развивающаяся в гармонии с собой, природой и социумом, личность, ориентированная на ценности мировой и национальной культуры, на творческую самореализацию в мире этих ценностей, нравственную саморегуляцию и адаптацию визменяющейся социокультурной среде.
Воспитание должно пробудить стремление личности к саморазвитию, культурному и личностному росту, развить духовные потребности и гуманные чувства.
Как общественное явление воспитание направлено на передачу накопленного человечеством исторического культурного опыта от поколения к поколению. Воспитание всегда выражает историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. В процессе воспитания происходит интериоризация (Л. С. Выготский), присвоение личностью культурно-историческогоопыта, что приводит к повышению уровня культурного развития.
Почему воспитание — это гуманистический процесс?
С точки зрения педагогики воспитательный процесс — сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация
истимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (И. Ф. Харламов). Иными словами, воспитательный процесс — это целенаправленное взаимодействие педагогов и детей, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса.
Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов, средств и достигнутых результатов. Центр воспитательного процесса образует развивающее взаимодействие педагога и детей, основанное на их сотрудничестве и взаимном уважении.
Воспитание является долговременным, непрерывным процессом, переходящим в самовоспитание. Процесс воспитания закономерно отвечает требованию природосообразности. В нем ребенок выступает в совокупности всех своих индивидуальных проявлений, включая возрастные особенности.
В чем особенности процесса воспитания в дошкольном возрасте?
Дошкольное детство — уникальный этап в развитии, качественно отличающийся от последующих жизненных периодов, что проявляется особенностях био- и социогенеза, способах познания и мышления, в деятельности и отношении ребенка с предметным и социальным миром, в самосознании. Воспитание дошкольников ориентируется как на общие закономерности воспитательного процесса, так и на своеобразие развития ребенка в период дошкольного детства.
Теоретические основы процесса воспитания дошкольников определяют следующие положения и идеи:
—самоценность дошкольного детства и его существенное значение для последующего развития личности;
—развитие личности ребенка как процесс социального наследования, активного присвоения доступного социально-культурногоопыта, отраженного в предметах культуры, знаниях, умениях, ценностях и т. п.;
—амплификация развития ребенка как создание условий для разностороннего освоения культурного опыта и развития способностей;
—определяющая роль деятельности в воспитании. Воспитание дошкольника происходит в системе взаимосвязанных видов детской деятельности при ведущей роли игры;
—развитие личности ребенка происходит в условиях проявления субъектной активности, субъектного опыта, становления субъектной позиции;
—обусловленность воспитания дошкольников взаимодействием всех субъектов воспитательного процесса, детского сада и семьи, школы идругих социальных институтов;
—непрерывность воспитательного процесса, наличие единых линий развития и воспитания ребенка на всех ступенях дошкольного возраста и сохранение содержательной преемственности в воспитании при переходе на ступень младшего школьного возраста.
Цель воспитания — ввести дошкольника в мир культуры, способствовать разностороннему развитию его способностей, психическому и физическому здоровью, стимулировать и сохранять индивидуальность. Воспитание в дошкольном детстве направлено на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Воспитание направлено на целостную личность ребенка (ее активность, самостоятельность, гуманистическую направленность), вхождение его в современный мир, приобщение к культуре.
Задача воспитания состоит в становлении у детей базиса личностной культуры, развитии в дошкольном детстве основ культурного отношения к природе, рукотворному миру, обществу, к собственной жизни. (Это касается как ценностных ориентаций, так и средств познания, деятельности, общения.)
Обеспечить базис личностной культуры — значит помочь ребенку в присвоении ценностей (красота, добро, истина), способов взаимодействия с людьми и проявленииэмоционально-оце-ночного отношения к миру.
Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, достигнутых результатов. Воспитательный процесс в детском саду активизирует механизмы саморазвития, самообучения, исследовательского поведения, инициативы и свободы самовыражения детей в разных видах деятельности и общении.
Воспитание дошкольников имеет свои особенности, обусловленные своеобразием развития психики дошкольников и возможностями освоения ими социокультурного опыта.
Среди таких особенностей выделим
- определяющую роль взрослогов воспитании как транслятора ребенку культурного опыта;
- необходимость постоянной опоры на чувства детей и наглядные примеры поведения, выполнения правил;
- неустойчивость формируемых качеств и способов поведения, необходимость в связи с этим постоянного упражнения и закрепления их ребенком в разных жизненных ситуациях;
- необходимость педагогического сопровождения и поддержки ребенка в воспитании с учетом индивидуальности и темпа развития.
Педагогическая позиция воспитателя постоянно меняется в зависимости от задач воспитания и уровня развития ребенка:
-позиция прямой передачи опыта «Делай, как я»,
-позиция партнерства «Давай сделаем это вместе»,
-позиция обращения к опыту ребенка «Помоги мне, у меня не получается”
-позиция выбора творческого решения «Кто придумает интереснее?» и пр.
Какие условия и средства обуславливают успешность процесса воспитания детей дошкольного возраста?