Исторические вехи изучения зарубежного опыта специального образования

Основоположником идеи сравнительных педагогических исследо­ваний и зарубежные, и отечественные компаративисты называют M.-А.Жюльена Парижского (1775-1848). В работе «Очерк и пред­варительные заметки к исследованию по сравнительной педагогике» (1817) он впервые обозначил в качестве самостоятельной научно­-педагогическую проблему изучения международного опыта развития образования и предложил некоторые методы такого исследования и термины «сравнительная педагогика», «сравнительное воспитание». Идеи M.-А.Жюльена Парижского были подхвачены западноевропей­ским педагогическим сообществом, а позднее распространились в другие страны и континенты. Признанными лидерами компаратив­ных педагогических исследований в XIX в. были Франция (ж.- М. Бо­дуэн, Е.ДреЙфус-Бриссак, В. Кузен, В. Фридель), Германия (г. Тирш, Л.ШтеЙн) и США (г.Барнард, г.Манн).

В истории образования генератором педагогических идей и опыт­ным полигоном апробации соответствующих им форм, направлений, педагогических систем специального образования, а также обшир­ным практическим полем их реализации стала Западная Европа, и более конкретно - группа стран, характеризующихся прогрессив­ным развитием образования, в том числе и специального, - Герма­ния, Франция, Австро-Венгрия, Швейцария, Великобритания, Скандинавские страны. Именно они на протяжении значительного периода времени (вторая половина ХУН! - начало хх в.) постав­ляли многим другим странам инновационную образовательную ин­формацию в области обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, изучение и импортирование которой было обычным явлением для ряда государств самой Западной Европы, для России, для стран Североамериканского континента и Юго-Восточ­ной Азии.

В специальном образовании одним из первых прецедентов ком­паративного подхода (вторая половина XV111 в.), вероятно, можно считать известную переписку двух выдающихся представителей сур­допедагогики и основоположников разных систем обучения глухих детей - француза аббата Шарля Мишеля Л'Эпе (de L'Epee), дирек­тора первой во Франции школы для глухих (позднее Парижский на­циональный институт глухих), работавшего на основе использования жестового языка, и немца Самуила Гейнике, директора первой в Гер­мании (Лейпциг) школы для глухих, методическая система которой была ориентирована на обучение устной речи на базе речи словес­ной.

Письменная заочная дискуссия этих выдающихся сурдопеда­гогов была не чем иным, как сравнением на основе критического подхода двух оформившихся педагогических систем обучения глу­хих'.

Знакомство с содержанием, организацией и результатами специ­ального образования в зарубежных странах в XIX в., как правило, имело весьма конкретную, прагматическую цель: изучить зарубеж­ный опыт обучения и воспитания детей с ограниченными возмож­ностями, прежде всего, с сенсорными нарушениями, и перенести его, подчас в неизмененном виде, в свою страну, где такой способ (фор­ма, метод) обучения детей данной категории, а иногда и само их обу­чение отсутствовали.

Способами изучения и импортирования зарубежного опыта были: «педагогические поездки» (путешествия) по интересующим странам, посещения специальных учреждений; стажировка в них, а также приглашение зарубежных специалистов для работы в образователь­ные упреждения своей страны. Интересный при мер одного из таких способов дает основоположник отечественной сравнительной педа­гогики и изучения передового зарубежного педагогического опыта к.д. Ушинский в своей работе «Педагогическая поездка по Швейца­рию>.

В первой половине XIX в. для работы в Санкт-Петербурге был приглашен сурдопедагог из Парижского национального института для глухих Ж.-Б.Жоффре, который стал руководителем созданной по инициативе императрицы Марии Федоровны школы для глухих де­тей. С 1848 г. работал в США французский врач и педагог Э.Сеген, положивший начало научному направлению в обучении и воспита­нии детей с умственной отсталостью у себя на родине, а затем и в этой стране. Глухой французский сурдопедагог Лоран Клерк в 60-х гг. XIX в. «экспортировал» В США мимический метод обучения не­слышащих. В 1807 г. Александр 1 пригласил в Россию выдающегося французского тифлопедагога В. Гаюи, который основал в Санкт- Пе­тербурге школу (институт) для слепых. Энтузиаст обучения незрячих людей и прекрасный организатор В. Гаюи содействовал также откры­тию первой в Германии школы для слепых во время своего визита в эту страну. Значительную практическую и консультативную помощь российским тифлопедагогам оказывал директор Дрезденского инсти­тута слепых Ф. Бютнер (вторая ПОЛQвина XIX в.).

Наблюдения и опыт, приобретенный во время таких поездок и стажировок, получали отражение в отчетах, статьях, публикуемых в периодических изданиях либо в переводах или обзорах зарубежной специальной литературы, выходящих отдельными выпусками.

I См.: КраСНО6СКUЙ А.А. Из истории методов обучения глухонемых // Из­вестия АПН РСФСР. - 1947. - Выл. 9.

Так, опыт совместного (интегрированного) обучения глухих детей в народной школе во Франции, предпринятый французским педагогом It врачом А.Бланше, стал известен его современникам в России бла­годаря переводу его книги «Руководство для наставника об обучении глухонемых в народных школах», выполненному я. Т. Спешневым, 1I1ректором Петербургского училища глухонемых, а также отчету Бланше - главный врач Парижского института и его система обучения глухонемых со слышащими-говорящими в народной школе» (1865), написанному также Спешневым по следам впечатлений от посещения в Париже классов, работавших по системе этого известного педагога (Басова А.Г., Егоров с.Ф., 1984).

Стажировки отечественных сурдопедагогов в Германии - . Ф. Остроградскогo в 1886 г. в школе для глухих детей и. Фаттера (Франкфурт- на - Майне), позднее там же сурдопедагога М. А. Захаро­вой; Н. М.Лаговского в Королевском училище для глухонемых в Берлинеe и в Австрийском королевском институте глухонемых в Вене ( В. Урбанчича), изучение М. п. Постовской опыта работы классов ишкол для детей с умственной отсталостью в Германии, Бельгии, Швейцарии, Австрии, Франции (1910), а также описание В. п. Кащенко работы с трудными детьми в европейских учреждениях - все это содействовало расширению информационных возможностей отечественных ученых и педагогов, позволяло им осваивать и внедрять технологии обучения глухих детей по чистому устному методу, пере­довые технологии использования и развития остаточного слуха у несслышащих учащихся, инновационные формы организации и со­держание обучения детей с умственной отсталостью и с трудностями в обучении и поведении. Значительный вклад в освоение и вне­дрение в России зарубежного опыта обучения глухих детей внесли Ф.А. Рау и Н.А. Рау. Ф.А. Рау принадлежит целая серия переведенных и опубликованных в дореволюционный период статей об инновационных для того времени зарубежных (Германия, Дания, Ав­стрия) методах обучения устной речи. Н. А. Рау апробировала и творчески реализовала эти методы в практике дошкольной сурдо­педагогики.

Для начала хх в. характерна активизация зарубежных контактов отечественных педагогов и ученых в области специального образо­вания. Появляются обзорные научно-методические труды, описыва­ющие постановку дела обучения и воспитания детей с отклонения­ми в развитии в отдельных странах (например, «Королевское учили­ще глухонемых в Берлине» Н. М.Лаговского, 1900) и обобщающие анализы конкретных проблем (А. и. Скребицкий «Воспитание И об­разование слепых, и их призрение на Западе», 1903; Е. С. Боришполь­ский «Современное положение дела обучения глухонемых в Запад­ной Европе, Америке и Россию>, 1914). Кроме того переводятся и публикуются наиболее интересные с методической точки зрения отрывки из книг и статей зарубежных авторов.

В течение XIX в. И В начале хх в. педагогические поездки (науч­но-педагогический туризм) и стажировки становятся все более по­пулярными.

Понятно, что собственно сравнительное изучение зарубежного опыта, за исключением отдельных случаев (например, работа Е. С. Боришпольского), не проводилось.

Следует заметить также, что до середины XIX в. информация о тех или иных способах обучения, например, глухих детей, не всегда сво­бодно распространялась и оказывалась полностью доступной заин­тересованным в ней педагогам. Нередко особые способы и приемы обучения оставались семейной или коммерческой тайной учредите­ля той или иной частной школы. В этой связи можно привести два противоположных по своему характеру примера. Первым может по­служить широко известное отношение директора школы для глухих детей в Шотландии Томаса Брайвуда, который считал способы обу­чения глухих детей устной речи в стенах своего учебного заведения фамильным секретом, не подлежавшим разглашению до самой его смерти. Т. Брайвуд отклонил сделанное ему американскими визите­рами предложение о содействии в организации обучения глухих де­тей в Соединенных Штатах. Совершенно иным был открытый подход Лейпцигской школы для глухих (школа С. Гейнике, позднее, после его смерти, ею в течение ряда лет руководила его вдова - Анна Ка­тарина Гейнике).

По мере становления национальных систем специального обра­зования в Европе формировался и закономерный интерес к тому, как организовано специальное образование в других странах, каковы его сходство и различие с отечественной системой. Подтвержденный государственными правовыми документами, открытый, светский характер специального образования, осознание ведущими специали­стами европейских стран (Франции, Германии, Швейцарии) их при­оритета в вопросах обучения детей с ограниченными возможностя­ми и международное признание этого авторитета способствовали повышению открытости информации и ее доступности для зарубеж­ных коллег. В немалой степени этому содействовали международные встречи педагогов, ученых, работавших в проблемном поле специаль­ного образования. Так, уже в 1878 г. в Париже состоялся первый международный съезд (конгресс) сурдопедагогов. В 1881 г. Междуна­родный конгресс сурдопедагогов в Милане (Италия) на основе об­мена опытом обучения глухих и рассмотрения разных педагогических систем принял решение о преимущественном предпочтении одной из таких систем - чистого устного метода. С 1873 г. регулярно про­водились и международные съезды учителей школ ДЛЯ слепых детей, на которых происходил обмен опытом обучения детей этой катего­рии.

В послереволюционный период в СССР поступление информациио зарубежном опыте в области специального образования осталось относительно свободным лишь до конца 20-х гг. хх в. Так, 1928 г. д. И.Азбукин, декан дефектологического факультета 2-го МГУ, провел сравнение современной ему системы подготовки кадров дефектологов за рубежом с организацией отечественного дефек­тологического образования в работе «Подготовка педагогов-дефектологов за рубежом и высшее дефектологическое образование в СССР». Двумя годами ранее В. П. Кащенко, директор первого отечест­венного высшего учебного заведения по подготовке дефектологов ­Педагогического института детской дефективности, - дал краткий сравнительный обзор профессиональной подготовки дефектологов 111 рубежом, основанный на его личном опыте посещения европейских стран.

В 30-х п. хх в. значительный вклад в развитие отечественной тифлопедагогики благодаря изучению зарубежного опыта обучения и воспитания слепых детей и пере воду ряда изданий с французско­ю, немецкого, английского языков был сделан В.А Гандером (напри­мер, перевод работы Мансфельда «Современная постановка обучения чтению и письму в школах для слепых в США», 1935). В 1939 г. вышла в свет «История воспитания и обучения умственно отсталых нетей» Ф. М. Новика, в которой был представлен и зарубежный истoрический опыт.

Со второй половины 30-х П. почти на четверть века в СССР «опустился железный занавес», и возможности изучения, объективной интерпретации зарубежного опыта в области специального образо­вания, экспериментирования с зарубежными инновациями, прове­дение каких-либо сравнительных исследований вне идеологическо­го контекста исчезли. Идеологические кампании, направленные против «низкопоклонства перед Западом», вынуждали отечественных дефектологов писать работы с таким названием, как, например, « Критика реакционных буржуазных теорий воспитания и обучения глухонемых детей». Бесспорные преимущества СССР в образовании людей с нарушениями слуха, в отличие от капиталистических стран, отражены А И.Дьячковым в работе «Система образования глухоне­мых, поздно оглохших и тугоухих В СССР и капиталистических стра­нах» (1946). С определенными идеологическими акцентами вышло и издание книги «Школы для умственно отсталых детей за рубежом» под редакцией Т.А Власовой и Ж. И. Шиф (1966). Все же, несмотря на идеологическую несвободу, начиная с 60-х п. хх в., возникают пока еще нерегулярные контакты отечественных дефектологов с за­рубежными коллегами, как правило, в процессе участия в международных форумах, посвященных проблемам специального образова­ния.

I См.: Кащенко В. П. Очерк деятельности Педагогического института дет­ской дефективности с 1920 по ]924 г. // Проблемы изучения и воспитания ре­бенка. - М., 1926.

Позднее, в 70-е гг. хх в., они расширяются за счет контактов с государствами социалистического лагеря. В нашу страну приезжают зарубежные студенты и аспиранты, преподаватели и исследователи. Советских дефектологов приглашают не только для участия в меж­дународных форумах, но и для чтения лекций в зарубежных универ­ситетах, для работы в специальных учреждениях стран социалисти­ческого лагеря с целью передачи передового опыта. По итогам этих визитов в 70-90-е гг. хх в. выходит ряд статей, в которых, как пра­вило, описывается с большей или меньшей степенью конкретизации организация системы специального образования в стране пребыва­ния, ее особенности, а также методика подготовки дефектологов (с. Е. Вишневская, Т. Н. Воронцова, А.Д.Лопес и Л. Р.Давидович, Е.Н.Марциновская и В. В. Егоров, Н. М. Назарова, Пяо Юнсинь, М. Ф. Титова и Чимгээ Гэденгий, М. Н. Шаабдурасулова и др.).

В научном журнале АПНСССР «Дефектологию) открывается постоянная рубрика «За рубежом». и хотя в ней материалы публи­куются не регулярно, но тем не менее отечественные специалисты получают возможность знакомиться с зарубежной теорией и практи­кой специальной педагогики по большей части в странах социали­стического лагеря.

История развития тифлопедагогики за рубежом была представле­на В. А. Феоктистовой в работе «Очерки истории зарубежной тифло­педагогики и практики обучения слепых и слабовидящих детей» (1973).

В 1980 г. вышел в свет учебник для студентов дефектологических факультетов «История олигофренопедагогики» Х. С. Замского, в ко­тором в исторической ретроспективе были показаны становление и развитие олигофренопедагогики и практики обучения и воспитания умственно отсталых детей на европейском и американском конти­нентах. Позднее этот фундаментальный труд автор переработал, об­новив материалы, и он вышел под названием «Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины хх в.» (1-е издание - 1995, 2-е - 2007). В 1984 г. было издано учебное пособие А. Г. Басовой и С. Ф. Егорова «История сур­допедагогики». В 80-х гг. хх в. проблемный анализ развития лого­педии за рубежом был предпринят С. Н. Шаховской.

Накопление отечественными исследователями большого факти­ческого материала вследствие многолетней описательной работы в области зарубежной специальной педагогики и ее отраслей, посте­пенное с начала 90-х гг. прошедшего столетия вхождение России в мировое образовательное пространство, активное участие россий­ских исследователей в международных проектах в области специаль­ного образования (TEMPUS-TASIS, ERAZMUS, проекты Институ­та «Открытое общество»- Фонд Сороса и др.), возможность дли­тельных стажировок за рубежом (программы стажировок Немецкой академической службы обменов DАAD и др.), - все это позволило выйти на новый этап развития компаративных исследований: стали появляться системно-сравнительные исследования, которые уже можно было отнести к категории собственно компаративных.

Так, были выполнены: сравнительно- историческое исследование становления и развития национальных систем специального образования (Н.И. Малофеев - работы «Специальное образование в России и за рубежом», 1996; «Специальное образование в меняющемся мире. Европа», 2008); сравнительное ретроспективное изучение развития научного знания в специальной педагогике в международном аспекте (Н.М. Назарова, Г. Н. Пенин - «История специальной педагогики», 2007); сравнительное ретроспективное изучение становления и раз­витие профессиональной подготовки педагогов-дефектологов за рубежом В сопоставлении с положением в этой области у нас в стране (Назарова - «Развитие теории и практики дефектологического образования. Сурдопедагог: история, современные проблемы, пер­спективы профессиональной подготовки», .1992); сравнительное изучение интеграционных процессов в европейских странах и в России (Л. М. Шипицына и др. - «Навстречу друг другу: пути интеграции. Специальное образование в массовых школах в России и в Нидер­ландах», 1998); системное изучение развития специального образования и специальной педагогики в одной стране (Е. Н. Моргачёва - Иcтория специального образования в США», 2001; т. В. Фуряева ­Сравнительная педагогика особенных детей: теоретико-методологический аспект», анализ материалов по Германии и России, 2002) и другие.

Выполненные работы стали научным фундаментом для дальнейших отечественных компаративных исследований в специальной педагогике.

Вопросы и задания

1. Расскажите о первой «компаративной» дискуссии двух выдающихся, сурдопедагогов - Ш.-М. де Л'Эпе и С. Гейнике. В качестве дополнитель­ной литературы используйте учебник А. Г. Басовой и С. Ф. Егорова «Исто­рия сурдопедагогики».

2. Какие страны стали в XIX в. источниками информации о новых под­ходах к обучению и воспитанию детей с отклонениями в развитии? Почему? 3. Какие ставились задачи «педагогическим путешественникам» в XIX в.?

Каковы результаты ИХ поездок?

4. Назовите отечественных ученых-дефектологов, сделавших значительный вклад в изучение зарубежного опыта в области специальной педагогики. Какие научные работы им принадлежат?

5. Расскажите о вкладе В.А. Гандера в изучение зарубежной тифлопедагогики. для подготовки ответа воспользуйтесь учебным пособием Н. М. Назаровой и Г. Н. Пенина «История специальной педагогики» (М., 2007).

6. Составьте и обоснуйте периодизацию компаративных исследований в СССР в 20-80-х п. ХХ в.

7. Охарактеризуйте компаративные исследования последних двух деся­тилетий. Подготовьте реферат по одной из избранных вами работ.

Наши рекомендации