Исторические вехи изучения зарубежного опыта специального образования
Основоположником идеи сравнительных педагогических исследований и зарубежные, и отечественные компаративисты называют M.-А.Жюльена Парижского (1775-1848). В работе «Очерк и предварительные заметки к исследованию по сравнительной педагогике» (1817) он впервые обозначил в качестве самостоятельной научно-педагогическую проблему изучения международного опыта развития образования и предложил некоторые методы такого исследования и термины «сравнительная педагогика», «сравнительное воспитание». Идеи M.-А.Жюльена Парижского были подхвачены западноевропейским педагогическим сообществом, а позднее распространились в другие страны и континенты. Признанными лидерами компаративных педагогических исследований в XIX в. были Франция (ж.- М. Бодуэн, Е.ДреЙфус-Бриссак, В. Кузен, В. Фридель), Германия (г. Тирш, Л.ШтеЙн) и США (г.Барнард, г.Манн).
В истории образования генератором педагогических идей и опытным полигоном апробации соответствующих им форм, направлений, педагогических систем специального образования, а также обширным практическим полем их реализации стала Западная Европа, и более конкретно - группа стран, характеризующихся прогрессивным развитием образования, в том числе и специального, - Германия, Франция, Австро-Венгрия, Швейцария, Великобритания, Скандинавские страны. Именно они на протяжении значительного периода времени (вторая половина ХУН! - начало хх в.) поставляли многим другим странам инновационную образовательную информацию в области обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, изучение и импортирование которой было обычным явлением для ряда государств самой Западной Европы, для России, для стран Североамериканского континента и Юго-Восточной Азии.
В специальном образовании одним из первых прецедентов компаративного подхода (вторая половина XV111 в.), вероятно, можно считать известную переписку двух выдающихся представителей сурдопедагогики и основоположников разных систем обучения глухих детей - француза аббата Шарля Мишеля Л'Эпе (de L'Epee), директора первой во Франции школы для глухих (позднее Парижский национальный институт глухих), работавшего на основе использования жестового языка, и немца Самуила Гейнике, директора первой в Германии (Лейпциг) школы для глухих, методическая система которой была ориентирована на обучение устной речи на базе речи словесной.
Письменная заочная дискуссия этих выдающихся сурдопедагогов была не чем иным, как сравнением на основе критического подхода двух оформившихся педагогических систем обучения глухих'.
Знакомство с содержанием, организацией и результатами специального образования в зарубежных странах в XIX в., как правило, имело весьма конкретную, прагматическую цель: изучить зарубежный опыт обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями, прежде всего, с сенсорными нарушениями, и перенести его, подчас в неизмененном виде, в свою страну, где такой способ (форма, метод) обучения детей данной категории, а иногда и само их обучение отсутствовали.
Способами изучения и импортирования зарубежного опыта были: «педагогические поездки» (путешествия) по интересующим странам, посещения специальных учреждений; стажировка в них, а также приглашение зарубежных специалистов для работы в образовательные упреждения своей страны. Интересный при мер одного из таких способов дает основоположник отечественной сравнительной педагогики и изучения передового зарубежного педагогического опыта к.д. Ушинский в своей работе «Педагогическая поездка по Швейцарию>.
В первой половине XIX в. для работы в Санкт-Петербурге был приглашен сурдопедагог из Парижского национального института для глухих Ж.-Б.Жоффре, который стал руководителем созданной по инициативе императрицы Марии Федоровны школы для глухих детей. С 1848 г. работал в США французский врач и педагог Э.Сеген, положивший начало научному направлению в обучении и воспитании детей с умственной отсталостью у себя на родине, а затем и в этой стране. Глухой французский сурдопедагог Лоран Клерк в 60-х гг. XIX в. «экспортировал» В США мимический метод обучения неслышащих. В 1807 г. Александр 1 пригласил в Россию выдающегося французского тифлопедагога В. Гаюи, который основал в Санкт- Петербурге школу (институт) для слепых. Энтузиаст обучения незрячих людей и прекрасный организатор В. Гаюи содействовал также открытию первой в Германии школы для слепых во время своего визита в эту страну. Значительную практическую и консультативную помощь российским тифлопедагогам оказывал директор Дрезденского института слепых Ф. Бютнер (вторая ПОЛQвина XIX в.).
Наблюдения и опыт, приобретенный во время таких поездок и стажировок, получали отражение в отчетах, статьях, публикуемых в периодических изданиях либо в переводах или обзорах зарубежной специальной литературы, выходящих отдельными выпусками.
I См.: КраСНО6СКUЙ А.А. Из истории методов обучения глухонемых // Известия АПН РСФСР. - 1947. - Выл. 9.
Так, опыт совместного (интегрированного) обучения глухих детей в народной школе во Франции, предпринятый французским педагогом It врачом А.Бланше, стал известен его современникам в России благодаря переводу его книги «Руководство для наставника об обучении глухонемых в народных школах», выполненному я. Т. Спешневым, 1I1ректором Петербургского училища глухонемых, а также отчету Бланше - главный врач Парижского института и его система обучения глухонемых со слышащими-говорящими в народной школе» (1865), написанному также Спешневым по следам впечатлений от посещения в Париже классов, работавших по системе этого известного педагога (Басова А.Г., Егоров с.Ф., 1984).
Стажировки отечественных сурдопедагогов в Германии - . Ф. Остроградскогo в 1886 г. в школе для глухих детей и. Фаттера (Франкфурт- на - Майне), позднее там же сурдопедагога М. А. Захаровой; Н. М.Лаговского в Королевском училище для глухонемых в Берлинеe и в Австрийском королевском институте глухонемых в Вене ( В. Урбанчича), изучение М. п. Постовской опыта работы классов ишкол для детей с умственной отсталостью в Германии, Бельгии, Швейцарии, Австрии, Франции (1910), а также описание В. п. Кащенко работы с трудными детьми в европейских учреждениях - все это содействовало расширению информационных возможностей отечественных ученых и педагогов, позволяло им осваивать и внедрять технологии обучения глухих детей по чистому устному методу, передовые технологии использования и развития остаточного слуха у несслышащих учащихся, инновационные формы организации и содержание обучения детей с умственной отсталостью и с трудностями в обучении и поведении. Значительный вклад в освоение и внедрение в России зарубежного опыта обучения глухих детей внесли Ф.А. Рау и Н.А. Рау. Ф.А. Рау принадлежит целая серия переведенных и опубликованных в дореволюционный период статей об инновационных для того времени зарубежных (Германия, Дания, Австрия) методах обучения устной речи. Н. А. Рау апробировала и творчески реализовала эти методы в практике дошкольной сурдопедагогики.
Для начала хх в. характерна активизация зарубежных контактов отечественных педагогов и ученых в области специального образования. Появляются обзорные научно-методические труды, описывающие постановку дела обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в отдельных странах (например, «Королевское училище глухонемых в Берлине» Н. М.Лаговского, 1900) и обобщающие анализы конкретных проблем (А. и. Скребицкий «Воспитание И образование слепых, и их призрение на Западе», 1903; Е. С. Боришпольский «Современное положение дела обучения глухонемых в Западной Европе, Америке и Россию>, 1914). Кроме того переводятся и публикуются наиболее интересные с методической точки зрения отрывки из книг и статей зарубежных авторов.
В течение XIX в. И В начале хх в. педагогические поездки (научно-педагогический туризм) и стажировки становятся все более популярными.
Понятно, что собственно сравнительное изучение зарубежного опыта, за исключением отдельных случаев (например, работа Е. С. Боришпольского), не проводилось.
Следует заметить также, что до середины XIX в. информация о тех или иных способах обучения, например, глухих детей, не всегда свободно распространялась и оказывалась полностью доступной заинтересованным в ней педагогам. Нередко особые способы и приемы обучения оставались семейной или коммерческой тайной учредителя той или иной частной школы. В этой связи можно привести два противоположных по своему характеру примера. Первым может послужить широко известное отношение директора школы для глухих детей в Шотландии Томаса Брайвуда, который считал способы обучения глухих детей устной речи в стенах своего учебного заведения фамильным секретом, не подлежавшим разглашению до самой его смерти. Т. Брайвуд отклонил сделанное ему американскими визитерами предложение о содействии в организации обучения глухих детей в Соединенных Штатах. Совершенно иным был открытый подход Лейпцигской школы для глухих (школа С. Гейнике, позднее, после его смерти, ею в течение ряда лет руководила его вдова - Анна Катарина Гейнике).
По мере становления национальных систем специального образования в Европе формировался и закономерный интерес к тому, как организовано специальное образование в других странах, каковы его сходство и различие с отечественной системой. Подтвержденный государственными правовыми документами, открытый, светский характер специального образования, осознание ведущими специалистами европейских стран (Франции, Германии, Швейцарии) их приоритета в вопросах обучения детей с ограниченными возможностями и международное признание этого авторитета способствовали повышению открытости информации и ее доступности для зарубежных коллег. В немалой степени этому содействовали международные встречи педагогов, ученых, работавших в проблемном поле специального образования. Так, уже в 1878 г. в Париже состоялся первый международный съезд (конгресс) сурдопедагогов. В 1881 г. Международный конгресс сурдопедагогов в Милане (Италия) на основе обмена опытом обучения глухих и рассмотрения разных педагогических систем принял решение о преимущественном предпочтении одной из таких систем - чистого устного метода. С 1873 г. регулярно проводились и международные съезды учителей школ ДЛЯ слепых детей, на которых происходил обмен опытом обучения детей этой категории.
В послереволюционный период в СССР поступление информациио зарубежном опыте в области специального образования осталось относительно свободным лишь до конца 20-х гг. хх в. Так, 1928 г. д. И.Азбукин, декан дефектологического факультета 2-го МГУ, провел сравнение современной ему системы подготовки кадров дефектологов за рубежом с организацией отечественного дефектологического образования в работе «Подготовка педагогов-дефектологов за рубежом и высшее дефектологическое образование в СССР». Двумя годами ранее В. П. Кащенко, директор первого отечественного высшего учебного заведения по подготовке дефектологов Педагогического института детской дефективности, - дал краткий сравнительный обзор профессиональной подготовки дефектологов 111 рубежом, основанный на его личном опыте посещения европейских стран.
В 30-х п. хх в. значительный вклад в развитие отечественной тифлопедагогики благодаря изучению зарубежного опыта обучения и воспитания слепых детей и пере воду ряда изданий с французскою, немецкого, английского языков был сделан В.А Гандером (например, перевод работы Мансфельда «Современная постановка обучения чтению и письму в школах для слепых в США», 1935). В 1939 г. вышла в свет «История воспитания и обучения умственно отсталых нетей» Ф. М. Новика, в которой был представлен и зарубежный истoрический опыт.
Со второй половины 30-х П. почти на четверть века в СССР «опустился железный занавес», и возможности изучения, объективной интерпретации зарубежного опыта в области специального образования, экспериментирования с зарубежными инновациями, проведение каких-либо сравнительных исследований вне идеологического контекста исчезли. Идеологические кампании, направленные против «низкопоклонства перед Западом», вынуждали отечественных дефектологов писать работы с таким названием, как, например, « Критика реакционных буржуазных теорий воспитания и обучения глухонемых детей». Бесспорные преимущества СССР в образовании людей с нарушениями слуха, в отличие от капиталистических стран, отражены А И.Дьячковым в работе «Система образования глухонемых, поздно оглохших и тугоухих В СССР и капиталистических странах» (1946). С определенными идеологическими акцентами вышло и издание книги «Школы для умственно отсталых детей за рубежом» под редакцией Т.А Власовой и Ж. И. Шиф (1966). Все же, несмотря на идеологическую несвободу, начиная с 60-х п. хх в., возникают пока еще нерегулярные контакты отечественных дефектологов с зарубежными коллегами, как правило, в процессе участия в международных форумах, посвященных проблемам специального образования.
I См.: Кащенко В. П. Очерк деятельности Педагогического института детской дефективности с 1920 по ]924 г. // Проблемы изучения и воспитания ребенка. - М., 1926.
Позднее, в 70-е гг. хх в., они расширяются за счет контактов с государствами социалистического лагеря. В нашу страну приезжают зарубежные студенты и аспиранты, преподаватели и исследователи. Советских дефектологов приглашают не только для участия в международных форумах, но и для чтения лекций в зарубежных университетах, для работы в специальных учреждениях стран социалистического лагеря с целью передачи передового опыта. По итогам этих визитов в 70-90-е гг. хх в. выходит ряд статей, в которых, как правило, описывается с большей или меньшей степенью конкретизации организация системы специального образования в стране пребывания, ее особенности, а также методика подготовки дефектологов (с. Е. Вишневская, Т. Н. Воронцова, А.Д.Лопес и Л. Р.Давидович, Е.Н.Марциновская и В. В. Егоров, Н. М. Назарова, Пяо Юнсинь, М. Ф. Титова и Чимгээ Гэденгий, М. Н. Шаабдурасулова и др.).
В научном журнале АПНСССР «Дефектологию) открывается постоянная рубрика «За рубежом». и хотя в ней материалы публикуются не регулярно, но тем не менее отечественные специалисты получают возможность знакомиться с зарубежной теорией и практикой специальной педагогики по большей части в странах социалистического лагеря.
История развития тифлопедагогики за рубежом была представлена В. А. Феоктистовой в работе «Очерки истории зарубежной тифлопедагогики и практики обучения слепых и слабовидящих детей» (1973).
В 1980 г. вышел в свет учебник для студентов дефектологических факультетов «История олигофренопедагогики» Х. С. Замского, в котором в исторической ретроспективе были показаны становление и развитие олигофренопедагогики и практики обучения и воспитания умственно отсталых детей на европейском и американском континентах. Позднее этот фундаментальный труд автор переработал, обновив материалы, и он вышел под названием «Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины хх в.» (1-е издание - 1995, 2-е - 2007). В 1984 г. было издано учебное пособие А. Г. Басовой и С. Ф. Егорова «История сурдопедагогики». В 80-х гг. хх в. проблемный анализ развития логопедии за рубежом был предпринят С. Н. Шаховской.
Накопление отечественными исследователями большого фактического материала вследствие многолетней описательной работы в области зарубежной специальной педагогики и ее отраслей, постепенное с начала 90-х гг. прошедшего столетия вхождение России в мировое образовательное пространство, активное участие российских исследователей в международных проектах в области специального образования (TEMPUS-TASIS, ERAZMUS, проекты Института «Открытое общество»- Фонд Сороса и др.), возможность длительных стажировок за рубежом (программы стажировок Немецкой академической службы обменов DАAD и др.), - все это позволило выйти на новый этап развития компаративных исследований: стали появляться системно-сравнительные исследования, которые уже можно было отнести к категории собственно компаративных.
Так, были выполнены: сравнительно- историческое исследование становления и развития национальных систем специального образования (Н.И. Малофеев - работы «Специальное образование в России и за рубежом», 1996; «Специальное образование в меняющемся мире. Европа», 2008); сравнительное ретроспективное изучение развития научного знания в специальной педагогике в международном аспекте (Н.М. Назарова, Г. Н. Пенин - «История специальной педагогики», 2007); сравнительное ретроспективное изучение становления и развитие профессиональной подготовки педагогов-дефектологов за рубежом В сопоставлении с положением в этой области у нас в стране (Назарова - «Развитие теории и практики дефектологического образования. Сурдопедагог: история, современные проблемы, перспективы профессиональной подготовки», .1992); сравнительное изучение интеграционных процессов в европейских странах и в России (Л. М. Шипицына и др. - «Навстречу друг другу: пути интеграции. Специальное образование в массовых школах в России и в Нидерландах», 1998); системное изучение развития специального образования и специальной педагогики в одной стране (Е. Н. Моргачёва - Иcтория специального образования в США», 2001; т. В. Фуряева Сравнительная педагогика особенных детей: теоретико-методологический аспект», анализ материалов по Германии и России, 2002) и другие.
Выполненные работы стали научным фундаментом для дальнейших отечественных компаративных исследований в специальной педагогике.
Вопросы и задания
1. Расскажите о первой «компаративной» дискуссии двух выдающихся, сурдопедагогов - Ш.-М. де Л'Эпе и С. Гейнике. В качестве дополнительной литературы используйте учебник А. Г. Басовой и С. Ф. Егорова «История сурдопедагогики».
2. Какие страны стали в XIX в. источниками информации о новых подходах к обучению и воспитанию детей с отклонениями в развитии? Почему? 3. Какие ставились задачи «педагогическим путешественникам» в XIX в.?
Каковы результаты ИХ поездок?
4. Назовите отечественных ученых-дефектологов, сделавших значительный вклад в изучение зарубежного опыта в области специальной педагогики. Какие научные работы им принадлежат?
5. Расскажите о вкладе В.А. Гандера в изучение зарубежной тифлопедагогики. для подготовки ответа воспользуйтесь учебным пособием Н. М. Назаровой и Г. Н. Пенина «История специальной педагогики» (М., 2007).
6. Составьте и обоснуйте периодизацию компаративных исследований в СССР в 20-80-х п. ХХ в.
7. Охарактеризуйте компаративные исследования последних двух десятилетий. Подготовьте реферат по одной из избранных вами работ.