Е 2 - Образец написания введения выпускной квалификационной работы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. В настоящее время наша страна, включившись в мировой процесс глобализации, стремится занять достойное место в ряду наиболее развитых государств. В контексте выхода России на общемировое рыночное пространство в настоящее время возникла необходимость формирования патриотического сознания россиян как фактора конкурентоспособности страны в мировом сообществе. В связи с этим национальная безопасность, взятая во всех ее аспектах (оборонном, информационном, производственном и др.), не может выстраиваться без глубинного проникновения патриотических идей в сознание миллионов россиян.

Основные задачи патриотического воспитания молодого поколения в последние годы решались в ходе реализации государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». Настоящие документы предусматривают, что конечным результатом их реализации должны стать формирование гражданско-патриотического сознания у молодого поколения Российской Федерации, положительная динамика роста патриотизма и интернационализма в стране, обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовного и культурного подъема в обществе в целом.

В ходе реализации этих Программ в большинстве субъектов Российской Федерации созданы и работают региональные межведомственные координационные советы и центры патриотического воспитания детей и молодежи. Приняты Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, ведомственные и региональные программы патриотического воспитания, которые полнее учитывают фактор многонационального состава Российской Федерации и связанное с ним многообразие национально-этнических культур.

Воспитание социально-активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу, невозможно без систематической целенаправленной работы по формированию патриотического сознания у подрастающего поколения в период обучения в общеобразовательной школе.

Вместе с тем в настоящее время мы еще не можем утверждать, что созданная система формирования патриотического сознания у школьников эффективно функционирует. Патриотизм еще не стал в полной мере объединяющей основой общества. Это свидетельствует об актуальности проблемы формирования патриотического сознания у молодого поколения и необходимости продолжения работы, направленной на решение всего комплекса проблем патриотического воспитания.

Ежедневные наблюдения за подрастающим поколением в процессе обучения, изучение круга интересов, запросов, анкетирование с целью выявления положительных идеалов свидетельствуют о низком уровне сформированности патриотического сознания у школьников. Новое поколение демонстрирует поверхностное знание истории Отечества, национальных обычаев, традиций, культуры, мечтает уехать за границу не только на учебу или работу, но и на постоянное место жительства. Под сомнение большинством из них ставится необходимость защиты Отечества, то есть выполнение одной из важных конституционных обязанностей граждан, а служба в Российской Армии не воспринимается молодежью как почетная обязанность.

Приходится констатировать, что наблюдается несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность школьной системы воспитания по формированию патриотического сознания у учащихся; образовательные учреждения испытывают недостаток в методическом обеспечении, особенно в части подготовки и переподготовки специалистов в области патриотического воспитания. Значит, необходимы изменения в системе воспитательной работы общеобразовательных учреждений, создание целостной системы формирования патриотического сознания у учащихся. Все это свидетельствует об актуальности проблемы формирования патриотического сознания у школьников в период обучения их в общеобразовательных учреждениях.

Анализ научной литературы по исследуемой проблеме свидетельствует о ее всестороннем изучении в прошлом и осмыслении ее важнейших сторон в последние десятилетия. Нами отмечено, что достаточно полно определены понятия «патриот» и «патриотизм» (В. Г. Белинский, Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, А. С. Калюжный и др.), описано когнитивно-эмоциональное содержание патриотического сознания (В. Г. Белинский, И. А. Еремин, А. С. Калюжный, В. И. Ленин и др.); активно осуществляется философско-исторический анализ сущности и содержания патриотизма как общественного явления (Н. А. Баранов, В. И. Лутовинов, В. Ю. Микрюков, Л. Й. Хен и др.), изучаются вопросы формирования гражданственности (Е. В. Бондаревская, В. Е. Гурин, А. А. Зиновьев, А. И. Кочетов, И. С. Марьенко и др.), гражданского сознания (И. С. Артюхова, Л. И. Карцева, Н. И. Лапин, Н. А. Масюков, Г. Б. Скок и др.), гражданской позиции у различных слоев населения в контексте патриотического воспитания (Д. В. Кириллов, З. П. Красноок и др.), разрабатывается теория патриотического воспитания военнослужащих (А. С. Калюжный, Г. А. Кочколда, А. А. Крупник, В. Ю. Микрюков, П. И. Образцов и др.).

Нами выявлено, что подавляющее большинство работ содержат лишь общие характеристики патриотического сознания, базирующиеся на определениях советской педагогической теории и адаптированные к современным условиям. Заметим, в настоящее время недостаточно полно разработан теоретико-методологический инструментарий формирования патриотического сознания у школьников, не создана универсальная воспитательная система, которую можно было бы применять в учебных заведениях различного уровня.

Выше обозначенные положения позволили сформулировать проблемунашего исследования: каковы условия необходимые и достаточные для организации процесса формирования патриотического сознания у учащихся старших классов в школьной системе патриотического воспитания?

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор Темы исследования – «Формирование патриотического сознания у старшеклассников в школьной системе воспитания».

Объект исследования: Школьная система формирования патриотического сознания у старшеклассников.

Предмет исследования: Педагогические условия организации процесса формирования патриотического сознания у старшеклассников в школьной системе воспитания.

Цель исследования: выявить и теоретически обосновать педагогические условия повышения эффективности формирования патриотического сознания у учащихся 9-11 классов.

В основу исследования положена гипотеза о том, что школьная система формирования патриотического сознания у старшеклассников будет более эффективной, если:

- определить содержание и структуру процесса формирования патриотического сознания у школьников с позиций нравственного, патриотического, гражданского воспитания и с учетом конкретной исторической основы, патриотических и культурных традиций;

- при формировании патриотического сознания у учащихся учитывать единство мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной сфер личности, основываясь на аксиологическом, активно-деятельностном и системном подходах в воспитании;

- в основу формирования патриотического сознания школьников будет положено активное использование различных форм, методов и средств обучения и воспитания.

В соответствии с целью и гипотезой нами были поставлены следующие задачи исследования:

1. Выявить структуру и содержание процесса формирования патриотического сознания у старшеклассников, определить критерии и уровни его сформированности.

2. Обосновать процесс формирования патриотического сознания у учащихся с позиций нравственного, патриотического и гражданского воспитания, обеспечения интериоризации их пропатриотических ценностей, идеалов, норм.

3. Разработать модель школьной системы формирования патриотического сознания у старшеклассников в школьной системе воспитания и экспериментально проверить эффективность ее функционирования.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методыисследования:

- теоретические (анализ, синтез, моделирование, теоретическое обобщение результатов исследования);

- эмпирические (анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы и документов по проблеме исследования, анкетирование, тестирование, беседы с учащимися и учителями, педагогическое наблюдение, фиксирование результатов воспитания, формирующий педагогический эксперимент, математические методы обработки результатов исследования).

Опытно-экспериментальной базой исследования стало За весь период опытно-экспериментальной работы было задействовано 245 человек, в их числе – учащиеся 9-11 классов, их родители, классные руководители, учителя-предметники.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось с 201 по 201гг. и включало три этапа.

I этап (201г. в рамках курсовой работы) – предусматривал теоретический анализ исторической, философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Была предпринята оценка ее современного состояния, определены основные направления работы. Сформулированы тема, цели, задачи, гипотеза исследования; уточнен понятийный аппарат; разработана программа педагогического эксперимента.

II этап (январь-февраль 201г.) – предусматривал проведение констатирующего эксперимента с целью выявления уровня сформированности патриотического сознания у учащихся, на основании чего были обоснованы направления педагогической деятельности и разработаны критерии оценки уровня сформированности патриотического сознания. Сконструирована модель школьной системы формирования патриотического сознания старшеклассников в школьной системе воспитания, осуществлено пилотажное исследование, внесены коррективы в содержание патриотического воспитания школьников.

III этап (февраль-май 201г.) – был посвящен организации и проведению формирующего эксперимента, обработке и анализу полученных данных, систематизации и обобщению результатов исследования, их внедрению в практику школьной системы воспитания. Сформулированы выводы и практические рекомендации.

Практическая значимость. Исследования состоит в том, что разработаны методические рекомендации по системе педагогической работы (учебной, внеурочной/внеклассной, внешкольной) для учителей-предметников и классных руководителей по формированию патриотического сознания у учащихся в новых социально-экономических и политических условиях. Результаты исследования могут быть использованы при планировании воспитательной работы в образовательных учебных заведениях различного уровня, учителями при организации урочной и внеурочной работы на уроках истории, обществознания, права, литературы, классными руководителями во внеклассной работе, в системе внешкольного дополнительного образования.

Основные литературные источники. Конжиев, Н. М. Патриотическое и планетарное воспитание: вопросы теории; Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Макаренко А. С. Воспитание гражданина: педагогические раздумья. Служить Отчизне: список литературы по военно-патриотическому воспитанию детей и молодежи / сост. Ю. Ю. Завьялова; Сухомлинский В. А. О воспитании.

Структура и объем выпускной квалификационной работы. Структура ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

Образец написания заключения курсовой работы[3]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение научно-методической литературы по проблеме использования приема коллажирования в обучении иноязычной речи учащихся основной школы позволило определить роль и возможности использования коллажа для стимулирования иноязычного говорения. М.А.Нефедова, И.А.Зимняя, Л.А.Кандыбович и М.И.Дьяченко придерживаются мнения о том, что коллаж является ярким средством мотивации к изучению английского языка, а коллажирование позволяет разнообразить формы обучения, развивает творческое мышление обучаемых, внимание, стимулирует речевое общение, создает эффект присутствия в ситуации межкультурного общения. Очевидно, что коллажирование требует достаточно много времени для поиска необходимой наглядности, но затраченное время окупается высокой заинтересованностью учащихся в обучении, возможностью формирования культурно-страноведческую компетенцию. Таким образом, сущность коллажа заключается в том, что он является средством стимулирования иноязычной речевой деятельности учащихся. Коллажирование способствует расширению объема усваиваемого на уроках материала, повышается качество обучения учащихся иностранному языку.

Обобщив опыт отечественных и зарубежных педагогов в использовании коллажа на уроках иностранного языка, мы определили виды коллажа, их особенности и рассмотрели требования к их разработке. На наш взгляд более полной и обоснованной является классификация коллажей Б.Д.Мюллера. Следует отметить, что разные виды коллажа рекомендуется использовать на разных этапах обучения иноязычному говорению учащихся.

В исследовании представлена технология использования коллажа для организации речевой деятельности учащихся на уроках иностранного языка. По мнению ведущих методистов и учителей-практиков существует шесть основных этапов разработки коллажа, которые заключаются в оформлении идей, подборе аутентичного материала, обсуждении данного материала, оформлении коллажа, его защите и оценке учителем и учащимся. Мы рассмотрели технологию коллажирования, разработанную Н.А.Суховой, выделив этапы оформления коллажа и основные методические приемы его использования. Этап аналитического изучения содержания блока коллажа является основополагающим разделом процесса коллажирования и способствует совершенствованию умений лигвострановедческого чтения.

Проведение наблюдений за процессом обучения иностранному языку и результаты анкетирования учителей иностранного языка показали, что большинство педагогов владеют методикой использования коллажа для развития иноязычных речевых навыков и умений учащихся, но либо не используют ее, либо используют, но не так часто, так как отдают предпочтение сериям картинок, считая, что для разработки и использования коллажа на уроке необходимо большое количество времени.

Изучение научно-методической литературе по проблеме исследования и знакомство с опытом работы учителей иностранного языка позволило нам разработать серию конспектов уроков английского языка для учащихся 6-9 классов с использование коллажа с целью активизации обучения иноязычному говорению учащихся. Перспективой исследования является апробирование серии конспектов и разработка рекомендаций по эффективному использованию коллажа на уроках иностранного языка.

ПРИЛОЖЕНИЕ И

Наши рекомендации