Киносценарий и его разновидности
Разновидностью кинодраматургии выступает киносценарий – «литературно-кинематографическое произведение, рассчитанное на будущее экранное воплощение, литературная модель фильма, его словесный прообраз» [с.30].
Как правило, сценарии, действительно, более схематичны по сравнению с теми же киноповестями и служат своего рода литературными черновиками еще не готового кинофильма. Сценарий по сравнению с другими литературными жанрами более, если можно так выразиться в нашем контексте, авторитарен, поскольку, уже являясь вербальным прототипом будущего фильма, «представляет собой единственное для всех зрителей, раз и навсегда завершенное звукозрительное воплощение литературного образа» [с.30].
В связи с этим принято выделять две разновидности сценария: кинодраматургический (или литературный) и режиссерский. Литературный сценарий первичен по отношению к режиссерскому.
Вывод по разделу
- Итак, мы выяснили границы определения кинодраматургии и киноповести, акцентировали спецификации их отношений как с кинематографом, так и с литературой.
- Трудность работы с киноматериалов в рамках гуманитарных предметов и в особенности литературы обусловлена спецификой зрительской аудитории, особенностями восприятия киноискусства школьниками, а также недостаточной разработанностью методической базы.
3 Обзор элективных курсов, спецкурсов и факультативов. Пример модуля сквозного спецкурса «Кинотекст. Кинодраматургия. Кинопроза»
Отметим, что примеров спецкурсов по киноискусству, предназначенных для школьников совсем не много. В данном разделе диплома мы прибегаем к элективным курсам для высших учебных заведений, поскольку этот материал небезынтересен и фрагментарно может быть использован педагогами средней школы.
I). Один из спецкурсов разработан преподавателем кафедры философской антропологии философского факультета МГУ, Постниковой Т.В. Спецкурс носит название «Философия кино: от реальности к образу». Данный спецкурс структурирован следующим образом: 1). Цели курса. Уточняется, для кого этот спецкурс предназначен; 2). Обоснование. Этот раздел интересен тем, что в нем Постникова поясняет важность использования своего спецкурса в образовательной практике, указывая, что ее интересуют философские аспекты кино, а не эстетические. В этом же разделе описывается, как будет осуществляться движение мысли по ходу спецкурса: «В курсе предполагается развитие направления от реальности к образу через: (1) семиотику и структурализм, (2) феноменологическую и экзистенциальную философию к (3) антропологии сознания и кинематографического образа» [Постникова, 2009] 3). Общая структура курса, в которой задан тематический корпус. Всего в курсе 6 тем, которые должны быть освещены в течение 36 академических часов. Последнее занятие двухчасовое для консультации перед экзаменом. 4). Организация спецкурса. Описывается техническая составляющая спецкурса, оборудование, необходимое для успешного его проведения. 5). Список литературы к спецкурсу. Обширный список литературы, которая окажется полезной студентам в изучении философской проблематики кино. Корпус включает в себя 52 источника, из которых 16 на иностранном языке. Из чисто киноведческих работ в списке только труды Эйзенштейна, остальные работы — философского характера.
Представляется, что вводить философские критерии интерпретации кинообраза в школе было бы нецелесообразно, однако наблюдения над отдельными фильмами вполне могут послужить основанием для организации обсуждения картин или построения заданий.
II). Спецкурс, разработанный М. Афанасьевой, выпускницей Высших Курсов Сценаристов и Режиссеров включает следующие основания: 1). основные пункты программы кино, включающие:
"-Историю как набор событий
-Отличие кинодраматругии от прозы
-Трёхчастная композиция сценария
-Завязка, развитие, кульминация и финал истории
-Виды историй в зависимости от персонажей
-Создание зрительных образов
-Написание диалогов
-Музыкальность истории" [Афанасьева]
2). Спецкурс Афанасьевой подразумевает "практический подход к драматургии" [там же], итогом такой работы будет попытка написания 10 короткометражных работ и этюдов;
3). Описано, что какие умения и навыки участники спецкусра получат по его завершении. "Вы получите необходимые знания, умения и навыки для создания кинодраматругических произведений малых форм – короткометражных новелл, рекламных роликов, музыкальных видеоклипов и т.д., а также освоите критерии их оценки. Конечный результат – слияние полученных теоретических знаний и практических навыков - самостоятельное написание короткометражного сценария фильма" [там же]. Действительно, этот подход подразумевает превосходство практики и творчества над теоретическими размышлениями.
4). Самый курс предназначен для "студентов факультетов видеопроизводственной и литературной направленностей высших гуманитарных учебных заведений, а также на специалистов, начинающих свою деятельность в сфере кинодраматургии и тесно связанных с ней (сценаристы, режиссёры, рекламные специалисты – копирайтеры и арт-директора и т.д.)" [там же]
5). Данный спецкурс рассчитан на 11 занятий, 45 академических часов. Занятия платные.
Написание собственного мини-сценария как итог работы мы можем также использовать применительно к школьным занятиям. Это еще более актуально, поскольку сейчас школа все чаще обращается к подобным творческим заданиям.
Последующие обзоры наиболее всего приближены к школьной практике, поскольку разрабатывались самими педагогами для школьников среднего и старшего школьного возраста.
III). Спецкурс, разработанный И.И. и Т.И. Юдиными снабжен подробной пояснительной заметкой, в которой разработчики указывают на тесную связь литературы и кинематографа, на синтетичность художественной литературы, на диалогичность каждого из искусств в контексте нашего времени. Авторы своим факультативом прследедуют следующие цели и задачи: "Главная цель спецкурса "Литература и кино" - просветительская, т.е. через обсуждение фильмов-экранизаций литературных произведений мировой классики на уроках-диспутах и уроках-конференциях, обращаясь к сердцу и уму школьников, пробудить в них интерес к чтению, размышлению и сопереживанию, повысить уровень творческого развития, а также способствовать совершенствованию человеческой личности учащихся.
Основными задачами спецкурса "Литература и кино" являются:
·сопоставление фильмов-экранизаций и литературных первоисточников (соответствие замысла режиссера замыслу автора в раскрытии на экране тематики и проблематики, образов и характеров персонажей, жанровой структуры и особенностей поэтики произведения);
·углубление знаний учащихся в области теории и истории мировой художественной литературы;
·расширение понимания школьниками особенностей творческой манеры того или иного писателя, а также времени, событий, поступков и характеров героев экранизируемых литературных произведений;
·развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся;
·повышение общеэстетического уровня культуры чтения; развитие общей эрудиции и образного мышления учащихся» [Юдина]
Этот спецкурс предназначен для школьников 5-11 классов. Рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю) и состоит из двух частей: «I этап - проведение в течение I и II триместров занятий лекционно-семинарского характера; II этап - проведение открытого образовательного события - постановка к концу учебного года (май, III триместр) фильма-экранизации, спектакля» [там же]. Достаточно высокие задачи творческого плана ставят перед собой и пытаются реализовать педагоги, создавая подобный спецкурс. Кроме того, спецкурс предусматривает перечень фильмов, необходимых для просмотра для учеников 5-8 классов и 9-11, соответственно. Работа с кино- или мультипликационным фильмом осуществляется в сопоставлении с текстом-первоисточником. Спецкурс также предусматривает тематический корпус, состоящий из 6 тем. Разработчиками рассчитаны и часы, отведенные на лекционные занятия и семинары. В часовом соотношении практических занятий больше, чем лекционных.
IV).Факультатив, разработанный В.Ф. Нюшковой, учителем русского языка и литературы, как и предыдущий спецкурс, сопровождается примечанием, где обозначается одна из главных проблем, существование которой оправдывает активное использование кинематографа на уроках литературы: «Многие ученики сегодня неохотно читают, предпочитая “посмотреть кино” по тому литературному произведению, которое они должны знать к уроку литературы, и именно учитель литературы чаще других сталкивается с тем, что получает, в лучшем случае, пересказ фильма вместо знания текста. А потому именно учитель литературы должен быть заинтересован в том, чтобы школьники представляли себе, что кино – другой вид искусства, отличный от литературы, и нельзя одно подменять другим” [Нюшкова, 2010]. Курс рассчитан на учеников выпускных классов как подведение итогов работы с литературой в школе. Задачи спецкурса: «– заинтересовать учащихся миром кино, расширить их кругозор, общую и эстетическую культуру, способствовать развитию критического мышления, становлению устойчивых зрительских интересов в области содержательного кинематографа;
– познакомить учащихся с основами киноискусства, показать, что кинематограф – самостоятельный синтетический вид искусства; создать условия для формирования у учащихся навыков зрительской культуры, включающей в себя аналитические умения и навыки, критический подход, творческое восприятие;
– повторить с учащимися на заключительном этапе обучения литературные произведения, изучавшиеся ранее, показать особенности их экранизации; способствовать формированию навыка определять замысел, идейную и/или литературную основы, особенности драматургии кинопроизведения, высказывать суждение о его эстетической ценности» [там же]. Курс рассчитан на 34 учебные недели, «но т. к. просмотр фильма занимает обычно больше одного часа, целесообразно проводить его один раз в две недели по два часа. Предполагается, что за две недели между занятиями школьники должны прочесть художественное произведение, экранизацию которого они будут смотреть и анализировать, и для этого одним из условий выбора литературных произведений был относительно небольшой объем. Второе условие отбора кинематографического материала – новизна предлагаемых фильмов или их нечастый прокат на телевидении, чтобы при просмотре не возникло скуки и не потерялось ощущение свежести восприятия». В программе 17 занятий, 15 из который — просмотры кинофильмов с последующим их сопоставлением с литературными первоисточниками. Первое и последнее занятие — вводная лекция и заключительная, соответственно.
3.1 Обоснование проблематики спецкурса «Кинотекст. Кинодраматургия. Кинопроза» (модуль для 9-11 классов)
Предварительные замечания
Мы живем во время, когда экранные- и видеоискусства заполнили нашу жизнь, и без них само бытие кажется неполноценным, лишенное динамичности и зрелищности. Мы привыкли воспринимать кинематографическое искусство как нечто само собой разумеющееся, все приемы его кажутся нам привычными и обыденными. Возможно, такой эффект стал возможен благодаря тому, что человека с рождения сопровождают видеообразы, вторгаясь в его жизнь хотя бы с экранов телевизоров в виде сериалов, ток-шоу, рекламы и новостей. Хотя все перечисленное нами относится к массовой культуре, тесно сопряженной с обществом потребления, тем не менее тот тезис служит подтверждением того, что видеоискусства стали для нас чем-то обыденным и привычным. А ввиду засилья и популярности массовых фильмов у рядового зрителя (в том числе и у школьника) сложился определенный горизонт «зрительских ожиданий»(по аналогии с термином из тезауруса рецептивной эстетики "горизонт читательских ожиданий"), который значительно осложняет восприятие авторских кинофильмов. Мы, как и другие разработчики спецкурсов в области диалогизма кинематографа и литературы, отмечаем, что кинематографу в нашей системе школьного образования уделено ничтожно мало места. Мы прекрасно осознаем, что качественное восприятие литературного произведения не может быть замещено просмотром экранизации. С другой стороны, без использования экранизаций в школьной практике воспритие и интерпретация того или другого литературного произведения кажется оскудненным. А самая главная проблема, которая нам видится - это отсутствие внимания к кинодраматургии и крайняя недооценка ее в обучающей практике. Поэтому своим спецкурсом мы ставим следующие цели и задачи:
1). повысить зрительскую культуру и способствовать развитию эстетического восприятия школьников посредством введения в элективную программу непрограммных литературных текстов (сценариев и киноповестей), а также экранизаций эти самых произведений;
2). научить школьников находить то общее, что роднит кинематограф с другими видами искусства, в частности, с литературой;
3). дать понимание того, как сопоставлять текст-первоисточник и экранизируемое произведение.
4). развить у учеников умение различать разные типы повествовательности в кинематографе и находить их аналоги в литературных произведениях.
Спецкурс предназначается для страших школьников (9-11 кл.).
Примерная программа (проект) спецкурса выглядит следующим образом:
Тема 1 "Кинематограф как интермедийный вид искусства. Его синтетическая природа"
В ходе этой темы школьникам следует рассказывать примерно то, о чем мы столько подробно писали в первом параграфе методического блока.
Тема 2 "Связь кинематографа с другими видами искусства"
В чем проявляются связи между кинематографом и прочими видами искусства, что есть у кино с прочими видами искусства.
Тема 3 "Монтаж как способ структуризации кинокартины. Монтажный образ мышления всякого искусства"
Эта тема посвящена одной из наиболее увлекательных проблем кинотеории – теории монтажа. Для этого учитель совместно с учениками познакомится с "эффектом Кулешова" и с некоторыми теоретическими изысканиями С.М.Эйзенштейна по данному вопросу. Также немаловажно будет донести до учеников, как монтажный принцип реализован в той же литературе, какими приемами (в помощь пригодится глава из книги Эйзенштейна под названием "Пушкин-монтажер", а также "Пушкин и кино").
Тема 4 "Различные способы повествовательности в кинематографе"
Данная тема служит своего рода обращением к проблеме восприятия кино. Логично начинать с расспросов учеников о том, что они подразумевают под линейным типом повествовательности, под ассоциативным и полифоническим. Если вразумительные ответы не были даны самими учениками, то учителю самому следует дать определения. К тому же нелишним будет приведение кинопримеров в виду кратких фрагментов. После чего учитель дает задание найти аналоги таких типов наррации в литературных произведениях. Как минимум ученики применительно к линейному типу должны вспомнить детективы, к ассоциативному – лирику, а к полифоническому – романы Достоевского (как вариант).
Тема5 "Кинодраматургия и киноповесть как литературно-кинематографические жанры".
Как следует из заголовка темы, учителю с учениками придется внимательно и исследовательски подойти к вопросу, что такое кинодраматургия и киноповесть. Выводом занятий по этой теме послужит осознание того, что кинодраматургические тексты (и киноповесть как их разновидность) могут выступать в качестве эстетически самостоятельных произведений. Для этого можно использовать знакомство с кинодраматургией Сергея Параджанова (как пример поэтического или ассоциативного кинематографа) А.Габриловича ("Коммунист"), произведения которого ближе к полифонически звучащим. Сопроводить знакомство с фрагментами просмотром киноотрывков.
Тема6 "Экранизации как способ режиссерской интерпретации литературных произведений"
Пожалуй, это будет завершительная тема нашего спецкурса. Во-первых, учитель поведает ученикам о том, что такое экранизация. "Плохая" и "хорошая" экранизация. В момент освещения этой темы ученикам важно понять, почему экранизации не могут полностью заместить восприятие литературного произведения, зато осознают, как их использование может повлиять на более лучшее усвоение программных текстов. В качестве учебного материала используем роман Ф.М.Достоевского и фильм Роберта Вине "Раскольников". Ученикам важно будет провести отличия между этими двумя произведениями и понять, как и почему Вине интерпертировал Достоевского именно таким образом.
Результатом работы послужит командная деятельность учеников. Можно будет разделить группу на две половины. Первая половина будет писать литературный сценарий, а вторая – режиссерский. Взаимопроверка, критика и самокритика при такой работе приветствуются.
Итак, мы предоставили ориентировочный вариант факультативной программы для старшей школы, которая смогла бы, по нашему мнению, улучшить понимание кинематографа и других видов искусства в том числе.
В следующем разделе, как и предполагалось, мы опишем эксперименты, которые нам удалось провести во время педагогических практик.