Развитие личности как педагогическая проблема. Факторы развития личности. Биологическое и социальное развитие личности
Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания. Под развитием понимается – объективный процесс последовательных внутренних количественных и качественных изменений во всех сферах личности; ее взросление. Педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют мотивы, интересы, цели, являющиеся результатами социальной жизни. Они определяют облик личности. Таким образом, будучи биологическим существом, человек в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает и развивает в себе социальные свойства и качества.
Факторы:
Основными факторами развития личности являются наследственность, среда и воспитание.
v Наследственность. Человек от рождения наделен природными задатками, т. е. предпосылками к тому или иному виду деятельности. Наследственной основой (генотипом) организма является сложная система относительно независимых элементов – генов.В основе действия гена лежит его способность определять синтез белков. Данное свойство генов оказывает существенное влияние на типологические свойства нервной системы, составляющие основу индивидуально-психологических различий.
v Среда.Человек живет в конкретных общественно-исторических условиях, которые оказывают существенное влияние на его формирование.
Под средой понимается система жизненных условий и обстоятельств, в которых живет человек. Различаются следующие виды среды: а) географическая; б) домашняя; в) социальная. Источником развития для человека служит не все то, что его окружает, а лишь то, что он активно усваивает. Для каждого человека складывается сугубо индивидуальная ситуация развития, и в качестве источников выступают не сами по себе средовые факторы, а его отношение к ним.
v Воспитание. Воспитание осуществляется целенаправленно, по специальным научно обоснованным программам. Воспитательный процесс строится по определенной системе.
Функция воспитания сводится к развитию («запуску») в ребенке механизмов саморегуляции, самодвижения, саморазвития. Во многом человек – творец самого себя. Притом, что определенная программа индивидуального развития заложена уже на генетическом уровне (в том числе физическая и психическая предрасположенность), за человеком остается право развивать себя.
Биологическое и социальное развитие личности:
Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального.
Представители биологизаторского направления, считая личность сугубо природным существом, объясняют поведение человека действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов.
Представители социологизаторского направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т. д.
Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.
14. Аспекты в рассмотрении феномена «образование». Образование как ценность (государственная, общественная, личностная); как общественное явление, как система; как процесс; как результат.
Говоря о ценностях образования, необходимо учитывать три «слоя» ценностей:
· это ценности образования как ценности государственной,
· как ценности общественной,
· как ценности личностной.
Первые две ценности образования отражают коллективную, групповую значимость этого культурного феномена.
Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.
Рассматривая личностную ценность образования, можно выделить следующие культурно-гуманистические функции образования:
v –особый способ вывода текста
v -развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;
v – формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сферам;
v – обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;
v – овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;
v – создание условий для саморазвития творческой индивидуальности и раскрытия духовных потенций.
ДОДЕЛАТЬ
15. Целостный педагогический процесс: сущность, структура, основные характеристики.
Основными характеристиками педагогического процесса являются:
v целенаправленность
v двусторонность
v целостность
Ø Целенаправленность. Все, что окружает человека, с чем он взаимодействует, с чем входит в определенные отношения, влияет на то, каким он станет, какие качества, и свойства личности будут в нем развиваться, формироваться. Все эти влияния могут быть хаотичными и целенаправленными. (Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека).
Ø Двусторонность. С одной стороны, педагог – человек, обладающий определенной системой научных знаний, умений, навыков и специальной педагогической подготовкой, деятельность которого заключается в создании условий для саморазвития личности; в организации различных видов деятельности для образования, развития и формирования личности.
С другой стороны – обучаемый (воспитанник), деятельность которого направлена на принятие или непринятие, в зависимости от правильности и грамотности организации педагогического процесса, тех знаний, норм, ценностей, которые предлагает педагог.
Выделяя из педагогического процесса две стороны, следует подчеркнуть, что они находятся в постоянной взаимосвязи, взаимной зависимости, взаимно обуславливают друг друга.
Ø Целостность педагогического процесса предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства, поведение.
Целостность педагогического процесса рассматривается и внутри подсистемы, например в образовательном учреждении, где все его компоненты проникнуты единством, цельностью.